Презентация "Рынок и рыночные механизмы" является частью курса по подготовке к итоговой аттестации по обществознанию для 11 классов. Она содержит в себе задания по заданой теме в формате первой и второй частей ЕГЭ. Разбор самой темы (в соответствии с кодификатором). Может быть использованна так-же при изучении темы в 10 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рынок и рыночные механизмы. Подготовка к ЕГЭ.»
2.4 Рынок и рыночные механизмы.
Подготовка к ЕГЭ. Обществознание.
Митрофанова Ю.А.
МБОУ СОШ № 2. НМР РТ
План
Разминка.
Проверка домашнего задания.
Рынок и рыночные механизмы;
Спрос
Предложение
Выполнение заданий.
А)часть 1;
Б)часть 2.
31122
закон
юридический акт, принятый высшим представительным органом государственной власти либо непосредственным волеизъявлением народа (в порядке референдума) и регулирующий, как правило, наиболее важные общественные отношения.
мораль
или нравственность) - принятая в обществе систему норм, идеалов, принципов и ее выражение в реальной жизни людей.
выборы
это способ формирования органов государственной власти и наделения полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан
верховенство и независимость власти во внешней и внутренней политике
суверенитет
Исключительное право на производство или на продажу чего-н., а также исключительное пользование чем-н.
Крупное объединение, возникшее на основе концентрации капитала с целью установления господства в какой-н. области хозяйства и получения максимальной прибыли.
монополия
Задание 5. Установите соответствие между экономическими системами и их характеристиками. К каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго.
Характеристики:
Экономические системы:
А) Государство регулирует всю экономическую деятельность.
Традиционная
Командная
Б) Весь продукт производится для собственных нужд.
В) Преобладающей формой собственности является общинная.
Г)Регулирование рынка через плановую форму.
Д) Частная собственность на средство производства отсутствует.
А
Б
2
В
1
1
Г
Д
2
2
Проверка домашнего задания. Экономические системы. Экономическая система современной России.
1) Понятие об экономических системах. / Экономическая система как способ организации хозяйственной жизни общества.
д) характер отношений между производством и потреблением.
5) Экономическая система современной России.
рынок
маркетинг
1. Это совокупность экономических отношений между субъектами рынка по поводу движения товаров и денег, которые основываются на взаимном согласии, эквивалентности и конкуренции.
Это совокупность имеющихся и потенциальных покупателей товара или услуги.
У этих покупателей общие нужды или запросы, которые можно удовлетворить за счет обмена.
Рынок — совокупность всех отношений, а также форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
общественное разделение труда;
.
экономическая обособленность производителей;
самостоятельность производителя
Условия развития рынка
Наличие спроса и предложения
Задание 27. В ходе дискуссии было высказано мнение, что командная экономическая система не имеет основных признаков существования рынка. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите два аргумента за и один против такой теории.
Основные признаки рынка:
нерегулируемое предложение – производитель сам решает, что, как, сколько и для кого производить;
нерегулируемый спрос – потребитель сам определяет, что, где, как и сколько покупать;
нерегулируемая цена – цены определяются на рынке, зависят от спроса и предложения.
Аргументы «За»
В СССР (командной экономической системе) государство решало какие товары и в каком количестве производить в первую очередь;
Цены на основные товары потребления устанавливались государством, например цена на хлеб;
Аргумент «Против»
1. Однако покупатель (потребитель) сам решал что и в каком количестве ему приобретать, какими услугами пользоваться исходя из собственных нужд и возможностей;
ФУНКЦИИ РЫНКА
посредническая – соединение производителей товаров и их потребителей;
ценообразования – установление равновесной цены, при которой спрос равен предложению товара;
информационая – предоставление информации об объемах производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары;
регулирующая – «перетекание» капиталов из менее выгодных в более прибыльные отрасли;
санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и процветания эффективных производств.
Задание 26. Назовите и проиллюстрируйте примерами две функции рынка на примере рынка товаров и услуг.
Информационная – Посредством рекламы компания «Кодек» представила населению новый современный фотоаппарат.
Посредническая – каждый человек имеет возможность получить доступ к товарам – достаточно обратится в торговую точку.
Чем лучше развит товарно-денежный обмен, тем больше развит рынок .
Основателем теории рынка принято считать представителя классической школы Адама Смита, который первый указал на причины развития товарного обмена, а следовательно рынка. Такой причиной Адам Смит считал ограниченность производственных возможностей человека, которые можно увеличить за счет общественного разделения труда, что в конечном счете и приводит к возникновению обмена и формирования рынка.
Адам Смит
Структура рынка
По объектам отношений
По субъектам отношений
рынок потребительских товаров и услуг
рынок ценных бумаг
рынок сырья и др.
По географии
рынок покупателей
рынок продавцов
По конкуренции
местный
национальный
мировой
региональный
совершенная конкуренция
монополистическая конкуренция
олигополия
монополия
По отраслям
автомобильный
Нефтяной
Продовольственный
Ювелирный и др.
По характеру продаж
По закону
оптовый
розничный
легальный
нелегальный
"черный" рынок
Чистая (свободная конкуренция)
Чистаямонополия
Существует множество мелких фирм, предлагающих на рынок однородную продукцию.
Отрасль, состоящая из одной фирмы. Она является единственным продавцом данной продукции, который уникален.
Монополистическая конкуренция
Большое количество мелких фирм предлагает разнородную продукцию.
Олигополия
Нет ограничений на доступ той или другой фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары (услуги), ресурсы, о затратах и т.д. Продавец не может осуществить контроль над ценами, конкурентная фирма не может установить рыночную цену.
Монополист диктует цену. Фирма осуществляет контроль над ценой, т.к. контролирует все предложения.
Существование на рынке малого числа крупных фирм, которые контролируют его основную часть.
Нет ограничений на вступление новых фирм в отрасль, вход и выход из отрасли свободен.
Ограниченный контроль над рыночными ценами. Вход и выход с рынка свободен. Каждая фирма стремится сделать свой товар уникальным. Но товары взаимозаменяемы.
Продукция может быть как однородной, так и разнородной.
Экономическое соперничество основано не только на цене, но и на неценовой конкуренции.
Для вступления других фирм в отрасль существуют значительные барьеры.
Вступление новых фирм в отрасль затруднено. Взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию.
Рыночный механизм — это механизм взаимосвязи и взаимодействия основных элементов рынка: спроса, предложения, цены, конкуренции и основных экономических законов рынка.
их взаимодействие определяет, что и в каком количестве производить и по какой цене реализовать.
прибыль
1. Определяем о каком рынке идет речь.
2. Отмечаем изменения цены и количества товара.
3. Определяем о чем идет речь: о спросе или предложении.