Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ. Окислительно восстановительные реакции"
Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ. Окислительно восстановительные реакции"
1. Информация о ЕГЭ по химии. Мнения родителей и учащихся.
Школьные выпускные экзамены это первая по настоящему серьезная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался несколько лет. С 2001 года ЕГЭ по химии в порядке эксперимента введен на территории РФ. А с 2009 года он переведен в «штатный режим» как государственный механизм контроля качества образования.
На мой взгляд, введение ЕГЭ в штатный режим это революция в образовании современной школы, поэтому в ней есть свои плюсы и минусы.
Что можно отметить положительного в ЕГЭ:
Это введение тестов- школьники готовятся к особенностям выполнения тестовых заданий, которые позволяют проверить общий уровень грамотности ученика.
ЕГЭ дает возможность к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения, более серьезному подходу к изучению предметов.
Благодаря ЕГЭ, молодые люди могут получит дальнейшее образование в различных учебных заведениях РФ.
Что можно отрицательного отметить в ЕГЭ:
Несвоевременное объявление о введении в «штатный режим» ЕГЭ на этот учебный год, слишком мало времени на подготовку.
Тесты хороши для инертных, ограниченных людей, а не творческих. Значит, этим мы снижаем интерес к предмету, интерес поиска своих решений даже у сильно увлеченных учеников.
Введение ЕГЭ приведет к натаскиванию выполнения заданий, целостность восприятия химического образования снизится.
При 1-2 часовых программах по химии школьникам сложно усваивать материал, а времени на отработку умений и навыков при выполнении заданий ЕГЭ нет. Поэтому опять вернется «репетиторство».
В общих классах на изучение курса химии отводится 204 урока, это за весь период обучения в школе! При часовой программе это 2,7% учебного времени, при двухчасовой программе- 5,5%, и только при углубленной программе 13,8% учебного времени.
5) В текстах до сих пор встречаются ошибки и некорректные формулировки.
При подготовке к мастер-классу я провела опрос учащихся и их родителей. Ученикам задала следующие вопросы:
Как вы относитесь к ЕГЭ как к системе контроля качества ваших знаний?
Можно ли сказать, что КИМы дают объективную оценку состояния подготовки старшеклассников по химии?
Приведите наиболее сложные на ваш взгляд вопросы.
Расшифруйте аббревиатуру ЕГЭ на современном сленге ученика.
На первый вопрос положительно ответили 35% учащихся, отрицательно- 50% и затруднялись с ответом 15% учащихся. На второй вопрос ответили «да» 40% учащихся, «нет» 60% учащихся. Наиболее сложными считают задачи части С, органические превращения и ОВР. Расшифровали ЕГЭ так:
- единый государственный эшафот,
- единая гениальная эйфория,
-европейская глобальная экзекуция,
- если готов- экзаменуйся!
А вот мнения родителей разделились, были разные ответы в зависимости от уровня подготовки ученика.
2. Изучение КИМов, выбор темы мастер-класса.
Изучив анкеты учащихся и проанализировав тестовые задания я отметила, что тема ОВР влияет на количество баллов при хорошей подготовке ученика. В части А это задания А4, А7, А8, А24 – всего 4 балла, в части В это задание В2 – 2балла, в части С это задания С1 и С2- 7 баллов, всего при выполнении этих заданий ученик набирает 13 баллов. Вывод: знания по ОВР придаст уверенность ученику в выполнении этих заданий.
3. Тема мастер-класса: « ОВР. Метод полуреакций при расстановке коэффициентов. Влияние среды на ход ОВР».
Цель урока: Формировать умения составления окислительно-восстановительных процессов, идущих в разных условиях среды и навыки расстановки коэффициентов методом электронно-ионного баланса путем подбора сопряженных пар окислительной и восстановительной полуреакции.
Используемые технологии:
Технология интерактивного обучения ( использование кластеров, метод «мозгового штурма»).
Девиз урока: «Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее, чем без него». ( Дюрер)
1. Используя интерактивные приемы обучения, учитель спрашивает: «С каким настроением вы пришли на урок?» (ученики показывают кластеры, где отражена мимика его лица).
2. Затем ученики, отвечая на вопрос: «Какие понятия мы используем нам при изучении ОВР?», составляют ромашку из кластеров, которые понадобятся для изучения этой темы (на столах в форме лепестков слова: окисление, восстановление, валентность, степень окисления, электронный баланс, электрон, изотоп, гидролиз, полуреакция и др.).
3. Метод «мозгового штурма» (повторение имеющихся знаний):
Что такое окислитель, восстановитель?
Что называют степенью окисления?
Какой процесс называют окислением? Восстановлением?
Какие реакции относят к окислительно-восстановительным?
Какие способы расстановки коэффициентов в ОВР вы знаете?
4. Демонстрация фрагмента мультимедийного урока «ОВР. Метод электронного баланса».
5. В качестве повторения учащиеся расставляют коэффициенты методом электронного баланса в уравнении:
HNO3 + Cu = Cu (NO3)2 + NO2 + H2O
6. Физкультурная пауза – упражнение для глаз ( на доске крупно написано ОВР, учитель указкой обводит буквы, а учащиеся водят глазами за указкой, затем закрыть глаза и снова повторить то же самое).
7. Проблемный вопрос: «Относятся ли эти реакции к ОВР?»
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Превращение хроматов в дихроматы и наоборот», записывают уравнения реакций и определяют, что данные реакции не являются окислительно-восстановительными, т.к. у элементов не изменяется степень окисления.
8. Групповая лабораторная работа «Влияние среды на протекание ОВР».
Выполняя эту работу, используя алгоритм составления полуреакций, школьники учатся самостоятельно расставлять коэффициенты, а учитель направляет их работу, делает замечания, исправляет ошибки.
Опыт 1: К раствору сульфита натрия добавить раствор перманганата калия и немного раствора серной кислоты. Что наблюдаете?
Опыт 2: К раствору сульфита натрия добавить раствор перманганата калия и немного воды. Что наблюдаете?
Опыт 3: К раствору сульфита натрия добавить раствор перманганата калия и немного щелочи. Что наблюдаете?
9.Релаксация. Звучит музыка, ученики закрывают глаза и расслабляются, отдыхая 2-3 минуты.
10. В качестве закрепления учащиеся выполняют несколько примеров, проверяют свою работу на интерактивной доске, где записаны ответы.
11. В качестве домашнего задания можно дать уравнения, не имеющие правой части, которую они должны записать, используя полуреакции при уравнивании, например:
CuCI + K2Cr2O7 + HCI =
H2SO3 + CI2 + H2O =
Учитель задает вопрос: «С каким настроением вы уходите с урока?» Учащиеся с помощью кластеров показывают свое настроение.
4. Литература:
а) Журнал «Химия в школе», №2, 2004г., №8-10, 2006г., №9, 2007г.
б) Волович П.В. Готовимся к экзамену по химии. Москва. Изд. Пресс. 2004г.
в) Снастина М.Г. ЕГЭ. Химия. 2009г.
г) Хомченко Г.П. Окислительно-восстановительные реакции. Москва.
Просвещение. 1985г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Мастер класс "Подготовка к ЕГЭ. Окислительно восстановительные реакции" »
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов г. Белогорск, Амурская область.
Мастер-класс «Подготовка к ЕГЭ. Окислительно-восстановительные реакции».
Учитель химии высшей квалификационной категории КУЗОВАЯ Т.В.
2009 год.
1. Информация о ЕГЭ по химии. Мнения родителей и учащихся.
Школьные выпускные экзамены это первая по настоящему серьезная проверка эффективности той работы, которой ученик занимался несколько лет. С 2001 года ЕГЭ по химии в порядке эксперимента введен на территории РФ. А с 2009 года он переведен в «штатный режим» как государственный механизм контроля качества образования.
На мой взгляд, введение ЕГЭ в штатный режим это революция в образовании современной школы, поэтому в ней есть свои плюсы и минусы.
Что можно отметить положительного в ЕГЭ:
Это введение тестов- школьники готовятся к особенностям выполнения тестовых заданий, которые позволяют проверить общий уровень грамотности ученика.
ЕГЭ дает возможность к осознанному выбору профиля дальнейшего обучения, более серьезному подходу к изучению предметов.
Благодаря ЕГЭ, молодые люди могут получит дальнейшее образование в различных учебных заведениях РФ.
Что можно отрицательного отметить в ЕГЭ:
Несвоевременное объявление о введении в «штатный режим» ЕГЭ на этот учебный год, слишком мало времени на подготовку.
Тесты хороши для инертных, ограниченных людей, а не творческих. Значит, этим мы снижаем интерес к предмету, интерес поиска своих решений даже у сильно увлеченных учеников.
Введение ЕГЭ приведет к натаскиванию выполнения заданий, целостность восприятия химического образования снизится.
При 1-2 часовых программах по химии школьникам сложно усваивать материал, а времени на отработку умений и навыков при выполнении заданий ЕГЭ нет. Поэтому опять вернется «репетиторство».
В общих классах на изучение курса химии отводится 204 урока, это за весь период обучения в школе! При часовой программе это 2,7% учебного времени, при двухчасовой программе- 5,5%, и только при углубленной программе 13,8% учебного времени.
5) В текстах до сих пор встречаются ошибки и некорректные формулиров-
ки.
При подготовке к мастер-классу я провела опрос учащихся и их родителей. Ученикам задала следующие вопросы:
Как вы относитесь к ЕГЭ как к системе контроля качества ваших знаний?
Можно ли сказать, что КИМы дают объективную оценку состояния подготовки старшеклассников по химии?
Приведите наиболее сложные на ваш взгляд вопросы.
Расшифруйте аббревиатуру ЕГЭ на современном сленге ученика.
На первый вопрос положительно ответили 35% учащихся, отрицательно- 50% и затруднялись с ответом 15% учащихся. На второй вопрос ответили «да» 40% учащихся, «нет» 60% учащихся. Наиболее сложными считают задачи части С, органические превращения и ОВР. Расшифровали ЕГЭ так:
- единый государственный эшафот,
- единая гениальная эйфория,
-европейская глобальная экзекуция,
- если готов- экзаменуйся!
А вот мнения родителей разделились, были разные ответы в зависимости от уровня подготовки ученика.
2. Изучение КИМов, выбор темы мастер-класса.
Изучив анкеты учащихся и проанализировав тестовые задания я отметила, что тема ОВР влияет на количество баллов при хорошей подготовке ученика. В части А это задания А4, А7, А8, А24 – всего 4 балла, в части В это задание В2 – 2балла , в части С это задания С1 и С2- 7 баллов, всего при выполнении этих заданий ученик набирает 13 баллов. Вывод: знания по ОВР придаст уверенность ученику в выполнении этих заданий.
3. Тема мастер-класса: « ОВР. Метод полуреакций при расстановке коэффициентов. Влияние среды на ход ОВР».
Цель урока:Формировать умения составления окислительно-восстановительных процессов, идущих в разных условиях среды и навыки расстановки коэффициентов методом электронно-ионного баланса путем подбора сопряженных пар окислительной и восстановительной полуреакции.
Используемые технологии:
Технология интерактивного обучения ( использование кластеров, метод «мозгового штурма»).
Девиз урока:«Благодаря истинному знанию ты будешь гораздо смелее и совершеннее, чем без него». ( Дюрер)
1. Используя интерактивные приемы обучения, учитель спрашивает: «С каким настроением вы пришли на урок?» (ученики показывают кластеры, где отражена мимика его лица).
2. Затем ученики, отвечая на вопрос: «Какие понятия мы используем нам при изучении ОВР?», составляют ромашку из кластеров, которые понадобятся для изучения этой темы (на столах в форме лепестков слова: окисление, восстановление, валентность, степень окисления, электронный баланс, электрон, изотоп, гидролиз, полуреакция и др.).
3. Метод «мозгового штурма» (повторение имеющихся знаний):
Что такое окислитель, восстановитель?
Что называют степенью окисления?
Какой процесс называют окислением? Восстановлением?
Какие реакции относят к окислительно-восстановительным?
Какие способы расстановки коэффициентов в ОВР вы знаете?
4. Демонстрация фрагмента мультимедийного урока «ОВР. Метод электронного баланса».
5. В качестве повторения учащиеся расставляют коэффициенты методом электронного баланса в уравнении:
HNO3 + Cu = Cu (NO3)2 + NO2 + H2O
6. Физкультурная пауза – упражнение для глаз ( на доске крупно написано ОВР, учитель указкой обводит буквы, а учащиеся водят глазами за указкой, затем закрыть глаза и снова повторить то же самое).
7. Проблемный вопрос: «Относятся ли эти реакции к ОВР?»
Учащиеся выполняют лабораторную работу «Превращение хроматов в дихроматы и наоборот», записывают уравнения реакций и определяют, что данные реакции не являются окислительно-восстановительными, т.к. у элементов не изменяется степень окисления.
8. Групповая лабораторная работа «Влияние среды на протекание ОВР».
Выполняя эту работу, используя алгоритм составления полуреакций, школьники учатся самостоятельно расставлять коэффициенты, а учитель направляет их работу, делает замечания, исправляет ошибки.
Опыт 1: К раствору сульфита натрия добавить раствор перманганата калия и немного раствора серной кислоты. Что наблюдаете?
Опыт 2: К раствору сульфита натрия добавить раствор перманганата калия и немного воды. Что наблюдаете?
Опыт 3: К раствору сульфита натрия добавить раствор перманганата калия и немного щелочи. Что наблюдаете?
9.Релаксация. Звучит музыка, ученики закрывают глаза и расслабляются, отдыхая 2-3 минуты.
10. В качестве закрепления учащиеся выполняют несколько примеров, проверяют свою работу на интерактивной доске, где записаны ответы.
11. В качестве домашнего задания можно дать уравнения, не имеющие правой части, которую они должны записать, используя полуреакции при уравнивании, например:
CuCI + K2Cr2O7 + HCI =
H2SO3 + CI2 + H2O =
Учитель задает вопрос: «С каким настроением вы уходите с урока?» Учащиеся с помощью кластеров показывают свое настроение.
4. Литература:
а) Журнал «Химия в школе», №2, 2004г., №8-10, 2006г., №9, 2007г.
б) Волович П.В. Готовимся к экзамену по химии. Москва. Изд. Пресс. 2004г.
в) Снастина М.Г. ЕГЭ. Химия. 2009г.
г) Хомченко Г.П. Окислительно-восстановительные реакции. Москва.