- рабочая тетрадь для старшеклассников «Мой выбор»
- презентации
- документы
Эпиграф:
«Без цели нет деятельности,
без интересов нет цели,
а без деятельности нет жизни»
В.Г. Белинский
Ход урока.
Организационный момент.
Мотивация
Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?»
- «У меня сегодня много дел,- ответил он,- хочу, чтобы день наступил пораньше».
? ?
- О чем эта притча?
- Какое она имеет отношение к теме нашего урока?
- Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играют различные виды деятельности в нашей жизни?
Ответы на эти вопросы мы с вами будем искать в ходе нашего урока.
Тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность как способ существования людей»
План урока:
Сущность и структура деятельности (презентация).
Многообразие видов деятельности.
Постановка исследовательской задачи.
Знакомство с деятельностью групп. Работа по группам.
Работа с учебником и таблицей.
Подведение итогов исследовательской работы (презентация).
Домашнее задание
Ход урока:
Сущность и структура деятельности.
Что такое «деятельность»?
Деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.
Из каких компонентов состоит структура деятельности?
Структура деятельности
цель
Средства достижения
Действия результат
Дать определение:
Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные
с удовлетворением потребностей
Потребности- осознаваемая человеком нужда в том,
что необходимо для поддержания жизни
и развития личности
Перечислите виды потребностей: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ,ИДЕАЛЬНЫЕ
Убеждения - это устойчивые взгляды на мир,
идеалы и принципы, а также стремление
воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.
Интересы- это ценности, характерные для
определенной группы людей.
Цель
– осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;
- то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.
Действия
-
Какие действия вам известны?
- целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),
- ценностнорациональные (на основе мировоззренческих принципов),
- аффективные (под влиянием эмоционального состояния),
- традиционные (под влиянием привычки).
2.Многообразие видов деятельности.
Какие виды деятельности вам известны?
Духовная
Практическая
познавательная
Деятельность
Материально
производственная
Соц.преобразо
вательная
Ценностно-ориентировоч
ная
прогностическая
Постановка исследовательской задачи.
Учащиеся делятся на группы (раздать карточки с вопросами).
У.Черчилль писал: «Эта деятельность так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в (политике) множество раз». О какой деятельности идет речь? (политической)
«Дом без книг подобен телу, без души». (Цицерон). О какой деятельности идет речь? (духовной)
«Эта деятельность не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает её достоинство, но и поощряет её». (Л.Н.Толстой). О какой деятельности идет речь? (трудовой)
Работа с учебником и таблицей:
Выполните задание №2, стр.215 учебника:
Знания о деятельности и её многообразии отразите в таблице.
Виды деятельности
мотивы
цель
средства
действия
трудовая
духовная
политическая
Работа по группам
1 группа. «Трудовая деятельность»
Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть3) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Трудовой деятельности.
2 группа. «Духовная деятельность»
Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть2) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Духовной деятельности.
3 группа. «Политическая деятельность»
Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть4) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Политической деятельности.
Подведение итогов исследовательской работы
(вопросы):
Определите, какие явления можно назвать деятельностью?
Кто такой деятель?
Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем?
Что такое деяние?
Определите, какие действия можно назвать деянием?
В чем коренное отличие действий человека и животных?
Приведите примеры, когда поведение животных, похоже
на деятельность людей?
Определите, объекты и субъекты деятельности?
Что такое объект деятельности? Приведите примеры?
Кто является субъектом деятельности? Приведите примеры?
Что движет человеческой деятельностью?
Что такое легитимность? Какие типы легитимности вам известны?
Домашнее задание:
Вопросы и задания к главе III (на странице 215-216 учебника «Обществознание» 10 класс) с 1,3,5.
Напишите эссе на основе следующего высказывания (на выбор):
«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В.Г. Белинский).
«Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию – трудолюбие».
Приложение№1.
Виды деятельности
мотивы
цель
средства
действия
трудовая
Естественные потребности, социальные потребности,
интерес
создание материальных и духовных ценностей;
средства производ-
-ства, техника,
Целерациона- -льные
Традицион-
-ные
духовная
Идеальные и
престижные потребности
Формирование чувства прекрасного
Выдвижение гипотезы
Проведение эксперимента
Эмоциональное отражение реальности
Создание художественного образа
Внедрение в практику
Приобретение знаний и умений.
книги,
СМИ,
Интернет
(ИКТ)
Ценностно-
рациональ-
-ные
политическая
престижные потребности, социальные потребности
долгосрочные, текущие,
актуальные, неактуальные,
приоритетные, второстепенные
реальные и нереальные.
агитация,
пропаганда,
СМИ,
Рациональ-
-ные иррациональные
стихийные и организован
ные
Приложение №2
Практикум
1.
М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?
2.
Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек ... разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?
3.
В известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает
глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его
владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой
плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут -
персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».
Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?'
Приложение №3
1.
В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.
2.
Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?
3.
17 января 1991 г. В «Комсомольской правде» было опубликовано письмо 14-летнего школьника:
«Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина…
Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.
Люди!!! Вы сетуете, что пусто в магазинах. А кто-нибудь побеспокоился, почему пусто в человеческих душах?»
Что бы вы ответили этому мальчику?
Приложение № 4
Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал:
«Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако, мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца.
Для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Иначе в политике ничего не добьешься».
Политические деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партии и принятие правительственных решений, избирательные компании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы.
Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные – это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные – это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий.
Политические действия бывают стихийными и организованными (митинг, конференция).
«Сегодня многие выделяют, и четвертую власть: СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет), оказывающие огромное влияние на формирование общественного мнения. Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к СМИ? Что вам известно об использовании информационных технологии, оказывающих огромное влияние на поведение людей?»
object(ArrayObject)#886 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(209) "Проверочная работа по обществознанию для 10 класса (профиль) по теме: Деятельность как способ существования людей. "
["seo_title"] => string(129) "provierochnaia-rabota-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-10-klassa-profil-po-tiemie-dieiatiel-nost-kak-sposob-sushchiestvovaniia-liudiei"
["file_id"] => string(6) "182798"
["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
["date"] => string(10) "1425615770"
}
}