«Методика обучения истории и обществознания с использованием элементов проектной методики уроках истории»
«Методика обучения истории и обществознания с использованием элементов проектной методики уроках истории»
Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко представлять особенности исследовательской деятельности, как образовательной деятельности, связанной с решением учащимися творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Рассмотрим основные аспекты, характерные для исследовательской, проектной деятельности.
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Методика обучения истории и обществознания с использованием элементов проектной методики уроках истории» »
«Методика обучения истории и обществознания с использованием элементов проектной методики уроках истории»
Для того, чтобы эффективно использовать метод проектов необходимо четко представлять особенности исследовательской деятельности, как образовательной деятельности, связанной с решением учащимися творческих, исследовательских задач и предполагающей наличие основных этапов, характерных для научного исследования, а также таких элементов, как практическая методика познания выбранного явления, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Рассмотрим основные аспекты, характерные для исследовательской, проектной деятельности.
Исследовательский проект как элемент творчества учащихся сегодня часто рассматривается как органичная составная часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не только и не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность.
Как отмечает Е.С. Полат, проектный метод позволяет:
размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы;
принимать самостоятельные аргументированные решения;
научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентирует не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний (порой и путем самообразования) для активного включения в освоение новых способов человеческой деятельности.
Самым сложным моментом при введении в учебный процесс исследовательских проектов является организация этой деятельности, а особенно – подготовительный этап. Не каждый урок должен проходить в «проектной манере». При планировании обучения на год учителю необходимо выделить ведущую тему (раздел) или несколько тем (разделов), которые будут «вынесены на проектирование». Далее нужно сформулировать несколько примерных тем на класс (как индивидуальных, так и групповых), работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирования нужного опыта. При определении перечня таких знаний и умений педагогу необходимо руководствоваться программными требованиями по соответствующему учебному курсу.
Основными этапами организации исследовательской деятельности являются следующие:
выявление проблем исследования;
постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования;
формулировка гипотез исследования;
определение методов сбора и обработки данных в подтверждение выдвинутых гипотез, проверка гипотез;
оформление результатов исследования;
обсуждение и транслирование полученных результатов.
В школе проектную деятельность можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
На начальном этапе разработки учебного проекта условно можно выделить следующие шаги:
1. Определение проблемы исследования.
2. Формулировка основополагающего вопроса.
3. Выбор темы проекта.
4. Выбор творческого названия.
5. Формулировка проблемных вопросов.
6. Формулировка тематики исследования.
7. Разработка дидактических материалов.
8. Представление результатов проекта.
Первым этапом проектной деятельности является определение проблемы.
Проблема – это объективно возникающий в ходе развития познания вопрос, или целостный комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.
При определении проблемы учитель должен помнить, что ситуация приобретает проблемный характер, если:
имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить;
требуется установить сходство и различия;
важно установить причинно-следственные связи;
необходимо обосновать выбор;
требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров опыта – теоретическими закономерностями;
стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Вторым этапом в работе над проектом является формулировка основополагающего вопроса. Основное направление развития проекта определяется основополагающим вопросом, суть которого заключается в том, что основополагающий вопрос – это вопрос самого высокого уровня в цепочке вопросов, наиболее общий, абстрактный, «философский», не имеющий определенного ответа. Основополагающий вопрос служит «концептуальной рамой» для нескольких учебных тем или для всего предмета в целом. Тема задает общее направление проектирования, определяет основное содержание работы.
Определенная трудность для педагога заключается в том, что проект должен отражать одну из тем школьного предметного курса, обеспечить реализацию обязательного минимума и предусматривать осуществление аналитической, исследовательской, творческой деятельности учащихся.
Не менее важной задачей является формулировка творческой темы проекта: необходимо, чтобы формулировка темы привлекала внимание учащихся, была неординарной и запоминающейся.
На данном этапе работы над проектом целесообразно провести мини-тренинг для слушателей, предоставив им для работы общую тему общекультурного, философского характера.
Следующим этапом является формулировка проблемных вопросов. Основополагающий вопрос и проблемный вопрос – близкие понятия. Не совпадают они в психологической функции, которой проблемный вопрос обычно не имеет. Проблемный вопрос скорее логически концентрирует противоречия в наличном наборе наблюдаемых фактов и установленных теорией закономерностей. Как и основополагающий вопрос, проблемный вопрос может предопределить направление для экспериментального добывания ответа. Проблемные вопросы тесно связаны с темами самостоятельных исследований учащихся. Тема является результатом индивидуального творческого поиска и может быть определена только после выбора проблемного вопроса.
Важным моментом в исследовательской деятельности является формулировка целей, задач и гипотезы исследования.
Под целью понимается желаемый конечный результат проекта. Постановка цели определяется гипотезой, и предполагает ее проверку.
Цель проекта состоит в решении противоречия, имеющегося в практике, и ее достижение связано с усовершенствованием участка педагогической действительности.
Для определения цели используются следующие глаголы: «разработать», «выявить», «исследовать», «описать», «создать», «обосновать», «проанализировать».
Постановка проектных задач предполагает выработку определенной последовательности действий – шагов для достижения цели, осуществление выбора путей и средств ее достижения.
Гипотеза – это логически обоснованное предположение автора проекта, которое нуждается в подтверждении или опровержении, истинность которого не очевидна. Гипотеза должна быть проверяемой, не должна содержать в себе противоречивых суждений и суждений оценочного характера.
Как правило, описание хода исследования проекта не вызывает затруднений. Некоторые вопросы возникают при отражении результатов исследовательской деятельности.
Результаты исследования учащихся часто целесообразно представить в графическом виде. Это могут быть результаты проведения социологических опросов, обработки статистических данных. Результаты исследования более наглядно будут смотреться в виде таблиц, организационных диаграмм, схем.