В данной разработке рассматривается понятие " деятельность", типология деятельности. Многообразие деятельности характеризуется с опорой на философию, социологию и политологию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Деятельность- способ существования людей.»
Деятельность- способ существования людей
« Животное полагает, что все его дело -жить, а человек жизнь принимает только за возможность что-нибудь делать».
( А.И. Герцен)
- это присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром.
В процессе деятельности человек познает мир, создает необходимые для собственного существования условия, удовлетворяет свои духовные потребности, занимается самосовершенствованием.
В ходе человеческой деятельности происходит изменение и преобразование мира в интересах людей, создание того, чего нет в природе.
Деятельность
Что такое деятельность?
« Деятельность- форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя»
« Деятельность- форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования объекта»
( из словаря по психологии)
( из философского словаря)
Характерные черты деятельности
сознательность
продуктивность
Преобразующий характер
Общественный характер
Структура деятельности
Цель- осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность
Средства деятельности
действия
Результаты деятельности- материальные и духовные блага, формы общения людей, общественные условия и отношения, способности, умения, знания самого человека.
притча
«На строительстве Сартрского собора подошедший путник спрашивает работающих, что они делают.
Один ответил: « Камни ношу» ( Труд-принудиловка).
Другой сказал: « Деньги зарабатываю, чтобы было на что жить» ( труд как средство существования).
А третий воскликнул восторженно: « Мы строим собор!»( Труд- радость служения великой цели).
Мотивы деятельности
Почему человек выдвигает ту или иную цель?
Его побуждают к этому мотивы.
« Цель- это то , ради чего действует человек; мотив- это то, почему действует человек»
( психолог В. Крутецкий)
Мотив- побудительная причина деятельности
Потребности человека
Деятельность человека осуществляется ради удовлетворения
Физиологические ( в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях)
Экзистенциальные ( в безопасности своего существования, комфорте ,в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне)
Социальные ( в социальных связях, общении, заботе о другом, участии в совместной деятельности)
Престижные ( в самоуважении, уважении со стороны других, признании, служебном росте)
Духовные ( в самоактуализации,самовыражении)
Виды деятельности
В зависимости от особенностей отношения человека к окружающему миру:
Практическая деятельность- направлена на преобразование реальных объектов природы и общества.
Духовная деятельность -связана с изменением сознания людей.
Виды деятельности
созидательная
разрушительная
Когда деятельность соотносят с ходом истории, с общественным прогрессом:
В зависимости от соответствия деятельности существующим общекультурным ценностям, социальным нормам
В связи с социальными формами объединения людей в целях осуществления деятельности
незаконная
аморальная
законная
моральная
массовая
коллективная
индивидуальная
Виды деятельности
В зависимости от наличия
или отсутствия новизны целей, результатов деятельности, способов ее осуществления
В зависимости от общественных сфер, в которых деятельность протекает
Однообразная
Шаблонная
Монотонная
Экономическая
Политическая
Социальная
Задание 1
Двух генералов, изображенных М. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти мужик, который « зачал» перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку спелых яблок. Потом покопался в земле и добыл оттуда картофелю, потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку- и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика . Наконец развел огонь и напек… разной провизии.»
Каковы были цель деятельности, средства ее достижения, результат?
Из каких конкретных действий состояла?
Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?
Задание 2
В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирая библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории, заставлял сына читать полюбившиеся и выученный наизусть стихи, внимательно слушал « и был очень счастлив этим».
Что побуждало отца Л.Н. Толстого к данной деятельности?
Задание 3:
В греческом мифе дочери царя Даная за убийство мужей после смерти были осуждены богами вечно наполнять водой бездонную бочку в подземном царстве.
Как можно охарактеризовать такую деятельность ?
Источники:
« Обществознание» 10 класс под ред. Л.Н. Боголюбова М.,2017
«Уроки учительского мастерства» сост. Т.А. Корнева, Волгоград ,2007
object(ArrayObject)#883 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(209) "Проверочная работа по обществознанию для 10 класса (профиль) по теме: Деятельность как способ существования людей. "
["seo_title"] => string(129) "provierochnaia-rabota-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-10-klassa-profil-po-tiemie-dieiatiel-nost-kak-sposob-sushchiestvovaniia-liudiei"
["file_id"] => string(6) "182798"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
["date"] => string(10) "1425615770"
}
}