Тема урока: «В мире профессий.»
Тип урока: изучение нового материала.
Цели урока: познакомить учащихся с основными условиями качественного труда; подвести к пониманию причин в различии оплаты труда;
продолжить формирование познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий;
воспитывать у учащихся стремление реализовать свои возможности и способности, уважение к труду понимание необходимости образования для возможности получения престижной профессии
Формы организации деятельности учащихся:
индивидуальная; парная.
План урока:
1. Понятие профессии
2.Мастерство работника и его квалификация
3. Заработная плата и её виды
4.Выбор профессии.
Ход урока:
Организационный момент.
II. Актуализация знаний учащихся.
Беседа по вопросам:
1. Какого человека трудолюбивым?
2. Какие качества работника ценятся в современном обществе?
3. Зачем люди работают? (проверка д/з - блиц-опрос)
Формулирование на основе беседы совместно с учащимися темы урока, постановка целей и задач урока.
План урока:
1. Понятие профессии
2.Мастерство работника и его квалификация
3. Заработная плата и её виды
4. Виды профессий и профессиональный выбор
Записывают тему урока: «В мире профессий.»
III. Основная часть урока.
1.Рассказ учителя
Чем ближе ваше завершение обучения в школе, тем чаще вам придется задумываться над тем, кем быть, какую профессию выбрать.
Основные понятия фиксируются обучающимися в тетради.
Слово “профессия” означает род трудовой деятельности, требующей определенной подготовки и являющейся источником к существованию.
Профессия - это знания, умения, личные качества, необходимые для того, чтобы успешно заниматься данной работой, получая вознаграждение за свой труд.
Профессия - это группа родственных специальностей и специализаций с разными квалификационными уровнями. Понятие “профессия” обозначает достаточно широкий спектр трудовых функций, но часто возникает потребность в определении конкретной работы, которую выполняет человек, то есть его специализации.
Специальность – (от лат. species – род, вид) – вид занятия в рамках одной профессии.
Например: врач – хирург, терапевт, офтальмолог, отоларинголог и др.
Это необходимая для общества ограниченная область приложения физических и духовных сил человека.
Специализация - это узко дифференцированная область трудовых функций, определяющая форму разделения труда и ее рациональную организацию.
Например:
профессия - врач, специальность - хирург, специализация - нейрохирург, кардиохирург, хирург-стоматолог и т.д.;
профессия - учитель, специальность – учитель-предметник, специализация – учитель русского языка и литературы,
Должность - это трудовой пост, положение работника в конкретном органе аппарата управления, который отражает обязанности, права и ответственность. Должность фиксирует принадлежность к той или иной управленческой цепочке.
Например: должность “главный врач” имеет смысл лишь в цепочке, где наряду с ней есть участковый врач, палатный врач; наличие подчиненных задает дополнительные права и ответственность, определяет границы власти и компетентности.
2. Задание: Соотнесение понятий и категорий.
1). Обучающимся предлагается соотнести профессии, специальности, должности из предложенного преподавателем списка.
Учитель раздает таблицу с перепутанными цепочками, учащиеся самостоятельно их относят в один из столбиков. После выполнения задания может проводиться анализ правильности выполнения работы. Спорные моменты выносятся на обсуждение.
Профессии | Специальности | Должности |
врач преподаватель водитель продавец бухгалтер | хирург учитель биологии дальнобойщик продавец непродовольственных товаров Налоговый учетчик | Участковый врач директор школы Водитель грузовой машины заведующий отделом главный бухгалтер |
3. Рассказ учителя:
Квалификация - это уровень профессионального мастерства; специальные знания, полученные работником, а также приобретенные им в практической деятельности умения, навыки.
4. Задание: (выполняется в парах)
Заполнить таблицу, используя приведенные ниже примеры:
Высококвалифицированный труд(профессия) | Малоквалифицированный труд(профессия) |
| |
Примеры: уборка помещений, бухгалтер, проверка билетов в кинотеатре, операция на сердце, создание моделей одежды, охрана магазина, дворник, пилотирование самолёта, декоративная роспись шкатулки, полёт в космос, доение коров, вождение автомобиля, курьер, кинолог.
5. Объяснение материала:
Заработная плата (зарплата) - денежное вознаграждение, которое получает работник за свой труд.
Широко распространены 2 системы оплаты труда: повременная (за определенный отрезок времени) и сдельная (за количество или объем продукции).
6.Постановка проблемы.
Как же определяется размер зарплаты? От чего зависит?
Размер зарплаты зависит
Учащиеся высказывают свои предположения и на их основе составляется кластер.
7. После этого учащиеся в парах выполняют задание и соотносят с тем, что написали в кластере: Найдите в тексте факторы, которые определяют размер заработной платы. (приложение 1)
IV. Заключительная часть урока.
1.Закрепление изученного на уроке.
Составить синквейн к слову «профессия».
2.Подведение итогов урока.
Закончите предложения:
Я (мы) узнали, что … (предметные результаты).
Я (мы) научились…(деятельностно-коммуникативные результаты).
Я (мы) поняли, что … (личностные результаты).
V . Домашнее задание.
1. Прочитать §6
2. Подготовить ответы на вопросы 1-3.
3. Эссе «Кем я хочу быть?»