Дополнительная образовательная программа "Я - гражданин России"
Дополнительная образовательная программа "Я - гражданин России"
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации: 2 года. Программа затрагивает острые общественные вопросы: социальное неравенство и справедливость, бедность и богатство, проблемы семьи и образа жизни, экономику, политические режимы и деятельность института президентства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Дополнительная образовательная программа "Я - гражданин России" »
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Стрелецкая средняя общеобразовательная школа» в пос. Новая жизнь Тамбовского района Тамбовской области
Программа утверждена на заседании
методического совета
МОУ Стрелецкой сош: протокол № __
от __________________2013г
Директор школы: _________
Дополнительная образовательная программа
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации: 2 года
Составитель программы: Битюкова Любовь Викторовна
учитель истории и обществознания
2013 г
Краткая информационная справка
Сведения об авторе:
Битюкова Любовь Викторовна – учитель истории и обществознания второй квалификационной категории
Присвоено звание «Народный учитель» 2010 год
Информация о программе:
Программа «Я – гражданин России» реализуется с 2013 года
Тип программы – авторская
Направление деятельности – социально – педагогическое
Возрастной диапазон – средний и старший школьный возраст
Первичная экспертиза и утверждение программы проведены на заседании методического совета МБОУ «Стрелецкая СОШ» Тамбовской области Тамбовского района – декабрь 2013 г.
Пояснительная записка
Всплеск интереса к человеку в нашем стремительно меняющем обществе, в современной перестраивающей школе не случаен.
Проблему «Каким быть современному человеку?» поставили как актуальную процессы и явления, происходящие в обществе: политико – экономические и социальные преобразования, демократизация управления и отношений между людьми, возрождение интереса к религии. Все эти явления и процессы, факты окружающей жизни, ставят перед современной школой, перед учителями множество проблем, вопросов.
Уже найдено много средств решения проблем. Одно из них – обращение к личности самого воспитанника, к его жизненным силам, к его самовоспитанию. Помочь взрослеющему человеку – главная задача и основной смысл работы учителя.
Дополнительная образовательная программа строится с учетом того, что учащиеся, освоившие определенную сумму исторических, литературных, правовых, географических знаний, имеющие определенный жизненный и социальный опыт, готовы к восприятию реальной картины современного мира во всем многообразии.
Программа затрагивает острые общественные вопросы: социальное неравенство и справедливость, бедность и богатство, проблемы семьи и образа жизни, экономику, политические режимы и деятельность института президентства. Вооружает учащегося аналитическим аппаратом для самостоятельного объяснения, усвоения и интерпретации тех проблем и противоречий, с которыми приходится сталкиваться в повседневной жизни, проявлять заинтересованность и даже сопереживание, единство со своим обществом, с исторической судьбой страны.
Содержание программы выстроено с учетом основных требований школы к учащимся на вступительных экзаменах.
Программа включает такие части, как теоретическая (33 ч) и практическая (39 ч)
Направленность дополнительной образовательной программы – социально- педагогическая.
Новизна заключена в том, что наряду с общей теорией отдельно отобран материал, который непосредственно касается учащихся подростковой возрастной группы. Это позволяет ученикам, которые изучили данный курс применять полученные знания в жизни.
Содержание программы позволяет содействовать интеллектуальному развитию учащихся, способствует формированию социально – коммуникативных навыков, умений в постоянном самоусовершенствовании, помогает каждому ребенку адаптироваться в незнакомой обстановке.
Содержание программы характеризуется научностью материала.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста
Срок реализации: 2 года
Режим занятий: 1час в неделю
Методы и приёмы обучения.
При организации занятий с детьми используются словесные методы (рассказ, беседа, дискуссия), практические, метод наблюдений, поисковый, исследовательский, игра; приемы: сравнение, сопоставление, анализ.
Формы организации занятий
Задачи и задания, которые предполагается использовать на занятиях дополнительной образовательной программы, являются интеллектуальными тренажерами (час общения, групповая и индивидуальная работа, обыгрывание ситуаций, анализ внешнего вида) .Они помогут не только закрепить, но и натренировать мыслительные способности, расширить кругозор. Задания допускают любое творческое решение. В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний.
Ожидаемые результаты:
Знать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• содержание и значение социальных, правовых норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь:
• описыватьосновные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравниватьсоциальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
• оцениватьповедение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решатьпознавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
• осуществлять поиск информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, адаптированные источники);
Цели:
создание условий для социализации личности
формирование научных представлений, которые составляют первоначальные основы нравственной, правовой, экономической культуры;
содействие воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на гуманистические и демократические ценности;
развитие умения ориентироваться в потоке разнообразной информации и типичных жизненных ситуациях.
Задачи:
Способствовать вовлечению учащихся в познавательную деятельность
Развитие познавательной активности.
Помочь школьникам успешно подготовиться к олимпиадам и ГИА.
Углубить имеющиеся знания.
Отработать имеющиеся навыки по предмету (анализ источников, аргументировано отстаивать свою точку зрения, доказывать собственную правоту, опираясь на источники, перекладывать теорию на практику при решении задач).
Познакомить учащихся с материалами правовых источников.
Учить разбираться в людях и верно оценивать себя и других.
Учить детей признавать свои ошибки, допущенные при общении, изменять свой метод, тактику общения.
Учебно – тематический план
№ п/п
Тема занятия
Кол-во часов
В том числе
теория
практика
1
Введение
1
1
-
Раздел 1. Я – человек, но какой?
12
6
6
2
Человек- существо разумное.
1
1
3
Мотив – двигатель поступка.
1
1
4
Интересы и склонности человека.
1
1
5
Анкетирование «Мой характер»
1
1
6
Как взаимодействуют эмоции, сознание и воля человека.
1
1
7
Тест «Насколько вы волевой человек». Игра «Я хороший человек»
1
1
8
Внутренняя культура – культура души человека.
1
1
9
Внешний облик – «визитная карточка человека»
1
1
10
Как стать человеком внимательным.
1
1
11
Методы и приемы самовоспитания взрослеющего человека.
1
1
12
Диспут : «За» и «против» современной молодежной моды.
1
1
13
Эссе «Кто влияет на мой характер».
1
1
Раздел 2. Семейный долг, семейная забота.
18
9
9
14
Семья как источник счастья человека
1
1
15
Характеристика брачных отношений, условия вступления в брак.
1
1
16-17
Христианские праздники в русской семье. Подготовка презентации. Защита проекта.
2
2
18
Мужественность как нравственная основа настоящего мужчины.
1
1
19
Женственность как нравственная основа женщины.
1
1
20
Ваши права ребенок.
1
1
21
Конвенцией о правах ребенка
1
1
22
Труд в семье и его организация
1
1
23
Трудовой кодекс. Решение задач.
1
1
24
Конфликты в семье и их разрешение
1
1
25
Кто такой трудоголик. Эстетика быта.
1
1
26
Анкетирование: «Где бы ты хотел работать». Составление синквейна «Труд»
1
1
27
Семейный кодекс.
1
1
28
Решение задач, используя ст. Семейного кодекса.
1
1
29
Социальная защита и социальное обеспечение
1
1
30-31
Подготовка презентации. Защита проекта по теме: «Моя семья».
2
2
Раздел 3. Человек в системе современных экономических отношений
9
6
3
32
Нравственность и безнравственность рынка
1
1
33
«3 кита экономики»
1
1
34
Характерные черты рынка.
1
1
35
Экономический практикум «Потребительский бюджет семьи»
1
1
36
«Невидимая рука» рынка.
1
1
37
Рынок труда. Безработица.
1
1
38
Зачем экономике государство?
1
1
39
Игра «По ту сторону прилавка»
1
1
40
Ролевая игра «Аукцион»
1
1
Раздел 4. Я и закон
22
6
16
41
Право — мера свободы. Роль права.
1
1
42
Классификация прав и свобод.
1
1
43
Понятие юридическая ответственность
1
1
44
УК РФ.
1
1
45-46
Решение задач, используя ст.УК РФ
2
2
47
Административный кодекс
1
1
48-49
Решение задач, используя ст.Административного кодекса
2
2
50
Гражданский кодекс
1
1
51-52
Решение задач, используя ст. Гражданского кодекса
2
2
53
Проблемы молодежной преступности и возможности их решения.
1
1
54-56
Неформальные молодежные объединения.
Подготовка презентации. Защита проекта
3
3
57
Законотворческий процесс в РФ.
1
1
58
Конституция РФ.
1
1
59
Высший смысл и назначение основного закона.
1
1
60
Результаты правового образования. Особенности правовой культуры.
1
1
61
Нарушения прав человека их характеристика. Причины нарушения прав человека.
1
1
62
Кодекс поведения современного человека
1
1
Раздел 5: Право и подросток.
8
5
3
63
Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.
1
1
64
Правовые возможности подростков в политической деятельности.
1
1
65
Подросток и трудовое право.
1
1
66
Гражданское право для подростков.
1
1
67
Право подростка на образование.
1
1
68
Знакомство с положениями школьного устава. Правовой турнир.
1
1
69
Игра «Поверь в себя»
1
1
70-72
Подготовка презентации. Защита проекта. Тема: «Я и Закон»
3
3
Содержание программы
Введение (1час)
Знакомство с курсом, принятие правил игры в группе, правило ведения диспута
Раздел 1. Я – человек, но какой? (12 часов)
Тема 2 Человек- существо разумное.
Теоретическое Мышление, речь, творчество. Социальные ценности и нормы.
Тема 3 Мотив – двигатель поступка.
Теоретическое. Формирование мотива. Неадекватная мотивация. Законность, гражданственность, доверие, моральность, справедливость.
Тема 4 Интересы и склонности человека.
Теоретическое. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Анкета «Я и смысл моей жизни».
Тема 5 Анкетирование «Мой характер»
Практическое.
Тема 6 Как взаимодействуют эмоции, сознание и воля человека.
Практическое. Решение головоломки. Эмоциональные качества личности. Свойства и виды эмоций. Конфликтные эмоциональные состояния (стресс, аффект, фрустрация)
Тема 7 Тест «Насколько вы волевой человек». Игра «Я хороший человек»
Практическое.
Тема 8 Внутренняя культура – культура души человека.
Теоретическое. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал.
Тема 9 Внешний облик – «визитная карточка человека».
Теоретическое. Культура подлинная и мнимая.
Тема 10 Как стать человеком внимательным.
Теоретическое. Психологическая тренировка
Тема11 Методы и приемы самовоспитания взрослеющего человека.
Практическое. Выполнениепсихологических тестов и заданий.
Тема12 Диспут: «За» и «против» современной молодежной моды.
Практическое.
Тема 13 Эссе «Кто влияет на мой характер».
Практическое.
Раздел 2. Семейный долг, семейная забота. (18 часов)
Тема 14 Семья как источник счастья человека.
Теоретическое. Права и обязанности супругов. Права родителей по отношению к детям. Игра «Семейный круиз».
Тема 15 Характеристика брачных отношений, условия вступления в брак.
Теоретическое. Принципы брака. Порядок заключения брака в РФ. Препятствия для заключения брака. Условия для прекращения брака. Недействительность брака.
Тема 16- 17 Христианские праздники в русской семье.
Практическое. Подготовка презентации. Защита проекта.
Тема 18 Мужественность как нравственная основа настоящего мужчины.
Тема 19 Женственность как нравственная основа женщины.
Теоретическое. Внешний и внутренний облик современной женщины.
Тема20 Ваши права ребенок.
Теоретическое. Права детей в системе семейного права. Реализация прав ребенка.
Право ребенка жить и воспитываться в семье. Права ребенка при расторжении брака родителей, установление происхождения ребенка. Установление отцовства. Права и обязанности детей, родившихся от лиц, не состоящих в браке между собой. Право ребенка на защиту. Право ребенка выражать свое мнение. Право ребенка на имя, отчество и фамилию. Имущественные права ребенка в семье. Обязанности родителей по содержанию несовершеннолетних детей. Права детей на алиментное содержание.
Тема 21 Конвенцией о правах ребенка.
Практическое. Работа с правовыми источниками. Ролевая игра «Мы - будущие избиратели».
Тема 22 Труд в семье и его организация.
Теоретическое. Гуманизации современного труда. Что такое трудовое право и что оно регулирует? Трудовой договор, его виды.
Тема 23 Трудовой кодекс. Решение задач.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 24 Конфликты в семье и их разрешение.
Теоретическое. Психологический тест «Список претензий». Ролевая игра «Бюджет семьи».
Тема 25 Кто такой трудоголик. Эстетика быта.
Теоретическое. Плохие черты хорошего сотрудника. Трудоголизм – это просто нормальное отношение к делу.
Тема 26 Анкетирование: «Где бы ты хотел работать». Составление синквейна «Труд»
Практическое.
Тема 27 Семейный кодекс.
Практическое.
Тема 28 Решение задач, используя ст. Семейного кодекса.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 29 Социальная защита и социальное обеспечение.
Теоретическое. Современное положение социального обеспечения в России. Сущность социальной защиты населения. Государственная политика в области социальной защиты
Тема 30-31 Подготовка презентации. Защита проекта по теме: «Моя семья».
Практическое. Работа с источниками.
Раздел 3. Человек в системе современных экономических отношений
Теоретическое. Международные документы о правах человека. Место и роль прав человека в Конституции РФ.
Тема 42 Классификация прав и свобод.
Словарь урока: Билль, Декларация, право человека, свободы человека, Всеобщая декларация прав человека.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 43 Понятие юридическая ответственность.
Теоретическое. Понятие юридическая ответственность. Виды наказаний за уголовные преступления. Смягчающие и отягчающие обстоятельства совершения преступления. Обстоятельства, исключающие наказания.
Тема 44 УК РФ.
Характеристика уголовного права. Уголовный кодекс РФ. Преступление и проступки. Виды преступлений.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 45- 46 Решение задач, используя ст.УК РФ
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 47 Административный кодекс.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Основные составляющие характеристики административного права. Административные правонарушения и взыскания за них.
Тема 48-49 Решение задач, используя ст.Административного кодекса
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 50 Гражданский кодекс.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Основные гражданские права. Право на частную собственность. Процедурные гражданские права. Виды сделок (договоров). Неимущественные гражданские права. Физическое и юридическое лицо.
Тема 51-52 Решение задач, используя ст. Гражданского кодекса
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Тема 53 Проблемы молодежной преступности и возможности их решения.
Практическое Создание и участие подростков в формальных и неформальных политических организациях. Используя СМИ подготовить сообщения по теме. Составить кластер «Обстоятельства, исключающие преступность деяния».
Тема 54- 56 Неформальные молодежные объединения.
Практическое. Подготовка презентации. Защита проекта.
Тема 57 Законотворческий процесс в РФ.
Теоретическое.
Тема 58 Конституция РФ.
Практическое. Работа с правовыми источниками.
Конституция РФ: дата принятия, структура, особенности. Что такое конституционное право.
Работа с основными статьями Конституции РФ.
Тема 59 Высший смысл и назначение основного закона.
Практическое. Работа с правовыми источниками. Сочинение- эссе «Там, где нет законов, там нет и свободы» Д. Локк.
Тема 60 Результаты правового образования. Особенности правовой культуры.
Теоретическое. Издержки правовой системы.
Тема 61 Нарушения прав человека их характеристика. Причины нарушения прав человека.
Теоретическое. Как цивилизованно жаловаться: Возрастные особенности и условия подачи жалоб. Сроки для рассмотрения жалоб. Издержки правовой системы.
Тема 62 Кодекс поведения современного человека
Практическое. Подготовить сообщение.
Раздел 5: Право и подросток. (8 часов)
Тема 63 Ответственность несовершеннолетних по уголовным делам.
Теоретическое. Преступления против несовершеннолетних. Преступления, совершаемые несовершеннолетними. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Принудительные меры к несовершеннолетним.
Тема 64 Правовые возможности подростков в политической деятельности.
Теоретическое. Основные политические права и их характеристика.
Тема 65 Подросток и трудовое право.
Теоретическое. Несовершеннолетние в условиях трудового права.
Продолжительность рабочего времени, ограничения в выборе трудовой деятельности. Заключение трудового договора с несовершеннолетними. Отпуск для несовершеннолетних. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования.
Тема 66 Гражданское право для подростков.
Теоретическое. Имущественные неимущественные права подростков. Дееспособность подростков в имущественных отношениях. Экономические сделки несовершеннолетних. Наследственные права подростков. Отказ от наследства несовершеннолетними. Защита прав несовершеннолетних при наследственном разделе.
Тема 67 Право подростка на образование.
Теоретическое. Формы получения образования. Общие требования к приему граждан в образовательные учреждения. Начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Платная образовательная деятельность негосударственного образовательного учреждения. Платные дополнительные образовательные услуги государственного и муниципального образовательных учреждений
Тема 68 Знакомство с положениями школьного устава.
Практическое. Основные положения школьного устава в отношении учащихся: обязанности школы, основные характеристики организации образовательного процесса. Права и обязанности обучающихся. Права педагогических работников. Правовой турнир.
Тема 69 Игра «Поверь в себя».
Практическое.
Тема: 70-72 Подготовка презентации. Защита проекта.
Тема: «Я и Закон» . (3 часа) Практическое.
Литература для учителя
Зюзько М.В. Пять шагов к себе М., 1992
Козлов Н.И. Как относиться к себе и к людям М., 1999
Маньшина Н.А. Система работы школы по защите прав ребенка. Волгоград. Учитель. 2007
Методические рекомендации по курсу «Введение в обществознание /Под ред. Л. Н. Боголюбова.— М., 2002
Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе М. ВИТА-ПРЕСС 2005
Литература для ученика
Конституция РФ
Леви В. Искусство быть собой М., 2000
Трудовой кодекс
Уголовный кодекс
Методическое и техническое обеспечение программы.
Разработки различных мероприятий, конкурсов, игр
Статьи из газет и журналов.
Наличие и использование компьютерной техники, видеозаписей
Рецензия на образовательную программу дополнительного образования детей «Я – гражданин России».
Битюкова Любовь Викторовна учитель истории и обществознания.
Образовательная область реализации программы: филиал МОУ Стрелецкой сош в пос. Новая жизнь.
Общая характеристика программы:
Направленность, в рамках которой реализуется образовательная программа:
Социально- педагогическая.
Программа рассчитана на детей среднего и старшего школьного возраста.
Срок реализации данной программы: 2 года
Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для интеллектуального развития учащихся, способствует формированию социально – коммуникативных навыков, умений в постоянном самоусовершенствовании, духовного развития. Программа соответствует специфике дополнительного образования детей, и способствует:
стимулированию познавательных процессов;
развитию коммуникативных навыков;
поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;
развитию творческих способностей личности;
Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения. Тематический план учитывает основные требования к организации учебно-воспитательного процесса. Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики и психологии детей школьного возраста.
В процессе экспертизы образовательной программы рецензенты сделали заключение: образовательную программу дополнительного образования детей «Я – гражданин России» Битюковй Л.В. утвердить и рекомендовать её для использования в дополнительном образовании школьников.