Мифы существовали у всех народов и охватывали широкий круг тем: происхождение мира, рождение и смерть человека, возникновение ремесел, появление обособленных социальных групп и т.д. Так, происхождение мира в мифах часто в связывается либо с его творением какой-либо высшим существом, либо с развитием из некоторого исходного состояния, где первоначала мироздания еще смешанные, неопределенные В древнекитайских мифах присутствовали оби два таких сюжеты В одном из мифов прародительницей мира считается Нюй-ва - получеловек-полузмея: она создала людей и все вещи В другом предании образом исходного состояния мира выступает яйцо, в нем с емля и небо еще слиты воединодино.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Древние мыслители о мире и о человеке »
Развитие знаний об обществе. Древние мыслители о мире и человеке.
Урок-презентация разработан преподавателем высшей категории Копыловым Ю.Г. в учебных целях на основе учебников по обществознанию под редакцией Боголюбова Л.Н, Лазебниковой А.Ю., Кравченко А.И., презентаций Чернова А.И. и других открытых источников Интернета
План изучения новой темы
Общественные науки
Этапы развития знаний об обществе
Познание общества в форме мифологического сознания
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
Социальные учения средневековья
Философия нового времени
Обществознание XX века
Общественные науки
социология,
политология,
история,
религиоведение,
экономика,
обществознание и др.
Этапы развития знаний об обществе
Познание общества в форме мифологического сознания
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
Социальные учения средневековья
Философия нового времени
ОбществознаниеXXвека
Познание общества в форме мифологического сознания
Мифологическое сознание -предания и мифы народов мира
Основные идеи:
Идея сотворения мира; Идея дальнейшего развития
Идея сотворения мира;
Идея дальнейшего развития
Мифы древности
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
древнеиндийские Веды (взаимодействие между человеком, Землей и Космосом);
Древнеиндийские веды
В мире действует универсальный космический закон
Вселенная заселена людьми и духами (душами), поэтому
можно просить у деревьев,рек,приказывать чему-то ,
если знаешь как это сделать.
боги
Все и всё в мире
жертвуют!
живое
Веды-сборник текстов
(1500-600 гг. до н.э.)
Космический дух,
сознание -Пуруша
Древнеиндийские веды
Легенда о происхождении каст
Касты – группы людей, права и обязанности в которых
передаются по наследству
1.Уста-Брахманы (жрецы)
1
2.Руки-Воины
2
3.Бедра-Земледельцы
3
4
4.Ступни-Слуги
Древнеиндийские веды
Индийцы верили в то,что человек живет 7 раз . После смерти его душа перемещается в новое тело.
«…быть может тот облезлый кот был раньше попугаем,
а этот милый человек был раньше добрым псом.»
(В.Высоцкий)
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
даосская школа, даосизм («следуй заведенному порядку», натурализм, примитивная диалектика, достижение единства с первоосновой мира – Дао и достижение бессмертия при помощи алхимии и психофизических упражнений);
Даосская школа
Темное начало,
пассивное ожидание
Светлое, активное
начало
«Человек»-посредник между землей и небом
-должен следовать естественному ходу вещей (ДАО),
-связан с природой и сообществом людей,
-бессмертен душой и телом-надо выполнять особые
упражнения.
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
конфуцианство («жизнь для блага государства и общества, уважение к старшим, самоограничение, важность знаний, темное и светлое начала в природе и в обществе»);
Конфуций 551 до н.э.- 479 г. до н.э.
Конфуцианство
ИДЕЯ - личность не «для себя»,
а для общества.
551-479 гг. до н.э.
-Общество = государству,
-государство-семья,
-император-сын неба,
отец народа,
-рядом с ним-
«жу»-ученые и философы,
-государство
регулируется моралью.
Идеал – «благородный муж»
-гуманность,
-милосердие,
-уважение
к старшим,
-помощь другим.
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
буддизм
(«не вреди, не воруй, не лги, не пьянствуй и т.п.»);
Будда – просветленный.
Имя,
данное основателю
буддизма
Сиддхартхе Гаутаме
(623-544 до н. э.)
Будда
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
учения Платона
«человек для справедливого государства, со справедливым и умным руководителем во главе»
Платон 428 – 348 гг. до н.э.
Платон и Аристотель об обществе и государстве
Государство обеспечивает защиту
населения от врагов и поддерживает порядок внутри страны.
Во главе государства должны сто-
ять справедливые мужи.
Справедливость - основа идеально-
го государства.
Идеальное должно быть подчинено
всеобщему.Человек живет ради
государства.
Три группы людей-
Мудрецы-правители,
Воины-защита государства,
Народ-производит материальные блага
Философские учения древности об обществе и общественном развитии
Учение Аристотеля. Он добавил
к учению Платона важность института селения, семьи, выступал за ограничение частной собственности, за теорию естественного права
(государственное устройство естественное (природное), сообразное с
божественной справедливостью )
Аристотель 384-322(332) гг. до н.э.
Платон и Аристотель об обществе и государстве
В обществе существуют: семья, селе-
ние, государство, которое выше всего.
Опора общества-средние слои.
Бедняки-люди «второй категории».
Богатые- возможно нечестны.
Задачи государства:
-недопущения чрезмерной личной
власти, излишнего накопления,
-удержание в повиновении рабов.
Задания для повторения
Ответы на тестовые задания запишите в тетради или на листке бумаги
Задание для повторения № 1
Первый способ понимания мира называется:
1) Философия.
2) Социология.
3) Мифология.
4) Религия.
Задание для повторения № 2
Философия зародилась в:
1) Древнем Китае.
2) Древней Индии.
3) Древней Греции.
4) Древнем Египте.
Задание для повторения № 3
Конфуцианство — это:
Свод боевых искусств.
Этические нормы.
Юридические нормы.
Сборник мифов.
Задание для повторения № 4
Первой стадией развития общества по Платону была:
1) Олигархия.
2) Аристократия.
3) Плутократия.
4) Династия.
Задание для повторения № 5
По мнению Аристотеля, «правильной» формой правления не является: