Проект.
Тема: «Живая связь времен».
Фото – экскурс в прошлое.
Участники проекта: обучающиеся школы, члены кружка «Вехи истории».
Цель работы: приобщить детей к проблеме сохранения историко-культурного наследия родного края.
Задачи:
совершенствование духовно – нравственных качеств личности
обучающихся, активной гражданской позиции.
- появление стимула, к продолжению поисково-исследовательской
работы и по другим направлениям, например шефская помощь
труженикам тыла и др.
- развитие умений учебного сотрудничества при выполнении
коллективных поисково-познавательных проектов.
Этапы работы:
- Подготовительный:
а) планирование проекта;
б) выдвижение обсуждения идеи проекта;
в) коллективное решение о формах работы над проектом;
г) определение сроков работы.
На этом этапе проводилась большая поисковая работа по сбору материала о родном крае: «Наш край в разные периоды истории», о жизни и деятельности односельчан тружеников тыла и о старейшей учительнице нашего села Гаммовой Зинаиде Петровне. И в целях систематизации этого материала решили создать этот проект.
Проводились творческие встречи с бывшей учительницей начальных классов Гамовой
Зинаиде Петровне. Кружковцы посещали ее на дому с концертами и поздравлениями с профессиональным праздником, приглашали в школу мероприятия.
Работа проводилась с октября 2010г., Зинаида Петровна помогала нам исследовательской работе об исчезающих памятниках старины в нашем селе, рассказывала историю о строительстве храма святого Георгия Победоносца, о том как пережила годы войны, потом тяжелое время после войны и многое другое.
- Организационный этап:
а) формирование групп по интересам, распределение обязанностей;
б) творческая исследовательская работа обучающихся.
На этом этапе систематизировались фото и видеоматериал
составляется сценарий. Из отдельных воспоминаний Зинаиды
Петровны складывалась вся ее нелегкая жизнь, ее
учительская деятельность в годы войны и после войны.
- Завершающий этап:
а) обсуждение результатов проекта, расширились краеведческие знания обучающихся.
б) практическое использование результатов проекта – демонстрация презентации на внеклассных мероприятиях.
«Живая связь времен».
Старейшая учительница села Становое Гамова Зинаида Петровна 1918 г. рождения многое рассказала кружковцам о своей нелегкой судьбе.
В 1936г. она окончила Тимское педагогическое училище и начала свою педагогическую деятельность в соседнем районе учителем начальных классов. В 1943г, когда наш район был освобожден от немецко – фашисткой оккупации, начала работать учителем начальных классов в Становской начальной школе.
Общий трудовой стаж Зинаиды Петровны – 42года.
Строгой и ласковой,
Мудрой и чуткой,
Той, у кого седина на весках,
Той, кто поведал нам тайны открытий.
Учит в труде добиваться побед,
Той, кому гордое слово учитель,
Мы посвящаем наш новый проект.
Старый учитель.
Старый учитель! Прекрасное слово.
Старый учитель! Любви огонек.
Жить для кого-то тебе ведь не ново,
Жить для себя ведь тебе невдомек.
Свою судьбу с судьбою детской
Связала крепко много лет назад,
Ты отошла от жизни светской,
Летела в школу, как в цветущий сад.
В дождливые и ясные денечки
Спешила к детям, отложив дела,
И вы слагали вместе строчки,
И доброта твоя по жизни их вела.
Ты столько лет для школы отдала,
Учила, помогала, наставляла.
Ты благодарности в свой адрес не ждала.
Ночами ты тетради проверяла,
Вихри военные ты повстречала,
Жизнью своею пример подавала.
Это с учебников нам не понять.
И холод, и голод, сплошную разруху
Дети тебе пережить помогли.
Ты протянула им помощи руку,
Им этот миг никогда не забыть.
Воспоминания Гамовой Зинаиды Петровны.
Воспоминания Гамовой Зинаиды Петровны о самых тяжелых годах, не только в ее жизни, но и в жизни всего нашего народа - это годы войны. Многое рассказано о ней, но не все. Война не закончена, пока не захоронен последний ее солдат. Много еще братских могил, где лежат безымянные солдаты и много еще захоронений со времен войны нам не известных.
70 лет прошло от начала войны, но мы, потомки, должны помнить войну всегда, знать ее не только из учебников, но из слов ее очевидцев, пока они еще живы. С каждым днем их становиться все меньше, годы берут свое. Поэтому встречи с ними очень важны и нужны нам, живущим на этой Земле, на земле, где 70 лет назад проходили жестокие бои, умирали молодые солдаты, не до жившие, не до любившие, не познавшие эту земную жизнь, умирали, защищая свою землю от врагов, умирали, защищая своих родных и близких от извергов и насильников, умирали, чтобы мы жили, учились и творили хорошие дела на благо нашей необъятной Родины, на благо нашего народа.
Когда началась война, рассказывает Зинаида Петровна, ей было всего 23 года. С первых дней войны муж ушел на фронт, как и многие мужчины в селе, она осталась с маленьким ребенком на руках, с больной матерью и с братишкой - подростком. Немцы дважды оккупировали наше село, особенно трудно было во вторую оккупацию, самую долгую. Немцы занимали лучшие хатенки, жителей выгоняли на улицы, забирали всю живность.
Это было летом, Зинаида Петровна была на огороде, а дети в хатенке, как вдруг она услышала пронзительный душераздирающий плач, сильно лаяли собаки, она сразу поняла – немцы во дворе, и помчалась со всех ног, вдруг немцы забирают ее сыночка. А немцы тащили за поводок маленького, единственного козленочка, который вырывался, тянул веревочку, сопротивлялся как мог, но был беспомощный как ребенок.
Трудно было в эти месяцы, пока немцы были в деревне, жили в страхе каждую минуту, просыпались и не знали, что немцы еще придумают. Было голодно, просто нечего было есть, немцы выдавали по 2 кг. крупы на человека, Зинаида Петровна попросила у полицая и для своей семьи, а он сказал: «Скажи, спасибо, что не доложил еще немцам, что твой отец коммунист и твою семью не расстреляли немцы», так она ничего и не добилась.
Помнит, как немцы вели наших пленных на расстрел, они голодные, тощие, босые нагибались, чтобы сорвать травы и пожевать, немцы пинали их стволами. Немцы согнали всех жителей, чтобы они смотрели, как наши солдаты будут умирать. На это очень трудно было смотреть, Зинаида Петровна не выдержала и закричала. Один немецкий солдат навел на нее автомат, она бросилась бежать с маленьким Альбертом на руках. Немецкий солдат побежал за ней, она слышала за своей спиной его шаги, чувствовала не просто его дыхание, чувствовала дыхание смерти. Он мог бы выстрелить и убить ее с ребенком, но он хотел, наверное, заколоть их штыком, потом он отстал. Зинаида Петровна боялась не за себя, а за своего ребенка, за своих родных.
Помнит, как немцы ходили по домам и забирали все белые простыни или белое полотно, никто не понимал зачем им нужны они. Оказывается для того, чтобы накрывать ими свою технику, маскировать ее под белый цвет, под цвет белого снега.
Наши уже были близко, приближался День освобождения от немецких захватчиков. В последнюю ночь перед отступлением немцы хотели сжечь всю деревню, они обливали хатенки бензином и поджигали их вместе с людьми. Женщины, дети, старики выскакивали в окна, кричали и помогали друг другу в этой беде. У кого дом уцелел, они принимали к себе по несколько семей, давали какие то вещи. Только так и выжили.
И после войны было трудно жить, был страшный голод, болезни косили людей. Редко у кого была корова или другое хозяйство. Одна женщина с маленьким ребенком, приезжая, у нее совсем ничего не было попросила молочка для ребенка, сказала, что выполнит любую работу за кружку молока, но той женщине понравилась ее юбка, но ведь у нее больше ничего не было из одежды. Тогда она развела мел с водичкой, и получилось белое как молоко. Потом этот ребеночек умер от скарлатины, женщина уехала. Таких как моя соседка, жестоких было мало людей, все люди в общей беде помогали друг другу, и поэтому мы выжили.
После освобождения мы уже думали, как будем учить детей, в каком помещении. Осталась изба того старосты, который служил немцам. Она была просторная, но не было ни учебников, ни бумаги, ни чернил. Но все дети приходили в школу и учились. После занятий старшеклассники вместе с учителями ходили за дровами, чтобы протопить избу, где шли занятия.
На весь класс был один букварь, мы его долго берегли, аккуратно по нем занимались. Как трудно не было, но желание учиться было огромное.
Заключение.
1. Обсуждение результатов проекта.
- Расширились краеведческие знания обучающихся.
- Появление стимула к продолжению поисково-исследовательской работы по другим направлениям (шефская помощь труженикам тыла).
2. Практическое использование результатов проекта – показ презентации на внеклассных мероприятиях.