Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе
Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе
С какими же проблемами встречаются дети в современной школе? Это и возросшая нагрузка, которую вынуждены нести на своих плечах и современный ученик, и учитель, необоснованный авторитаризм учителей в учебном процессе, отчужденность семьи как социального института от школы, невысокий уровень правовой культуры взрослых и детей – вот только некоторые причины, которые достаточно часто не позволяют ребенку, утомленному образовательным процессом, чувствовать себя в школе комфортно и защищено. Конечно, преодоление этих проблем процесс не быстрый, он требует кардинальных перестроек и общества в целом и учительства в частности. Но определенные изменения уже происходят. Рассмотрим некоторые из них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе»
Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе
Буцкая Оксана Петровна
Ишеевский многопрофильный лицей, р.п. Ишеевка, Россия
На современном этапе развития российского общества происходят изменения во всех сферах общественной жизни, которые оказывают непосредственное влияние на развитие системы образования. «Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016 — 2020 годы», определяет цели и задачи, направления и мероприятия, средства и этапы реализации перспективной программы развития Российского образования на всех уровнях, исходя из требований концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Основные цели и задачи новой Концепции Образования Главной целью предлагаемой программы является возможность для наиболее эффективного развития образования в РФ, которое должно быть направлено на «формирование конкурентоспособного человеческого потенциала», способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе.1 Решение этих задач невозможно без целенаправленной и всеобъемлющей работы российского общества по соблюдению прав ребенка, которые закреплены в ряде нормативно-правовых документов: Конвенции прав ребенка, Конституции РФ, Семейном кодексе РФ, Законе «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», Законе «Об образовании». В Конвенции сформулированы основные права ребёнка, в том числе: на образование; на заботу родителей; на защиту от физического и психического насилия; на развитие личных талантов, умственных и физических способностей; сохранение своей индивидуальности; на общение, которое развивает достоинство и значимость личности. Реализация перечисленных прав напрямую связана с образовательной деятельностью дошкольных и школьных учреждений. От взаимодействия педагогов с учащимися и их родителями, от реального обеспечения прав детей зависит не только социальное самочувствие школьников, но и состояние всего общества.
Несмотря на закрепленные законодательством права ребенка, остро стоит вопрос с их соблюдением, в том числе в образовательной деятельности.
С какими же проблемами встречаются дети в современной школе? Это и возросшая нагрузка, которую вынуждены нести на своих плечах и современный ученик, и учитель, необоснованный авторитаризм учителей в учебном процессе, отчужденность семьи как социального института от школы, невысокий уровень правовой культуры взрослых и детей – вот только некоторые причины, которые достаточно часто не позволяют ребенку, утомленному образовательным процессом, чувствовать себя в школе комфортно и защищено. Конечно, преодоление этих проблем процесс не быстрый, он требует кардинальных перестроек и общества в целом и учительства в частности. Но определенные изменения уже происходят. Рассмотрим некоторые из них.
Право на образование в Российской Федерации гарантировано Конституцией ст. 43.
Каждый имеет право на образование.
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
Право на образование следует рассматривать как совокупность прав:
на выбор образовательного учреждения или образовательной программы;
на получение образования в соответствии с установленными стандартами;
на обучение в условиях, гарантирующих безопасность ребенка;
на уважение своего человеческого достоинства, уважительное отношение со стороны персонала образовательного учреждения;
на обучение, осуществляемое на современной учебно-материальной базе;
на получение впервые бесплатного начального, основного, среднего (полного) общего образования, а на конкурсной основе – среднего профессионального, высшего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;
на обеспечение учебной литературой из фондов школьных библиотек;
на добровольное участие в трудовой деятельности по благоустройству школы;
на получение дополнительных (в том числе платных) образовательных услуг;
на социально-педагогическую и психолого-педагогическую помощь в процессе образования;
на равные права с другими при поступлении в образовательные учреждения следующего уровня;
на перевод (с согласия родителей) в другие образовательные учреждения такого же типа, в случае прекращения деятельности общеобразовательного учреждения или начального профессионального образования;
на получение образования (основного общего) на родном языке, а также на выбор языка обучения в пределах имеющихся возможностей;
на оставление общеобразовательного учреждения до получения основного общего образования, по достижении возраста 15 лет и согласия родителей (лиц, их заменяющих) и органа управления образованием;
на продолжение образования в образовательном учреждении, получающим образование в семье при условии положительной аттестации и решению родителей, лиц их заменяющих, на любом этапе обучения;
на перевод в другое образовательное учреждение, реализующее образовательную программу соответствующего уровня, при согласии этого учреждения и успешном прохождении учащимся аттестации;
на участие в управлении образовательным учреждением в соответствии с его Уставом;
на уважение и свободное выражение мнений и убеждений обучающимся;
на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
В России каждый имеет право на получение образования. Эта статья исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Поэтому в стране постепенно идет развитие инклюзивного образования, обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Во многих школах создаются условия для детей с разными возможностями.
Ребенок вместе со своими родителями вправе выбирать образовательное учреждение, а также ту программу, по которой его будут обучать. Он имеет право на получение образования, соответствующие принятым в стране Федеральным Государственным образовательным стандартам. В рамках ФГОС ООО обучающие могут выбрать не только программу, но и внеурочную деятельность. В ней выделены основные направления внеурочной деятельности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Ребенок вместе с родителями определяет направление, и занимается только тем, что его интересует. Новые стандарты вводят профильный принцип образования. Для старшеклассников определены пять профилей обучения: социально-экономический, технологический, естественно-научный, гуманитарный и универсальный. Учащимся 10-11 классов предоставляется возможность формирования индивидуального учебного плана. Он будет включать в себя общие предметы для всех учебных планов и предметные области, дополнительные дисциплины, курсы по выбору.
Каждая школа имеет свой Устав и правила внутреннего распорядка, которые должны быть доступны для ознакомления учениками и их родителями. Знание этих документов позволит обеспечить соблюдение прав учащихся со стороны учебного учреждения.
Ребенок имеет право участвовать в управлении школы и в ее внутренней жизни. Для реализации этого права в школах существуют органы ученического самоуправления. Если школьники не согласны с решением администрации учебного заведения, он вправе обратиться за содействием в уполномоченные государственные органы через своего представителя (родителя, учителя). Эта возможность указана в ст. 9 ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
Ребенок старше восьми лет вправе участвовать в создании в школе общественных объединений и организаций, если они не носят политического или религиозного характера. А во внеурочное время ученики могут проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих прав, если такие собрания не нарушают Устава школы.
Также ребенок имеет право бесплатно пользоваться школьной библиотекой.
РФ является светским государством. C 1 сентября 2012 г. во всех субъектах Российской Федерации был введен курс «Основы религиозных культур и светской этики» в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. № Пр-2009 и Распоряжением Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009г. Этот курс является обязательным, он состоит из шести модулей, один из которых выбирают родители. Они пишут в установленном порядке заявление, на основе которого, ребенок и будет проходить соответствующий курс. В школе не должна навязываться какая-либо религия или убеждения. Ребенок имеет право на свободу совести и вероисповедания. Школа не имеет права проводить какие-либо мероприятия религиозного характера и собирать пожертвования для религиозных организаций. Школьники же имеют полное право отказаться участвовать в таких мероприятиях.
Каждый ребенок имеет право на безопасные и приятные условия учебы, о соблюдении этого права помогает постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 24 ноября 2015 г. N 81 "О внесении изменений N 3 в СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях". Который определяет и общий объем нагрузки в течение дня, для всех классов. Определяет продолжительность непрерывного использования компьютера с ЖК-монитором на уроках для всех возрастов, определяет требования к естественному и искусственному освещению, температурному режиму, особенно в зимнее время года.
Нарушение прав человека в нашей стране, к сожалению, явление достаточно частое. Права детей также постоянно нарушаются. Однако не только дети, но и многие взрослые не готовы защищать свои права, опираясь на закон. Решение проблемы, вставшей перед ребенком, зачастую предполагает знание тех или иных правовых норм. Педагог призван помочь ребенку. Но когда дети обращаются к нам, педагогам, за помощью, мы не всегда знаем, как правильно действовать в той или иной ситуации. Поэтому современному учителю необходимо знать нормативно-правовую базу не только Российской Федерации, но и международного права, чтобы иметь представление о современном понимании прав человека, прав ребенка, выделять особенности педагогической деятельности иметь возможность в реализации и своих прав, а самое главное прав защиты детей, тех, ради кого мы и осуществляем свою образовательную деятельность.
Миков П.В., Русакова Н.А. Обеспечение прав ребенка в образовательном процессе (в помощь педагогическим работникам). Под ред. А.Б.Суслова. Пермь, 2003. С.