Большой вклад в развитие обществознания в эпоху Просвещения вносят теоретики общественного договора — Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо. В своих трудах они анализируют процесс перехода человечества из дообщественного состояния в общественное, положение человека в государстве, его гражданские права и обязанности, а также проблему ущемления государственной машиной власти прав и свобод членов общества. Социалисты-утописты XVIII — начала XIX века А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн строят модели идеального социалистического общества, которое характеризуется социальной гармонией, равноправием и всеобщим благоденствием.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Обществознание в средние века и в новое время»
Развитие обществознания в средние века и в новое время
Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета
План изучения новой темы
Социальные учения средневековья
Философия нового времени
Теория общественного договора
Экономическое учение Адама Смита
Теории социалистов-утопистов
Социологическое учение
Марксизм
Схоластика
тип религиозной философии, основанной на соединении церковных догматов (непреложных истин) с рациональной методикой объяснения формально-логических проблем
Социальные учения средневековья (схоластика)
Фома Аквинский (1226-1274 г.) г.
доказательство существования Бога, который является первопричиной и целью всего существующего,
природа завершается в благодати,
разум – в вере,
познание в сверхъестественном откровении
+ Альберт Великий
Социальные учения средневековья (схоластика)
Сигер Барбанский (1235 — 1282 гг.) Развивал учение о двойственной истине, считал мир «совечным» богу, отрицал свободу воли, бессмертие личной души. Учение Сигера Брабантского было осуждено католической церковью (1270 и 1277).
Философия нового времени
Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения основных прав и свобод личности
Томас Гоббс
«государство – результат договора, прекратившего войну «всех против всех»
Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения основных прав и свобод личности
ДжонЛокк
теория естественного права, разделение властей
Теория общественного договора
Часть прав государству,
чтобы остальные сох-
ранить за собой
Общественный договор отрицал.
Идея разделения властей на зако-
нодательную и исполнительную
Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения основных прав и свобод личности
Жан-ЖакРуссо
выступал против деспотизма королевской власти, за равенство в имущественном положении, которое разрушила частная собственность
Теория общественного договора
- передача части прав человека государству для сохранения основных прав и свобод личности
Вольтер
Борьба против религиозной нетерпимости и мракобесия, критика феодально-абсолютистской системы
Вольтерьянство –
дух свободомыслия, пафос
ниспровержения авторитетов,
ирония
Французские просветители.
Неисчерпаемость разума
и, следовательно,
общественного прогресса.
Равенство людей
перед законом
и правом.
Рост населения и климат
приводят к соперничеству.
Появляется неравенство.
Человек находится в
гармонии с природой
Для установления гражданского мира заключается
Общественный договор.
Экономическое учение Адама Смита
господство частной собственности, свободная конкуренция, невмешательство государства в экономику
Закон джунглей – выживает сильнейший
Трудовое общество
Общественные связи между
людьми возникают на
основе общественного
разделения труда.
Источник богатства-стремление человека
к материальному благополучию.
Условия процветания государства:
-частная собственность,
-невмешательство гос-ва в экономику,
-свобода личной инициативы.
Основные классы общества:
-наемные рабочие (заработная плата),
-капиталисты (прибыль),
-крупные землевладельцы (рента),
Столкновения неизбежны!
Гражданское общество Г.Гегеля
Система всеобщей зависимости
Сфера материальной, экономической жизни
и деятельности людей
-Абсолютная идея (Мировой дух) возвышается надо всеми.
-основа развития-внутренние противоречия вещей.
-отрицание отрицания.
-обновление и преемственность.
Теории социалистов-утопистов
- в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства
Анри Сен-Симон
всеобщий обязательный труд,
плановое хозяйство,
благоденствие пролетариев,
сохранение частной собственности, монархии для борьбы с «паразитическими» слоями – дворянами и духовенством
Теории социалистов-утопистов
- в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства
ШарльФурье
труд – наслаждение и необходимость,
основа общества – фаланга (община),
равенство мужчин и женщин,
равенство умственного и физического труда
Первым выступил за равенство полов!
Теории социалистов-утопистов
- в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства
Роберт Оуэн
переустройство общества путем создания самоуправляющихся
«поселков общности и
сотрудничества» без классов,
эксплуатации и частной
собственности
Попытка практического применения-
община «Новая Гармония».Неудача!
Золотой век социалистов-утопистов
Установление социалистического общества-
объективный, закономерный процесс .
Капитализм-основан
на частной
собственности.
Свободы,
равенства
и братства он
принести не может.
Производство должно
развиваться на основе
плана.
Все члены общества
трудятся.
Блага распределяются
по труду.
Идеальное общество-
-социальная гармония,
-общность интересов,
-свободный труд,
-равноправие в
возможности применить
свои способности.
Социологическое учение
Огюст Конт
теория трех стадий эволюции человечества –
теологической (божественной),
метафизической (философской),
позитивной (научной)
Социологическое учение
Спенсер Герберт
один из родоначальников позитивизма,
основатель органической школы в социологии;
идеолог либерализма.
развил механистическое
учение о всеобщей эволюции
На пути к научной социологии
Система наук:
математика-астрономия-физика-
химия-биология-социология
(ввел впервые)
Каждая наука опирается на предшествующую и
оперирует новыми понятиями.
Два типа общества:
-«военное»-основано на принуждении
-«промышленное»-добровольное.
Общество не должно поглощать
личность!
Общество состоит из 3 систем:
-производящая,
-распределительная,
-регулятивная (социальный контроль держится на страхе).
Научный коммунизм (марксизм)
Карл Маркс, Фридрих Энгельс
общественно-политическая формация,
история – борьба классов,
пролетариат – «могильщик капитализма»
Марксизм об обществе
Основа развития общества-
трудовая деятельность людей
Как живёшь, так и мыслишь
В производстве 2 стороны-
-производительные силы
-производственные отношения.
Марксизм об обществе
Люди с их умениями
и навыками
В процессе производства-
производственные
отношения
Если основа – частная
собственность на средства
производства
Марксизм об обществе
Общественно-экономическая
формация (строй) - ОЭФ
Способ производства
Производственные отношения
Базис (фундамент)
+
+
Производительные силы
Марксизм об обществе
= конфликт
+
+
Не соответствуют
Производительные силы
Производств. отношения
Смена общественно-
экономической
формации (строя)
Через деятельность людей:
-революции,
-войны.
Кровопролитие неизбежно, нормально…
Марксизм о будущем
Маркс: «…призрак бродит
по Европе, призрак
коммунизма»
- отсутствие товарно-денежных отношений
- свобода выбора между умственным и физическим трудом,
- труд не средство к жизни, а первая жизненная потребность,
- всестороннее развитие личности,
- высочайший уровень развития производительных сил,
- «От каждого по способностям - каждому по потребностям»
Задания для повторения
Ответы на тестовые задания запишите в тетради или на листке бумаги
Задание для повторения № 1
Т.Гоббс называл догосударственное состояние общества:
1) Дикостью.
2) Варварством.
3) Войной всех против всех.
4) Первобытным обществом.
Задание для повторения № 2
Автором классической экономической теории был:
1) Т.Мор.
2) К.Маркс.
3) А.Смит.
4) Д.Локк
Задание для повторения № 3
К социалистам-утопистам не относится:
1) А.Сен-Симон.
2)Т.Мор.
3) Р.Оуэн.
4) Вольтер.
Задание для повторения № 4
К.Маркс и Ф.Энгельс считали определяющим фактором в жизни общества: