В XX веке наиболее явственно проявились проблемы, связанные с развитием науки и новых технологий. Наука и передовая технология, как оказалось, являются не только основой прогресса, но могут вызвать те или иные социальные проблемы. Поэтому в социальной философии появились теории, содержащие сильный антинаучный элемент.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обществознание XX века»
ОбществознаниеXXвека
Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета
План изучения новой темы
Западная социально-философская мысль
Экзистенциализм
Теория ценностей
Технократизм
Исторические судьбы марксизма
Развитие марксизма в началеXXвека
Ревизионизм
Специфика социального познания
Давайте сделаем «прогноз» темы,
т.е. вспомните всё, что Вам известно по данной теме
(закон памяти № 1 – осмысления)
читая выделяйте законченные «единицы смысла»
Западная социально-философская мысль
Изменения в каких сферах общества
оказывают решающее воздействие на
сдвиги в других областях?
Развитие техники и технологии
Экзистенциализм (философия существования)
Ценности на современном этапе
Западная социально-философская мысль
Изменения в каких сферах общества
оказывают решающее воздействие на
сдвиги в других областях?
Власть-
технократам
Развитие
техники и
технологии
Организуют эффективное
управление производством
Западная социально-философская мысль
Джон Гелбрейт
Реальная власть
у менеджеров
Развитие производства - -
основная задача общества
При капитализме и социализме идут одинаковые
процессы
Недостатки:
-развитие техники приводит
к экологическим проблемам,
-не учитываются духовная
культура, биологические и
природные факторы.
(сходство в строении и функциях)
ЭкзистенциализмНиколая Александровича Бердяева
Экзистенциализм - человеческое существование
противопоставление свободы духа, личности, творчества необходимости , т.е. рабству, злу, страданию
Человек и свобода
(Философия существования)
Сартр Жан-Поль
Сартр Жан-Поль
Сущность
(личность)
Никто кроме индивида не осуществит его становление
как человека, как личности.
Человек и свобода
(Философия существования)
Человек ответственен за себя и за других
Человек внутренне свободен,
его задача-обретение своей
сущности.
Теория ценностей Макса Вебера
Ценность - как норма, способ бытия которая является значимой для субъекта, на основе ценностей основано и объяснение социального действия индивида
в происхождении капитализма видел решающую роль
протестантизма
(бережливость, поощрение торговли и т.п.)
Ценности и их роль в развитии общества
Любой предмет
Социальный исследователь должен
выделять не общее, а значимое, т.е.
ЦЕННОСТИ (осознанные интересы)
«Ценности задаются эпохой»
« Ценности носят
«надисторический» характер»
Г.Риккерт
Ценности влияют на образ жизни, влияют на характер
отношений между людьми и их поведение.
Технократизм Уолта Ростоу
теория «стадий экономического развития» общества:
традиционная стадия =
переходящая стадия =
стадия сдвига =
стадия зрелости =
эра массового потребления
Проблема развития человечества
Основа экономики –
рост сферы услуг,
производства товаров потребления
Развитие НТР. Рост городов и
городского населения .
Промышленная революция
Социально-экономические и
политические преобразования
Рост с / х пр-ва.
Появление предпринимательства.
Централизованное государство.
Усиление национального самосознания.
Аграрное. Примитивная техника.
Сословно-классовая структура.
Проблема развития человечества
Круговорот
последовательно
сменяющих друг
друга цивилизаций,
теория «вызов- ответ.
Ряд общих
стадий
Исторические судьбы марксизма
Воюющее учение
-одностороннее, окостеневшее
мышление, оперирующее догмами,
слепая вера в авторитеты
К началу XX века даже у рабочих улучшилось качество жизни
Исторические судьбы марксизма
ленинизм
Ленинизм (большевизм) :
-неравномерность развития капиталистических стран,
-возможность победы революции в одной отдельно
взятой стране,
сначала захватить власть, установить диктатуру пролетариата,
а после проводить индустриализацию, построение социализма
и коммунизма ,
-ядро диктатуры пролетариата - компартия
Развитие марксизма в н. XX века
(постмарксизм)
(меньшевизм)
против строгого централизма в работе партии
за коалицию с либеральной буржуазией против самодержавия
предпочтение мирным методам деятельности
отказ от верховенства «железных» законов истории,
безпринципность,
выделение
гуманистических положений марксизма.
Ревизионизм (пересмотр марксизма)
Пересмотрел положения марксизма:
-обнищание пролетариата (оно было на начальном этапе),
-увеличивается число собственников,
-демократия не позволяет ни одному классу диктовать
другим свою волю.
-нужны частичные реформы, а не революции
-За марксизм, но против провоцирования
революции без соответствующего
уровня развития материального
производства
Специфика социального познания:
социальное познание является процессом самопознания (общество познаёт само себя);
социальное познание тесно связано с интересами общественных страт, классов, групп, слоев;
выводы обществоведов субъективны, не обладают точностью ;
изучение общественных явлений осложнено затруднениями в проведении эксперимента ;
в общественных науках значительнароль гипотез , интерпретаций, субъективных оценок
Задания для повторения
Ответы на тестовые задания запишите в тетради или на листке бумаги
Задание для повторения № 1
М.Вебер считал, что социолог должен исследовать в первую очередь:
1) Законы общественного развития.
2) Настроения масс.
3) Экономику.
4) Ценности.
Задание для повторения № 2
По мнению экзистенциалистов, человек обретает свою сущность:
А. После рождения, т.е. его природа заранее задана.
Б. Человек делает себя сам.
В. Сущность человека определяется обществом, в котором он находится.
Варианты ответов:
1) Верно А. 3) Верно В.
2) Верно Б. 4) Все неверны.
Задание для повторения № 3
Главным признаком постидустриального общества является:
1) Доминирование аграрного сектора.
2) Массовое производство.
3) Преобладание сферы услуг.
4) Высокая степень урбанизации.
Задание для повторения № 4
Тойнби сформулировал закон:
1) Единства и борьбы противоположностей.
2) Смены общественно-экономической формации
3) Вызов — ответ.
4) Классовой борьбы.
Изученный материал необходимо повторить ещё раз течение ближайших восьми часов!
А сейчасзапишите на мобильный телефон напоминание: «повторить обществознание» или включите будильник на сигнал в ближайшие восемь часов.