Использование игровых технологий на уроках обществознания
Использование игровых технологий на уроках обществознания
Поиск новых форм и приемов обучения обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод, что у учащихся, особенно 8-9 классов наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу. Они мало читают дополнительной литературы, на уроках предпочитают больше слушать учителя. Тревожит то, что такая ситуация может привести к снижению качества знаний, сформирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, города, страны невозможно.
Ведь сегодня модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках обществознания »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 5 Г.ТАЙШЕТА
Использование игровых технологий
на уроках обществознания
Автор: Распутина Ольга Геннадьевна,
учитель обществознания
высшей квалификационной категории
Любая система развивающего обучения предполагает наличие высокого уровня творческой активности учителя и его учеников.
Творческую личность в ученике может воспитать только творчески работающий учитель.
Создавая в классе атмосферу творчества, мы, учителя, тем самым создаем оптимальные условия для развития ребенка: здоровый микроклимат, рост познавательных интересов, возможности для активного общения детей, для реализации способностей и талантов каждого... Работая творчески сами, мы сохраняем свое здоровье, оптимизм, обновляем свой методический арсенал, пополняем свои знания и лучше понимаем детей.
Поиск новых форм и приемов обучения истории и обществознания в наше время явление не только закономерное, но и необходимое. И это понятно: в свободной школе, к которой мы идем, каждый не только сможет, но и должен работать так, чтобы использовать все возможности собственной личности. В условиях гуманизации образования существующая теория и технология массового обучения должна быть направлена на формирование сильной личности, способной жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способной смело разрабатывать собственную стратегию поведения, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность, т.е. личности саморазвивающейся и самореализующейся.
На основе наблюдений, анкетирования, бесед с родителями я сделала вывод, что у учащихся, особенно 8-9 классов наблюдается снижение познавательного интереса к учебному процессу. Они мало читают дополнительной литературы, на уроках предпочитают больше слушать учителя. Тревожит то, что такая ситуация может привести к снижению качества знаний, сформирует у учеников потребность иметь всё в готовом виде, не прикладывая особых усилий. Допустить, чтобы ученики, окончив школу, стали только потребителями, безынициативными людьми, которых ничего не интересует, не волнует судьба своей семьи, города, страны невозможно.
Ведь сегодня модернизация общеобразовательной школы предполагает ориентацию образования не только на усвоение школьниками определённой суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей учащихся.
Изменения, происходящие в нашей стране и в мире, отражаются и на образовании. В Ежегодном послании Федеральному Собранию Дмитрий Анатольевич Медведев подчеркнул, «что уже в школе дети должны получать возможности расширять свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном мире». Исходя из сказанного, одной из основных задач современного образования становится создание условий развития школьника, которые помогут ему успешно адаптироваться в современном обществе.
Эту задачу успешно помогает решать обществознание, так как на уроках ученики получают не только знания в области обществоведческих наук , но и приобщаются к различным сферам общественной жизни, расширяют способности и приобретают жизненные навыки.
Среди различных форм уроков, используемых на обществознании, особое место занимают деловые игры. Деловые игры - это средство обучения, моделирующее ситуации, которые могут происходить в современном мире. Такие игры, помогающие решать практические задачи, связаны с умением сотрудничать и работать в группах, формировать деловые качества.
С помощью деловых игр на уроках обществознания могут быть реализованы следующие цели:
Развитие умений применения полученных знаний для решения практических задач в различных областях.
Развитие умений находить и анализировать необходимую информацию.
Формирование навыков групповой деятельности
Повышение коммуникативной культуры.
Овладение основными видами публичных выступлений.
Чтобы игра не протекала стихийно, была управляемой, необходимо соблюдать структуру деловой игры:
Формирование групп.
Моделирование реальной ситуации.
Работа в группах.
Подготовка к публичному выступлению.
Выступления групп.
Подведение итогов.
Обычно задание сформировать группы учащиеся получают заранее. При этом оговаривается примерное количество членов группы. Группы формируются двумя способами:
по желанию
назначается или выбирается лидер, который формирует группу (такой способ используется в случае, когда роль лидера в деятельности группы особенно важна)
Каждая группа получает текст с заданием, и оговаривается время для подготовки и выступлений.
По итогам игры необходимо оценить работу учащихся. Первоначально я использовала следующую систему: по итогам работы оценка ставилась группе, а каждый ученик группы получал аналогичную оценку в журнал. В такой ситуации неприлежные ученики старались попасть в группу с сильными учениками и могли получить незаслуженную оценку.
Система оценки, которую я использую, теперь заключается в следующем: за работу группа получает определённое количество баллов. А затем учащиеся сами распределяют баллы между собой соответственно участию. При такой системе оценка соотносится с действительным участием ученика в деятельности группы. Некоторые ученики при такой системе могут получить больше баллов чем 5 или меньше 3х. В такой ситуации учащимся даётся дополнительное домашнее задание, с помощью которого они могут набрать ещё баллы и повысить оценки.
По окончанию игры можно предложить учащимся анкету, которая поможет учителю проанализировать полученный результат.
На уроках я часто использую форму деловой игры. Например, в 10м классе- игра «Формируем политическую партию», в 11м классе – «Я - предприниматель», «Глобальные проблемы современности»
Деловая игра «Формируем политическую партию»
Цели:
Закрепить знания учащихся по темам: «политическая система», «политические партии»
Повысить коммуникативную культуру посредством групповой формы деятельности
Формирование активной жизненной позиции
Задания группам:
Придумать название партии, эмблему (объяснить, что означает)
Выбираем лидера: ФИО, черты лидера (за что выбрали)
Интересы каких социальных групп представляет партия
Цели и задачи партии
Политические средства выбранные вашей партией (почему эти)
Каковы политические методы вашей партии (почему такие)
Деловая игра «Я - предприниматель»
Цели:
Закрепить знания учащихся о предпринимательском праве.
Формирование элементарных умений и навыков правового анализа предпринимательской деятельности.
Выработка умений применять свои знания на практике.
Представьте себе потенциального потребителя вашего товара.
Опишите его.
Деловая игра «Глобальные проблемы современности»
Цели:
Обобщить знания учащихся о глобальных проблемах современности, показать их особенности, взаимосвязь
Развивать навыки работы в группе, навыки поиска решения проблемы, развивать воображение
Обратить внимание учащихся на социальный аспект глобальных проблем: необходимость совместных усилий для и решения
Задание:
Выберите из списка и перечислите глобальные проблемы: первая группа - «человек-общество», вторая группа - «человек-природа», третья группа - «общество-общество».
Приведите примеры существования в мире глобальных проблем.
Вечный вопрос - «Что делать?». Предложите свои пути решения глобальных проблем.
Выберете альтернативный сценарий будущего. Обоснуйте свой выбор.
Создать пресс-листок «Глобальные проблемы человечества» (Подобрать и оформить газетные статьи, материал из интернета, иллюстрации, доказывающие наличие глобальных проблем, наличие международных организаций занимающихся этими проблемами).