Просмотр содержимого документа
«Занимательное Обществознание»
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения определяет личностное развитие и формирование универсальных учебных действий у школьников наряду с предметными результатами обучения.
Наряду с формированием универсальных учебных действий важной задачей становится необходимость формирования у школьников ценностных, нравственных установок и ориентиров, введение в мир большой духовной культуры. Такое непосредственное взаимодействие выстраивается в процессе внеурочной деятельности. Деятельность, общение и бытие ребенка являются теми сферами и теми основными средствами, окультуривая которые учитель осуществляет физическое, нравственное воспитание, гарантирует успешность социализации и индивидуализации современных школьников, содействует развитию их способностей.
2.Общая характеристика учебного предмета, курса Роль учебного предмета. Курс «Занимательное обществознание» призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
На первом этапе работы основное внимание уделяется формированию групповой сплоченности, навыков поведения в новых школьных ситуациях. У младших подростков, с одной стороны, очень сильно желание самоутвердиться, им важно быть самостоятельными и независимыми, с другой стороны им необходимо получить первый опыт взаимодействия и сотрудничества в классном коллективе. Следовательно, на первом этапе очень важно создать в классе доброжелательную атмосферу.
На втором этапе проводится работа с основными проблемами, возникающими у шестиклассников. Кроме того, решается важная задача принятия правил школы и класса, установления норм взаимоотношений со сверстниками в классе, преподавателями и другими сотрудниками школы. Осознание новых правил у детей происходит двумя путями: с одной стороны, формируется восприятие относительности рамок «хорошо — плохо», чтобы ребенок не относился к правилу как к категорическому требованию, а с другой стороны, до сознания детей доводится значимость правил, формируется отношение к ним как к определенной ценности. Важнейшей задачей этого этапа является помощь детям в осознании требований преподавателей. Соответственно решается еще одна задача - способствование установлению межличностных отношений с педагогами.
На этом этапе необходимо помочь младшим подросткам почувствовать себя состоятельными не только в общении, но и в деятельности учения, поэтому можно выделить следующие направления работы: формирование конструктивного отношения к неудачам, ошибкам; анализ уже достигнутых успехов.
На третьем этапе продолжается работа по осознанию детьми требований преподавателей. Формируется понимание критериев оценки устной или письменной работы (правильность, аккуратность, красота и др.), критериев отношение педагогов к правилам поведения в школьном кабинете, к правилам ведения тетрадей, осваиваются способы работы, способствующие достижению высоких результатов. Таким образом, создаются условия не только для адаптации пятиклассников к средней школе, но также и для формирования адекватной самооценки и правильного отношения к результатам деятельности другого ребенка. Отдельно решается задача ориентирования ребенка на процесс деятельности, а не на оценку.
На этом же этапе начинается работа по принятию детьми своих негативных чувств. Поэтому отдельного внимания заслуживают приемы по снижению напряжения в школьных ситуациях; с помощью этих приемов дети овладевают навыками релаксации и работы со школьными страхами.
На четвертом этапе особое внимание уделяется формированию некоторых учебных навыков, связанных с самоорганизацией и самоконтролем в учебной деятельности, продолжается работа над развитием коммуникативных умений, среди которых выделяются конструктивные способы поведения в конфликтных школьных ситуациях. На этом этапе мы используются приемы, позволяющие работать со школьной тревожностью и излишним волнением, возникающим у детей в различных ситуациях на уроке.
На пятом этапе происходит осмысление личных целей детей на период обучения в 6 классе. Подводятся итоги групповой работы.
Цель программы: способствовать психологической адаптации пятиклассников к условиям средней школы. Привить интерес учащихся к предмету обществознание
Задачи:
Формирование у детей позитивной Я-концепции и устойчивой самооценки,
снижение уровня школьной тревожности
Формирование положительной учебной мотивации детей
Формирование групповой сплоченности
Освоение детьми школьных правил
Выработка норм и правил жизни класса
Формирование навыков уверенного поведения
Формирование адекватных форм поведения в новых школьных ситуациях
Развитие социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления
межличностных отношений друг с другом, с новыми учителями и другими сотрудниками школы.
Методы и приёмы, используемые в программе
Ролевые игры. Разыгрывание различных ситуаций, предлагаемых как этюды (например, обиженный и обидчик; учитель и ученик).
Дискуссии. Обсуждение вопросов, связанных с основной темой занятия.
Рисуночная арт-терапия. Задания могут быть предметно-тематические («Я в школе», «Мое любимое занятие», «Мой самый хороший поступок») и образнотематические: изображение в рисунке абстрактных понятий в виде созданных воображением ребенка образов (таких, как «Счастье», «Добро»), а также изображающие эмоциональные состояния и чувства («Радость», «Гнев», «Обида»).
Моделирование образцов поведения. Поскольку тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у младшего подростка адекватных способов поведения, подобраны игры и упражнения на снятие тревожности, на преодоление школьных страхов, которые позволяют преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка.
Метафорические истории и притчи.
4.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
Программа курса в 6 классе рассчитана на 1 год. Число часов - 34. Занятия проводятся раз неделю.
5. Содержание учебного предмета
Содержание программы кружка способствует нормализации нагрузки обучающихся, обеспечивает более целесообразное их включение в учебную деятельность, своеобразную корректировку трудностей и успешное продвижение в пространственном развитии.
Можно ли учиться с удовольствием.
Здесь и сейчас мы собрались «Здравствуй, 6 класс!» Я и мой класс. Я и моя школа. Принятие правил. Что поможет мне учиться. Легко ли быть учеником. Оценка и отметка. Портрет идеального учителя.
Искусство общения
Средства общения. Какой я собеседник? Умение слушать и слышать. Правила честного спора. Общение без слов. Поговорим рисунками. Портрет нашего класса.
3.Мы – команда
Наши сходства и различия. Как избежать конфликтов. Сплочённость и доверие Взаимопонимание и взаимопомощь. Командный дух.
4.Учимся управлять эмоциями
Наши эмоции и чувства. Проявление эмоций и чувств. Как преодолеть негативные эмоции. Наши страхи. Приёмы создания позитивного настроя
5. Цель и пути её достижения
Значение планов и целей. Какие цели бывают. Как правильно поставить цель.
Ложные и истинные цели. Почему мы не всегда достигаем цели. Учимся ставить цели.
6.Наука отдыхать. Здоровый образ жизни
Правила здорового образа жизни. Правила здорового питания. Правила здорового сна.
Учебно - тематический план
№
п/п
Название модуля
Колличествово часов
Общее количество часов
Часы аудиторных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
1
Общеинтеллектуальное направление
Можно ли учиться с удовольствием
9
2
7
Я и мой класс Я и моя школа Принятие правил Что поможет мне учиться Легко ли быть учеником Оценка и отметка Портрет идеального учителя
1.1
Экскурсии
6
1
5
1.2
Викторины
2
1
1
1.3
Интеллектуальные игры
1
1
2.
Спортивно-оздоровительное
9
5
4
2.1
Походы
5
3
2
2.2
Спортивные игры
4
2
2
3
Общекультурное направление
6
4
2
3.2
Беседы с людьми разных профессий
3
2
1
3.3
Участие в выставках
3
2
1
4
Социальное направление
1
1
4.1
Инструктажи по ТБ и мерам безопасного
поведения во время экскурсий, поездок и других мероприятий
1
1
5.
Духовно-нравственное
9
4
5
5.1
Посещение храма
4
2
2
5.2
Встречи с представителями духовенства, казачества
1
1
5.3
Шефство над памятниками воинской славы
4
2
2
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о нормах коллективной жизни; об основных формах и правилах общения; о способах и приёмах управления своими эмоциями
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника к родной школе, своему классу, к своему собственному здоровью и внутреннему миру.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного ценностно окрашенного социального действия): опыт публичного выступления по проблемным вопросам; опыт волонтерской деятельности; опыт заботы о малышах и организации их досуга; опыт самостоятельной организации праздников и поздравлений для других людей; опыт самообслуживания, самоорганизации и организации совместной деятельности с другими детьми; опыт управления другими людьми и взятия на себя ответственности за других людей.
Результаты формирования регулятивных универсальных учебных действий
Выпускник научится:
принимать й сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.
Результаты формирования коммуникативных универсальных учебных действий
осознавать качества необходимые для учащегося средней школы:
оценивать некоторые высказывания людей с точки зрения их уместности, тактичности в данной ситуации;
объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;
осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения к другим людям;
адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;
учитывать интересы других людей при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;
осознавать ответственность за своё речевое поведение;
анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;
осознавать значимость активной гражданской и социальной деятельности.
Результаты формирования личностных универсальных учебных действий
адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию;
кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы,
проблемы;
признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
контролировать действия партнёра;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем,
понимать точку зрения другого.
слушать собеседника
Формы и виды контроля
Создание мини-проектов.
Оформление выставок работ.
Отчёты.
Участие в массовых мероприятиях.
Таблица учёта достижений.
Методические рекомендации
Внеурочная деятельность-целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации программ.
Курс призван создать условия для успешной адаптации детей в школе и повышения уровня психологической готовности детей к обучению, познавательному развитию, общению.
При организации внеурочной деятельности детей в образовательных учреждениях необходимо опираться на следующие приоритетные принципы:
Свободный выбор ребёнком видов и сфер деятельности
Единство воспитания, обучения, развития
Практико-деятельная основа образовательного процесса
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по ВР
__________ О.П.Матовникова
от 29 августа 2015 года
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Наименование раздела, тем
Общее количество часов
Часы аудитор ных занятий
Часы внеаудиторных активных занятий
план
факт
коррекция
Раздел 1. Можно ли учиться с удовольствием
удовольствием
8
4
4
1.
Инструктажи по ТБ и мерам
безопасного поведения во время экскурсий,
поездок и других мероприятий
1
1
2.
Здесь и сейчас мы собрались
1
1
3.
«Здравствуй, 6 класс!».
1
1
4-5.
Интеллектуальная игра. «Я и мой класс»
2
2
2
6.
Экскурсия в школьный музей
«Яи моя школа»
1
1
7.
Что поможет мне учиться?
1
1
8.
Легко ли быть учеником?
1
1
Раздел 2. Искусство общения
7
2
5
9.
Средства общения
1
1
10.
Умение слушать и слышать
1
1
11-12.
Викторина «Правила честного спора»
2
2
13-14.
Поговорим рисунками. Портрет
нашего класса.
2
2
15.
Выставка рисунков «Портрет нашего класса»
1
1
Раздел 3. Мы - команда
5
1
4
16.
Наши сходства и различия
1
1
17.
Взаимопонимание и взаимопомощь
1
1
18-19.
Шефство над памятником воинской славы ст.Андрюки
2
2
20.
Спортивная игра «Командный дух»
1
1
Раздел 4. Учимся управлять эмоциями
6
2
4
21.
Наши эмоции и чувства
1
1
22-23.
Встреча с представителями духовенства «Добро и зло»
2
2
24.
Как преодолеть негативные эмоции
1
1
25-26.
Приёмы создания позитивного настроя.
Посещение храма
2
2
Раздел 5. Цель и пути её достижения
4
1
3
27.
Значение планов и целей
1
1
28.
«Все профессии важны». Беседа с людьми, разных профессий