Просмотр содержимого документа
«ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 КЛАСС»
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 КЛАСС
Часть А. Тестовые задания (выбор ответа, краткий ответ № 1-15)
(Время выполнения 25 минут)
1.Какой из примеров иллюстрирует взаимодействие природы и общества?
создание славянской азбуки
подсечно-огневое земледелие
сбор дани с подвластных племен
написание свода законов «Русская правда»
2.Переход к постиндустриальному обществу характеризуется
формированием рыночной экономики
ограничением социальной мобильности
расширением возможностей массовой коммуникации
организацией массового промышленного производства
3.Верны ли следующие суждения об общественном прогрессе?
А. Понятия «прогресс» и «регресс» объединяет представление о направленности общественного развития.
Б. Современные представления о прогрессе доказывают его противоречивость
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
4.Общество – это
1) часть света или территория, на которую распространяется суверенитет государства,
2) политическая организация, состоящая из органов власти,
3) социальная организация жизни людей в стране.
4) один из видов этноса
5.К числу социальных последствий НТР относится:
1) уменьшение среднего класса
2) снижение затрат на образование
3) рост требований к подготовке специалиста
4) увеличение продолжительности рабочего дня
6.Человека от животного отличает
инстинкт самосохранения
наличие чувств
забота о потомстве
способность трудиться
7.К практической деятельности относится
производство материальных благ
познание законов развития природы
формирование религиозных представлений о мире
сочинение музыки
8. Верны ли следующие суждения о познании?
А. Сознание управляет нашими контактами с внешним миром.
Б. Сознание и деятельность тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
9. Философ Сократ говорил: “Я знаю, что я ничего не знаю”. В чем смысл этого высказывания?
1) я знаю о своем незнании
2) я ничего не знаю
3) я знаю мало
4) я хочу все знать
10.Дополните приведенный перечень биологических потребностей человека: в сне, заботе о потомстве, в поддержании теплового баланса, …:
1) в общении отдыхе
2) в уважении
3)в труде
4) в воздухе
11. Принц Уэльский – это статус:
1) экономический
2) политический
3) предписанный
4) достигаемый
12. Какая социальная группа выделена по поселенческому (территориальному) признаку?
1) православные
2) украинцы
3) русские
4) москвичи
13. Верны ли суждения о социальных конфликтах?
А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит соперничество.
Б. При частичном разрешении конфликта сохраняются условия для его продолжения.
1) только А
2) только Б
3) и А, и Б
4) ни А, ни Б
14. Демократическая (партнерская) семья в отличие от патриархальной (традиционной) характеризуется
1) совместной деятельностью
2) наличием общей цели
3) совместным принятием решений
4) общностью быта
15. Петров идет на выборы в Государственную Думу, он играет социальную роль
1) труженика
2) покупателя
3) семьянина
4) гражданина
Часть В. Задания с кратким ответом. (Время выполнения 10 минут).
1 задание. Распределите перечисленные ниже признаки следующим образом: три первые позиции должны характеризовать экономическую сферу общества, три последующие – политическую сферу общественной жизни. Цифры в каждой тройке запишите в порядке возрастания.
Инфляция
Победа на выборах оппозиционной партии
Митинг в защиту Конституции
Снижение темпов промышленного роста
Введение налога с продаж
Учредительный съезд партии
Ответ: ________________________.
2 задание. В приведенном ниже списке указаны черты сходства и различия племени и нации. Выберите и запишите в таблицу сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт различия.
«Россия – огромная многонациональная страна. Она состоит из более 100 больших и малых этнических общностей. С распадом СССР старая система ценностей в глазах молодежи была дискредитирована, а новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не вошли в массовое сознание. В этих условиях нашлись политические деятели, национальные лидеры, которые «делали ставку не на поиски оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества, а на всякое раздувание национализма и сепаратизма», используя различные способы манипуляции сознанием молодежи. Молодежь, попавшая под националистическое влияние, «принимает все на веру, некритически, она способна уверовать в любую несуразицу, клевету на другой народ»…
Межнациональные конфликты в нашей стране имеют различные причины и протекают по разному… Но как бы ни протекали эти конфликты, они ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты. С другой стороны, эти конфликты (особенно вооруженного характера) неизбежно так или иначе воздействуют на общество и самое главное на самих молодых людей, подпитывая в них агрессию. Так, насилие становится фактом общественного сознания, повергает народы в состояние взаимной подозрительности, неустойчивости и страха. Насилие или даже его угроза делают ситуацию еще более трудно управляемой и непредсказуемой.
В условиях многонационального государства, каковым является Россия, под воздействием объективных факторов периодически возникают мощные миграционные потоки. В результате чего молодым людям постоянно приходится вращаться в инонациональной среде».
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.
3 задание ответ: формы правления, республика, президентская, парламентская, смешанная, конституционная - 6 баллов, за правильный ответ по 1 баллу.
4 задание -1 балл за правильный ответ
Черты сходства
Черты различия
1
2
3
4
Часть С. Максимум 10 баллов
1. Какие два социальных условия, по мнению авторов, позволили отдельным национальным лидерам манипулировать сознанием молодежи?
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе должны быть названы следующие социальные условия, сложившиеся с распадом СССР:
дискредитация старой системы ценностей в глазах молодежи
новые политические ценности, основанные на принципах демократии, еще не внедрились в массовое сознание
Названы два условия
2
Названо одно условие
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
2. На какие опасные последствия межнациональных конфликтов указывают авторы? Назовите любые три последствия.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
Правильный ответ может отражать следующие последствия:
- межнациональные конфликты ограничивают сферу общения между молодежью различных национальностей, вызывают у молодых людей настороженность, затрудняют межнациональные контакты;
-межнациональные конфликты воздействуют на общество и молодых людей, подпитывая в них агрессию;
-насилие становится фактом общественного сознания (подозрительность, страх и т.п.)
- ситуация в обществе становится трудноуправляемой, непредсказуемой
Названы три последствия
2
Названы два последствия
1
Названо одно последствие ИЛИ ответ неправильный
0
Максимальный балл
2
3.Авторы обращают внимание на конфликты как на одно из проявлений межнациональных отношений. Этим межнациональным отношения в современной России далеко не исчерпываются. Опираясь на знания курса и личный опыт, приведите три примера межнационального взаимодействия другого характера.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В ответе могут быть приведены следующие примеры: сотрудничество (совместная работа) представителей разных народов России в решении важных социальных проблем; межнациональное общение в быту, повседневной жизни. Трудовой деятельности, основанное на взаимном уважении; развитие и взаимное влияние национальных культур; рост числа межнациональных браков.
Могут быть приведены иные имеющие основания примеры
Приведены три примера
3
Приведены два примера
2
Приведен один пример
1
Ответ неправильный
0
Максимальный балл
3
4. Опираясь на текст и знание курса, сформулируйте три принципа, на основе которых должны строиться межнациональные отношения в многонациональном государстве.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
Баллы
В правильном ответе могут быть сформулированы следующие принципы:
1) доброжелательность
2) интерес к национальным ценностям других народов;
3) поиск оптимальных механизмов взаимодействия и сотрудничества;
4) отказ от националистических и сепаратистских идей;
5) отказ воспринимать непроверенную негативную, порой клеветническую информацию о другом народе