kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Школьной этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Школьной этап Всерроссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Школьной этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс»

Школьный этап олимпиады по обществознанию 10 класс

Мы рады приветствовать Вас на олимпиаде школьников по обществознанию! Желаем успехов!

Время написания работы –90 минут

ФИО___________________________________________________________


1.По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. За каждый правильный ответ - 2 балла. Всего - 10 баллов

1.1. Вексель, облигация, акция, чек__________________________________________

1.2. Сырьевая, демографическая, энергетическая. _________________________________________

1.3.Публичная власть, территория, суверенитет, налоги и сборы. _____________________________________________

1.4. Авторитет, страх, сила, убеждение ______________________________ 1.5. Либерализм, консерватизм, национализм. ________________________________________________

2.Верны ли следующие суждения? В таблице , напишите «да», если суждение верно и «нет», если суждение не верно (За каждый правильный ответ - 1 балл.Всего-10 баллов):

1.Престиж- уважение к занимаемому человеком социальному положению, сложившееся в общественном мнении

2. Для расчетов уровня жизни по стране используется показатель ВНП в расчете на душу трудоспособного населения

3. Приоритет интересов государства над интересами человека – обязательный признак гражданского общества

4.Религия есть одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.

5. Новаторские предложения могут быть проявлениями девиантного поведения.

6.Познавательная функция науки наиболее полное свое отражение находит в прикладных науках

7.Наступление дееспособности, соответствующей совершеннолетию возможно до достижения 18 лет.

8.Основными индикаторами экономического цикла являются повышение процентной ставки и рост валютного курса.

9.Понятие «альтруизм» логичнее всего противостоит понятию «эгоизм».

10.В Западной Европе, США и России нуклеарные семьи составляют более 70% семей.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10













3.Впишите правильно буквы вместо пропусков в обществоведческие термины. За каждый правильный ответ(правильно написанное слово) - 1 балл.Всего-10 баллов

1. Т( )т (…)л (…)т(…)ризм

2. М ( )нт( )л ( )тет

3.Экз ( )ст( )нц ( )( )лизм

4.Ант( )с( )м( )тизм

5. Д( )скр ( )м ( )нация

6. М (…)р(…)торий

7.(..)гн( )ст (..)цизм

8.К( )нв( )ртируемость

9.Ид( )( )логия

10.Л( )б( )р( )л( )зация


4.Выпишите, какие из перечисленных документов относятся к подзаконным нормативным актам: (За частично правильный ответ и за неправильный ответ - 0 баллов. За правильный ответ-3 балла)

1) Трудовой кодекс РФ

2) Указ Президента РФ

3) Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан

4) Инструкция по заполнению заявления о государственной регистрации юридического лица по ф.11001

5) Положение о порядке замещения государственной гражданской должности

6) Закон РФ «О недрах» Ответ ____________

5.Какой отраслью права регулируются приведенные ниже ситуации? (Всего-5 баллов). По одному баллу за каждый правильный ответ.

1.Орган опеки и попечительства отказал родителям несовершеннолетнего ребенка, пожелавшим изменить его имя

________________________________________________________________

2. Милиционер составил постановление о возбуждении уголовного дела._____________________________________

3.Фирма «Стол-е» отказалась от требования выплатить неустойку _______________________________________

4. Директор в период кризиса на 3 месяца задержал выплату заработной платы административным работникам

________________________________________________________________

5.Группа граждан, протестовавших против прокладки железной дороги по сельскохозяйственным угодьям, организовала пикет и перекрыла движение по магистрали

________________________________________________________________

6. Запишите, какой современный юридический термин может быть использован для описания данной ситуации.. 3 балла

В книге «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищев пишет: «Если идущу мне, нападет на меня злодей и, вознесши над главой моей кинжал, восхочет меня им пронзить, - убийцей ли я почтуся, если предупрежу его в злодеянии и бездыханного его к моим ногам повергну?».



7.О каких обществоведческих понятиях идет речь в высказываниях разных мыслителей? Понятие запишите рядом с высказыванием: .(6 баллов).

А)«вещь самая естественная и в то же время химера» (Вольтер); «Возможно только в математике» (В.Колечицкий);

«никакая сила на земле не сделает его фактом» (Оноре де Бальзак) _________________________________


Б) «пожирает своих детей» (Пьер Верньо ); «варварский способ прогресса» (Жан Жорес); «уничтожает не меньше благ, чем создает» И. Гёте ____________________________________

В) «мать всех наук» Цицерон; «торжествует над горестями прошлого и будущего» Франсуа Ларошфуко;

«поскольку распространяется на всё доступное для человеческого познания, одна только отличает нас от дикарей и варваров» Декарт_________________________________


8.Решите кроссворд: За каждый правильный ответ - 1 балл.Всего-33 балла


1




2







3






4





5
























6










7








8







9






10


11







12




13












14




15



















16






17












18






По горизонтали: 1. Основатель учения, обосновавший необходимость активного вмешательства государства в экономику 3. Русский философ и писатель, основоположник теории «общинного социализма» 4. Течение в античной философии, представители которого отрицали нравственные нормы и жизненные блага 6. Коллегиальный орган 7.Общественное явление, проявляющееся в столкновении сторон, интересов, взглядов 8. Обесценивание денег 10. Регулятор общественных отношений 12. Противник славянофилов 14. Верхняя палата в парламентах ряда стран 16. Крупный землевладелец, крупный собственник

17. Предоставление денежных средств, товаров, услуг в долг на определенных условиях

18. Подвижник, отказавшийся от жизненных благ и наслаждений

По вертикали: 1. Общность точек зрения различных групп населения по определенному вопросу 2. Приверженец идеологии, утверждающей принципы общественной собственности 3. Индивид, на политико-правовой основе связанный с определенным государством 5. Совокупность мифов 7.Немецкий философ, сформулировавший категорический императив 9. Исторически сложившаяся система звуковых, словарных средств, выполняющая функции познания и общения в человеческой деятельности 11. Общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной власти. 13. Древнегреческий философ, один из основателей атомистики 14. Строение, внутреннее устройство чего-либо 15. Сторонник передачи власти ученым, инженерам, техническим работникам


9. Вставьте вместо пропусков соответствующие слова и сочетания слов из приведенного списка. Запишите порядковые номера выбранных вами слов и сочетаний в той последовательности, в какой они идут в тексте. Обратите внимание: в списке слов и сочетаний слов больше, чем пропусков в тексте!

В настоящее время в отечественной …… ведутся дискуссии о…... . Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от……  частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

……. предполагает выделение групп: по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. …….. включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают в обществе……., которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

1.государство

2. страта

3. маргинальные слои

4. философия

5. социальная стратификация

6. социология

7. средний класс

8. социальная мобильность

9. каста

 

10. люмпены


Максимум за задание 3  балла (6 верно заполненных пропусков) 5 верно заполненных пропусков – 2 балла, 4 верно заполненных пропуска  – 1 балл.



10. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Ничто»

Мировоззрение


«Кошелек»

Экономическая инфраструктура


«Невменяемый»

Убеждения


«Порча»

Власть


По 3  баллу  за каждый верно названный термин с  определением. Максимум за задание 12 балла.


11.  Проанализируйте с точки зрения действующего законодательства данные ситуации:

2 балла  за полный ответ с обоснованием на основе законодательства, 1 балл за верный ответ без обоснования.

11.1. Между учениками 9-го класса Смирновым и Поляковым разгорелся спор. Смирнов утверждал, что Президент России может отправить в отставку Председателя Правительства и вместе с ним уходит в отставку само Правительство РФ. Поляков же считал, что отставка Председателя Правительства не влечет автоматической отставки самого Правительства, поскольку Председатель только возглавляет этот орган, в него входят еще много министров, которые несут самостоятельную ответственность за министерство, которым они руководят.

Разрешите этот спор на основе действующего законодательства.

11.2. Веселов и Пастухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Веселов не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища и в это время он будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную  с работниками ЗАГСА дату, Веселов написал доверенность на имя своего близкого друга Аринина, в которой уполномочивал его на заключение брака с Пастуховой от имени Веселова.

Как Вы думаете, будет ли зарегистрирован брак ? Ответ обоснуйте.

Ответы


Олимпиада по обществознанию для 10 классов.


1

По какому принципу образованы ряды? Назовите понятие, общее для приведенных ниже, объединяющее их. (10 баллов ) По 2 балла за каждый верный ответ.

ценные бумаги 1.2.глобальные проблемы 1.3.признаки государства 1.4.ресурсы (источники) власти

1.5. политические идеологии

10

2

Верны ли следующие суждения?10 баллов, по 1 баллу за каждый верный ответ.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Да

Нет

Нет

Да

Да

Нет

Да

Нет

Да

Да


10

3

Впишите правильно буквы вместо пропусков в обществоведческие термины.(30 баллов. 1 за каждый верно заполненный пропуск


Тоталитаризм

Менталитет

Экзистенциализм

Антисемитизм

Дискриминация

Мораторий

Агностицизм

Конвертируемость

Идеология

Либерализация


30

4

Отметьте, какие из перечисленных документов относятся к подзаконным нормативным актам: (3 балла) 2,4,5


3

5

Какой отраслью права регулируются приведенные ниже ситуации? (5 баллов). По 1 баллу за каждый правильный ответ

Семейное

Уголовно-процессуальное

Гражданское

Уголовное

Административное


5

6

3 балла за правильный ответ

Необходимая оборона (самозащита)

3

7

По 2 балла за каждый верный ответ

А) равенство

Б)революция

В)философия

6

8

Решите кроссворд: 33 балла по 1 баллу за каждый верный ответ


е

й

н



0


О


Е

Р

Ц

Е

Н

И

Н

И

З

Р


С

И


И

А

Е

А

Ф

Ж

Н

Л

О

Д

С

И

Л

А

У

С

О

Н

о

в

Е

Т

Г

И



И

О

Н

Ф

Л

И

К

Т

Н

Ф

Л

Я

Ц

И

А


З

Н

Ы

10Т

Р

11А

Д

И

Ц

И

Я


12З

А

П

А

13Д

Н

И

К


Н



Е


А


14С

Е

Н

А

15Т

М

Р

Т


Е

О

Х

Р

Х

К

И

У

Н

Р

З

К

О

И

16М

А

Г

Н

А

Т

17К

Р

Е

Д

И

Т


У

Р


Р

А

18А

С

К

Е

Т


33


Всего баллов 33



9.В настоящее время в отечественной 6 ведутся дискуссии о 7. Качественными критериями здесь выступают уровень доходов, стандарты поведения и потребления, уровня образования, владение материальной или интеллектуальной собственностью. Значимой характеристикой является сравнительно высокий уровень материальной обеспеченности, что делает их достаточно автономной и относительно независимой от 1 частью населения, что в условиях российской действительности пока невозможно.

5 предполагает выделение групп по месту жительства, по времяпровождению, по любительским интересам, по склонностям к определенным свободным видам деятельности. 2 включает в себя множество людей, общим признаком которых могут являться производственные, политические, демографические и другие характеристики.

Особое место занимают 3 в обществе, которые характеризуются признаками потери ориентации в жизни. Например, утратив связь с прежней группой (выходцы из села), они долгое время не могут принять ценности и правила поведения городских жителей. Сюда также можно отнести инвалидов, безработных, лиц без места жительства и определенных занятий.

Максимум за задание 3  балла (6 верно заполненных пропусков) 5 верно заполненных пропусков – 2 балла, 4 верно заполненных пропуска  – 1 балл.

10. Перед вами таблица. В первой ее колонке помещен дословный перевод латинских и греческих слов, от которых образованы термины, известные вам из курса обществознания. Во второй колонке указаны общественные явления, с которыми эти термины связаны. Закончите заполнение таблицы  и впишите в последнюю колонку сами термины и их значения. В случае многозначности термина, указать его значение по отношению к тому общественному явлению, которое указано в таблице.

Ответ:

Перевод латинского и греческого термина

Общественные явления

Термины и их значения

«Ничто»

Мировоззрение

Нигилизм - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной и государственной жизни

«Кошелек»

Экономическая инфраструктура

Биржа - организационно оформленный и регулярно функционирующий рынок.

«Невменяемый»

Убеждения

Фанатик – человек, отличающийся страстной преданностью своим убеждениям, соединенной с крайней нетерпимостью к чужим взглядам и стремлениям. (Допускается ответ «фанатизм» с соответствующим определением.)

«Порча»

Власть

Коррупция - использование служебного положения в личных целях.

По 3  баллу  за каждый верно названный термин с  определением. Максимум за задание 12 балла.




11.Ответ:

11.1. Прав Смирнов, т.к. на основе ст. 117 Конституции РФ и ст.7 ФКЗ «О правительстве Российской Федерации» Председатель Правительства Российской Федерации освобождается от должности Президентом Российской Федерации. Освобождение от должности Председателя Правительства Российской Федерации одновременно влечет за собой отставку Правительства Российской Федерации.

11.2. Нет, брак не будет зарегистрирован, т.к. на основании Семейного кодекса Российской Федерации (ст.11) обязательным условием заключения брака является личное присутствие лиц, вступающих в брак. Максимум за задание 4 балла.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Школьной этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию 10 класс

Автор: Буканова Галина Петровна

Дата: 18.10.2019

Номер свидетельства: 523135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Анализ участия в региональном этапе Всероссийской олимпиады школьников по технологии 2014 года."
    ["seo_title"] => string(92) "analizuchastiiavrieghionalnometapievsierossiiskoiolimpiadyshkolnikovpotiekhnologhii2014ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "319335"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1460804132"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 КЛАСС"
    ["seo_title"] => string(83) "vsierossiiskaia_olimpiada_shkol_nikov_po_obshchiestvoznaniiu_shkol_nyi_etap_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "343916"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1473923546"
  }
}
object(ArrayObject)#850 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Индивидуальный маршрут занятий для подготовки ученика к олимпиадам различного уровня по истории и обществознанию"
    ["seo_title"] => string(112) "individualnyimarshrutzaniatiidliapodghotovkiuchienikakolimpiadamrazlichnoghourovniapoistoriiiobshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "256681"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448198131"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(270) "«Интерактивная образовательная среда : модель организации исследовательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве»."
    ["seo_title"] => string(159) "intieraktivnaia-obrazovatiel-naia-srieda-modiel-orghanizatsii-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-sovriemiennom-obrazovatiel-nom-prostranstvie"
    ["file_id"] => string(6) "267328"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1450357059"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства