Просмотр содержимого документа
«Элементы исследовательской деятельности на уроках обществознания»
Элементы исследовательской деятельности на уроках обществознания
Одно из направлений деятельности учителя – организация и руководство учебно-исследовательской деятельностью учащихся.
Исследование (в широком смысле — как способ освоения нового) является неотъемлемой частью жизни любого человека и, конечно же, с древних времен этот вид познавательной деятельности выделялся как элемент процесса обучения.
Исследовательская деятельность – творческая, и не существует общих универсальных правил или схем, по которым она развивается. Однако учебное исследование школьника так же, как и исследование, проводимое взрослым исследователем, неизбежно включает основные элементы:
выделение и постановку проблемы (выбор темы исследования);
выработку гипотез;
поиск и предложение возможных вариантов решения;
сбор материала;
анализ и обобщение полученных данных;
подготовку и защиту итогового результата.
Организация исследовательской деятельности проходит как на разных уровнях, так и в различных формах и видах. Элементы исследования присутствуют практически на каждом уроке истории и обществознания, права и экономики: работа с документами, лабораторные, практические занятия, семинары.
Исследовательская деятельность начинается уже на уроке. Ученик, используя различные источники знаний, такие как текст учебника, документы эпох, картины, энциклопедии, осваивая различные социальные роли формулирует проблемы, выдвигает гипотезы, анализирует, сопоставляет и делает выводы. Например, изучив тему «Политическая деятельность» было проведено исследование на основе анкеты «Женщины во власти» среди учащихся 10 классов в преддверии праздника 8 марта.
Исследовательская деятельность реализуется и при подготовке рефератов, докладов, исследований, а также при подготовке к экскурсионной работе в школьном музее. В музейной практике ученикам приходится работать с документами, приобретая умения и навыки настоящего учёного.
Одним из наиболее сложных заданий является С9 по обществознанию и С6 по истории. Эссе, безусловно, имеет общие черты с ученическим исследованием. Во время уроков работа над эссе рассматривается как форма исследовательской деятельности учащихся. В настоящее время, например, изучив тему «Реформаторская деятельность Петра Великого» по истории России в 10 классе ученики проводят исследовательскую работу в форме эссе на тему: «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России, Виною Пётр» (Н.М.Карамзин).
Среди массовых форм деятельности можно выделить проведение дискуссий и диспутов по обществознанию. Например, по теме «Терроризм в России: этапы, факторы».
Можно выделить основные этапы организации учебно-исследовательской работы. Исследовательская деятельность начинается с постановки проблемы, выбора темы исследования. Надо отметить, что это достаточно длительный и творческий процесс. Главным, здесь является желание ученика заниматься именно этим вопросом. Затем определяются цели и задачи исследования, выявляется его актуальность. Цель исследования – это желаемый конечный результат исследования. Многие сталкиваются с трудностью постановки цели.
Далее идет основной этап работы, который включает в себя сбор информации, анализ материалов, проведение социологических опросов, их обработка, сопоставление фактов, их оценка. Завершающим этапом исследований является оформление работы. Он является не менее важным моментом, так как, от того как оформлена и представлена работа зависит многое и в первую очередь, ее оценка окружающими. Если останавливаться на структуре исследовательской работы, то наибольшую сложность вызывает оформление пункта «Введение». Этот этап работы является совместным творчеством наставника и его подопечного.
Последним этапом является выступление. Все обучающиеся получают «Памятку к выступлению»