kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Духовная сфера (подготовка к ОГЭ)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе Раздел: «Сфера духовной культуры». 

в данном разделе рассматриваются следующие вопросы
1. Сфера духовной культуры и ее особенности.
2. Наука в жизни современного общества.
3. Образование и его значимость в условиях информационного общества. Возможности получения общего образования в РФ.
4. Религия, религиозные организации и объединения и их роль в жизни современного общества. Свобода совести.
5. Мораль, гуманизм, патриотизм, гражданственность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Духовная сфера (подготовка к ОГЭ)»

Вопросы кодификатора Понятие культуры. Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство, Формы и разновидности культуры. Функции Наука. Основные особенности научного мышления.  Естественные и социально-гуманитарные науки Образование, его значение для личности и общества Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии Понятие искусства. Виды искусства

Вопросы кодификатора

  • Понятие культуры.
  • Компоненты культуры: наука, образование, религия, мораль, искусство,
  • Формы и разновидности культуры. Функции
  • Наука. Основные особенности научного мышления.
  • Естественные и социально-гуманитарные науки
  • Образование, его значение для личности и общества
  • Понятие религии, ранние формы верований, мировые религии, функции религии
  • Понятие искусства. Виды искусства

Духовная  сфера = культура Слово «Культура» ( от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа» «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком «Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог  М. Херсковиц

Духовная сфера = культура

  • Слово «Культура» ( от лат. Cultura- возделывание, воспитание, образование) в наиболее широком смысле означает все созданное человеком- это сотворенная человеком «вторая природа»
  • «Культура»- все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты - совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком
  • «Культура- это часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и многое другое)»- американский культуролог

М. Херсковиц

Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три : Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества Субкультура(от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.) Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
  • Субкультура(от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
  • Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Доминирующая контркультура СУБКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА СУБКУЛЬТУРА

Доминирующая

контркультура

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА

СУБКУЛЬТУРА

Рокеры Эмо Молодежные субкультуры Готы 4 4

Рокеры

Эмо

Молодежные субкультуры

Готы

4

4

35, 4 4

35,

4

4

Компоненты культуры 4 4

Компоненты культуры

4

4

Формы культуры Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей Народная – анонимность, коллективность, первичность Экранная – видео, компьютеры 4

Формы культуры

  • Массовая – коммерческая, простая, доступная, для широкого круга, возникшая в 20 веке
  • Элитарная (высокая) – не коммерческая, сложная, рассчитанная узкий круг потребителей
  • Народная – анонимность, коллективность, первичность
  • Экранная – видео, компьютеры

4

Установите соответствие между приведенным примером  (обозначено буквами) и видом культуры, к которому он относится (обозначено цифрами). Пример Вид культуры А) выставка художников-передвижников 1) элитарная Б) трансляция телесериала 2) народная В) сказки и легенды 3) массовая Г) музыка Рахманинова Д) празднование Масленицы

Установите соответствие между приведенным примером

(обозначено буквами) и видом культуры, к которому он относится (обозначено цифрами).

Пример

Вид культуры

А) выставка художников-передвижников

1) элитарная

Б) трансляция телесериала

2) народная

В) сказки и легенды

3) массовая

Г) музыка Рахманинова

Д) празднование Масленицы

Установите соответствие между характерными чертами и типами  (разновидностями) культуры ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ ТИПЫ КУЛЬТУРЫ А) коммерциализация духовной деятельности 1) массовая Б) приоритетное развитие развлекательных жанров 2) элитарная В) необходимость специальной подготовки зрителей Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей Д) сложность содержания

Установите соответствие между характерными чертами и типами

(разновидностями) культуры

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

ТИПЫ КУЛЬТУРЫ

А) коммерциализация духовной деятельности

1) массовая

Б) приоритетное развитие развлекательных жанров

2) элитарная

В) необходимость специальной подготовки зрителей

Г) ориентация на запросы широкого круга потребителей

Д) сложность содержания

Разновидности культуры По мнению большинства исследователей разновидностей три : Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества Субкультура(от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.) Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Разновидности культуры

  • По мнению большинства исследователей разновидностей три :
  • Доминирующая культура - культура, которую разделяют большинство членов того или иного общества
  • Субкультура(от лат. Sub- под ) – присуща конкретным социальным группам (молодежная, солдатская, детская и др.)
  • Контркультура( от лат. Contra- против) – культура, выработанная каким-либо сообществом в противовес общепринятым нормам и ценностям, является оппозиционной по отношению к господствующей (доминирующей) культуре

Рокеры Эмо Молодежные субкультуры Готы

Рокеры

Эмо

Молодежные субкультуры

Готы

Функции культуры Гуманистическая Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной Познавательная Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

Функции культуры

  • Гуманистическая
  • Кумулятивная функция направлена на накопление и сохранение опыта, полученного обществом
  • Коммуникативная связана с передачей социального опыта, поэтому ее называют трансляционной, или информационной
  • Познавательная
  • Регулятивная связана с регулированием различных сторон общественной и личной деятельности людей
  • Интегрирующая обеспечивает целостность культуры и осознание этой целостности индивидами, принадлежащими к ней

Наука как компонент культуры Наука- это сфера творческой деятельности , направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке. Наука – это определенный социальный институт , состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых Особенности : Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов. Рационалистическая обоснованность. Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия). Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

Наука как компонент культуры

Наука- это сфера творческой деятельности , направленная на получение, обоснование, систематизацию и оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.

Наука – это определенный социальный институт , состоящий из системы научно-исследовательских учреждений, объединений, центров , научной деятельности ученых

  • Особенности : Принцип объективности, т.е. изучение мира таким, какой он есть независимо от человека. Полученный результат не должен зависеть от мнений, пристрастий, авторитетов.
  • Рационалистическая обоснованность.
  • Системность знания (научное знание выражается в форме теории или развернутого теоретического понятия).
  • Проверяемость с помощью различных методов научного познания.

Методы научного познания эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям моделью выступает научная гипотеза , то есть предположение, догадка

Методы научного познания

эмпирическое познание

теоретическое познание

наблюдение и эксперимент

научное моделирование, аналогия, абстрагирование

в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям

моделью выступает научная гипотеза , то есть предположение, догадка

Методы научного познания эмпирическое познание теоретическое познание наблюдение и эксперимент научное моделирование, аналогия, абстрагирование в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям моделью выступает научная гипотеза , то есть предположение, догадка

Методы научного познания

эмпирическое познание

теоретическое познание

наблюдение и эксперимент

научное моделирование, аналогия, абстрагирование

в отличие от наблюдения в ходе эксперимента исследователь может изолировать интересующий его предмет, подвергнуть его специальным воздействиям

моделью выступает научная гипотеза , то есть предположение, догадка

Уровни научного познания эмпирическое познание имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента теоретическое познани е имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены Закон Архимеда Закон всемирного тяготения, законы наследственности

Уровни научного познания

эмпирическое познание

имеет дело с фактами, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений и эксперимента

теоретическое познани е

имеет дело с абстрактными научными законами, а также такими объектами, которые нельзя непосредственно наблюдать, к примеру -электроны, гены

Закон Архимеда

Закон всемирного тяготения, законы наследственности

Функции науки Культурно-мировоззренческая Непосредственная производительная сила общества  (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

Функции науки

  • Культурно-мировоззренческая
  • Непосредственная производительная сила общества (включенность в производство, катализатор процесса совершенствования производства
  • Социальная функция (данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития)

Черты (принципы) образования Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства 1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы 2 . гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов 3. интернационализация  – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования 4. информатизация – внедрение новых информационных технологий

Черты (принципы) образования

  • Образование – это целенаправленный процесс воспитания, обучения и развитие человека в интересах общества и государства
  • 1. гуманизация - потребности и интересы ребёнка, гуманистические ценности и идеалы
  • 2 . гуманитаризация – увеличение количества гуманитарных предметов
  • 3. интернационализация – формирование единой системы образования для разных стран, взаимосвязь и партнерство различных систем образования
  • 4. информатизация – внедрение новых информационных технологий

Уровни образования бесплатно ЕГЭ ОГЭ ВПР 10-11 класс 5-9 класс 1-4 класс 0 класс

Уровни образования

бесплатно

ЕГЭ

ОГЭ

ВПР

10-11 класс

5-9 класс

1-4 класс

0 класс

Бесплатно, на конкурсной основе бесплатно Университет, Академия, Институт Училища, Колледж, и т.д Специалитет

Бесплатно, на конкурсной основе

бесплатно

Университет,

Академия,

Институт

Училища,

Колледж,

и т.д

Специалитет

2. 4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.   Религия  – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединений людей в организации. Главные признаки: Вера в сверхъестественное; Организованное поклонение высшим силам; Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или Богов)  Вера  – твердая убежденность, глубокая уверенность в чем либо, убеждение в существовании чего-либо или кого-либо. Внешняя форма проявления веры – культ . Культ – религиозное служение божеству и связанная с этим система утвердившихся религиозных обрядов и действий, выражающих отношение к сверхъестественному.

2. 4. Религия, религиозные организации и объединения, их роль в жизни современного общества. Свобода совести.

Религия – особая форма общественного сознания, основанная на вере в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и правил поведения, обрядов, культовых действий и объединений людей в организации.

Главные признаки:

  • Вера в сверхъестественное;
  • Организованное поклонение высшим силам;
  • Стремление согласовать жизнь с требованиями Бога (или Богов)

Вера – твердая убежденность, глубокая уверенность в чем либо, убеждение в существовании чего-либо или кого-либо.

Внешняя форма проявления веры – культ .

Культ – религиозное служение божеству и связанная с этим система утвердившихся религиозных обрядов и действий, выражающих отношение к сверхъестественному.

ВЕРА КУЛЬТ ЦЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИЯ заповеди обряды церковь, общины мировоззрение  Религия включает в себя S

ВЕРА

КУЛЬТ

ЦЕННОСТИ

ОРГАНИЗАЦИЯ

заповеди

обряды

церковь, общины

мировоззрение

Религия включает в себя

S

Функции религии Мировоззренческая - создание религиозной картины мира Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих

Функции религии

  • Мировоззренческая - создание религиозной картины мира
  • Компенсаторная , снимающая социальное и душевное напряжение, помогает человеку преодолеть бессилие, страдания, болезни
  • Воспитательная, проповедующая высокие нравственные ценности и нормы и призывающая человека к достойному поведению
  • Коммуникативная, способствующая сближению и общению верующих

Формы и виды религии Древние формы религии: Виды религии:

Формы и виды религии

Древние формы религии:

Виды религии:

  • тотемизм;
  • фетишизм;
  • магия;
  • анимизм.
  • политеизм;
  • монотеизм.
  • национальные;
  • мировые .
Религия существует в различных формах

Религия существует в различных формах

Политеизм (язычество) – вера во многих богов. СИЛЫ ПРИРОДЫ ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Политеизм (язычество) – вера во многих богов.

СИЛЫ ПРИРОДЫ

ЗАНЯТИЯ ЧЕЛОВЕКА

Монотеизм – вера в одного Бога. Иудаизм XI – IX вв. до н. э.

Монотеизм – вера в одного Бога.

Иудаизм

XI – IX вв. до н. э.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь коллектива людей с животным предком. Тотем  – животное-предок, его изображение.

Тотемизм – вера в сверхъестественную связь коллектива людей с животным предком.

Тотем – животное-предок, его изображение.

Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Фетиш – амулет, оберег.

Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов.

Фетиш – амулет, оберег.

Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей.

Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей.

душа Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души.

душа

Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души.

Общественные функции религии Формирует определенную картину мира. Регулирует поведение человека в обществе. Помогает человеку найти утешение и надежду. Выступает в роли объединяющей людей идеи. Способствует накоплению и передаче культурного наследия.

Общественные функции религии

Формирует определенную картину мира.

Регулирует поведение человека в обществе.

Помогает человеку найти утешение и надежду.

Выступает в роли объединяющей людей идеи.

Способствует накоплению и передаче культурного наследия.

Важно! Согласно Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом. Свобода совести и вероисповедания Статья 28. Конституции РФ «Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

Важно!

Согласно Конституции РФ является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные организации отделены от государства и равны перед законом.

Свобода совести и вероисповедания

Статья 28. Конституции РФ

«Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.»

Свобода совести и вероисповедания Свобода совести – 1) в широком смысле слова – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений; 2) в узком смысле – это ЕСТЕСТВЕННОЕ право каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату. Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога и сверхъестественных сил. Свободомыслие – это право человека свободно и критические рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

Свобода совести и вероисповедания

Свобода совести – 1) в широком смысле слова – это право человека мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями без внешнего принуждения, его относительная независимость в моральной самооценке и самоконтроле своих убеждений;

2) в узком смысле – это ЕСТЕСТВЕННОЕ право каждого человека на свободный мировоззренческий выбор, не влекущий за собой ограничения в других гражданских правах и свободах или их утрату.

Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающих существование Бога и сверхъестественных сил.

Свободомыслие – это право человека свободно и критические рассматривать религиозные идеи, деятельность религиозных организаций, поступков верующих людей.

38

38

Мораль – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к себе, к окружающей среде с позиции добра, справедливости, гуманизма. Содержание морали  - принципы морали – исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека ( гуманность, справедливость, милосердие, терпимость );  - нормы морали – правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен совершать. ( не убей, не укради, почитай старших )  - моральный идеал – всё самое лучшее, что выработано моралью, - человеколюбие .  - моральные ценности – нечто важное, необходимое, полезное для жизни ( смысл жизни, свобода, счастье, долг, честь, добро ).

Мораль – совокупность особых, духовных правил, регулирующих поведение человека, его отношение к другим людям, к себе, к окружающей среде с позиции добра, справедливости, гуманизма.

Содержание морали

- принципы морали – исходные положения, на основе которых строится вся мораль, всё моральное поведение человека ( гуманность, справедливость, милосердие, терпимость );

- нормы морали – правила поведения, строго и конкретно предписывающие человеку, какие поступки он должен совершать. ( не убей, не укради, почитай старших )

- моральный идеал – всё самое лучшее, что выработано моралью, - человеколюбие .

- моральные ценности – нечто важное, необходимое, полезное для жизни ( смысл жизни, свобода, счастье, долг, честь, добро ).

Функции морали - регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;  - является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;  - формирует нравственный облик личности;  - обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:  ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК ХОТЕЛ БЫ , ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ 42

Функции морали

- регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни;

- является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию;

- формирует нравственный облик личности;

- обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах, поскольку соблюдение людьми всеобщих моральных принципов делает их поведение предсказуемым.

ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ:

ПОСТУПАЙ С ДРУГИМИ ТАК, КАК

ХОТЕЛ БЫ , ЧТОБЫ ПОСТУПАЛИ

ПО ОТНОШЕНИЮ К ТЕБЕ

42

42

42

Гуманизм Гуманизм (человеколюбие) – принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Гуманизм

Гуманизм (человеколюбие) – принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека и его способности к самосовершенствованию, требование свободы и защиты достоинства личности, идея о праве человека на счастье.

Патриотизм Патриотизм – чувство любви и преданности к Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины. Понятие «патриотизм» включает в себя:  - заботу об интересах и исторических судьбах своей страны и готовность ради них к самопожертвованию;  - верность Родине;  - сочувствие к состраданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным пороках общества;  - гордость социальными и культурными достижениями своей страны;  - привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране);  - уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям.

Патриотизм

Патриотизм – чувство любви и преданности к Родине, Отечеству, своему народу, вера в его духовные возможности, готовность служить интересам своей Родины.

Понятие «патриотизм» включает в себя:

- заботу об интересах и исторических судьбах своей страны и готовность ради них к самопожертвованию;

- верность Родине;

- сочувствие к состраданиям своего народа и отрицательное отношение к социальным пороках общества;

- гордость социальными и культурными достижениями своей страны;

- привязанность к месту жительства (к городу, деревне, области, стране);

- уважение к историческому прошлому Родины и унаследованным от него традициям.

Гражданственность Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества. Понятие «гражданственность» включает в себя:  - чувство собственного достоинства;  - внутреннюю свободу, превращённую в самостоятельную дисциплину;  - способность быть истинным субъектом права;  - уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти;  - способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права. Высшие проявления гражданственности Патриотизм, преданность своему Отечеству Ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями

Гражданственность

Гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества.

Понятие «гражданственность» включает в себя:

- чувство собственного достоинства;

- внутреннюю свободу, превращённую в самостоятельную дисциплину;

- способность быть истинным субъектом права;

- уважительное и доверительное отношение к другим гражданам и государственной власти;

- способность превращать свою свободу в добровольную лояльность, воспринимать свои права как обязанности и свои обязанности как права.

Высшие проявления гражданственности

Патриотизм, преданность своему Отечеству

Ответственность за происходящее в стране перед последующими поколениями

Искусство (в кодификаторе этот вопрос отдельно не выделен, но в работе вопросы по данной теме могут попадаться).

Искусство (в кодификаторе этот вопрос отдельно не выделен, но в работе вопросы по данной теме могут попадаться).

Искусство - это: Специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах; Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей; Высокая степень мастерства. Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности. Важнейшая особенность искусства – в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах.

Искусство - это:

  • Специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах;
  • Практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей;
  • Высокая степень мастерства.

Главная задача искусства не в создании красоты ради эстетического удовольствия, а в образном освоении действительности.

Важнейшая особенность искусства – в отличие от науки отражает действительность не в понятиях, а в художественных образах.

Виды искусства - это конкретные способы художественного освоения мира, воплощающие свои образы в определенном материале (в слове, камне, звуке, металле, телодвижениях). Основные виды искусства: ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ – архитектура; – изобразительное искусство (живопись); – декоративно-прикладное искусство; ВРЕМЕННЫЕ – литература; – музыка; СИНТЕТИЧЕСКИЕ, СМЕШАННЫЕ – театр; - цирк -тв -эстрада – фотоискусство; – кино; – хореография.

Виды искусства - это конкретные способы художественного освоения мира, воплощающие свои образы в определенном материале (в слове, камне, звуке, металле, телодвижениях).

Основные виды искусства:

ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ

– архитектура;

– изобразительное искусство (живопись);

– декоративно-прикладное искусство;

ВРЕМЕННЫЕ

– литература;

– музыка;

СИНТЕТИЧЕСКИЕ, СМЕШАННЫЕ

– театр; - цирк -тв -эстрада

– фотоискусство;

– кино;

– хореография.

Функции искусства

Функции искусства

  • Общественно-преобразующая – оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества;
  • Художественно-концептуальная – анализирует состояние окружающего мира;
  • Воспитательная – формирует личность, чувства и мысли людей;
  • Эстетическая – формирует эстетические вкусы и потребности человека;
  • Внушающая – воздействует на подсознание людей, на человеческую психику;
  • Утешительно-компенсаторная – восстанавливает гармонию, утраченную человеком в реальной действительности;
  • Познавательно-эвристическая – отражает и осваивает те стороны жизни, которые трудно доступны науке.
ЗАДАНИЕ 1. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?   Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.   Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. ЗАДАНИЕ 3. Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?   1) Мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль ЗАДАНИЕ 3 Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере   1) Науки 2) искусства 3) религии 4) образования

ЗАДАНИЕ 1.

Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании духовной сферы общества?

 

Религия; доход; наука; демократия; социальная мобильность.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

ЗАДАНИЕ 3.

Как называют область (форму) духовной культуры, в которой находят отражение нравственные нормы и оценки поведения человека, группы или общества в целом?

 

1) Мировоззрение 2) искусство 3) наука 4) мораль

ЗАДАНИЕ 3

Он вышел к инструменту, и в зал полилась чарующая музыка. Слушатели пережили шквал разнообразных эмоций. Это пример деятельности в сфере

 

1) Науки 2) искусства 3) религии 4) образования

Человек, общество, общественные отношения являются предметом изучения множества наук. Какая из перечисленных ниже наук занимается изучением взаимоотношений человека и общества на основе морали и нравственности?   1) Этика 2) политология 3) экономика 4) юриспруденция Жизненная позиция, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу, проявление своих способностей, счастье, развитие, называется   свободой совести 2) эгоизмом 3) гуманизмом 4) патриотизмом Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется   1) Патриотизмом 2) свободой совести 3) Эгоизмом 4) гуманизмом

Человек, общество, общественные отношения являются предметом изучения множества наук. Какая из перечисленных ниже наук занимается изучением взаимоотношений человека и общества на основе морали и нравственности?

 

1) Этика 2) политология 3) экономика 4) юриспруденция

Жизненная позиция, утверждающая ценность человека как личности, его право на свободу, проявление своих способностей, счастье, развитие, называется

 

  • свободой совести 2) эгоизмом 3) гуманизмом

4) патриотизмом

Право человека иметь собственное мнение, любые убеждения и следовать им называется

 

1) Патриотизмом 2) свободой совести

3) Эгоизмом 4) гуманизмом

ЗАДАНИЕ 4 Верны ли следующие суждения о религии?   А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил. Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о религии?   А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом. Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о мировых религиях?   А. Древнейшей из мировых религий является буддизм. Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЕ 4

Верны ли следующие суждения о религии?

  А. Религия требует от верующих соблюдения определённых правил.

Б. Религия оказывает влияние на отношение верующего к окружающему миру.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о религии?

  А. Религия предполагает возможность общения человека с Богом.

Б. В современном мире сохраняется разнообразие религиозных верований и культов.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о мировых религиях?

  А. Древнейшей из мировых религий является буддизм.

Б. Наиболее молодая из мировых религий — ислам.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об искусстве?   А. Искусство использует художественные образы. Б. Существует много видов и жанров искусства.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения об искусстве?   А. Искусство воспитывает ТОЛЬКО эстетический вкус человека. Б. Искусство обращается к эмоциям человека.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения об искусстве?   А. Одной из функций искусства является познание мира. Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об искусстве?

 

А. Искусство использует художественные образы.

Б. Существует много видов и жанров искусства.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об искусстве?

 

А. Искусство воспитывает ТОЛЬКО эстетический вкус человека.

Б. Искусство обращается к эмоциям человека.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения об искусстве?

 

А. Одной из функций искусства является познание мира.

Б. Для искусства характерна опора на факты, доказательность.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о морали?   А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию. Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о патриотизме?   А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему. Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны Верны ли следующие суждения о морали?   А. Моральные нормы возникли с появлением государства. Б. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.   1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Мораль отражает стремление человека к самосовершенствованию.

Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о патриотизме?

 

А. Патриотизм — чувство любви к Отечеству и преданности ему.

Б. Патриотизм проявляется в уважении к историческим традициям своего Отечества.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

Верны ли следующие суждения о морали?

 

А. Моральные нормы возникли с появлением государства.

Б. Нормы морали отражают представления людей о добре и зле.

  1) верно только А 2) верно только Б

3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

ЗАДАНИЕ 19 На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует  множество различных религиозных верований. Сравните мировые и национальные (национально-государственные)  религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера  черт отличия:   1) неотъемлемая часть культуры одного народа 2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций 3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира 4) вера в сверхъестественные силы   Черты сходства Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19

На уроке учитель рассказывал о том, что в мире существует

множество различных религиозных верований.

Сравните мировые и национальные (национально-государственные)

религии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы

порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера

черт отличия:

 

1) неотъемлемая часть культуры одного народа

2) наличие культа, обрядов, религиозных традиций

3) распространение на всех континентах, в большинстве стран мира

4) вера в сверхъестественные силы

 

Черты сходства

Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19 Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия:   1) создаются государством 2) предполагают юридическую ответственность 3) определяют границы дозволенного 4) регулируют общественные отношения Черты сходства Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19

Учитель, раскрывая сущность социального контроля, охарактеризовал моральные и правовые нормы. Сравните эти два вида социальных норм. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую — порядковые номера черт отличия:

 

1) создаются государством

2) предполагают юридическую ответственность

3) определяют границы дозволенного

4) регулируют общественные отношения

Черты сходства

Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19 В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:   1) основывается на вере в сверхъестественное 2) является областью духовной культуры 3) влияет на нормы поведения людей 4) использует культы и ритуалы Черты сходства Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19

В приведенном списке указаны черты сходства религии и морали и отличия религии от морали. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) основывается на вере в сверхъестественное

2) является областью духовной культуры

3) влияет на нормы поведения людей

4) использует культы и ритуалы

Черты сходства

Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19 В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:   1) является областью духовной культуры 2) использует художественные образы 3) требует точности и обоснованности утверждений 4) создает духовные ценности Черты сходства Черты отличия

ЗАДАНИЕ 19

В приведенном списке указаны черты сходства науки и искусства и отличия науки от искусства. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:

 

1) является областью духовной культуры

2) использует художественные образы

3) требует точности и обоснованности утверждений

4) создает духовные ценности

Черты сходства

Черты отличия

ЗАДАНИЕ 20 Запишите слово, пропущенное в таблице. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  ФОРМА ДУХОВНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХАРАКТЕРИСТИКА Искусство Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей ... Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни

ЗАДАНИЕ 20

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМА ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ХАРАКТЕРИСТИКА

Искусство

Форма духовной деятельности, направленная на освоение и создание эстетических ценностей

...

Специфический способ регуляции общественной жизни c позиций гуманизма, добра и справедливости, цель которого — утверждать ценность личности, равенство людей в их стремлении к счастью и достойной жизни

ЗАДАНИЕ 20 Запишите слово, пропущенное в таблице. ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ ………… . Отражение мира и человека в художественных образах Образование Целенаправленный процесс обучения и воспитания

ЗАДАНИЕ 20

Запишите слово, пропущенное в таблице.

ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОБЛАСТИ (СФЕРЫ) ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ХАРАКТЕРИСТИКИ

………… .

Отражение мира и человека в художественных образах

Образование

Целенаправленный процесс обучения и воспитания

ЗАДАНИЯ 21-24

ЗАДАНИЯ 21-24

Религия — то, что делает человеческую жизнь осмысленной. Это происходит благодаря тому, что религия даёт картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, всё это оказывается обладающим значением и смыслом. Если страдания и смерть имеют значение, если человек знает, в чём оно, то у него появляется сила жить, преодолевая страдания. Сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Религия ориентирована на то, чтобы показать, что значат те или иные события человеческой жизни.

Религия помогает понять людям, кто они есть, показывая значение той группы, к которой они принадлежат, среди других людей, населяющих наш мир. Можно сравнить религию в этом её качестве с тем, как действует клей: она помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.

Делая священными нормы и ценности общества, религия способствует также его стабильности. Религия выполняет эту функцию, устанавливая нормы, которые полезны для данной социальной структуры и создают предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства. Поскольку всё же эти запреты нарушаются людьми, большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательство — очистительные и искупительные обряды, которые могут разряжать, снимать чувство вины или усиливать его.

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Какими способами, по мнению автора, религия способствует стабильности общества? Назовите два способа. Автор утверждает, что религия делает человеческую жизнь осмысленной. Используя содержание текста, назовите две причины, по которым это происходит. Объясните опираясь на текст, почему автор сравнивает религию с клеем? 23. В чём, по мнению автора, проявляется объединяющая функция религии? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два примера выполнения религией данной функции. 24. Автор пишет, что сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите два аргумента, подтверждающие авторскую мысль.

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Какими способами, по мнению автора, религия способствует стабильности общества? Назовите два способа. Автор утверждает, что религия делает человеческую жизнь осмысленной. Используя содержание текста, назовите две причины, по которым это происходит. Объясните опираясь на текст, почему автор сравнивает религию с клеем?

23. В чём, по мнению автора, проявляется объединяющая функция религии? Опираясь на обществоведческие знания, приведите два примера выполнения религией данной функции.

24. Автор пишет, что сильным делает человека знание того, зачем он живёт. Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите два аргумента, подтверждающие авторскую мысль.

21.В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них.

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) религия даёт смысл человеческой жизни;

2) религия формирует социальную общность;

3) религия обеспечивает соблюдение социальных норм.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22. Пояснение .

В верном ответе должны содержаться следующие элементы:

1. Ответ на первый вопрос:

— Устанавливает нормы, которые полезны для данной социальной структуры.

— Создаёт предпосылки для того, чтобы человек выполнял моральные обязательства.

— Большинство религий располагают способами восстановления и поддержания стремления к соблюдению обязательств — очистительные и искупительные обряды.

2. Ответ на второй вопрос:

— Религия даёт человеку картину мира, в которой несправедливость, страдание, смерть, всё то, что сокрушает надежды, оказывается обладающим значением и смыслом.

— Объясняет, что значат те или иные события человеческой жизни.

— Даёт человеку знание того, зачем он живёт.

3. Ответ на третий вопрос: религия помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.

23. Пояснение. В правильном ответе должны быть следующие элементы: 1. Ответ на вопрос: помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями. 2. Примеры иллюстрирующие выполнение религией объединяющей функции: а) празднование традиционных религиозных праздников (Пасха, Ураза-Байрам и другие); б) отправление религиозных обрядов (религиозное освящение свадебной церемонии, крещение, бармицва и другие). Могут быть приведены другие примеры. 24. Пояснение.  В правильном ответе могут содержаться следующие аргументы: 1. Знание того зачем, он живёт, позволяет человеку ставить перед собой жизненные цели и добиваться их осуществления. 2. Осознание смысла своей жизни помогает человеку мужественно справляться с жизненными трудностями и невзгодами. Могут быть приведены другие аргументы.

23. Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1. Ответ на вопрос: помогает людям осознать себя как общность, скреплённую едиными ценностями и общими целями.

2. Примеры иллюстрирующие выполнение религией объединяющей функции:

а) празднование традиционных религиозных праздников (Пасха, Ураза-Байрам и другие);

б) отправление религиозных обрядов (религиозное освящение свадебной церемонии, крещение, бармицва и другие).

Могут быть приведены другие примеры.

24. Пояснение.

В правильном ответе могут содержаться следующие аргументы:

1. Знание того зачем, он живёт, позволяет человеку ставить перед собой жизненные цели и добиваться их осуществления.

2. Осознание смысла своей жизни помогает человеку мужественно справляться с жизненными трудностями и невзгодами.

Могут быть приведены другие аргументы.

«Патриотизм» — широкое понятие. Всё зависит от того, какое конкретное содержание вкладывается в это слово. Просвещённый патриотизм — это чувство, которым можно и следует гордиться. Оно предполагает деятельную любовь к родине, проявляющуюся в конкретных делах, приносящих пользу людям.

Патриотом может быть простой человек, бескорыстно сделавший добро ближним и дальним. Патриотом является творческий деятель, возвеличивший своим трудом свою страну и, тем самым, всё человечество. Безусловные патриоты — защитники Родины от иноземных захватчиков, тем более отдавшие за неё жизнь.

Иными словами, патриот — это не тот, кто постоянно напоминает о своём патриотизме, а тот, кто плодотворно трудится на благо общества, помогает обездоленным, лечит больных и воспитывает детей, создаёт новые знания и умения, борется с насилием, выступает против эксплуатации и рабства, содействует прогрессу общества. И, напротив, не может считаться патриотом тот, кто подавляет граждан и осложняет их существование, живёт не для людей, а за их счёт, унижает иностранцев и тех, кого он считает «инородцами», консервирует отжившие порядки, навязывает ложные идеи и цели обществу.

Подлинный патриот вправе не только гордиться своей страной, но и испытывать за неё стыд, когда совершаются неправомерные поступки. Часто такой стыд и такая боль порождают глубоко нравственные поступки, подвижничество людей.

 

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них. 22. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты. Поясните антипатриотическую сущность любой одной из них. 23.Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение. 24. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.

21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

22. Каких людей, по мнению автора, можно считать настоящими патриотами? Назовите три типа таких людей. В тексте перечислены черты поведения, которых не должно и не может быть у патриота. Назовите любые три черты. Поясните антипатриотическую сущность любой одной из них.

23.Автор считает, что патриотизм выражается в конкретной работе на благо общества. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, проиллюстрируйте тремя примерами это мнение.

24. Автор полагает, что патриот может испытывать стыд и боль за неправомерные действия своей страны. Объясните, почему эти переживания не противоречат патриотизму. Используя текст, знания курса и факты общественной жизни, приведите два объяснения.

21. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты: 1) просвещённый патриотизм и его сущность; 2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом; 3) отношение патриота к истории своей страны. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. 22. Пояснение. 1. Типы людей: 1) простые люди, которые делают добро; 2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом; 3) защитники Отечества.   2. Черты: 1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны); 2) жизнь не для людей, а за их счёт; 3) унижение иностранцев и «инородцев»; 4) консервация отживших порядков; 5) навязывание обществу ложных идей и целей.   3. Подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны).

21. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) просвещённый патриотизм и его сущность;

2) кого можно и кого нельзя назвать патриотом;

3) отношение патриота к истории своей страны.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

22. Пояснение. 1. Типы людей:

1) простые люди, которые делают добро;

2) творческие люди, возвеличивающие страну своим трудом;

3) защитники Отечества.

 

2. Черты:

1) подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны);

2) жизнь не для людей, а за их счёт;

3) унижение иностранцев и «инородцев»;

4) консервация отживших порядков;

5) навязывание обществу ложных идей и целей.

 

3. Подавление граждан и осложнение их существования (это мешает нормальному взаимодействию граждан, развитию страны).

23. Пояснение. В правильном ответе могут быть приведены примеры: 1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам; 2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии; 3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту. Могут быть приведены другие уместные примеры. 24. Пояснение. Могут быть приведены такие объяснения: 1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред; 2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации. Могут быть приведены иные объяснения.

23. Пояснение.

В правильном ответе могут быть приведены примеры:

1) коммерческий банк занимается благотворительностью и помогает детям-инвалидам;

2) инициативная группа граждан после пожаров летом 2010 г. организовала сбор предметов первой необходимости людям, пострадавшим от стихии;

3) семья взяла на воспитание ребёнка-сироту.

Могут быть приведены другие уместные примеры.

24. Пояснение.

Могут быть приведены такие объяснения:

1) патриотизм предполагает переживание за судьбы своей страны, в т. ч. когда совершаются неправомерные действия, способные в будущем причинить ей вред;

2) переживание несовершенств в жизни своей страны побуждает подлинных патриотов прилагать всё большие усилия для улучшения ситуации.

Могут быть приведены иные объяснения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Духовная сфера (подготовка к ОГЭ)

Автор: Мартыновский Иван Александрович

Дата: 24.04.2023

Номер свидетельства: 630295

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Дидактические материалы для подготовки к ОГЭ по обществознанию (задание 5 духовная сфера)"
    ["seo_title"] => string(80) "didakticheskie_materialy_dlia_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniiu_zadanie_5_d"
    ["file_id"] => string(6) "633336"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1686205331"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Система подготовки к ОГЭ по обществознанию"
    ["seo_title"] => string(46) "sistema_podgotovki_k_oge_po_obshchestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "486544"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1542649032"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Ответы на задания ФИПИ к ОГЭ обществознание (раздел "Сфера духовной культуры")"
    ["seo_title"] => string(78) "otvety_na_zadaniia_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_sfera_dukhovnoi_kultury"
    ["file_id"] => string(6) "542450"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1583949923"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Тест по банку заданий ФИПИ к ОГЭ обществознание раздел "Сфера духовной культуры""
    ["seo_title"] => string(80) "test_po_banku_zadanii_fipi_k_oge_obshchestvoznanie_razdel_sfera_dukhovnoi_kultur"
    ["file_id"] => string(6) "520512"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1569166211"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства