kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проектная работа по вырезанию бумагой "Волшебные ножницы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Декоративно-прикладное искусство является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Ознакомление детей с идеями народной педагогики, приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских трудовых и навыков, воспитание чувств в структуре личности становятся содержательной основой формирование эстетической культуры детей. Проблемам воспитательной роли искусства, прекрасного большое внимание уделяли античные мыслители Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель. В своих сочинениях они раскрыли значение души, чувств, эмоций, познания мифов, легенд, рисования, музыки в нравственном и эстетическом воспитании. Образовательно-воспитательная сущность декоративно-прикладного искусства заложена в изначальной связи человека с природой, в древних языческих верованиях, в художественном отражении национального образа жизни, которые проявляются также в системе этнопедагогических традиций, народном мировидении, нравственно-эстетических нормах. В якутском народном искусстве отражаются все исторические пласты материальной и духовной культуры древних предков. Этим и объясняется его уникальность. Традиции якутского народного искусства, включающие опыт единения человека с природой, могут стать оптимальным средством формирования эстетической культуры детей, если она опирается на историю зарождения декоративно-прикладного искусства, его развитие, на включение в целенаправленную учебную, творческо-трудовую деятельность. Знание особенностей якутского народного искусства в сочетании с хорошим вкусом, трудолюбием, стремлением к поиску нового позволяет ей создавать оригинальные декоративные изделия, отвечающие современным требованиям. Несмотря на столь хрупкий и недолговечный материал, такие работы несут в себе сильный заряд положительной энергии, которые материализуются духовные святыни якутов: олонхо и осуохай, благословления и благопожелания, алгыс и тойук… Об истории бумаги и искусстве вырезания из нее. Бумага –неизменный и незаменимый атрибут нашей повседневной жизни. Мы так к ней привыкли, что порой не замечаем всех ее удивительных свойств, а ведь бумага- материал уникальный по своей универсальности: книги, тетради, газеты, альбомы, пакеты дл молока, упаковка для подарков и многое –многое другое сделано из бумаги. Она не только служит сырьем для создания книжной продукции, но и находит широкое применение во многих областях человеческой деятельности- в строительстве, медицине, электронной промышленности, других сферах. Из бумаги делают одежду, посуду и даже мебель. Изделия из бумаги дешевы, гигиеничны, удобны для разового использования. В бытовых условиях мы пользуемся бумажными салфетками, носовыми платками, туалетной бумагой. А как украшают наши праздники бумажные гирлянды, цветы вырезанные маски! Всех свойств этого чудесного материала не перечислишь, да мы инее стремимся к этому. Главное –то, что бумага наш верный помощник в повседневной жизни и каждый найдет ей свое применение. Слово "бумага» имеет итальянское происхождение и означает «хлопок», так как первую бумагу выработали из отходов тряпичного сырья-хлопка. А первыми ее создателями стали древние китайцы, жившие во 2-м веке нашей эры. Именно они научились делать бумагу и стали творить из нее чудеса. Поделки из бумаги, вызывающие всеобщее восхищение и удивление, Являются одним из сложных видов ДПИ. Хотя изделия из нее недолговечны, хрупки, они на удивление прекрасны. Великолепные декоративные качества этого материала давно оценили народные мастера. Во многих странах мира существуют виды народного искусства, материалом которого является бумага. В Польше это бумажные гирлянды, в Мексике-маски, а Япония знаменита своей техникой оригами. Даже великие художники Матисс и Пикассо увлекались бумажными игрушками. Декоративно-прикладное искусство является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Ознакомление детей с идеями народной педагогики, приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских трудовых и навыков, воспитание чувств в структуре личности становятся содержательной основой формирование эстетической культуры детей. Проблемам воспитательной роли искусства, прекрасного большое внимание уделяли античные мыслители Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель. В своих сочинениях они раскрыли значение души, чувств, эмоций, познания мифов, легенд, рисования, музыки в нравственном и эстетическом воспитании. Образовательно-воспитательная сущность декоративно-прикладного искусства заложена в изначальной связи человека с природой, в древних языческих верованиях, в художественном отражении национального образа жизни, которые проявляются также в системе этнопедагогических традиций, народном мировидении, нравственно-эстетических нормах. В якутском народном искусстве отражаются все исторические пласты материальной и духовной культуры древних предков. Этим и объясняется его уникальность. Традиции якутского народного искусства, включающие опыт единения человека с природой, могут стать оптимальным средством формирования эстетической культуры детей, если она опирается на историю зарождения декоративно-прикладного искусства, его развитие, на включение в целенаправленную учебную, творческо-трудовую деятельность. Знание особенностей якутского народного искусства в сочетании с хорошим вкусом, трудолюбием, стремлением к поиску нового позволяет ей создавать оригинальные декоративные изделия, отвечающие современным требованиям. Несмотря на столь хрупкий и недолговечный материал, такие работы несут в себе сильный заряд положительной энергии, которые материализуются духовные святыни якутов: олонхо и осуохай, благословления и благопожелания, алгыс и тойук… Об истории бумаги и искусстве вырезания из нее. Бумага –неизменный и незаменимый атрибут нашей повседневной жизни. Мы так к ней привыкли, что порой не замечаем всех ее удивительных свойств, а ведь бумага- материал уникальный по своей универсальности: книги, тетради, газеты, альбомы, пакеты дл молока, упаковка для подарков и многое –многое другое сделано из бумаги. Она не только служит сырьем для создания книжной продукции, но и находит широкое применение во многих областях человеческой деятельности- в строительстве, медицине, электронной промышленности, других сферах. Из бумаги делают одежду, посуду и даже мебель. Изделия из бумаги дешевы, гигиеничны, удобны для разового использования. В бытовых условиях мы пользуемся бумажными салфетками, носовыми платками, туалетной бумагой. А как украшают наши праздники бумажные гирлянды, цветы вырезанные маски! Всех свойств этого чудесного материала не перечислишь, да мы инее стремимся к этому. Главное –то, что бумага наш верный помощник в повседневной жизни и каждый найдет ей свое применение. Слово "бумага» имеет итальянское происхождение и означает «хлопок», так как первую бумагу выработали из отходов тряпичного сырья-хлопка. А первыми ее создателями стали древние китайцы, жившие во 2-м веке нашей эры. Именно они научились делать бумагу и стали творить из нее чудеса. Поделки из бумаги, вызывающие всеобщее восхищение и удивление, Являются одним из сложных видов ДПИ. Хотя изделия из нее недолговечны, хрупки, они на удивление прекрасны. Великолепные декоративные качества этого материала давно оценили народные мастера. Во многих странах мира существуют виды народного искусства, материалом которого является бумага. В Польше это бумажные гирлянды, в Мексике-маски, а Япония знаменита своей техникой оригами. Даже великие художники Матисс и Пикассо увлекались бумажными игрушками.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проектная работа по вырезанию бумагой "Волшебные ножницы" »

МБОУ «Улахан -Чистайская средняя общеобразовательная школа имени Н.С. Тарабукина »













Проектная работа по вырезанию бумагой

«Волшебные ножницы»



















Автор Лобанова О.В. учитель

изобразительного искусства

2012г.

Декоративно-прикладное искусство является хранителем народной памяти, непосредственным носителем самобытной культуры и искусства предыдущих поколений, отражением народного опыта воспитания. Ознакомление детей с идеями народной педагогики, приобщение их к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских трудовых и навыков, воспитание чувств в структуре личности становятся содержательной основой формирование эстетической культуры детей. Проблемам воспитательной роли искусства, прекрасного большое внимание уделяли античные мыслители Сократ, Платон, Демокрит, Аристотель. В своих сочинениях они раскрыли значение души, чувств, эмоций, познания мифов, легенд, рисования, музыки в нравственном и эстетическом воспитании. Образовательно-воспитательная сущность декоративно-прикладного искусства заложена в изначальной связи человека с природой, в древних языческих верованиях, в художественном отражении национального образа жизни, которые проявляются также в системе этнопедагогических традиций, народном мировидении, нравственно-эстетических нормах. В якутском народном искусстве отражаются все исторические пласты материальной и духовной культуры древних предков. Этим и объясняется его уникальность. Традиции якутского народного искусства, включающие опыт единения человека с природой, могут стать оптимальным средством формирования эстетической культуры детей, если она опирается на историю зарождения декоративно-прикладного искусства, его развитие, на включение в целенаправленную учебную, творческо-трудовую деятельность. Знание особенностей якутского народного искусства в сочетании с хорошим вкусом, трудолюбием, стремлением к поиску нового позволяет ей создавать оригинальные декоративные изделия, отвечающие современным требованиям. Несмотря на столь хрупкий и недолговечный материал, такие работы несут в себе сильный заряд положительной энергии, которые материализуются духовные святыни якутов: олонхо и осуохай, благословления и благопожелания, алгыс и тойук…

Об истории бумаги и искусстве вырезания из нее.

Бумага –неизменный и незаменимый атрибут нашей повседневной жизни. Мы так к ней привыкли, что порой не замечаем всех ее удивительных свойств, а ведь бумага- материал уникальный по своей универсальности: книги, тетради, газеты, альбомы, пакеты дл молока, упаковка для подарков и многое –многое другое сделано из бумаги. Она не только служит сырьем для создания книжной продукции, но и находит широкое применение во многих областях человеческой деятельности- в строительстве, медицине, электронной промышленности, других сферах. Из бумаги делают одежду, посуду и даже мебель. Изделия из бумаги дешевы, гигиеничны, удобны для разового использования. В бытовых условиях мы пользуемся бумажными салфетками, носовыми платками, туалетной бумагой. А как украшают наши праздники бумажные гирлянды, цветы вырезанные маски! Всех свойств этого чудесного материала не перечислишь, да мы инее стремимся к этому. Главное –то, что бумага наш верный помощник в повседневной жизни и каждый найдет ей свое применение.

Слово "бумага» имеет итальянское происхождение и означает «хлопок», так как первую бумагу выработали из отходов тряпичного сырья-хлопка. А первыми ее создателями стали древние китайцы, жившие во 2-м веке нашей эры. Именно они научились делать бумагу и стали творить из нее чудеса.

Поделки из бумаги, вызывающие всеобщее восхищение и удивление, Являются одним из сложных видов ДПИ. Хотя изделия из нее недолговечны, хрупки, они на удивление прекрасны.

Великолепные декоративные качества этого материала давно оценили народные мастера. Во многих странах мира существуют виды народного искусства, материалом которого является бумага. В Польше это бумажные гирлянды, в Мексике-маски, а Япония знаменита своей техникой оригами. Даже великие художники Матисс и Пикассо увлекались бумажными игрушками.



вырезании сквозных отверстий в рисунке острые концы ножниц вставляют в середину вырезаемой части рисунка и направляют к углу, если он имеется на рисунке, либо по линии, по которой следует вырезать отверстие.

Сквозные отверстия можно вырезать способом симметричного вырезания, сложив материал (бумагу, ткань и др.) вдвое или вчетверо.

В зависимости от изделия, которое хотят вырезать, выбирают материал. Вырезать салфеточки, закладки для книг и другие ажурные изделия можно из любой нетолстой бумаги. Для сложных узоров пользуются калькой, тонкой бумагой. Елочные украшения, фигурки животных, стилизованные цветы для панно и т. д. вырезают из плотной бумаги, тонкого картона. Часто помимо бумаги используют фольгу, кусочки ткани, клеенку.

Вырезанные вещи можно наклеить на подходящий цветной фон. Но при использовании конторского клея на них через некоторое время появляются желтые пятна, поэтому для наклеивания вырезанных узоров пользуются клеем для склеивания резиновых изделий, ПВА, БФ. Используют кисточку для клея. После окончания работы кисточку тщательно протирают тряпочкой.

Можно и самим изготовить крахмальный клейстер-клей для бумаги: 1 чайную ложку картофельной муки (крахмала) залейте небольшим количеством холодной воды (1/4 часть стакана) и тщательно размешайте до сметанообразного состояния. В полученный раствор тонкой струйкой влейте доведенную до кипения воду (3/4 стакана). Непрерывно помешивайте, чтобы не было комков. Лучше всего пользоваться свежесваренным теплым (30 -40° С) клейстером. Качество клейстера повышается, если к крахмалу перед завариванием добавить немного просеянной пшеничной муки.

Кисточку при пользовании крахмальным клейстером промывают холодной водой.

Для вырезания можно выбрать понравившийся рисунок из книги. Его переносят на кальку, а с нее - на бумагу с помощью копировальной бумаги либо резца-ролика для снятия выкроек. Контуры насечек резца-ролика обводят карандашом.

Острыми концами ножниц осторожно вырезают переведенный рисунок по нанесенным линиям. Вырезание элементов рисунка и узоров требует внимательности, аккуратности и точности.

Очень увлекательно вырезать не только по образцам, но и по собственным рисункам. Для этого квадрат либо прямоугольник сложите по осям несколько раз. Вырезая по симметрично сложенным осям различные геометрические фигуры - углы, кружочки, овалы, полукруги, квадраты, полоски, вы получите красивые, замысловатые узоры и орнаменты.

При симметричном вырезании рисунок получается более точным чем при рисовании. Бумагу складывают по осям, наносят карандашом рисунок и вырезают по обозначенным контурам. Если необходимо перенести рисунок на ткань, фанеру, дерево или другой материал, проще его вначале вырезать из бумаги и только после этого перенести на материал.

Аппликацию делают так: заготавливают из цветной бумаги выкройки элементов цветков, птиц, листьев, крупных стеблей. Переведя на плотную бумагу контур всего рисунка, наклеивают подготовленные части - оформляют рисунок, в конце подрисовывают мелкие детали (стебли и др.).

Вырезание силуэтов

В контуре некоторых предметов ярко выражаются их характер, движение и другие свойства. Поэтому для изображения иногда избирают простейший вид рисунка - силуэт. Это плоскостное изображение человека, животного или предмета, подобное его тени. Силуэт рисуют обычно тушью или белилами либо вырезают из бумаги и наклеивают. Он образует сплошное, ограниченное контуром, темное пятно на светлом фоне или же светлое пятно на темном.

Искусство силуэта требует большой четкости и выразительности контура. Оно было известно еще в Древнем Китае, где традиции этого искусства сохранились до наших дней («оконные цветы» - картинки, наклеиваемые на окна). Впоследствии искусство силуэта получило развитие в Японии и других странах Азии. В XVIII в. силуэтные профильные портреты благодаря их дешевизне быстро распространились в Европе. В XIX в. там в технике силуэта создавались кроме портретов бытовые сцены, натюрморты, иллюстрации.

Вы можете научиться выполнять силуэты, которые показаны на рисунке. Вырезая силуэты ваших друзей и родных, старайтесь добиваться портретного сходства.

Симметричное вырезание узоров

Снежинки.
Вырежьте из бумаги квадрат(12x12 см,15x15 см и т. д.), сложите его по диагонали, затем по осям. На полученный треугольник нанесите рисунок (геометрические фигуры).

Интересно, что один и тот же рисунок на квадратах, разделенных линиями сгиба на 8, 16 и 32 части, дает разный результат: чем большее число раз вы сложите квадрат, тем ажурнее будут узоры.

Вырезанные снежинки выглядят очень нарядно. Чередуя снежинки различной формы, можно сделать красивые и изящные гирлянды. Соединить их можно с помощью клея, нитей или узких лент.

Закладки для книг.
Не менее интересно вырезать из цветной бумаги закладки. Если бумага тонкая, вырезанный узор наклеивают на картон какого-либо другого цвета. Он служит прекрасным фоном для узора, да и закладка будет прочнее.

Возьмите четыре цветные почтовые открытки (уже использованные), лучше с изображением цветов. Положите их в ряд, с оборотной стороны расчертите полосками шириной в сантиметр. Эти полоски вырежьте и наклейте на плотный лист бумаги (рисунком вверх) вперемежку (1 полоску с первой открытки, 1 - со второй, 1 - с третьей и т. д.). Получается изображение, напоминающее рисунок на ткани. Такое панно, окантованное рамкой из бумаги или дерева,

Значение вырезание для развития ребенка.

Время летит быстро и незаменимо, также быстро и незаменимо подрастают наши дети. И мы не успеваем оглянуться, как малыш, который совсем недавно учил первые слова и делал первые шаги, оказывается у порога школы. Многое должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягивающую школьную жизнь. К этому времени он усваивает значительный круг знаний, умений и навыков. Подготовка рук ребенка к овладению искусством правописания достигается упражнениями в штриховке, рисовании, вырезании и других видах работ, требующих не только тонких и точных движений рук и пальцев, но и четкого согласовании движения руки и глаза.

Подготовить ребенка к этому важному моменту в жизни поможет вырезание-искусство, близкое ему и доступное. А бумага –первый материал, из которого дети начинают мастерить поделки. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папиросная и шпагат- она дает большой простор для детской фантазии. Именно поэтому для дошкольников, учащихся начальных классов общеобразовательных школ на занятиях по трудовому обучению проводятся уроки по технике вырезания ножницами и аппликации.

Вырезание у детей:

-способствует развитию умения работать руками под контролем сознания, у них совершенствуется мелкая моторика рук, точные движения пальцев, происходит развитие глазомера;

-увеличивает концентрацию внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе, чтобы получить желаемый результат;

-развивает конструктивное мышление детей, их творческое воображение, художественный вкус;

-знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами ;

-способствует созданию игровых ситуаций. Например, вырезав из бумаги животных или персонажей сказок, дети включаются в игру-драматизацию по знакомой сказке и т.д.

Систематические занятия по вырезанию с ребенком –гарантия его всестороннего развития и успешной подготовки к школьному обучению.

Материалы и инструменты

Практически для работы с бумагой нужны только ножницы и клей.

Бумага:

-формата А4 разных цветов,

-цветная бумага,

-ватман,

-картон.

Режущие инструменты :-ножницы среднего размера,

-маникюрные ножницы,

-канцелярский нож с заостренным концом.

Клей: -клей ПВА,

-клей-карандаш.

Прочие приспособления:

-циркуль или блюдце.

Первые уроки вырезания

Кроить ножницами- очень просто, а главное интересно: ведь каждый раз у тебя будут получаться самые разные, не похожие друг на друга, узоры . Даже если ты совсем не умеешь рисовать, ножницы помогут тебе сделать это: научись.

При этом следует обратить внимание на следующие моменты:

-прямые линии удобнее вырезать ножницами с прямыми концами; отрезая бумагу по прямой, опускай ее вниз, одновременно продвигая ножницы вверх.

-при вырезании округлых и других форм ножницы в правой руке остаются почти неподвижными, а бумага направляется левой рукой по намеченным линиям изображения;

-очень мелкие детали вырезай небольшими ножницами;

-научись прорезать отверстие в бумаге. Для этого прокалывается острым концом ножниц или канцелярским ножом небольшое отверстие, а уже затем вырезается середина.

Симметричное вырезание.

Симметричное вырезание позволяет копировать природные формы, например, листьев, бабочек и тд.

Для начала возьми ровную полоску белой бумаги и перегни ее пополам слева направо. У тебя должна получится тетрадочка из двух страничек.

Тетрадочку держи в левой, а ножницы- в правой руке. И начинаем вырезать. На перегибе тетрадочки вырежь половину кружка.



Для картин, выполненных из бумаги методом аппликации, можно использовать самые разнообразные фоны.

1. Простой — единый цветовой фон.

2. Сложный — два и более цветовых тона.

3. Мозаичный простой — отрывные кусочки бумаги одного цветового тона (каждый отрывной кусочек бумаги смазывается клеем и приклеивается на основание плотно друг к дугу).

4. Мозаичный сложный — отрывные кусочки бумаги двух и более цветовых тонов. При помощи сложного мозаичного фона можно достичь перехода полутонов от светлого к темному, изобразить землю, горы, полянку, снег.

5. Зернистый простой — красивый, но очень трудоемкий способ создания фона, состоящего из мелких кусочков бумаги одного тона, сжатых в комочек при помощи пальцев рук. Комочки бумаги заготавливаются заранее в необходимом количестве и ссыпаются в коробочку. Поверхность листа, служащего основанием для фона, смазать клеем и засыпать бумажными комочками. Учитывая сложность создания зернистого фона, лучше брать лист для основания небольших размеров.

6. Зернистый сложный — по технике изготовления похож на зернистый простой фон, только состоящий из комочков двух или более тонов. По цветовому содержанию фон может быть: абстрактным — засыпка производится хаотично, всеми цветами сразу; геометрическим — с ярко выраженными границами и формами, где каждый цвет засыпается отдельно; сюжетным — с четким контрастным изображением гор, морей, предметов и т. д.

7. Насыпной простой — состоящий из мелко нарезанных квадратиков бумаги одного цветового тона. Фон смазывается клеем и засыпается необходимым количеством мелких квадратиков.
Для насыпного фона можно использовать отходы от дырокола — мелкие кружочки.

8. Насыпной сложный — мелкие нарезанные квадратики бумаги двух и более тонов. По технике изготовления похож на насыпной простой фон. По цветовому колориту может быть абстрактным — поверхность листа засыпается хаотично всеми цветами сразу, геометрическим — с ярко выраженными границами и формами. Способы заполнения фона № 6 и 8 могут быть использованы для создания готовых картин, не требующих дополнительного оформления («Космос», «Солнце», «Радуга», «Семейство грибов», «Бабочки» и т. д.).

9. Смешанный — сочетающий в себе несколько различных способов изготовления фона, например:

а) горы выполнены зернистым способом (№ 5), небо и трава — простым (№ 1) или сложным (№ 2);
б) берег и радуга зернистым (№ 5), солнце и облака насыпным (№ 7), небо и река сложным (№ 2).

10. Плетеный простой — состоящий из одинаковых по ширине полос бумаги, тесьмы шпона, переплетенных между собой по вертикали и горизонтали.

11. Плетеный сложный — состоящий из одинаковых по ширине полос бумаги, тесьмы, шпона двух и более тонов, переплетенных между собой по вертикали и горизонтали.




12. Тканевый простой — состоящий из ткани единого цветового тона:

а) в работе хорошо использовать синтетическую или волосяную мешковину. Основание картины плотно обтянуть тканью и закрепить с левой стороны клеем;

б) красиво смотрятся картины, где лицевая сторона задрапирована складками или волной. Исполняя драпировку, необходимо все складки (волны) закрепить булавками. Изнаночную сторону основания закрепляют клеем. После полного высыхания клея булавки с драпировки снимаются;

в) фактура льняных, ситцевых тканей позволяет произвести на ней мережку (выдергивание нити по вертикали и горизонтали через определенный промежуток), после обработки тканью обтягивают основание и закрепляют клеем с изнаночной стороны.

13. Тканевый сложный — состоящий из ткани двух и более цветовых тонов. По своему изготовлению похож на способ № 12 (тканевый простой). Умелой подборкой цветов можно достичь плавного перехода тонов от светлого к темному или подчеркнуть яркость и контраст тканей.

14. Фон с использованием природного материала — для его выполнения необходимы чешуя от шишек, самолетики клена, косточки, пшено и т. д. Поверхность основания покрывается таким слоем пластилина, чтобы можно было воткнуть острие чешуи. Материал укладывается на пластилин плотно друг к другу. Укладка может производиться по всей поверхности основания или частично, выражая какой-либо предмет (дерево, крыша, корзина, рог изобилия).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ИЗО

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проектная работа по вырезанию бумагой "Волшебные ножницы"

Автор: Лобанова Ольга Вячеславовна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185156


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства