kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация и лекция урока теоретического обучения

Нажмите, чтобы узнать подробности

История развития экономической теории.    Экономическая теория – одна из древнейших наук. Выделяются два подхода к истории экономических учений.
•    Формационный подход
- первобытно – общинный
-  феодальный
- капиталистический
- коммунистический
•    Цивилизационный подход
- ранние цивилизации с 10 тыс.лет до н.э. по 5 век н.э., только формируются основы хозяйственной деятельности( первобытно – общинный строй + рабовладение)
- доиндустриальные цивилизации (феодализм) – ремесло, мануфактура, развитие мировой торговли 5 – 17 век
- индустриальные цивилизации (капитализм) – 17 -19 век
          - постиндйстриальные цивилизации – с 20 века по настоящее время – сфера услуг становится приоритетным направлением.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Презентация и лекция урока теоретического обучения »

Лекция 1

История развития экономической теории. Экономическая теория – одна из древнейших наук. Выделяются два подхода к истории экономических учений.

  • Формационный подход

- первобытно – общинный

- феодальный

- капиталистический

- коммунистический

  • Цивилизационный подход

- ранние цивилизации с 10 тыс.лет до н.э. по 5 век н.э., только формируются основы хозяйственной деятельности( первобытно – общинный строй + рабовладение)

- доиндустриальные цивилизации (феодализм) – ремесло, мануфактура, развитие мировой торговли 5 – 17 век

- индустриальные цивилизации (капитализм) – 17 -19 век

- постиндйстриальные цивилизации – с 20 века по настоящее время – сфера услуг становится приоритетным направлением.

Первые представления об экономике как о науке связаны с именами учёных Древней Греции и Рима (2 -1 тэс. до н.э.). В учениях Платона, Аристотеля, Ксенофонта можно увидеть различные варианты теоретического осмысления экономического бытия. Происхождение самого слова экономика берёт начало от греческого «ойкос»-дом, хозяйство и «номос»- правило, закон. Первоначально экономика рассматривалась как наука об управлении домашним хозяйством.

Центром экономических идей доиндустриальных цивилизаций является западная Европа, где всё контролирует церковь. Основные вопросы, которые рассматривались тогда:

1.О происхождении власти – всякая власть послана богом.

2. Проблема бедности и богатства – богатство – это испытание, которое бог посылает людям, а бедность – результат лени и пороков.

Наиболее значимыми авторами экономической мысли эпохи феодализма называют Фому Аквитанского и Августина Блаженного Аврелия. Фома Аквитанский категорически осуждал ростовщические операции, настаивал на необходимости сословного деления общества, богатство рассматривал как совокупность материальных благ, т.е.в натуральной форме, и делил его на естественное (плоды земли, ремёсла) и искусственное (золото, серебро). Август Блаженный Аврелий отмечал равноценность умственного и физического труда.

Экономические взгляды Древнего мира и Средневековья носили отрывочный характер и не составляли единого учения. В качестве самостоятельной дисциплины экономическая теория сформировалась лишь в 16 – 17 веках вместе с возникновением капиталистического строя. В связи с великими географическими открытиями и появлением мирового хозяйства появляется Меркантелизм – система взглядов на мануфактурное производство, торговлю, деньги. Выделяют следующие виды меркантелизма:

  • Испанский – теория денежного баланса – богатство страны определяется количеством денег. Деньги – это кол-во золота.

  • Английский – теория торгового баланса – богатством гос – ва являются товары, для их производства нужно развивать мануфактуры и вывозить товары в другие страны в обмен получая сырьё.

  • Французский – его основатель Генрих iv, он создавал мануфактуры за счёт казны, а потом продавали или передавали в частные руки.

  • Итальянский – связан с развитием банковского дела

Следующим направлением развития экономической теории было учение физиократов (власть природы). Они считали, что источник богатства нации находится в сфере материального производства, сужая, однако эту сферу до земледелия и считая производительным только земледельческий труд.

Термин «политическая экономия» появился впервые в 17 веке, с этого времени образуется новое направление – классическая школа политической экономии. Основоположником этой школы считается Уильям Петти, он ввёл такие понятия как «Цена» - меновая стоимость, «Потребительская стоимость» - полезность для потребителя, «Рента» - доход от земли. Второй этап развития класс. школы относят к 18 в. и связывают с именем и трудами Адама Смита. Он вывел закон стоимости «Цена может быть выше, ниже или соответствовать стоимости», таким образом он подошёл к рыночным отношениям. Ввёл понятие «трудовая стоимость» - стоимость можно приравнять к определённому количеству труда. Третий этап относят к 19в. – ведущий представитель – Давид Рикардо. Он являлся и последователем и оппонентом А.Смита, указал на существование объективных экономических законов не зависящих от воли человека, условием экономического развития считал свободную конкуренцию. Четвёртый этап развития класс.школы охватывает период второй половины 19 века, ведущими представителями этого периода были К.Маркс и Ф.Энгельс, обобщившие лучшие достижения школы. Они вывели три основные идеи экономики:

  1. Теория прибавочной стоимости – труд наёмных работников позволяет в течение рабочего времени создать необходимый продукт и прибавочный продукт. Необходимый продукт соответствует стоимости жизненных средств работников (зар.плата). Прибавочный продукт производится работниками сверх необходимого, в прибавочное рабочее время, присваивается собственником.

  2. Формационный подход – форма собственности.

  3. Идея номинальной и реальной зар.платы, подход к теории инфляции: номинальная з.плата – кол-во денег, реальная з.плата – кол-во товаров и услуг, которые можно приобрести на з.плату.

В конце 19 начале 20 века сформировалось новое течение экономической мысли называемое маржинализм (от французского marginal – предельный). Маржинализм – теории, которые объясняют различные экономические явления с помощью предельных (маржинальных) показателей. С маржинализма начинается микроэкономика.

Предмет, метод и функции экономической теории.

Развитие и усложнение хозяйственных связей между семьями, внутри предприятий и между теми и другими, формирование местных, национальных и международных рынков, участие государства в экономической жизни общества обусловили необходимость более широких экономических знаний. Термин «политическая экономия» появился впервые в 17 веке. Его возникновение связано с выходом в свет книги французского экономиста Антуана де Монкретьена «Трактат по политической экономии». Политическая экономия по-прежнему рассматривалась как наука об управлении хозяйством, но уже не домашним, а национальным. С развитием экономики как науки выявлялся широкий круг проблем таких как: материальное благополучие общества, социальная сфера, создание и потребление богатств и другие. В конечном итоге все экономические проблемы сводятся к одной: как добиться наибольшей выгоды при меньших затратах.

Предмет экономической теории – отношения, возникающие между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

Цель дисциплины – достижение эффективного использования ограниченных экономических ресурсов для максимального удовлетворения материальных потребностей людей.

Экономическая теория как наука содержит три главные функции:

Познавательная – состоит в описании, обобщении и объяснении экономических процессов.

Практическая – показывающая, какие конкретные действия желательны или не желательны для общества на сегодняшний день.

Методологическая – разрабатывает методы и средства научного инструментария.

Методы – инструменты, приёмы исследования, применяемые наукой.

Экономическая теория использует следующие методы научного познания:

Метод научной абстракции – предполагает, что все другие явления, за исключением того, которое сейчас изучается, является неизменными. Т.е. изучаются те явления которые постоянно повторяются.

Анализ – мысленное разделение анализируемого объекта на части и изучение каждой части отдельно.

Синтез – соединение уже изученных частей предмета в единое целое и получение знаний о предмете в целом.

Индукция – выведение теорий из фактов, т.е.факты собираются, анализируются и создаётся теория.

Дедукция – выдвижение гипотез, которые затем сопоставляются с фактами, т.е. следование от общего к частному.

Исторический метод – предполагает, что экономические явления, имея свою историю от момента появления до современного состояния, исследуются в той последовательности, в которой они возникли.

Логический метод – предусматривает движение от простого к сложному.

Экономико – математическое моделирование – упрощённое описание реальности, позволяющее определить причины экономических явлений, закономерности их изменений и последствия таких изменений.

График – изображение зависимости между двумя или более переменными заданными числами.

Позитивный анализ – исследует экономические явления как они есть, опирается на реальные экономические процессы.

Нормативный анализ – исследует то, что должно быть, опирается на предположения о том, как должна функционировать экономическая система.

Микроэкономический анализ – изучает малые экономические единицы, даёт объяснение тому выбору, который делают частные лица, фирмы, правительственные агенты.

Макроэкономический анализ – изучает крупномасштабные экономические явления, связан с функционированием национальной экономики в целом и изучает процессы, происходящие на уровне всего общества (инфляция, безработица, кризисы и т.д.)


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Презентация и лекция урока теоретического обучения

Автор: Власова Елена Львовна

Дата: 15.03.2015

Номер свидетельства: 186816

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока-практикума на тему: "Устройство и принцип работы карбюратора" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-praktikuma-na-tiemu-ustroistvo-i-printsip-raboty-karbiuratora"
    ["file_id"] => string(6) "240370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445004158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Мастер-класс  «Калейдоскоп Активных Методов Обучения»"
    ["seo_title"] => string(52) "mastierklasskalieidoskopaktivnykhmietodovobuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "308931"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1458711317"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Мультимедийные образовательные ресурсы на уроках в ДШИ (метод.рекомендация) "
    ["seo_title"] => string(85) "mul-timiediinyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-v-dshi-mietod-riekomiendatsiia"
    ["file_id"] => string(6) "236842"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444159719"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Презентация к уроку информатики "Знакомство с текстовым редактором""
    ["seo_title"] => string(71) "priezientatsiia-k-uroku-informatiki-znakomstvo-s-tiekstovym-riedaktorom"
    ["file_id"] => string(6) "253264"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447574253"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства