Статья о ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ по предмету обществознание включает в себя рекомендации студентам при самостоятельной работе по предиету.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация самостоятельной работы студентов.»
Организация самостоятельной работы студентов на уроках обществознания
Самостоятельная работа студентов — важное звено в подготовке будущего специалиста. Это первые шаги в становлении его познавательной и профессиональной самостоятельности, без которой не может состояться квалифицированный работник. Безусловно, эта самостоятельность вырабатывается в течение всего периода обучения в колледже, и на её формирование я обращаю самое серьезное внимание
В рамках данной статьи я хочу познакомить читателей с организацией самостоятельной работы студентов с учебником как основным источником учебной информации. При этом под организацией и самоорганизацией самостоятельной работы мы понимаем действия преподавателя и студента, направленные на создание педагогических условий, необходимых для своевременного и успешного выполнения самостоятельных заданий.
При анализе общей структуры дисциплины я заранее определяю:
фрагменты темы, которые студенты могут усвоить самостоятельно;
задания, направленные на формирование знаний и умений в рамках общих и профессиональных компетенций, определенных ФГОССПО;
задания репродуктивного и творческого характера, направленные на развитие специальных умений, индивидуальных способностей студентов.
. Для выполнения индивидуальных или типовых заданий по обществознанию в помощь студентам я готовлю соответствующее методическое обеспечение, учитывающее междисциплинарные и внутри дисциплинарные связи. Это могут быть учебные пособия, методические указания, методические рекомендации, руководства.
Например, в своей работе я использую следующие. Рекомендации по работе с учебником:
1. Внимательно прочитайте название текста (параграфа).
2. Чтобы составить общее представление о теме, прочитайте сначала весь текст (параграф).
Проговорите (а лучше кратко запишите в тетради) вопросы, на которые надо ответить.
Внимательно прочитайте еще раз каждый раздел текста (параграфа), но теперь:
а) обращайте внимание на название каждого раздела (в нем содержится главная мысль);
б) отмечайте простым карандашом готовые ответы на вопросы или те места в тексте, которые помогут на них ответить;
в) подчеркните (или выпишите в тетрадь) непонятные и незнакомые слова, встречающиеся в тексте.
5. Выясните при помощи словаря значение непонятных слов.
Устно ответьте на заданный вопрос несколько раз, чтобы почувствовать уверенность в правильности и полноте своего ответа.
Перескажите текст (параграф).
В качестве самостоятельного задания я предлагаю составление кроссвордов, студентам даются рекомендации к составлению кроссвордов.
Кроссворд (англ. cross — крестословица). Составление кроссворда требует хорошего знания выбранной темы, умения четко формулировать определения понятий. При составлении кроссвордов придерживайтесь следующих советов:
Выучите все термины и определения данной темы.
Составьте список слов, которые будете использовать для заполнения сеток.
Выберите сетку и начинайте ее заполнять.
Обратите внимание на количество пересечений. Самое простое — когда слова пересекаются в двух, максимум - в трех местах.
Старайтесь, чтобы в местах пересечений оказались гласные.
Состыкуйте друг с другом сначала длинные слова, а уж затем подгоняйте под них короткие.
При организации самостоятельной работы студентов одним из самых распространённых заданий является подготовка сообщений. Поэтому студентам предоставляются Рекомендации по подготовке сообщения:
Уясните для себя суть темы, которая вам предложена.
Подберите необходимую литературу (старайтесь пользоваться несколькими источниками для получения более полной информации).
Тщательно изучите материал учебника по данной теме, чтобы легче ориентироваться в необходимой вам литературе и не сделать элементарных ошибок.
Изучите подобранный материал (по возможности работайте карандашом), выделяя самое главное по ходу чтения.
Составьте план сообщения.
Напишите текст сообщения.
Памятка:
Выбирайте только интересную и понятную информацию. Не используйте неясные для вас термины и специальные выражения.
Не делайте сообщение очень громоздким.
При оформлении доклада используйте только необходимые, относящиеся к теме рисунки и схемы.
В конце сообщения составьте список литературы, которой вы пользовались при подготовке.
Прочитайте написанный текст заранее и постарайтесь его пересказать, выбирая самое основное.
Перед тем, как делать сообщение, выпишите необходимую информацию (термины, даты, основные понятия) на доску.
Никогда не читайте сообщение! Чтобы не сбиться, пользуйтесь планом и выписанной на доске информацией.
Говорите громко, отчетливо и не торопитесь. В самых важных местах делайте паузу или меняйте интонацию — это облегчит восприятие информации для слушателей.
Интересной формой работы , используя метод опережающего задания является работа в творческих учебных мастерских, где ребята могут использовать при подготовке к занятию формы самостоятельной работы- составление авторских презентаций, подбор информации, используя интернет- ресурсы, проведение анкетирования, социологических опросов.
Все большую популярность приобретают сегодня презентации. При их подготовке студенты ориентируются на Рекомендации по подготовке презентации в PowerPoint.
1. Подготовительный этап, сбор информации:
Определить тему вашего доклада, т. е. про что рассказывать. Написать план речи и основные тезисы.
Разбить тезисы на отдельные параграфы, по которым можно сделать слайды презентации.
Заранее узнать, как будет транслироваться презентация: будет ли это компьютер или проектор и какой монитор.
Определить, сколько отводится времени на доклад. Когда речь написана, разбита на кадры, можно приступать к созданию самой презентации.
2. На что стоит обратить внимание перед началом работы.
При разработке презентации надо иметь в виду следующее:
Для выступления на семинарах, докладах количество текста должно быть минимальным, так как подробности вы изложите устно.
Презентация должна соответствовать учебному стилю.
Выберите понравившийся шаблон, но помните, что для серьезных презентаций нужны шаблоны, выполненные в деловом стиле. В готовый шаблон необходимо вставить логотип колледжа.
3. Создание презентации.
Программа предложит вам выбрать структуру страниц, то как будет размещен текст, иллюстрации, графики и т. д. Желательно воспользоваться этой помощью, чтобы впоследствии сэкономить массу времени. В большинстве случаев в презентации используют два фона — для главной и всех внутренних страниц. Картинку фона лучше вставлять через «Образец слайдов», тогда новый слайд создается автоматически с нужным фоном. То же самое надо делать, в случае если вы использовали готовый шаблон. Помимо фона в «Образце слайдов» задается стиль (цвет, размер шрифта, расположение) для основного текста и заголовков.
Так как же вставить файл фона? В «Образце слайдов» нажимаем правую кнопку мыши и выбираем «Фон — вставить — рисунок». Загружаем его и нажимаем «Применить для всех». Если для какого-то отдельного слайда нужно применить другой фон, следует или здесь создать отдельный макет, или в самой презентации на нужном кадре повторить последовательность действий, но в конце нажать «Применить для этого».
4. Наполнение презентации.
Основная задача презентации — перевести ваш доклад в визуальные образы, которые воспринимаются и запоминаются гораздо лучше, чем обычный текст. Не пишите текст доклада целиком на кадре. Нет ничего хуже, чем следить за докладчиком и читать то, что вам и так рассказывают устно. На слайдах размещают схемы, таблицы, диаграммы, графики с краткими комментариями, а уж подробно об этих объектах вы расскажете в процессе доклада.
Таблицы, диаграммы можно готовить как в других программах (например, Visio), так и в PowerPoint. Но помните, что все составляющие элементы должны соответствовать общему стилю презентации. В PowerPointимеется достаточное количество инструментов, чтобы сделать действительно красивую презентацию: разнообразные фигуры, линии, цвета, возможность задавать прозрачность объектов, толщину линий, тень, объем. Есть много готовых форм. Пробуйте, экспериментируйте! Но не увлекайтесь, не забывайте о правилах целостности композиции. Во всем должно быть чувство меры.
Не увлекайтесь клипартами, которые входят в Office. Они очень сильно «заезжены». Лучше потратить время и подыскать в фотобанках действительно интересные изображения, которые соответствуют выбранной тематике. То же самое относится к фотоизображениям. Используйте их обдуманно, чтобы они несли какую-то смысловую нагрузку и соответствовали тезисам слайда и вашему докладу. Иллюстрации, как и все остальное, должны вписываться в общую композицию слайда.
Для текста также необходимо задать стиль. Это делается в «Образце слайдов». Именно здесь можно определить шрифт (желательно выбрать Arial, Verdana, Times, Tahoma), чтобы не было проблем с показом презентации на других носителях, задать размер, отступ красной строки (если есть), интервал, определить стили для заголовков. Необходимо также задать размещение текста на слайде. Текстовую информацию лучше представлять в виде двух-трехуровневого списка. Каждый кадр должен быть закончен по смыслу.
Совет: не перегружайте слайд информацией, если уж так получилось, что все, что хотели, не удается разместить на одном кадре, — разделите на два и более кадров, но предложения и смысл должны быть законченными на каждом слайде.
.
Самое главное — ваше выступление.
После того как презентация готова, обязательно репетируем свое выступление, смотрим, укладываемся ли по времени, интересен ли материал слушателям, а для этого желательно продемонстрировать свою работу коллегам. Ведь, как бы ни была хороша презентация по дизайну, подбору иллюстраций и т. д., общее впечатление у слушателя сложится именно от того, как и что вы им рассказали.
7. Раздаточный материал.
Подготовьте раздаточный материал. Хорошо, если это будет CD-диск и распечатка вашего доклада. Распечатанную презентацию (на странице слева размещается кадр презентации, а справа место для заметок) надо раздать в начале семинара, чтобы слушатели могли делать заметки по ходу вашего доклада.
Все перечисленные рекомендации используются мной при организации самостоятельной работы студентов по дисциплине «Обществознание.»