Творческие самостоятельные задания как условия самореализации личности учащихся на уроках обществознания
Творческие самостоятельные задания как условия самореализации личности учащихся на уроках обществознания
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческие самостоятельные задания как условия самореализации личности учащихся на уроках обществознания »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
Творческие самостоятельные задания
как условия самореализации личности учащихся на уроках обществознания
Автор: Распутина Ольга Геннадьевна,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 5 г.Тайшета
2014 год
Школьные годы - это годы становления личности. Главная задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить условия для формирования творческой индивидуальности учащихся. Как же построить учебную деятельность школьников, чтобы максимально раскрыть их творческие способности? Важное условие успешного развития творческого мышления учащихся – наличие у них общей культуры мышления, поэтому учебная деятельность на уроке направлена, прежде всего, на развитие интеллектуальных умений учащихся: умений анализировать, синтезировать, находить причинно – следственные связи, обобщать, делать выводы, классифицировать, сравнивать, выделять главное. Кроме этого, в творческой учебной деятельности используются такие интеллектуальные способности, как любознательность, способность к разработке гипотезы, беглость мысли, оригинальность мышления, легкость ассоциирования. Развитие этих интеллектуальных способностей, характеризующих креативность учащихся, осуществляется в учебно-воспитательном процессе школы через образовательные технологии, в том числе исследовательский подход в обучении.
Один из способов развития творческого мышления учащихся на уроках обществознания – включение в содержание учебно-воспитательного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в творческой деятельности, в научном поиске, при создании произведений искусства, в руководящей работе, работе с детьми – здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от учащихся большой самостоятельности мышления. В традиционном же обучении в основном используют задачи конвергентного типа: условия таких задач предполагают существование лишь одного верного ответа, который может быть вычислен путем строгих логических рассуждений на основе использования усвоенных правил, алгоритмов, законов.
Задания творческого характера, направленные на развитие индивидуальности учащихся, могут служить и средством диагностики. Творческие задания, включенные в текущий, промежуточный и итоговый контроль, мы оцениваем отдельно от других контрольно-диагностических заданий, они не влияют на общую отметку ученика по истории и обществознанию.
Составление оценочной шкалы уровня развития творческих способностей класса представляет собой задачу повышенной трудности.
Во-первых, это связано с тем, что результат развития творческого потенциала школьников зависит от наличия этого потенциала, то есть от психических, культурных задатков учащихся. Трудно развивать то, чего, быть может, нет.
К тому же, по некоторым данным психолого-педагогических исследований, в обществе истинно творческие люди составляют не более 20%, поэтому к развитию творческого мышления учащихся можно лишь стремиться.
Во-вторых, отсутствует единство учителей в понимании сути заданий творческого характера: в школьной жизни под творчеством учащихся зачастую понимают красивое оформление кроссвордов, театральную инсценировку, поиск информации для подготовки сообщения на уроке, удачные детские рисунки и так далее. В нашем понимании экспертная деятельность учителя должна быть ориентирована на оценку развития нетривиального мышления учащегося, его научно-исследовательских навыков, умений выполнять творческие задания по предмету.
Анализ некоторых учебных программ по обществознанию общеобразовательной школы показал, что развитие креативных способностей не является основной целью предложенных программ и, следовательно, в них не отведено достаточного времени на обеспечение должного уровня развития творческого мышления, творческого воображения и применения методов творчества в процессе выполнения предложенных заданий. Содержащиеся в учебных курсах творческие задания в основном направлены на развитие интуиции учащихся, нахождение нескольких вариантов ответов. Творческая деятельность школьников ориентирована на использование преимущественно методов перебора вариантов, аналогию, некоторых приемов фантазирования. Но программы в целом не предусматривают развитие креативных способностей учащихся через целенаправленное выполнение творческих заданий. Также в учебные курсы не включены задания, содержащие противоречия, и не предполагается обучение выполнения такого типа творческих заданий.
С целью более рациональной организации самостоятельной работы над заданиями, а также экономичного использования времени на уроке я использую рабочие тетради по обществознанию. В них представлена свернутая информация в виде опорных схем, необходимых для выполнения заданий рисунков, памяток и других справочных материалов. Систематизированная по уровням сложности картотека творческих заданий, позволяющих информационно не перегружать детей, а также привлекать к сотрудничеству родителей учащихся, восполняющая пробел литературы – все это способствует повышению творческой продуктивности школьников, позволяет корректно использовать систему творческих заданий педагогами.
Эффективное обучение на уроках обществознания строится на определенных методиках, которые помогут не только приобрести знания, но также развить социальные и интеллектуальные навыки, необходимые гражданам современного демократического общества.
Педагогические формы и методы включают в себя совместную групповую работу, моделирование, ролевые игры, дискуссии, индивидуальные и групповые проекты. Эти методы обучения не только повышают интерес учеников к обществознанию, но и обеспечивают более глубокое усвоение содержания учебного материала и выработку гражданских навыков.
Вот уже несколько лет мои ученики проходят серьезные итоговые испытания в виде Единого Государственного экзамена. Такая проверка образовательных достижений позволяет контролировать знания и умения учеников выпускных классов. Введение ЕГЭ – это утвердившийся факт, никуда от этого не деться. Контрольные измерительные материалы включают в себя классические тестовые задания с выбором правильного варианта ответа из четырех предложенных, с открытым кратким ответом, а также задания с развернутым ответом, предполагающие различные виды деятельности: анализ источника, систематизация материала, представление общей характеристики, сравнение событий, явлений, анализ версий. Поэтому, при выполнении тестов ученикам необходимы навыки творческого мышления. Используя в работе определенную систему, у детей вырабатывается позитивное отношение к тестам. Начиная с простых заданий, которые используются на уроках, у учеников создается ситуация успешности, доброжелательный эмоциональный фон.
Для того чтобы работать с тестами, нам учителям необходимо знать, какие знания и умения помогут контролироваться такими заданиями.
В процессе обучения я предлагаю детям выполнить различные тесты.
1. Базисные тесты. Этот вид тестирования проводится после завершения изучения каждого раздела. Их главная задача состоит в том, чтобы закрепить у ребят знание основных ключевых понятий и терминов, фактов, дат, имен.
2. Текущие тесты. Это тесты, которые мы используем для контроля знаний и умений учащихся при изучении какой-либо отдельно взятой темы, параграфа. Такой вид работы особенно хорошо использовать для проверки текущих знаний на уроке для всего класса в целом, а возможно и для отдельно взятых учеников.
3. Итоговый тест. Такой вид работы проводится, как правило, по итогам четверти или полугодия. Особенность такого теста состоит в том, что результаты работы показывают не только уровень усвоенных учениками знаний, но и дают мне общее представление о том, какие темы или вопросы оказались для ребят более сложными и вызвали затруднение. У преподавателя имеется возможность подкорректировать поурочное планирование, доработать какие-то вопросы, возможно, уделить им больше внимания. Но главная задача состоит в том, чтобы выяснить уровень усвоения учащимися учебного материала за достаточно длительный срок и по нескольким темам сразу.
Для групповой и индивидуальной работы может быть использован прием « кластер».
Этот метод помогает учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Методика составления кластера достаточно проста:
написать ключевое слово или предложение на бумаге
записывать слова или предложения, которые приходят на ум по данной теме
выписывать можно столько идей, сколько захочется.
На уроках обществознания большим успехом у учеников пользуется составление синквейна. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации. Так как в любой теме много ключевых понятий и терминов, то для более глубокого их понимания и используется синквейн.
Для погружения учащихся в тему можно применять метод слов-ассоциаций по ранее изученному или новому вопросу.
На уроках учащимся как можно больше надо предлагать разнообразных творческих заданий. В моем арсенале их немало: кроссворды, ситуация-сценка, соцопрос, анкетирование, творческое перо, анаграммы, письмо к… и так далее. Таким образом, правильно подобранные вопросы и задания помогут учащимся сконцентрировать свое внимание на важнейших темах изучаемого материала, развивать творческое мышление, повысить активность на уроке.
Творчество – это способность удивляться и познавать, умение находить решения в нестандартных ситуациях. Это нацеленность на открытие нового и способность к глубокому осознанию своего опыта.
Каждый учитель имеет своё представление о том, что такое творческая одарённость детей. Это представление у каждого из нас складывается на основе понимания творческой одарённости, из опыта общения с детьми, наблюдения за особенностями их развития.
Представления об одарённости меняются в зависимости от потребностей общества. Для различных периодов истории требовались различные виды одарённости: в древние времена особенно высоко ценились способности завоевателей, покорителей других стран; в средние века в западной философии господствовал идеал логического мыслителя; в современную эпоху под одарённостью чаще всего понимают способность преодолевать запутанные жизненные коллизии, умение находить инновационные способы решения проблем. Это очень важное качество в условиях динамично развивающегося и нестабильного мира. Наше время – это время перемен и глобализации. Поэтому становится весьма важным, что, выйдя из стен школы в большой мир, молодые люди должны быть адаптированы к этому миру.
К сожалению, в современной российской системе образования господствующим остаётся подход к обучению, как к усвоению определённой суммы знаний. Очень часто обучение сводится к запоминанию и воспроизведению приёмов, действий, типовых способов решения заданий, к усвоению знаний, умений, навыков. А ведь требования современной ситуации таковы, что простого обладания суммой знаний недостаточно, необходима постоянная готовность к меняющимся условиям проблемной ситуации и умение рассмотреть её с разных точек зрения, найти наиболее рациональный способ решения. Вот почему развитие творческой способности должно стать краеугольным камнем системы образования, должно целью реализации различных образовательных программ. Такие программы должны содержать специальные задания, которые способствовали бы активизации творческих способностей, общих для самых разных видов деятельности. Кроме того, чем больше мы предоставляем детям возможностей для конструктивного творчества, тем более вероятным становится их позитивное самоопределение в процессе формирования их личностных качеств.