kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Деятельность как способ существования людей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема открытого урока: «Деятельность как способ существования людей».

 

Предмет: обществознание

Жанр: урок – исследование

Класс: 10 с/э

Ожидаемые результаты:

Знания:

- дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;

- знать основные виды деятельности;

- иметь представление о структуре деятельности.

Умения и навыки:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- работать с документами;

- работать самостоятельно;

- работать в группе;

- выступать публично;

- уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

- понять значение деятельности для жизни людей

 - выразить свое отношение к данной проблеме

Ресурсы:

- учебник «Обществознание» 10 класс

- рабочая тетрадь для старшеклассников «Мой выбор»

- презентации

- документы

 

Эпиграф:

 «Без цели нет деятельности,

без интересов нет цели,

а без деятельности нет жизни»

 В.Г. Белинский

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«деятельность как способ существования людей »

Тема открытого урока: «Деятельность как способ существования людей».


Предмет: обществознание

Жанр: урок – исследование

Класс: 10 с/э

Ожидаемые результаты:

Знания:

- дать определение деятельность, мотив, потребность, интерес, убеждения;

- знать основные виды деятельности;

- иметь представление о структуре деятельности.

Умения и навыки:

- уметь устанавливать причинно-следственные связи;

- работать с документами;

- работать самостоятельно;

- работать в группе;

- выступать публично;

- уметь отстаивать свое собственное мнение.

Отношения, ценности, внутренние установки:

- понять значение деятельности для жизни людей

- выразить свое отношение к данной проблеме

Ресурсы:

- учебник «Обществознание» 10 класс

- рабочая тетрадь для старшеклассников «Мой выбор»

- презентации

- документы


Эпиграф:

«Без цели нет деятельности,

без интересов нет цели,

а без деятельности нет жизни»

В.Г. Белинский

Ход урока.


  1. Организационный момент.

Мотивация

Однажды Ходжа Насреддин проснулся среди ночи, вышел на улицу и стал кукарекать. Услышали это соседи и спрашивают: «Что ты делаешь, Ходжа?»

- «У меня сегодня много дел,- ответил он,- хочу, чтобы день наступил пораньше».

? ?

- О чем эта притча?

- Какое она имеет отношение к теме нашего урока?

- Что такое «деятельность»? Чем деятельность животных отличается от деятельности человека? Какую роль играют различные виды деятельности в нашей жизни?

Ответы на эти вопросы мы с вами будем искать в ходе нашего урока.

Тема нашего сегодняшнего урока: «Деятельность как способ существования людей»

  1. План урока:

    • Сущность и структура деятельности (презентация).

    • Многообразие видов деятельности.

  • Постановка исследовательской задачи.

  • Знакомство с деятельностью групп. Работа по группам.

  • Работа с учебником и таблицей.

  • Подведение итогов исследовательской работы (презентация).

  • Домашнее задание


Ход урока:

  1. Сущность и структура деятельности.

    • Что такое «деятельность»?

Деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом в различных сферах и на различных уровнях социальной организации общества, преследующих определенные социальные цели и интересы и использующих во имя достижения этих целей и удовлетворения интересов различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

  • Из каких компонентов состоит структура деятельности?

Структура деятельности


цель

Средства достижения


Действия результат


  • Дать определение:

Мотивы - это побуждения к деятельности, связанные

с удовлетворением потребностей

Потребности - осознаваемая человеком нужда в том,

что необходимо для поддержания жизни

и развития личности

Перечислите виды потребностей: ЕСТЕСТВЕННЫЕ, СОЦИАЛЬНЫЕ, ИДЕАЛЬНЫЕ

Убеждения - это устойчивые взгляды на мир,

идеалы и принципы, а также стремление

воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Интересы - это ценности, характерные для

определенной группы людей.

Цель

– осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность;

- то, что представляется в сознании и ожидается в результате деятельности.

Действия

-



Какие действия вам известны?

- целерациональные (на основе продуманной и поставленной цели),

- ценностнорациональные (на основе мировоззренческих принципов),

- аффективные (под влиянием эмоционального состояния),

- традиционные (под влиянием привычки).

2.Многообразие видов деятельности.


  • Какие виды деятельности вам известны?



Духовная



Практическая



познавательная



Деятельность

Материально

производственная


Соц.преобразо

вательная



Ценностно-ориентировоч

ная




прогностическая

Постановка исследовательской задачи.


  • Учащиеся делятся на группы (раздать карточки с вопросами).


  1. У.Черчилль писал: «Эта деятельность так же увлекательна, как война. Но более опасна. На войне вас могут убить лишь однажды, в (политике) множество раз». О какой деятельности идет речь? (политической)

  2. «Дом без книг подобен телу, без души». (Цицерон). О какой деятельности идет речь? (духовной)

  3. «Эта деятельность не только не исключает возможности умственной деятельности, не только не унижает её достоинство, но и поощряет её». (Л.Н.Толстой). О какой деятельности идет речь? (трудовой)


    • Работа с учебником и таблицей:


Выполните задание №2, стр.215 учебника:

Знания о деятельности и её многообразии отразите в таблице.


Виды деятельности

мотивы

цель

средства

действия

трудовая





духовная





политическая






Работа по группам

1 группа. «Трудовая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть3) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Трудовой деятельности.

2 группа. «Духовная деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть2) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Духовной деятельности.

3 группа. «Политическая деятельность»

Опираясь на содержание текста учебника (стр.213-214, часть4) и анализ текста, охарактеризуйте сущность Политической деятельности.


Подведение итогов исследовательской работы

(вопросы):


  1. Определите, какие явления можно назвать деятельностью?

  2. Кто такой деятель?

  3. Определите, кого из персонажей можно назвать деятелем?

  4. Что такое деяние?

  5. Определите, какие действия можно назвать деянием?

  6. В чем коренное отличие действий человека и животных?

  7. Приведите примеры, когда поведение животных, похоже

на деятельность людей?

  1. Определите, объекты и субъекты деятельности?

  2. Что такое объект деятельности? Приведите примеры?

  3. Кто является субъектом деятельности? Приведите примеры?

  4. Что движет человеческой деятельностью?

  5. Что такое легитимность? Какие типы легитимности вам известны?





Домашнее задание:


Вопросы и задания к главе III (на странице 215-216 учебника «Обществознание» 10 класс) с 1,3,5.

Напишите эссе на основе следующего высказывания (на выбор):


«Без цели нет деятельности, без интересов нет цели, а без деятельности нет жизни» (В.Г. Белинский).


«Ах, если бы к трудолюбию прибавить образование, а к образованию – трудолюбие».







Приложение№1.


Виды деятельности


мотивы

цель

средства

действия

трудовая






Естественные потребности, социальные потребности,

интерес

создание материальных и духовных ценностей;


средства производ-

-ства, техника,


Целерациона- -льные

Традицион-

-ные


духовная

Идеальные и

престижные потребности












Формирование чувства прекрасного

Выдвижение гипотезы

Проведение эксперимента

Эмоциональное отражение реальности

Создание художественного образа

Внедрение в практику

Приобретение знаний и умений.

книги,

СМИ,

Интернет

(ИКТ)

Ценностно-

рациональ-

-ные


политическая


престижные потребности, социальные потребности















долгосрочные, текущие,

актуальные, неактуальные,

приоритетные, второстепенные

реальные и нереальные.

агитация,

пропаганда,

СМИ,

Рациональ-

-ные иррациональные

стихийные и организован

ные



Приложение №2

Практикум


1.

М.Е. Салтыков-Щедрин в своей известной сказке «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» помещает на необитаемый остров двух заслуженных чиновников, привыкших жить на всем готовом. Здесь они вдруг обнаруживают, что «человеческая пища, в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет». «Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ее изловить, убить, ощипать, изжарить...». О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте? Что выступает целью этой деятельности? Из каких действий она состоит? Как вы думаете, оказались ли генералы способными к преобразующей деятельности?


2.

Двух генералов, изображенных М.Е. Салтыковым-Щедриным, спас от голодной смерти, как известно, мужик, который «зачал перед ними действовать. Полез перво-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблок... Потом покопался земле - и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку - и извлек огонь. Потом из собственных волос сделал силок и поймал рябчика. Наконец, развел огонь и напек ... разной провизии...» Каковы были цель деятельности мужика, средства ее достижения и результаты? Из каких конкретных действий эта деятельность состояла? Соответствовали ли ее результаты поставленной цели?



3.

В известной сказке М.Е. Салтыков-Щедрин изображает

глупого помещика, по молитве которого Бог очистил все его

владения от мужиков. Наслаждался этот помещик воздухом, освободившимся от запаха мякины и овчины, и мечтал о том, какой

плодовый сад разведет: «Вот тут будут груши, сливы: вот тут -

персики, тут - грецкий орех!» Думал, каких он коров разведет что ни кожи, ни мяса, а все одно молоко, все молоко, клубники насадит, все двойной да тройной, по пяти ягод на фунт, и сколько он этой клубники в Москве продаст. Много ли, мало ли времени прошло, только видит помещик, что в саду у него дорожки репейником поросли, в кустах змеи да гады всякие кишмя кишат, а в парке звери дикие воют, «остановились и полати и регалии, и не стало возможности достать на базаре ни фунта муки, ни куска мяса».

Каковы были цели помещика? Какие он выбрал средства их достижения? Соответствовали ли средства целям? Привели ли действия помещика к тем результатам, к которым он стремился?'








Приложение №3


1.

В своих воспоминаниях Л.Н. Толстой пишет об отце, который много читал, собирал библиотеку, рисовал детям картинки, казавшиеся им верхом совершенства, весело шутил и рассказывал забавные истории за обедом и ужином, заставлял сына читать полюбившиеся и выученные наизусть стихи, внимательно слушал «и был очень счастлив этим». Правильно ли предположить, что отца Л.Н. Толстого побуждали к данной деятельности определенные интересы? Ответ аргументируйте.


2.

Учитель младших классов обратился к старшеклассникам с просьбой помочь ему в подготовке новогоднего праздника для малышей. Те из старшеклассников, кто откликнулся на эту просьбу, организовали «Мастерскую Деда Мороза». Они сочиняли сценарий сказочного спектакля, шили костюмы, подбирали музыку, разучивали и с малышами песни и игры. Подключили малышей к оформлению сказочного городка, изготовлению елочных игрушек, сюрпризов. Охарактеризуйте структуру данной деятельности старшеклассников: определите ее субъект, объект, цель, средства и результаты. Что могло явиться побудительным мотивом данной деятельности?




3.

17 января 1991 г. В «Комсомольской правде» было опубликовано письмо 14-летнего школьника:

«Мы будем проклинать нынешнее время так же, как вы теперь - Сталина…

Я не знаю, куда мне идти после школы. Я никем не хочу быть. Я вообще ничего не хочу.

Люди!!! Вы сетуете, что пусто в магазинах. А кто-нибудь побеспокоился, почему пусто в человеческих душах?»

Что бы вы ответили этому мальчику?





























Приложение № 4




Знаменитый итальянский мыслитель эпохи Возрождения Николо Макиавелли утверждал:

«Излишне говорить, сколь похвальна в государстве верность данному слову, прямодушие и неуклонная честность. Однако, мы знаем по опыту, что в наше время великие дела удавались лишь тем, кто не старался сдержать данное слово и умел, кого нужно, обвести вокруг пальца.

Для достижения политических целей хороши все средства: ложь, предательство, подлость, коварство, пытки, убийства. Иначе в политике ничего не добьешься».

Политические деятельность включает в себя самые разнообразные действия: организацию партии и принятие правительственных решений, избирательные компании и выступления в парламенте, политические митинги и дипломатические переговоры, проведение партийных съездов и обращения к народу, разработку политических программ и референдумы, государственные перевороты и визиты правительственных делегаций. Это могут быть акции отдельного человека или группы.

Действия субъектов политики могут быть рациональными и иррациональными. Рациональные – это действия осознанные, спланированные, с ясным пониманием целей и необходимых средств. Иррациональные – это действия, мотивированные главным образом эмоциональными состояниями людей, например их раздражением, ненавистью, чувством страха, впечатлениями от происходящих событий.

Политические действия бывают стихийными и организованными (митинг, конференция).



«Сегодня многие выделяют, и четвертую власть: СМИ (печать, радио, телевидение, Интернет), оказывающие огромное влияние на формирование общественного мнения. Считаете ли вы СМИ властью? Какие преимущества получает политик в предвыборной борьбе, имея доступ к СМИ? Что вам известно об использовании информационных технологии, оказывающих огромное влияние на поведение людей?»



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
деятельность как способ существования людей

Автор: Нургалиева Альбина Берковна

Дата: 18.10.2014

Номер свидетельства: 120079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "«Деятельность как способ существования людей». "
    ["seo_title"] => string(54) "dieiatiel-nost-kak-sposob-sushchiestvovaniia-liudiei-2"
    ["file_id"] => string(6) "234829"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443535010"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Проверочная работа по обществознанию для 10 класса (профиль) по теме: Деятельность как способ существования людей. "
    ["seo_title"] => string(129) "provierochnaia-rabota-po-obshchiestvoznaniiu-dlia-10-klassa-profil-po-tiemie-dieiatiel-nost-kak-sposob-sushchiestvovaniia-liudiei"
    ["file_id"] => string(6) "182798"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1425615770"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(72) "Что побуждает человека к деятельности? "
    ["seo_title"] => string(46) "chto-pobuzhdaiet-chielovieka-k-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "141141"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418058544"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Урок обществознания «Деятельность людей и ее многообразие»"
    ["seo_title"] => string(69) "urok-obshchiestvoznaniia-dieiatiel-nost-liudiei-i-ieie-mnoghoobraziie"
    ["file_id"] => string(6) "247888"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446640336"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Деятельность-как способ существования людей "
    ["seo_title"] => string(54) "dieiatiel-nost-kak-sposob-sushchiestvovaniia-liudiei-1"
    ["file_id"] => string(6) "190053"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1427099988"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства