1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.
Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ »
Алгоритмы выполнения заданий ЕГЭ
1. Памятка «КАК РАБОТАТЬ С ДИАГРАММАМИ»
1. Рассмотри диаграмму: найди изображение, легенду и числа. Любая диаграмма состоит из двух взаимосвязанных частей — изображения с заштрихованными сегментами (или столбцами) и пояснения, называемого легендой диаграммы.
Рядом с каждым заштрихованным сегментом (или столбцом) поставлено число, означающее, какой процент людей, отвечавших на вопрос, выбрали этот вариант ответа. В легенде диаграммы объясняется, какому варианту ответа на вопрос соответствует каждый сегмент (столбец) диаграммы.
2. Внимательно изучидиаграмму:
- проанализируй сам вопрос, на который респондентам предлагалось ответить;
- прочитай легенду диаграммы, соотнеси ее с соответствующими сегментами (столбцами);
- установи, сколько опрошенных выбрали каждый вариант ответа;
- лучше – на черновике запиши соответствующее число рядом с каждой позицией легенды.
3.Выполни задание - выбери единственную верную из предложенных четырех альтернатив.
2. Алгоритм выполнения и модели заданий типа С7
Задание С7 проверяет умение решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные социальные ситуации. Это задание высокого уровня сложности. Оно требует применения усвоенных знаний в конкретной ситуации, в контексте определенной проблемы. За полное и правильное выполнение задания выставляется 3 балла. При неполном правильном ответе – 2 или 1 балл.
Познавательная задача имеет определенную структуру: условие (проблемная ситуация, социальный факт, статистические данные, проблемное высказывание и т.п.) и требование (вопрос или система вопросов, какое-либо указание по интерпретации условия).
Авторский коллектив под руководством Л.Н. Боголюбова предлагает такую памятку при выполнении заданий С7.
ПАМЯТКА ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ
1) Внимательно ознакомьтесь с условием задачи и запомните вопрос. В случае необходимости уточните значение непонятных терминов с помощью словарей, справочников или учебника.
2) Соотнесите вопросы или предписания, сформулированные в задаче, с ее условием:
- определите, какая полезная для решения задачи информация содержится в условии;
- подумайте, не противоречат ли друг другу данные условия задачи (именно противоречие данных может подсказать путь решения).
3) Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи, к каким источникам обратиться:
- выявите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос (требование) задачи;
- сократите эту область до конкретной проблемы, информацию но которой необходимо вспомнить;
- соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
4) Наметьте предполагаемый ответ в соответствии с вопросом или предписанием. 5) Продумайте аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения. 6) Убедитесь в правильности полученного вами ответа:
соответствует ли ответ существу вопроса (предписания) задачи;
если в задаче дано несколько вопросов, то дан ли ответ на каждый низ них;
нет ли противоречий между вашими аргументами;
нет ли в условии задачи данных, противоречащих предлагаемому вами решению;
можно ли считать предложенный путь решения задачи единственно возможным;
не следуют ли из условия задачи какие-либо другие выводы помимо тех, которые намечены вами.
Рассмотрим на примере конкретных задач технологию работы по предлагаемой памятке.
Задание С7.К фольклорному празднику группа мужчин и женщин подготовила номер, состоящий из танца и песен, которые их предки, жившие на этой земле несколько веков, исполняли в торжественные дни. О какой общности идет речь в данном сюжете? Назовите два признака, по которым вы это определили. Приведите дополнительный признак этой общности, не упомянутый в сюжете.
Какие действия необходимо выполнить для решения этой задачи:
1) внимательно прочесть условия и запомнить вопросы;
2) обдумать условие задачи и выявить все, что характерно для этой общности: общие территория, культура, ценности, язык;
3) определить, знание какой области обществоведческого курса проверяет данная задача (социальная сфера), понятие «социальная общность»;
4)выявить конкретную проблему – виды социальных общностей. По ней мы и будем привлекать дополнительную информацию: вспомним, какие виды социальных общностей существуют, и чем характеризуется каждая из них (виды социальных общностей – классовые, исторические, социально – демографические, корпоративные, этнические и др.).
Необходимо соотнести наши знания с данными условия. И исходя из условия задачи, делаем вывод: речь идёт об этнической группе.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1)названа общность: этническая группа;
2) два признака по тексту:
– общность культуры;
– общность территории.
3)дополнительный признак, например:
– общность языка;
– сознание своего единства.
Опыт решения этой задачи наглядно доказывает необходимость внимательнейшего прочтения и детального анализа условия предложенной задачи, так как все необходимые данные и даже требуемые признаки были «зашифрованы» в тексте условия.
3. Памятка «Как написать сложный план (С8)»
1. Помни, план - это самая короткая форма изложения темы, его логическая схема в виде кратких формулировок.
2. Представь содержание обществоведческого курса, раскрывающее предложенную тему.
3. Раздели это содержание на смысловые части, выделив из каждой из них главную мысль.
4. Озаглавь каждую часть.
5. В каждой части выдели несколько положений, развивающих главную мысль.
6. Проверь, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них содержание темы.
7. В случае необходимости внеси корректировки.
8. Помни, что план должен охватывать основное содержание темы.
9. В заголовках (пунктах и подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.