О?бщество в широком смысле — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями[1]. Человеческие общества характеризуются моделью отношений (социальных отношений) между людьми, которая может быть описана как совокупность таких отношений между его субъектами. В социальных науках, общество в целом часто демонстрирует стратификацию.
Общество нередко отождествляется с социальностью вообще и сводится к формам общения и совместной деятельности индивидов, хотя сами по себе индивиды, находящиеся в общении и занятые совместной деятельностью, включая распределениесовместно произведённого продукта, ещё не составляют в специальном, социологическом понимании общества, а остаются всё теми же индивидами, включёнными в групповые (коллективные) формы жизнедеятельности[источник не указан 891 день]. Однако в широком значении — они могут представлять собой различные виды обществ, например, добровольное спортивное общество, общество с ограниченной ответственностью, хозяйственные товарищества и общества (социальные организации и объединения)[2].
Общество — это надындивидуальное объединение людей, которому присущи социальная дифференциация и разделение труда. Общество можно характеризовать по многим признакам: к примеру, по национальному: французское, русское, немецкое; государственному и культурному; по территориальному и временно?му; по способу производства и т. д.[3]
Всё же это общество не сводится ни к своим материальным носителям, что характерно для натурализма (вульгарно-социологической трактовки общества), ни к ментальностям и формам общения («социумам»), что свойственно дляфеноменологических его интерпретаций.
Общество в феноменологическом понимании — это mens intensas (разум, мысль как бы в себе) — множество социальных миров наших ментальностей, миров, запечатлённых в нашем сознании. Общество при натуралистическом подходе — это res extensas (вещи протяжённые) — совокупность тел, физических и биологических, находящихся в реальных объективных отношениях друг к другу. Социологический реляционизм рассматривает общество через взаимоотнесённость всех элементов и их взаимно обосновывающую значимость внутри определённой системы, существенные только для определённого исторического типа бытия, при изменении которого меняется и сама система[4]. Такое определение реляционизма даёт К. Маннгейм в «Идеологии и утопии» (1929). Общество в реляционистской трактовке — это relationibus inter res (отношения между вещами).
К. Маркс в своих работах раскрывает сущность общества, которая кроется не в людях самих по себе, а в тех отношениях, в которые они вступают друг с другом в процессе своей жизнедеятельности. Общество, по К. Марксу, есть совокупностьобщественных отношений. Родовым понятием по отношению к понятию «общество» является «общность людей». Социальная общность выступает основной формой жизнедеятельности людей. В то же время общество не сводится к социальной общности, то есть это понятие по своему объёму гораздо шире и содержит в себе, прежде всего, социальные механизмы собственного воспроизводства, не сводимые к биологическим. Это значит, что не общность вторична по отношению к обществу, а общество вырастает из социальной общности. В своей одноимённой работе Ф. Тённис, опираясь на анализ работ К. Маркса, показал первичность общины по отношению к обществу. Исторически первой формой существования человеческого рода как общности людей явилась родовая община. «При ближайшем рассмотрении термина общности — пишет Ф. Тённис, — она может возникнуть 1. из естественных отношений, поскольку они стали социальными. Здесь кровно-родственные отношения всегда оказываются наиболее общими и самыми естественными узами, связывающими людей»[5]. В процессе исторического развития общества менялись прежде всего основные формы общности людей — от родовой и соседской общинной, сословной и социально-классовой до современных социокультурных сообществ.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«1. Человек и общество»
ГИА по обществознанию, 9 класс
Тема 1. Человек и общество
вопросы кодификатора
Вопросы кодификатора
- Общество как форма жизнедеятельности людей
- Взаимодействие общества и природы
- Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
- Биологическое и социальное в человеке
- Личность. Особенности подросткового возраста
- Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
- Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
- Межличностные конфликты, их конструктивное разрешение
Дополнительные справочные материалы, открывающиеся при нажатии на данный значок
Общество как форма жизнедеятельности людей
Общество
в широком смысле
в узком смысле
Общество в широком смысле слова– обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения и совместной жизнедеятельности людей.
Общество как форма жизнедеятельности людей
Под обществом в узком смысле
понимается:
Определённый этап человеческой
истории (средневековое общество)
Объединения людей с общими це-
лями и интересами (цветоводы)
Население страны, государства
(российское общество)
Всё человечество в целом
Общество как форма жизнедеятельности людей
Типы обществ
Традиционное
Индустриальное
Постиндустри-
альное
Глобализация– исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Типы обществ (справка)
Глобальные проблемы (справка)
Общество как форма жизнедеятельности людей
Задание А1 (д.в. 2010г).Учёные-обществоведы определяют общество как
весь мир в многообразии его форм
совокупность природных и социальных сил
обособившуюся от природы часть мира
естественные условия существования человека
Взаимодействие общества и природы
Природа
в широком смысле
в узком смысле
Весь мир, в многообразии его форм и проявлений.
Биосфера, естественные условия жизни общества, человека.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Взаимодействие общества и природы
Типы отношений общества и природы
Гармоничные
Конфликтные
получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов
загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов
Взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
Взаимодействие общества и природы
Задание А2 (д.в. 2009г).Воздействие природы на развитие общества иллюстрирует
создание природного заповедника
ликвидация горожанами последствий землетрясения
законодательное ограничение охоты на волков
загрязнение реки промышленными отходами
Взаимодействие общества и природы
Задание А3 (д.в. 2011г).Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?
А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Составляющие элементы
Экономическая
Деятельность людей и отношения между ними
Предприятия, фирмы, банки, биржи и др.
Политическая
Производство, распределение, обмен и потребление материальных благ
Парламент, правительство партии, общественные организации и др.
Отношения между обществом и государством, между государством и политическими партиями
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Сферы общественной жизни
Составляющие элементы
Социальная
Деятельность людей и отношения между ними
Системы соц. обеспечения, здравоохране-
ния и др.
Духовная (культура, образование, наука, религия)
Отношения между различными общественными группами
Школы, вузы, театры, музеи, библиотеки, архивы и т.д.
Отношения возникающие в процессе создания духовных ценностей, их сохранения, распространения, потребления
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Духовная
все сферы общества тесно взаимосвязаны
Социальная
Политическая
Экономическая
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А4 (д.в. 2011г).Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
социальной
трудовой
экономической
технической
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А5 (д.в. 2009г).Правительство ввело запрет на импорт замороженного мяса и птицы. Взаимосвязь каких сфер жизни общества иллюстрирует данный факт?
политической и экономической
экономической и социальной
социальной и духовной
духовной и политической
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А6 (д.в. 2012г).Издержки производства, рынок труда, конкуренция характеризуют сферу общества
экономическую
социальную
политическую
духовную
Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь
Задание А7 (д.в. 2012г.).Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Общество является частью природы.
Б. В структуре общества выделяются сферы общественной жизни.
верно только А
верно только Б
верны оба суждения
оба суждения неверны
Биологическое и социальное в человеке
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало:
Анатомия;
Физиология;
протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.).
Биологическое и социальное в человеке
Основные отличия человека от животных:
Человек способен производить орудия труда, использовать их;
Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
самореализация личности
Биологическое и социальное в человеке
Духовные
(вера,
творчество)
Социальные
(общение,
самореализация и др.)
Биологические(питание, вода,
самосохранение, продолжение
рода и др.)
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Биологическое и социальное в человеке
Талант– уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Задатки– природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности– индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Гениальность– высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
Биологическое и социальное в человеке
Задание А8 (д.в. 2011г.).Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
дыхании
питании
самосохранении
самореализации
Биологическое и социальное в человеке
Задание В1 (д.в. 2009г). В приведённом списке указаны черты сходства человека с животными и отличия человека от животных. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия.
потребность в пище и воде
способность к творчеству
способность к чувственному познанию
наличие сознания
Черты сходства
Черты отличия
Личность. Особенности подросткового возраста
Индивид– единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность– неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Личность. Особенности подросткового возраста
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе. Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Этапы социализации (справка)
Личность. Особенности подросткового возраста
Особенности подросткового возраста:
Психологические изменения;
Физиологические изменения;
Развитие мышления;
Формирование самосознания;
Формирование мировоззрения;
Полярность мнений и поведения;
Чувство взрослости.
Личность. Особенности подросткового возраста
Задание А9 (д.в. 2010г).Саша хорошо учится в общеобразовательной и музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестрёнку и брата. Всё это характеризует Сашу как
гражданина
индивида
личность
сына
Личность. Особенности подросткового возраста
Задание А10 (д.в. 2011г).Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Всё это характеризует Володю как
индивида
личность
ученика
товарища
Личность. Особенности подросткового возраста
Задание А11 (д.в. 2012г).Сергей работает врачом. В свободное время он играет в музыкальной группе и занимается в студии бальных танцев. Всё это характеризует Сергея как
товарища
индивида
личность
работника
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Деятельность – особая форма взаимодействия человека с окружающим миром.
Деятельность человека
Активность животного
Отличия деятельности человека от активности животных (справка)
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Объект
Субъект
Результат
Структура
деятельности
Мотив
Средства
достижения
Цель
Основные компоненты деятельности (справка)
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Труд– это вид деятельности, направленный на достижение практически полезного результата.
Игра– это особый вид деятельности, целью которого не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс – отдых, развлечение.
Учение– это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков.
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение)
Задание В2 (д.в. 2011г). Сергей – ученик 9 класса. Помимо учёбы, он много времени отдаёт компьютерным играм. Сравните два вида деятельности, упомянутые в условии задания – учёбу и игру. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера их сходства, а во вторую колонку – порядковые номера черт отличия игры от учёбы или учёбы от игры.
даёт возможность овладеть новым опытом
построена на замещении реальных объектов условными
имеет определённые мотивы и цели
ведёт к усвоению предметных областей
Черты сходства
Черты отличия
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Малая группа– немногочисленное по составу объединение людей, члены которого имеют общую цель и находятся друг с другом в непосредственных контактах.
Признаки малой группы:
Наличие общей цели;
Совместная деятельность;
Личное взаимодействие членов группы;
Длительность существования;
Добровольный характер;
Определённый эмоциональный фон.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Малые
группы
Условные(нет
постоянных
контактов)
Естественные
(складываются
сами по себе)
Реальные
(постоянные
контакты)
Формальные
Неформальные
(официальные)
(неофициальные)
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Межличностные отношения– это отношения между двумя и более отдельными индивидами.
Формальные
- переговоры о приеме на работу;
- беседа директора с родителями ученика
- отношения между должностными лицами в служебное время
- назначение деловой встречи по телефону.
Неформальные
- вечеринка друзей;
- поездка с приятелями на пикник;
- туристический поход;
- знакомство с соседом
- беседа с приятелем по телефону.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Общение– это процесс взаимосвязи и взаимодействия людей, социальных групп, в ходе которого происходит обмен информацией, опытом, результатами деятельности.
Через общение человек:
- получает знания об окружающем мире;
- происходит передача опыта;
- усваивает культурные и нравственные ценности, которые выработало человечество;
- усваивает правила и нормы поведения;
- учится оценивать поступки других людей;
формирует личные качества:
принципиальность, отзывчивость,
честность, доброту и др.
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Задание А12 (д.в. 2012г).Какой из приведённых примеров иллюстрирует межличностное общение?
глава государства обращается к гражданам в СМИ
врачи слушают доклад министра здравоохранения
друзья встретились после ссоры, выяснили причины и помирились
представители профсоюзов обсуждают организацию митинга
Человек и его ближайшее окружение. Межличностные отношения. Общение
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Русское слово, 2010г.;
Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен, 2009г.;
Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс, 2012г.
Интернет ресурсы
http://danur-w.narod.ru/ - Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича;
http://humanitar.ru/page/ekzamenatsionnie_bileti_po_obshchestvoznaniyu - Единый портал Обществознание. Экзаменационные билеты по обществознанию для 9-х классов 2010.