Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках.
1. Шмадченко Антонина Васильевна.
2. Место работы: Саратовский район, МОУ СОШ п. Расково.
3. Должность: Учитель истории и обществознания.
4. Предмет: История
5. Класс 6.
6. Тема: Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках.
7. Базовый учебник – Ведюшкин В.А. История средних веков. 6 класс. -М.: Просвещение, 2009.
8. Цель урока: Сформировать представление о своеобразии архитектурных стилей господствовавших в Западной Европе в XI–XIII веках;
9. Задачи:
обучающие: познакомить учащихся с особенностями развития архитектурных стилей Западной Европы в XI—XIII веках. развивающие: продолжить формирование навыков работы с иллюстративным материалом, уметь сравнивать и выделять особенное, давать характеристику архитектурных стилей;
воспитывающие: продолжить воспитывать чувство прекрасного, уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
10. Тип урока: комбинированный.
11. Формы работы учащихся: индивидуальная и групповая работа.
12. Необходимое техническое оборудование:
1). Презентация Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках.
2). Мультимедиа (проектор, экран).
13. Структура урока.
- Мотивация.
- Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Выявление места и причины затруднения
- Построение проекта выхода из затруднения.
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Самостоятельная работа.
- Рефлексия
Технологическая карта урока.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Универсальные учебные действия.
Время (мин.)
1.Мотива-ционное самоопре-деление учебной деятель-ности
Что мы с вами изучили на прошлом уроке?
Ученики могут ответить, что на прошлом уроке были рассмотрены наука и философия в период расцвета средневековья.
Регулятивные (Саморегуляция)
Коммуникативные
1
2.Актуали-зация и фиксиро-вание индиви-дуального затруднения в пробном действии.
Показ слайда с изображением здания университета и надпись: universitas
Вопрос: Как вы думаете, что изображено на слайде?
Ученики могут ответить, что это здание университета.
Познавательные общеучебные
Коммуникативные- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
2
Вопрос: что такое университет?
Ученики могут ответить, что университет от лат. universitas — совокупность, общность — сообщество преподавателей и студентов, организованное с целью давать и получать знания.
Вопрос: какие науки изучали в средневековых университетах?
Ученики могут ответить, что в университетах изучались свободные искусства, медицина, право, теология.
Вопрос: Как управлялись средневековые университеты?
Ученики могут ответить, что во главе университета стоял ректор. Университет делился на факультеты, каждый из которых возглавлял декан.
Вопрос: как соотносились в средневековой науке и философии вера разум и опыт?
Показ слайдов с изображением Пьера Абеляра, Бернара Клервоского, Роджера Бэкона, Фомы Аквинского.
Ученики могут ответить, что Пьер Абеляр считал разум выше веры, Фома Аквинский—вера и разум должны гармонично сочетаться, Роджер Бэкон—правильность знаний можно проверить с помощью опыта, Бернар Клервоский—разум не способен познать мир.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явоений.
Вопрос: К какому виду культуры относятся образование, наука и философия?
Ученики могут ответить, что образование, наука и философия относятся к духовной культуре.
Вопрос: А что относится к материальной культуре?
Ученики могут ответить: сооружения, предметы быта.
Вопрос: Итак, на прошлом уроке мы начали изучать тему “Культура Западной Европы в XI–XIII веках”. Познакомились со средневековыми философами и их учениями, узнали, как проходило обучение в средневековых университетах. И сегодня мы продолжим изучение культуры Западной Европы. Мы прейдём к изучению материальной культуры. Как вы думаете, что из материальной культуры могло лучше всего сохраниться до наших дней.
Ученики могут ответить, что это архитектурные сооружения.
3.Выявление места и причины затруднения
Вопрос: Как вы думаете, что строили в XI—XIII веках?
Знаю
Не знаю
жилые дома, замки, храмы, монастыри.
1.Строительст-ву каких зданий принадлежала ведущая роль? Почему?
2. Каковы их отличительные черты?
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
2
4.Построение проекта выхода из затруднения.
Вопрос: исходя из вышесказанного, как можно определить цель нашего урока?
Ученики могут ответить, что целью урока является изучение особенностей архитектуры Западной Европе в XI–XIII веках;
Регулятивные—целеполагание, планирование, прогнозирование
1
Вопрос: как можно сформулировать тему сегодняшнего урока?
Ученики могут сформулировать тему урока «Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках»
Регулятивные— прогнозирование
5.Реализация построенного проекта
Вопрос: Строительству каких зданий принадлежала ведущая роль? Почему?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо изучить текст §19 раздел 1. «Мир романских соборов» 1-й и
2-й абзац.
Запишите в тетради.
Ученики могут ответить, что ведущая роль принадлежала церковной архитектуре, т. к.
- церковь в этот период достигла вершины могущества и располагала огромными богатствами.
- В связи с ростом паломничества, старые церкви не вмещали всех молящихся.
Записывают в тетради
Регулятивные— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно,
Саморегуляция .
Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические учебные действия,
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Коммуникативные
10
Показ слайда с изображением романских и готических зданий.
Вопрос: Как вы думаете, чем отличаются здания в левой части слайда от зданий в правой части?
Ученики могут ответить, что
Слева
Справа
Массивность
Полукруглые арки
Мало декора
Маленькие окна
Стрельчатые арки
Яркий декор
Большие окна с витражами
Вопрос: К каким архитектурным стилям относятся эти здания? Каковы их особенности? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо выполнить задание в группах.
Задание: прочитать текст параграфа
1-я группа—с. 181-182 (левая часть таблицы)
2-я группа—с. 184-186 (правая часть таблицы)
- Дайте характеристику архитектурному стилю
- Выделите основные черты архитектурных стилей Западной Европы в XI—XIII веках.
Работа в группах: Заполнение таблицы «Архитектура Западной Европы в XI—XIII веках».
Стиль
Романский стиль
Готический стиль
период появления
XI в
XII в
Арки
Полукруг-лые
Стрельча-тые
Декор
Мало декора
Яркий декор
Окна
Маленькие окна
Большие окна с витражами
стены
Толстые
Тонкие
Колон-ны
Толстые
Тонкие
Регулятивные— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно,
Саморегуляция .
Познавательные—-поиск и выделение необходимой информации,
Коммуникативные – планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
6.Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи.
Задание: Скажите, какие особенности архитектурных стилей существовали в период XI—XIII веков?
Представители каждой группы сообщают об особенностях архитектуры, остальные заполняют свободную колонку таблицы.
1.Стиль, господствовавший в XI-XIII веках, называют романским (от латинского слова «Рома» - Рим), поскольку архитекторы этого времени применяли некоторые древнеримские строительные приемы.
2.В XII веке в северной Франции зародился новый стиль средневекового искусства. Современники именовали его «французской манерой», а потомки стали называть готикой
(от названия древнегерманского племени готов)
Коммуникативные
Познавательные
2
Демонстрируются слайды с изображением зданий готического и романского стилей
Вопрос: К какому стилю относятся данные здания?
Ученики могут ответить, что на слайдах изображены здания готического и романского стилей.
Логические универсальные действия:
• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
• синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
Познавательные—-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Коммуникативные
7. Самосто-ятельная работа.
Задание: Распределите характерные черты по стилям архитектуры.
Ученики заполняют таблицу архитектурные стили.
Проводят обмен карточками и проверяют ответы по эталону.
Коммуникативные—контроль и коррекция, оценка знаний партнёра, регулятивные— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки
этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
3
8.Повторение и закрепление
Фронтальная беседа
1. Как строительство романских а затем и готических храмов связано с развитием потребностей населения?
2.какие стили существовали в архитектуре?
3.почему они так назывались?
Коммуникативные
Познавательные
5
8. рефлексия.
Вопрос: Что нового вы узнали на этом уроке? О чём вы хотели бы узнать больше
3
Д/з элементом выбора и творчества.
1-й уровень: выполнить задания к §19 на с. 188.
2-й уровень: составить рассказ от лица путешественника-христианина, прежде не раз бывавшего в романских соборах и впервые попавшего в готический собор.
3-й уровень: по учебнику и ресурсам интернета сообщение (презентация) «Скульптура в XI—XIII веках»