kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Сложные вопросы политики"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Факультативный курс по обществознанию "Сложные вопросы политики" расчитан для  подготовки учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена. факультатив может быть использован  для учащихся 10 или 11 классов. Курс состоит из  разделов: 1. Политика как общественное явление 2. Что и как изучает совремменая наука, 3. История политических идей и учений, 4. Политическая социализация личности, 5. международная политика

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Сложные вопросы политики" »

Министерство образования и науки Российской Федерации Министерство образования Иркутской области

Отдел образования и молодежной политики администрации муниципального образования города Усолье - Сибирское

Муниципальное общеобразовательное учреждение «СОШ №12»

«Сложные вопросы политики»

Авторская педагогическая разработка (адаптационная, комбинаторная, радикальная)

Автор:

Торшина Алёна Александровна Учитель истории и

обществознания МОУ «С0Ш№12»







г.Усолье - Сибирское 2014



Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Политика является важнейшим элементом жизни и культуры. В течение тысячелетий она являлась и сейчас является структурообразующим элементом общества.

Программа настоящего курса ставит своей целью дать старшеклассникам знания, необходимые для выработки собственного мнения о событиях, происходящих в стране, об её истории, которое не зависело бы ни от господствующих установок, ни от политической конъюнктуры.

Политическая наука в современной, реформируемой России имеет особое значение, поскольку от политических позиций подрастающего поколения будет зависеть будущее. Конкретная цель, стоящая перед данным курсом, - формирование у учащихся целостного представления о природе политики, её роли и значении в жизни общества, принципах и механизмах её организации и реализации. Особое внимание уделяется политической структуре российского общества, специфике формирования и функционирования государства, политических партий, общественных движений. Существенный акцент сделан на раскрытие человеческого измерения российской политики; роли в ней политических лидеров и обыкновенных граждан; значения психологических и культурных элементов политической жизни (идеалов, представлений, стереотипов, убеждений, норм, ценностей и т.д.).

Модуль «Сложные вопросы политики» является факультативным курсом, пересекающимся с модулями курса «Обществознания» в 10-11 классах и курсами 10-11 классов Всеобщей истории, где преобладает цивилизационный подход в изучении истории, а также курсом истории России с древнейших времен до конца XX века. При изучении факультативного курса «Сложные вопросы политики» достигается цель углубления и расширения знаний, умений и навыков, полученных при изучении общеобразовательных курсов истории и обществознания, при этом важной целью курса является предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Цели изучения предмета

  • Овладение умениями познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности.

  • Формирование научного мировоззрения и самостоятельных мировоззренческих позиций. Воспитание нравственных качеств, эстетического восприятия мира.

  • Развитие познавательных интересов, положительных мотивов учебной деятельности.

  • Формирование опыта практического применения приобретенных знаний и умений жизнедеятельности.

  • Предпрофессиональная подготовка учащихся, желающих продолжить обучение в ВУЗах по гуманитарным специальностям.

Место предмета в базисном учебном плане

Программа может быть использована в качестве факультативного курса по обществознанию в 10 или 11 классах общеобразовательной школы.

Модуль «Основы политологии» состоит из пяти разделов: 1) «Политика как общественное явление», 2) «История политических идей и учений», 3) «Что и как изучает современная политическая наука», 4) «Политическая социализация личности», 5) «Международная политика».

Формируемые компетенции:

1. ценностно-смысловая компетенция (мировоззрение, ценностные ориентиры ученика, механизмы самоопределения в различных ситуациях);

2. общекультурная компетенция (познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов);

3. учебно-познавательная компетенция (планирование, анализ, рефлексия, самооценка; приемы решения учебно-познавательных проблем);

4. информационная компетенция (поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача);

5. коммуникативная компетенция (навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями);

6.  социально-трудовая компетенция (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя).

Основное содержание программы

Раздел I. ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА (3 часа)

Объект и предмет политологии. Основные категории и понятия науки о политике. Специфика политических законов, их взаимосвязь с другими законами социальной жизни. Методологические основы политологии. Методы, применяемые политической наукой. Природа политических знаний и функции политологии. Место и роль политологии в системе социально-гуманитарных наук. Соотношение политологии с философией, историей, экономической теорией, теорией государства и права, социологией и другими отраслями знаний. Американская, европейская, отечественная и другие политические школы.

Раздел II. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ  (5 часов)

Развитие политической мысли в древних обществах (Древний Восток, Древние Греция и Рим). Формирование политической идеи. Эволюция политических учений античности от мифологических представлений (Гомер, Гесиод) до рационального анализа и историко-политического исследования государства и политической жизни в целом (Сократ, Платон, Аристотель). Учение об идеальном и справедливом государстве Платона. Учение Аристотеля о соотношении этики и политики, о сущности государства и его формах. Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения. Христианская политическая доктрина Августина. Практическая сторона политики у Н. Макиавелли. . Формирование и развитие теории демократии. Развитие политических идей на рубеже XIX–XX веков. Теория рациональной бюрократии М. Вебера.

Политическая мысль России с древнейших времен.

Раздел III. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ (15 часов)

Понятие политики. Ее сущностная характеристика. Политика как общественное явление. Происхождение и природа политики. Ее основные структурные звенья. Функции политики. Взаимоотношения политики с другими сферами общественной жизни. Политика и экономика. Политика и право. Политика и мораль. Научная база политики. Политические теории. Теория власти. Определения власти. Ресурсы власти и их типология. Принципы организации и функционирования политической власти. Понятия «суверенитет» и «легитимность». Типы легитимности. Политическая система общества: понятие, назначение и функции. Ее соотношение с другими системами общества. Типы и формы политических систем. Их структура, элементы и институты. Общие и особенные моменты. Сущность и основные направления осуществления реформ политической системы в России и других странах. Новые видения ее элементов. Неоднозначность и противоречивость политических образований.

Государство как основное звено политической системы. Понятие государства, его происхождение, сущность, социальное назначение и признаки. Основные направления деятельности государства. Функции государства: основные и неосновные, внутренние и внешние. Механизм государства. Характеристики его основных структурных образований. Государственный орган, его признаки, компетенция, властные полномочия, классификация. Местное управление и самоуправление. Абсолютная монархия как форма правления. Конституционная монархия и ее основные виды: дуалистическая и парламентская. Республиканская форма правления и ее основные разновидности: президентская (или дуалистическая) и парламентская. Формы правления. Понятие формы государственного устройства. Унитарная и федеральная формы государственного устройства. Конфедерация.

Понятие политической элиты. Решение проблемы политической элиты в современном обществе: особенности формирования и динамика развития. Основные виды элитарных политических групп и выполняемые ими роли. Качественное обновление элиты. Механизм контроля за элитами (выборы, средства массовой информации, опросы общественного мнения, группы давления и т. д.).

Понятие политического лидерстваПрирода политического лидерства. Сущность и истоки политического лидерства. Мировой и российский опыт. Роль лидера в политике. Лидер и его роль в выборе пути развития общества. Имидж политического руководителя: пути его формирования и его роль в политической деятельности.. Культ личности в политике. Понятие «политический режим». Типология и виды политических режимов: тоталитарный, авторитарный, демократический Понятие «тоталитаризм». Основные признаки тоталитаризма. Экономические особенности жизни общества и личности при тоталитаризме. Понятие «авторитаризм Характерные признаки, присущие авторитарной системе. Демократия как ценность современной цивилизации. Происхождение демократии, ее сущность, содержание, общецивилизационные и формационные черты. Исторические типы демократии. Демократия – ведущее направление обновления современного мира. Необходимость защиты демократии.

Идея гражданского общества в трудах философов и политологов. Понятие «гражданское общество» в современной политической науке. Основные признаки и характерные черты гражданского общества. Его структура, важнейшие звенья, функции и принципы жизнедеятельности. Механизм становления гражданского общества. Условия его формирования и функционирования. Единство процесса становления гражданского общества и правовое государство.

Правовое государство: теоретическая модель и исторический опыт. Характерные особенности правового государства, основные принципы его организации и функционирования. Суверенность правового государства. Правовое государство как историческое выражение цивилизованного общества. Верховенство права по отношению к власти. Сущность правового закона. Разделение властей: идея сдержек и противовесов, разделение труда в осуществлении государственной власти. Самостоятельность и независимость законодательно-контрольной, исполнительно-распорядительной и судебной деятельности государства в современных условиях. Единство и взаимосвязь процессов становления гражданского общества и правового государства. Политические партии – специфический элемент политической системы. Их роль и место в политической организации общества.

Функции политических партий. Партии левые, правые и центристские. Международные объединения политических партий. Партии и политические предпочтения населения. Тенденция усиления нормативного регулирования деятельности партий. Понятие «партийная система» и их основные типы: Традиции многопартийности в России – опыт и перспективы.

Понятие и общая характеристика общественно-политических организаций и движений. Союзы, ассоциации, объединения граждан. Их социальная и политическая природа. Типология движений, причины их возникновения, их идейно-политические позиции и т. д. Группы давления. Лоббизм в современном политическом процессе. Виды заинтересованных групп. Международные организации профсоюзов.

Современные молодежные движения. Движения общедемократической направленности.

Электоральные (избирательные) системы. Основные типы (модели) избирательных систем. Современные избирательные системы и их особенности в различных странах.

Мажоритарная избирательная система, её разновидности и модификации. Преимущества и недостатки мажоритарной избирательной системы.

Пропорциональная избирательная система и её специфика в различных странах. Преимущества и недостатки пропорциональной избирательной системы.

Смешанные избирательные системы. Многоступенчатые выборы.

Предвыборная кампания, ее цели и задачи.. Роль средств массовой информации в предвыборной кампании.

Финансирование избирательных кампаний. Организация финансирования избирательных кампаний в разных странах. Законодательство о финансировании избирательных кампаний.

Избирательные системы в современной России. Тип избирательной системы, используемой в России на выборах в Государственную Думу в 1993 и 1995, 1999 и 2003 годах. Конституция и законодательство Российской Федерации об избирательной системе страны

Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ (5 часов)

Понятие «политическое сознание». Сущность, структура, типы и формы политического сознания. Индивидуальное и массовое политическое сознание. Уровни политического сознания. Обыденное политическое сознание и политическая идеология.

Политическое сознание и мировоззрение. Взаимосвязь между политическим сознанием и правосознанием. Политическое сознание и общественное мнение. Политические настроения, ориентации и установки. Политические убеждения и политическая воля. Нравственные и психологические аспекты политического сознания. Механизм формирования политического сознания. Роль социальной среды: объективных и субъективных факторов, политического образования и воспитания. Политические стереотипы и традиции, догмы и предрассудки, слухи и сплетни. Политическое сознание и религия. Особенности воздействия различных социальных сил и их партий на политическое сознание масс.

Политическая культура, ее место и роль в культуре человеческой цивилизации. Содержание, элементы и структура политической культуры. Исторические типы политической культуры: их общечеловеческие, цивилизационные, формационные, интернациональные и национально-религиозные ценности. Политическая культура и религия. Конструктивное и деконструктивное в политической культуре. Влияние исторического опыта, масштабов и уровня развития страны, смены поколений, национальных отношений на политическую культуру. Политическая социализация как способ выражения сил и способностей человека в политике, приобщения индивида к политической культуре. Процесс политической социализации личности. Личность гражданина, социально-экономическая обусловленность ее политической ориентации. Роль семьи, трудового коллектива, других общественных институтов в политической социализации личности, ее формировании и воспитании.

Раздел V. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

Понятие «внешняя политика» государства. Международная политическая система и взаимодействие ее элементов: основные тенденции в развитии международных отношений и международной политики. Ее основные черты, противоречия и направления развития. Российская и зарубежная доктрины международных отношений. Национально-государственный интерес на международной арене. Понятие национального интереса и национальной безопасности. Взаимосвязь внутренней и внешней политики. Основные типы, направления, содержание и особенности внешней политики государств и союзов государств. Необходимость учета в международных отношениях глобальных проблем, приоритета общечеловеческих ценностей и их сочетания с социально-классовыми и национальными реалиями. Отказ от признания войны методом продолжения политики и достижения политических целей. Приоритетность политических методов урегулирования международных конфликтов.

Политика по преодолению экологического кризиса на планете, по международному освоению космоса и Мирового океана, решению продовольственной, энергетической, демографической и других актуальных проблем человечества. Политическое прогнозирование и его значение для научного предвидения тенденций развития политических процессов, разработки долговременной и эффективной внутренней и внешней политики.

Конфликты как деструктивный элемент общественной системы. Т. Парсонс о конфликте как локальной форме заболевания социального орга-низма. Американская социология (Л. Козер, Р. Дарендорф) о конфликте как показателе процесса развития общества. Антагонистические и неантагони-стические конфликты.

Статистические и динамическая модели конфликта. Конкурентная си-туация, в которой стороны осознают несовместимость своих позиций и каждая сторона стремится занять позицию, несовместимую с желанием другой стороны. Интересы как побудительные мотивы динамической модели. Политический конфликт – действие, проявляющееся в давлении на политические структуры с целью изменения политики по любым вопросам, затрагивающим интересы социальных групп, общественно-политических структур. Вертикально-горизонтальные политические конфликты. Внутри- и межсистемные уровни. Формы контроля и управления конфликтами: вытеснение (перемещение), урегулирование, разрешение, подавление. Формы терроризма: международный, государственный и оппозиционный. Особенности этнического и религиозного терроризма. Посредничество и арбитраж как способы противодействия терроризму. Жесткие подходы в отношениях с современными террористами.

Международный политический процесс как совокупность действий и взаимоотношений государств, различного рода межгосударственных объединений, а также общественных международных организаций негосударственного характера по реализации групповых или общих интересов и целей. Специфика международной политики и политического процесса и разнокачественные виды политической активности международных субъектов и их взаимоотношений. Субъекты международной политики. Государства и их роль в международной политической жизни. Межгосударственные объединения: политические, военно-политические, политико-экономические союзы, коалиции, блоки..

Требования к уровню подготовки выпускников

По окончании курса выпускники должны знать термин «государственный аппарат», перечислять основные признаки, функции, формы государства, основные черты гражданского общества; определять понятия «государство», «правовое государство», «гражданское общество»; описывать государственный аппарат, местное самоуправление, гражданское общество; сравнивать избирательные системы, политические режимы, формы государства; объяснять роль государства в политической системе, связь правового государства и гражданского общества; характеризовать власть, её происхождение и виды, политическую идеологию, политическую культуру; выявлять структуру объекта, соотношение и функции его элементов: политической системы, системы права, политической идеологии, системы судебной защиты прав человека; приводить примеры политической культуры; давать оценку предлагаемым фактам с точки зрения политической культуры.





Тематическое планирование курса «Сложные вопросы политики»

Раздел, тема

Кол-во часов


Раздел I. ПОЛИТИКА КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

3

1

Предмет, метод и функции современной политологии. Политическая наука в России

1

2

Политика – это «слишком человеческое» или «вообще грязное дело»

1

3

Контрольно-обобщающее занятие        

1


Раздел II. ИСТОРИЯ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИДЕЙ и УЧЕНИЙ

5

4

Зарождение политических идей. Политические идеи Античности.

1

5

Политическая мысль средневековья и эпохи Возрождения

1

6

Политические учения нового времени. Развитие политических идей на рубеже XIX-XX вв.

1

7

Особенности и основные направления развития политической мысли в России.  

1

8

Контрольно-обобщающее занятие        

1


Раздел III. ЧТО и КАК ИЗУЧАЕТ СОВРЕМЕННАЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ НАУКА

16

9

Причины возникновения политики. Понятие политики. Структура политики. Роль политики в обществе

1

10

Теория и ресурсы власти

1

11

Понятие и функции политической системы. Типы политических систем. Политическая система России.

1

12

Контрольно-обобщающее занятие

1

13

Государство – основное звено политической системы

1

14

Теории элит. Современная политическая элита: источники власти и системы отбора. Политическая элита в России        

1

15

Понятие политического лидерства. Типы лидеров и их функции. Политическое лидерство в России

1

16

Контрольно-обобщающее занятие        

1

17-18

Понятие политического режима. Типы политических режимов. Политический режим в России

2

19

Гражданское общество и правовое государство. Формирование гражданского общества в России

1

20

Конституционализм как режим отношений государства и гражданского общества

1

21

Политические партии и партийные системы

1

22

Общественно-политические организации и движения

1

23

Избирательные системы. Избирательная система в РФ        

1

24

Контрольно-обобщающее занятие                

1


Раздел IV. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ

5

25-26

Функции и содержание политической социализации. Модели (типы) политической социализации

2

27-28

Политическая культура: содержание и типология. Тенденции развития политической культуры в России

2

29

Контрольно-обобщающий урок        

1


Раздел V. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПОЛИТИКА

5

30-31

Политика и международные отношения. Теория и практика международных отношений

2

32

Политические конфликты и психология их разрешения

1

33

Международный политический процесс

1

34

Контрольно-обобщающее занятие        по курсу «Политология»

1

Всего


34









































Список литературы

  1. Мухаев Р.Т. Политология. – М., 2000. – С. 5 – 20.

  2. Политология  / отв. ред. В.Д. Перевалов. – М., 2001. – С. 4 – 17, 46 – 65.

  3. Политология / под ред. В.И. Власова. – Ростов-н / Д, 2002. – С. 19 – 33.

  4. Политология: энциклопедический словарь. – М., 1993. – С. 251 – 256.

  5. Политология: учебник / А.Ю. Мельвиль и др. – М., 2007. – С. 14 – 49.

  6. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений. – М., 2005. – С. 426 – 456.

  7. Желтов В.В. Теория власти: учеб. пособие. – М., 2008. – С. 3 – 410.

  8. Ирхин Ю.В. Политология: учебник. – М., 2006. – С. 264 – 281, 283 –289.

  9. Кравченко А.И. Политология: учебник. – М., 2009. – С. 129 – 180.

  10. Ясаи Э. Государство. – М., 2008. – 409 с

  11. Желтов В.В. Теория власти: учеб. пособие. – М., 2008. – 582 с

  12. Арон Р. Демократия и тоталитаризм. – М., 1993.

  13. Усманов Б.Ф. Эффективность избирательного процесса: конструирование будущего // Социологические исследования. — М., 2000. — № 8.

  14. Мутагиров Д.З. Международные политические институты: актуальные проблемы истории и теории: учеб. пособие. – М., 2009. – 283 с.

  15. Глухова А.В. Типология политических конфликтов. – Воронеж, 1997

  16. . Василенко И.А. Геополитика современного мира. – М., 2010. – 400 с.









Приложение

Примерные задания для самостоятельной работы

Задание I. Какая общая мысль объединяет нижеприведенные высказывания?

«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика займется вами» (Ш. Монталабер, французский писатель).

«Политика вас не берет силой, мы все погружены в нее, хотим мы того или нет» (С. Маршак, советский поэт).

Поясните на примерах мысль, заключенную в этих высказываниях. Как политика влияет на вашу жизнь?

Задание 2. Исследование российских социологов, проведенное осенью 1994 г., выявило приверженность населения к тем или иным формам участия в политической жизни. 13% предпочли участие в предвыборных кампаниях и референдумах. По 7% из числа опрошенных обнаружили приверженность к каждой из следующих форм: обращение в суд, самостоятельные действия через свои связи. 4% предпочли участие в забастовках; обращение в средства массовой информации; участие в деятельности организаций, выражающих интересы отдель-ных социальных групп (врачей, рабочих, предпринимателей и т.д.).

2% выразили готовность участвовать в митингах и демонстрациях; в деятельности политических партий. 57% опрошенных ответили: «Считаю, что эффективных способов влияния на власть не существует».

Как вы думаете, если бы этот опрос проводили сегодня, то как бы изменилось отношение к отдельным формам участия в политической? Какую позицию заняли бы вы сами? Свой ответ объясните. Для обос-. нования можно провести мини-исследование.

Задание 3. По мнению известного американского обозревателя и политика У. Липпмана, «ни один истинный политик никогда не рассматривает своих избирателей как разумных существ. Политик, имеющий успех, независимо от того, является ли он добрым или злым, всегда воздействует на динамические элементы: волю, потребности и мнение людей».

Проанализируйте это высказывание с точки зрения взаимоотношений профессионального политика с политиками «по случаю», т.е. избирателями. Можно ли утверждать, что такой политик достигает поставленной цели недостойными средствами? Представьте себя на месте этого политика и обоснуйте закономерность достижения «своего» успеха в выборной кампании.

Задание 4. Исследование, проведенное Центром социологии образования Российской академии образования, направленное на выявление склонности старшеклассников к выражению политического протеста, показало: 31% опрошенных заявили, что ограничились бы обсуждением политических событий в семье или с друзьями; 10,2% протест никак бы не выражали, а носили бы в себе; 13,5% сказали, что вообще никогда не протестуют; 18,1% не знают, как поведут себя в той или иной политической ситуации.

В то же время 4,8% выразили готовность участвовать в митингах; 3,5% - в забастовках; 5,3 — в акциях гражданского неповиновения; 4,0% склонны к экстремистским действиям, 8,6% из числа школьников заявили, что обратились бы в суд; 5,0% - в средства массовой информации; 2,2% предпочитают обращаться непосредственно к властям.

А как бы вы повели себя, если бы возникла бы необходимость выразить протест? К каким формам протеста вы бы прибегли? Объясните свой выбор.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Сложные вопросы политики"

Автор: Торшина Алёна Александровна

Дата: 19.04.2015

Номер свидетельства: 203144

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(117) "Урок подготовки  к ЕНТ в11классе,Синтаксис сложного предложения "
    ["seo_title"] => string(71) "urok-podghotovki-k-ient-v11klassie-sintaksis-slozhnogho-priedlozhieniia"
    ["file_id"] => string(6) "149649"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420276996"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Тема урока «Сложное выполнение мелирования и окрашивания волос»"
    ["seo_title"] => string(70) "tiema_uroka_slozhnoie_vypolnieniie_mielirovaniia_i_okrashivaniia_volos"
    ["file_id"] => string(6) "438261"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1510414403"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(284) "«Работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья и с родителями «здоровых» детей. (клубное занятие, круглый стол, компетентностная игра) "
    ["seo_title"] => string(168) "rabota-s-roditieliami-dietiei-s-oghranichiennymi-vozmozhnostiami-zdorov-ia-i-s-roditieliami-zdorovykh-dietiei-klubnoie-zaniatiie-krughlyi-stol-kompietientnostnaia-ighra"
    ["file_id"] => string(6) "134744"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416799608"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Специфика художественной литературы"
    ["seo_title"] => string(42) "spietsifika-khudozhiestviennoi-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "249772"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446974416"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Тематическое планирование по обществознанию 11 класс(базовый уровень) "
    ["seo_title"] => string(78) "tiematichieskoie-planirovaniie-po-obshchiestvoznaniiu-11-klass-bazovyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "223462"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1437706315"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства