Просмотр содержимого документа
«Презентация по обществознанию на тему: "Рынок"»
Презентация по обществознанию на тему: «Рынок».
Средневековый рынок
Исторически рынки как места торговли возникали вблизи городов и развивались вместе с ними. По мере развития товарного производства появляются новые субъекты и способы осуществления рыночных отношений – купцы, банки, торговые заведения. В хозяйственной жизни государств значительную роль начинает играть внешняя торговля. Рынок из конкретного места торговли превращается в сложную систему экономических отношений купли продажи товаров.
Условия возникновения рынка
Общественное разделение труда и специализация
Экономическая обособленность производства
Самостоятельность производства и свобода предпринимательства
Понятие рынка, его характерные черты
Рынок - это одна из самых распространенных категорий. Рынок – важнейший элемент (категория) товарного производства. Без товарного производства нет рынка, а без рынка нет товарного производства. Рыночные отношения возникли очень давно. Самое первое и самое простое определение рынка: рынок – это базар, место торговли. По мере развития товарно-денежных отношений появилось другое определение рынка: рынок – это форма товарно-денежного обмена. Когда на рынке стал появляться особый товар – рабочая сила, определение рынка приобрело вид: рынок – это элемент воспроизводства совокупного общественного продукта, это форма движения, реализации его частей. Современного определение: Рынок сегодня характеризуется как тип хозяйственных связей между хозяйствующими субъектами. Хозяйственные связи бывают двух видов:
Натурально вещественные
Товарные (осуществляются через посредство рынков)
Признаки рынка
Типы рынков
Рынок потребительских товаров характеризуется прежде всего массовостью производства и сбыта этих товаров. Другой важный момент — рост доли товаров длительного пользования, т.е. тех, которые используются в течение долгого времени, обычно в течение нескольких лет (дома, легковые автомобили и др.).
Рынок инвестиционных товаров характерен тем, что на нем товары покупаются в основном фирмами, а не домашними хозяйствами. При этом нередко количество покупателей и продавцов немногочисленно (например, на рынке магистральных самолетов).
На рынке сырьевых товаров идет торговля прежде всего сельскохозяйственным сырьем и продовольствием, промышленным сырьем, а также энергоносителями и энергией. Сравнительно небольшое разнообразие этих товаров позволяет организовать биржевую торговлю многими из них в отдельных странах и в мире в целом. Значение торговли сельскохозяйственным сырьем и продовольствием в мире постепенно уменьшается, значение торговли энергоносителями и энергией сохраняется.
Рынок готовых изделий в целом растет быстрее сырьевого рынка. Готовые изделия доминируют во внутренней торговле большинства стран, а также в мировой торговле товарами.
Конкуренция
Основа конкуренции – это свободный потребительский выбор, который проявляется в том, чтобы получить максимальную денежную прибыль. Это и есть главная задача предложения.
Типы рынков, в зависимости от степени конкуренции и характера ценообразования, бывают четырех видов:
Такой, в котором присутствует свободная (чистая, совершенная) конкуренция -особенность в том, что имеется большое количество небольших фирм продавцов, которые предлагают однородную продукцию.
Монополистическая-это такие условия, когда фирма располагает уникальным продуктом и является единственным его продавцом. Поскольку аналогов продукции нет (газ, электроэнергия), фирма устанавливает самые высокие цены
Олигополистическая-ограниченное количество производителей, но они производят как одинаковый, так и разнообразный товар — автомобили.
Определить тип рынка, учитывая конкуренцию, можно, исходя из количества продавцов и покупателей.
Функции рынка
Соединяет производителей
товаров и их потребителей
Информирует о качестве товаров и услуг, издержках производства
Устанавливает равновесную
цену на тот или иной товар
Стимулирует производство
«освобождает экономику от
неэффективной
Хозяйственной деятельности
информационная
регулирующая
Функции рынка
ценообразующая
посредническая
санирующая
Характеристики рыночной экономики:
Наличие независимых товаропроизводителей, свобода экономического выбора (свобода предпринимательства, свобода профессионального выбора, свобода потребительского выбора), предпринимательской деятельности и гарантию прав собственности различных экономических субъектов;
Конкуренция товаропроизводителей различных форм собственности;
Свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение;
Свободное перемещение капитала между отраслями регионами и странами;
Наличие рынков капитала и труда;
Открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов.
Сноски
http://images.fixin.com.ru/2016/2/mya.jpg картинка рынка
http://twproguide.com/wp-content/uploads/2013/06/Market3.jpg картинка средневековый рынок