№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Дата | МПС | Тип урока | Требования к уровню подготовки обучающихся | Вид контроля. измерители | Домашнее задание |
1 | Общество как сложная динамическая система. | 1 | | История политика | Вводный урок | знать основные положения. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Ответы на вопросы | Индивид. задание |
Глава 1. Экономическая жизнь общества (24 часа) |
2 | Роль экономики в жизни общества | 1 | | История география | Урок изучения нового материала | знать, способно общество развиваться без экономики. Понимать, как связаны экономика и уровень жизни. Уметь объяснять, каков портрет новой экономики начала 21 века. | Выборочное оценивание. | § 1, с.5–13; задания № 1–4, с. 13 |
3-4 | Экономика как наука Экономика как хозяйство | 2 | | Социология | Урок изучения нового материала Фронтальный опрос.
Практическая работа | знать, с чем связано появление экономической науки; что изучают макроэкономика и микроэкономика; как можно измерить и определить ВВП. Понимать, каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать их. Уметь объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе; объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Выполнение индивидуальных заданий Тест ( задания А и Б ) | § 2, с. 16–21; задания № 1–3, с.22 |
5-6 | Экономический рост. Экономическое развитие | 2 | | История | Урок - исследование Комбинированный урок | знать, как экономический рост влияет на развитие общества и человека. Понимать; чем экономический рост отличается от экономического развития; как государство может воздействовать на экономический цикл. Уметь называть факторы экстенсивного и интенсивного роста. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 3, с. 25–32; задания № 1–3, с. 33 |
7-9 | Рыночная экономика Конкуренция и монополия Современная рыночная система | 3 | | География история | Фронтальный опрос. Комбинированный урок Урок лабораторного типа | знать основные признаки свободного рынка; какова структура и инфраструктура рынка; чем характеризуется современный рынок. Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановой, командной); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. Уметь объяснять, как действуют в рыночном хозяйстве экономические законы; объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задание С ) Таблицы на сравнение экономических систем | § 4, с.35–42; задания № 1–3, с. 42-43. |
10-11 | Фирмы в экономике. Издержки и налоги | 2 | | | Фронтальный опрос. Комбинированный урок | знать, какие налоги платят фирмы. Понимать, какие доходы можно получить, владея факторами производства; зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. Уметь объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; объяснять, можно ли и как получить доход, не имея капитала | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 5, с. 44–52; задания № 1–3, с. 53 |
12-13 | Правовые основы предпринимательской деятельности Организационно-правовые формы предпринимательства | 2 | | Право | Комбинированный урок . Урок - исследование | знать, какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия, какова цель лицензирования. Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства. Уметь давать определение предпринимательских правоотношений; объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, чем отличаются разные формы предпринимательства | Ответы на вопросы Вопросы с развернут ответом Выборочное оценивание. | § 6, с.56–65; задания № 1–5, с. 67-68 |
14-15 | Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга | 2 | | Социология | Комбинированный урок Практическое занятие | знать, что такое финансирование и каковы его источники; основные принципы; менеджмента и основы маркетинга Понимать, можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. Уметь объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков; объяснять, обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование | . Выборочное оценивание Решение познавательных и практических задач | § 7, с. 68–77; задания № 1–3, с. 78 |
16-17 | Экономика и государство Экономические функции государства | 2 | | История | Урок изучения нового материала
Комбинированный урок | знать, в чем заключается ограниченность возможностей рынка «регулировать» экономику, что означает политика «кейнсианства». Понимать, почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. Уметь объяснять, какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; называть основные методы воздействия государства на экономику; объяснять, как государство оказывает поддержку рыночной экономике | Выборочное оценивание. Вопросы с развернутым ответом. | § 8, с.80–88; задания № 1–4, с. 89 |
18–19 | Финансы в экономике Инфляция: виды, причины и последствия | 2 | | История география | Урок изучения нового материала
Проблемный урок с элементами дискуссии | знать, какую роль выполняют финансы в экономике; кого обслуживают различные финансовые институты,; каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. Понимать, как устроена банковская система страны; зачем нужны коммерческие банки; может ли инфляция положительно влиять на экономику. Уметь объяснять, почему возникает инфляция и каковы её последствия. | Ответы на вопросы Вопросы с развернутым ответом. Выборочное оценивание. | § 9, с.92-101; задания № 1–5 стр.103 |
20-21 | Занятость и безработица Государственная политика в области занятости | 2 | | История | Урок изучения нового материала
Практическая работа | знать, как действуют спрос и предложение на рынке труда; каковы причины и виды безработицы; как государство регулирует занятость населения. Понимать, для чего необходим рынок труда. Уметь объяснять, почему трудно достичь равновесия на рынке труда и можно ли считать безработицу неизбежной спутницей рыночной экономики. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Тест ( задания С) Решение познавательных и практических задач | § 10, с.104-112; задания № 1–6, с. 115-116 |
22-23 | Мировая экономика Глобальные проблемы экономики | 2 | | .История География социология | Лекция
Проблемный урок с элементами дискуссии | знать, что такое мировая экономика и международная торговля Понимать, каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма. Уметь объяснять, каковы плюсы и минусы процесса глобализации | Выборочное оценивание. Вопросы с развернутым ответом. | § 11, с. 116–125, задания № 1–4, с. 127 |
24-25 | Экономическая культура. Экономическая свобода и социальная ответственность | 2 | | Этика право | Урок изучения нового материала Фронтальный опрос | знать, что такое экономические интересы и экономическая свобода, в чём состоит экономическая культура личности. Понимать, от чего зависит выбор человеком эталона экономического поведения. Уметь объяснить, в чём суть и значение экономически грамотного и нравственно ценного поведения человека в экономике. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 12, с.128-139; задания № 1–5, с. 141 |
26 | Повторительно-обобщающий урок по 1 главе | 1 | | | Урок повторения и обобщения материала. | знать основные положения раздела. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Контрольная работа по теме: «Экономическая жизнь общества» | |
Глава 2.Социальная сфера (16 часов) |
27-28 | Социальная структура общества. Социальные интересы | 2 | | История Социология география | Урок изучения нового материала
Проблемный урок с элементами дискуссии | знать, что такое социальная стратификация и социальная мобильность, какие существуют социальные группы. Понимать, каковы причины социального неравенства. Уметь объяснить, как влияет на социальную структуру многообразие форм собственности и рыночные отношения. | Выборочное оценивание. Вопросы с развернутым ответом. | § 13, с. 143–150; задания № 1–3, с. 152 |
29-31 | Социальные нормы и отклоняющееся поведение. Преступность - причины и последствия. | 2 | | История право | Комбинированный урок
Практикум | знать, что такое социальные нормы и девиантное поведение; каковы причины преступности.; плюсы и минусы девиантного поведения. Понимать, в чём социальная опасность преступности ,каковы её последствия для личности и общества. Уметь отличать виды социальных норм и применять самоконтроль в регулировании поведения. | Вопросы с развернутым ответом. Составление таблицы с использованием правовых документов | § 14, с. 153–161; задания № 1–4, с. 163-164 |
32-33 | Нация и межнациональные отношения Политика мультикульткризма Межнациональные конфликты и пути их решения | 3 | | История | Урок изучения нового материала Комбинированный урок Проблемный урок с элементами дискуссии | знать что такое нация, какие признаки характерны для нее, как определяется национальность. Понимать в чём заключается политика мульти культуризма, в чём её сильные и слабые стороны ; каковы наиболее типичные причины межнациональных конфликтов. Уметь отличать проявления национализма и отделять его от проявления национального самосознания. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Вопросы с развернутым ответом | § 15, с. 164–170; задания № 1–3, с. 172-173 |
34-35 | Семья и быт Бытовые отношения | 2 | | История социология | Комбинированный урок Фронтальный опрос | знать историю происхождения семьи как социального института, её функции и виды. Понимать, какие изменения для семьи характерны в современном обществе. Уметь объяснить, почему семью называют основной ячейкой общества. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 16, с.174-181; задания № 1–3, с184 |
36-37 | Гендер-социальный пол Гендер и социализация | 2 | | История социология | Комбинированный урок Фронтальный опрос | знать понятие гендера и гендерной идентичности. Понимать, как изменялись гендерные стереотипы с развитием общества и что оказывает влияние на гендерную социализацию. Уметь правильно выстроить гендерные отношения в современном обществе. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 17, с. 184–190; задания № 1–6, с. 193 |
38-39 | Молодёжь в современном мире. Молодёжная субкультура | 2 | | История социология | Урок изучения нового материала
Практическая работа | знать, особенности молодёжи как социальной группы. Понимать, что можно считать показателем социальной зрелости человека. Уметь объяснить особенности молодёжной субкультуры. | Ответы на вопросы Сообщения и работа с презентациями Тест ( задания А и Б) | § 18, с. 194-200; задания 1-4 стр.203
|
40-42 | Демографическая ситуация в современной России Рождаемость и смертность. Миграция - причины и последствия | 3 | | История социология | Проблемный урок с элементами дискуссии Комбинированный урок
Практическая работа | знать, какие тенденции в развитии семьи можно оценить как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение неполных семей сказывается на экономике. Понимать, чем характеризуется современная демографическая ситуация в России. Уметь объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Сообщения и работа с презентациями Тест ( задания С) | § 19, с. 204–210; задания 1-4 стр. 213
|
43 | Повторительно-обобщающий урок по 2 главе | 1 | | | Урок повторения и обобщения материала. | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Контрольная работа по теме: "Социальная сфера» | |
Глава3.Политическая жизнь общества(20 часов) |
44-45 | Политика и власть Политические отношения | 2 | | История право | Урок изучения нового материала
Практическая работа | знать понятие политики, власти, политических институтов, Понимать, в чём состоит связь понятий «власть» и «политика» Уметь охарактеризовать субъекты и объекты политики и объяснить практическое значение знаний о политике и власти. | Выборочное оценивание. Тест ( задания А и Б) Работа со схемой | § 20, с. 216–224; задания № 1–5, с. 227 |
46–47 | Политическая система Государство в политической системе . | 2 | | Право | Комбинированный урок
Проблемный урок с элементами дискуссии | знать структуру политической системы и её функции, теории возникновения государства и его место в политической системе. Понимать, чем отличаются друг от друга разные формы государства, каковы основные принципы и ценности демократической политической системы. Уметь охарактеризовать политические режимы и государство как политический институт | Выборочное оценивание. Вопросы с развернутым ответом. | § 21, с. 228–237; задания № 1–5, с. 239–240 |
48-49 | Гражданское общество и правовое государство Местное самоуправление. | 2 | | История право | Лекция
Фронтальный опрос. | знать сущность правового государства и гражданского общества, что такое местное самоуправление. Понимать ,что представляет собой сферы жизнедеятельности гражданского общества и как оно связано с правовым государством. Уметь анализировать правовые документы в области прав человека | Ответы на вопросы Выборочное оценивание | § 22, с. 240–247 задания № 1–5, с. 249 |
50-52 | Демократические выборы Типы избирательных систем | 3 | | История право | Комбинированный урок. Фронтальный опрос.
Работа в группах | знать типы избирательных систем, этапы избирательной кампании. Понимать, в чём сходство и различие мажоритарной и пропорциональной избирательной системы. Уметь оценивать плюсы и минусы каждой системы, ориентироваться в избирательном процессе. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Круглый стол «Выборы в демократическом обществе- плюсы и минусы» | § 23, с.250-258; задания № 1-5, с.260 |
53-54 | Политические партии и партийные системы | 2 | | История право | Урок изучения нового материала.
Фронтальный опрос | знать, понятие политических партий и движений, типы политических систем Понимать, в чём сходство и различие политических партий и движений, какие они выполняют функции. Уметь объяснить на каких принципах действуют политические партии и движения и как их деятельность влияет на политическую ситуацию в России. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 24, с.261-269; задания № 1–5, с. 271 |
55-56 | Политическая элита и политическое лидерство | 2 | | История право | Урок изучения нового материала.
Фронтальный опрос. | знать, что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. Понимать, как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического. Уметь объяснять, какие элитные группы оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 25, с. 272-280 задания № 1–4, с. 282-283 |
57-58 | Политическое сознание Современные политические идеологии Роль СМИ в политике | 3 | | История Право психология | Урок - исследование Фронтальный опрос
Практическая работа | знать, чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни,; каковы характерные черты политической психологии. Понимать, какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». Уметь характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы Составление таблицы Тест ( задания С) | § 26, с. 283-295 задания № 1–4, с. 297 |
59-60 | Политическое поведение. Политический терроризм | 2 | | История право | Урок изучения нового материала Проблемный урок с элементами дискуссии | знать, что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения. Понимать, каковы мотивы политического поведения. Уметь объяснить, чем опасно экстремистское поведение. | Выборочное оценивание. Вопросы с развернутым ответом. | § 27, с. 298-304 задания № 1–4, с. 306-307 |
61-63 | Политический процесс и культура политического участия | 2 | | История право | Урок - исследование Фронтальный опрос | знать сущность и этапы политического процесса, структуру и типы политической культуры. Понимать, какие институты способствуют политической социализации, каковы возможные формы политической активности граждан. Уметь показать связь политической социализации и политической культуры. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы | § 28, с. 307-315 задания № 1–4, с. 317-318 |
64 | Повторительно-обобщающий урок по 3главе | 1 | | | Урок повторения и обобщения материала. | знать основные положения курса. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения | Контрольная работа по теме: «Политическая жизнь общества» | |
65-68 | Резервные уроки: по темам: 1.«Экономическая жизнь общества» 2.«Социальная сфера» 3.«Политическая жизнь общества» 4. «Глобальные проблемы человечества» | 4 | | Литература | Итоговое повторение | знать основные положения по темам. Уметь применять полученные знания, анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения, написать эссе по заданию 9С | Выполнение заданий по темам Защита презентаций Индивидуальная работа (тестирование по типу ЕГЭ) | |