К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Творческая работа "Принципы экологического права"»
Творческая работа
По экологическому праву
Тема «Принципы экологического права»
Работу выполнила учитель истории и обществознания
социальный-педагог МБОУ лицея № 7
Райникова Е.В.
I. Источники экологического права
1. Понятие источников хозяйственного права.
2. Акты федеральных органов.
3. Акты субъектов Российской Федерации.
4. Акты органов местного самоуправления.
5. Международные акты.
6. Экологическое законодательство.
К источникам экологического права относятся нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирующие экологические отношения. Исходя из юридической силы актов, предусматривающих правовые нормы, источники экологического права можно разделить на группы.
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории страны. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
К ведущим актам федеральных органовотносится:
Федеральные конституционные законы. Конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. В течение четырнадцати дней принятый федеральный конституционный закон подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
Федеральные законы. Федеральные законы принимаются Государственной Думой большинством голосов от общего числа депутатов Думы и передаются (в течение пяти дней) на рассмотрении Совета Федерации. Принятый федеральный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом РФ и обнародованию;
Акты Федерального Собрания. (декларации, положения, постановления и др.)
Подзаконные федеральные акты:
указы, распоряжения Президента Российской Федерации;
постановления, распоряжения Правительства Российской Федерации;
нормативные акты министерств и других центральных органов;
приказы, постановления, инструкции иных федеральных органов исполнительной власти.
К актам субъектов Российской Федерации относят законы и подзаконные акты субъектов Российской Федерации.
Законы субъектов Российской Федерации:
Конституции, уставы субъектов федерации;
Законы субъектов федерации.
Подзаконные акты субъектов Российской Федерации:
Указы, распоряжения высших должностных лиц субъектов федерации;
Постановления, распоряжения правительств(администраций) субъектов Российской Федерации;
Приказы, постановления иных органов субъектов Российской Федерации.
Акты органов местного самоуправления – нормативные акты местной администрации, действующие только на территории муниципального образования.
Виды актов местного самоуправления:
Распоряжения;
Решения.
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, ратифицированные Россией, - составная часть ее правовой системы. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора ( часть четвертая ст. 15 Конституции РФ)
Ключевые нормативные акты в области экологического права:
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.93 ( с изменениями от 2014 г.)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. От 23.07.2008);
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (в ред. от 30.122008);
Федеральный закон « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ ( в ред. От 23.07.2008);
Федеральный закон « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 № 26-ФЗ (в ред от 23.07.2008);
Федеральный закон « Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ (в ред. От 03.12.2008);
Федеральный закон « О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ ( в ред. От 03.12.2008);
Федеральный закон « Об использовании атомной энергии» от 21.11. 95 № 170- ФЗ ( в ред. От 23.07. 2008);
Федеральный закон « О континентальном шельфе» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. 18.072008);
Закон Российской Федерации « О недрах» от 21.02.92 № 2395-1 ( вред. От 23.07.2008);
Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (в ред. От 14.07.2008);
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ ( в ред. От 25.12.2008);
Другие нормативно-правовые акты.
II. Нормы экологического права и экологические правоотношения. Источники экологического права. Принципы экологического права.
Нормы права относятся к разряду социальных норм. Норма права - это мысль, высказывание о должном или дозволенном поведении. Нормы фиксируют то, что должно быть. Согласно теории государства и права норма права - это волевое, общеобязательное, формально определенное правило поведения, регулирующее общественные отношения путем предоставления прав и возложения обязанностей, соблюдение которого обеспечено возможностью государственного принуждения.Нормами экологического права следует считать правила поведения, регулирующие отношения людей по поводу охраны и использования окружающей природной среды.
Нормы экологического права делятся на три группы:
1) отраслевые (охрана и использование отдельных природных объектов - земли, недр, вод, лесов и т.д.);
2) комплексные (охрана и использование природных комплексов, природной среды в целом);
3) экологизированные (нормы других отраслей права - административного, уголовного и др.).
Классификация норм права в целом может быть осуществлена по разным признакам, основаниям:
1) по предмету правового регулирования, т.е. в зависимости от регулируемых отношений нормы права подразделяются на отрасли;
2) по специфически юридическим функциям или по их роли в правовом регулировании:
регулятивные (управомочивающие, обязывающие и запрещающие);
охранительные - предусматривающие меры реагирования на нарушения субъективных прав и обязанностей, устанавливают меры принуждения, юридической ответственности за правонарушения, меры защиты нарушенных прав); специализированные (нормы специального действия), т.е. нормы о нормах (дефинитивные - содержащие легальные определения терминов, коллизионные - рассчитанные на случаи, когда две или более нормы несовпадающего содержания претендуют на то, чтобы быть примененными к одному и тому же случаю, и оперативные - которые отменяют действие других норм, продлевают их действие или распространяют действие на более широкий круг субъектов или отношений).
По характеру обязательности нормы подразделяются на:
императивные - носящие категорический характер, требование которых не может быть изменено;
диспозитивные - предоставляющие участникам отношений право самим путем соглашения определять круг и объем прав и обязанностей.
С точки зрения содержания выделяются технико-юридические нормы, нормы технического содержания. По форме это юридические нормы, по содержанию - технические правила (СанПиНы, СНиПы и т.п.). В экологическом праве выделяются также по содержанию юридического предписания следующие виды норм:
нормы-принципы - закрепляют основополагающие начала охраны окружающей среды;
нормы-приоритеты - устанавливают правовые преимущества в охране и использовании одних объектов перед другими в интересах обеспечения качества природной среды;
нормы-правила - содержат экологические требования-императивы применительно к конкретной сфере экологических отношений.
Экологические императивы по своему содержанию подразделяются на следующие виды: предупредительные, запретительные; восстановительные (компенсационные); карательные; поощрительные; управомочивающие; разрешительные; обязывающие.
Правоотношение - это возникающее в соответствии с требованиями норм права общественное отношение, участники которого имеют субъективные права и юридические обязанности, гарантируемые государством.
Экологические правоотношения - общественные отношения, возникающие в сфере взаимодействия общества и природы и урегулированные нормами экологического права. Основаниями возникновения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты - это конкретные жизненные факты, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правовых отношений. По волевому признаку все юридические факты делятся на события и действия. События - такие юридические факты, наступление которых не зависит от воли субъектов правоотношения (например, стихийные бедствия). События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли кого-либо) и относительные (связаны с действиями человека). Действия - это факты, которые зависят от сознания и воли людей. Причем бездействие - это пассивное действие с точки зрения юриспруденции. Действия подразделяются на правомерные (или позитивные) и неправомерные (или негативные), что есть правонарушения. Надо отметить, что действие - это наиболее распространенное основание возникновения экологических правоотношений. Содержание правоотношений составляют субъективные юридические права и обязанности. Субъективное право - это мера дозволенного поведения, обеспечиваемая государством. Юридическая обязанность - это мера должного поведения, обеспеченная государством.Содержание прав и обязанностей в конечном итоге зависит от состава участников правоотношения и объекта этого отношения.
Субъектами экологических правоотношений являются:
государство - в лице компетентного органа;
юридические лица;
физические лица, воздействующие на природную среду с целью ее потребления, использования, воспроизводства либо охраны;
хозяйствующие субъекты - предприятия, учреждения, организации, воздействующие на природную среду, в том числе граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, а также граждане, осуществляющие общее или специальное природопользование.
По содержанию прав и обязанностей все субъекты экологического правоотношения подразделяются на четыре категории:
природопользователи - носители прав и обязанностей по рациональному использованию природных ресурсов и охране природной среды;
органы представительной и исполнительной власти, специально уполномоченные органы государства, имеющие право на регулирование использования природных ресурсов и на контроль за охраной природной среды;
общественные объединения экологического профиля;
органы судебно-прокурорского надзора, осуществляющие надзор за законностью экологических правоотношений.
Объектами экологических правоотношений являются природные объекты и комплексы.
Источники экологического права. Нормативные правовые акты являются одним из источников права в науке юриспруденции наряду с другими источниками (правовые обычаи, судебные прецеденты). Нормативные акты подразделяются на две основные группы: законы и подзаконные акты.Источниками права являются: международные документы, Конституция РФ; конституционные законы; федеральные законы; акты Президента РФ (указы, распоряжения); акты Правительства РФ (постановления, распоряжения); нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законодательство субъектов РФ: конституции, уставы субъектов РФ; законы субъектов РФ; акты глав субъектов РФ; акты органов исполнительной власти субъектов РФ; акты местного самоуправления.Конституция РФ. Нормы Конституции РФ можно разбить на две группы: первая - непосредственно посвященная экологическим отношениям, вторая - опосредованно участвующая в их регулировании. К первой относятся ст. 9, 36, 42, 58, 72; ко второй - ст. 1, 2, 7, 8, 17-19, 45-48, 57. Согласно Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, которые являются основой устойчивого развития, жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации.Среди относящихся к экологическому праву законов России нужно отметить Федеральный закон "Об охране окружающей среды".Он определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.Этот Закон регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.Данный Закон содержит понятия, являющиеся основными понятиями экологического права, и основные принципы охраны окружающей среды, объекты охраны окружающей среды. Законом установлены полномочия органов государственной власти РФ и субъектов РФ в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, полномочия органов местного самоуправления, права и обязанности граждан, общественных объединений и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" определил методы экономического регулирования в области охраны окружающей среды, определил нормативы в области охраны окружающей среды и порядок их установления: нормативы качества окружающей среды, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение, нормативы допустимых физических воздействий на окружающую среду, нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Законом установлены требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, условия охраны редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов, зеленого фонда городских и сельских поселений, редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, задачи государственного экологического мониторинга и экологического контроля. Отдельные главы Закона посвящены научным исследованиям в области охраны окружающей среды, основам формирования экологической культуры, ответственности за экологические правонарушения, международному сотрудничеству в области охраны окружающей среды.
Данный Закон имеет также немаловажное значение в вопросе соотношения экологического права с другими смежными отраслями права. Согласно его ст. 2 отношения, возникающие в области охраны окружающей среды как основы жизни и деятельности народов, проживающих на территории Российской Федерации, в целях обеспечения их прав на благоприятную окружающую среду регулируются международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.Отношения, возникающие в области охраны и рационального использования природных ресурсов, их сохранения и восстановления, регулируются международными договорами Российской Федерации, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, животном мире, иным законодательством в области охраны окружающей среды и природопользования.Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством.22 августа 2004 г. Федеральным законом N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований" были внесены изменения в Закон РФ "О недрах", Федеральный закон "Об особо охраняемых природных территориях", в Водный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "Об экологической экспертизе", в Лесной кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления", в Федеральный закон "Об охране атмосферного воздуха", в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и во многие другие законы. Изменения касались в первую очередь компетенции между федеральными, региональными органами государственной власти, а также органами местного самоуправления, в том числе в области охраны окружающей среды и природопользования.
Список использованной литературы:
Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12.12.93 ( с изменениями от 2014 г.)
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (в ред. От 23.07.2008);
Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.95 № 174-ФЗ (в ред. от 30.122008);
Федеральный закон « О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.99 № 52-ФЗ ( в ред. От 23.07.2008);
Федеральный закон « О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» от 23.02.95 № 26-ФЗ (в ред от 23.07.2008);
Федеральный закон « Об особо охраняемых природных территориях» от 14.03.95 № 33-ФЗ (в ред. От 03.12.2008);
Федеральный закон « О животном мире» от 24.04.95 № 52-ФЗ ( в ред. От 03.12.2008);
Федеральный закон « Об использовании атомной энергии» от 21.11. 95 № 170- ФЗ ( в ред. От 23.07. 2008);
Федеральный закон « О континентальном шельфе» от 30.11.95 № 187-ФЗ (в ред. 18.072008);
Закон Российской Федерации « О недрах» от 21.02.92 № 2395-1 ( вред. От 23.07.2008);
Водный кодекс РФ от 03.06.2006 № 74-ФЗ (в ред. От 14.07.2008);
Лесной кодекс РФ от 04.12.2006 № 200-ФЗ ( в ред. От 25.12.2008);
План:
I.Источники экологического права
1. Понятие источников хозяйственного права.
2. Акты федеральных органов.
3. Акты субъектов Российской Федерации.
4. Акты органов местного самоуправления.
5. Международные акты.
6. Экологическое законодательство.
II. Нормы экологического права и экологические правоотношения.
Источники экологического права. Принципы экологического права.