Викторина по обществознанию «Занимательная экономика»
Викторина по обществознанию «Занимательная экономика»
Данная методическая разработка разработана в рамках школьного проекта «Азбука финансовой грамотности». Прогнозируемая результативность данного материала для учителей состоит в повышении методической компетентности. Для личностного развития учащихся способствует повышению уровня коммуникативных и регулярных УУД во время выполнения совместной деятельности в рамках викторины
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Викторина по обществознанию «Занимательная экономика»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Александро – Ершинская средняя школа
Конспект урока
Викторина по обществознанию «Занимательная экономика»
Автор: Сайберт Светлана Викторовна,
учитель истории и обществознания
Александро – Ерша
2024
Пояснительная записка
По итогам проведенного исследования в школе, проблемой являются низкий уровень финансовой грамотности детей, неграмотное распоряжение карманными деньгами. Актуальность темы методической разработки обусловлена тем, что основы экономических знаний необходимы каждому человеку для успешной социализации в обществе.
При разработке данного материалы были использованы информационные технологии, элементы технологии критического мышления (прием «Жокей и лошадь»), задания на финансовую грамотность.
Данная методическая разработка разработана в рамках школьного проекта «Азбука финансовой грамотности». Прогнозируемая результативность данного материала для учителей состоит в повышении методической компетентности. Для личностного развития учащихся способствует повышению уровня коммуникативных и регулярных УУД во время выполнения совместной деятельности в рамках викторины
Перспективы использования данного материала среди педагогов ОУ: данная методическая разработка может быть использована учителем обществознания, педагогом внеурочной деятельности, классным руководителем, педагогом – организатором, заместителем директора по воспитательной работе.
Формапроведения: викторина
Участники: обучающиеся 10 - 11 классов (2 команды по 6 человек).
Цель: создать условия для закрепления знаний по экономике.
Планируемые результаты:
Предметные:
- демонстрировать начальные знания по экономике;
- решать задачи на финансовую грамотность
Регулятивные:
- работать в группе.
Познавательные:
- анализировать и делать выводы;
Коммуникативные:
- демонстрировать умение договариваться;
Личностные:
- демонстрируют самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
Оборудование и материалы: ноутбук, экран, проектор, карточки с заданиями, наградные материалы, бумажные жетоны (монеты).
Измерителем результатов урока является общее количества набранных баллов из числа возможных.
Критерии оценивания
Отметка «3»- 45 - 64 баллов (монет);
Отметка «4»- 65 – 84 баллов (монет);
Отметка «5»- 85 - 99 баллов (монет).
Этапы:
Организационный момент (5 минут.);
Прохождение станций (30 мин.);
Подведение итогов (5 мин.).
Ход урока:
I. Организационный момент (5 минут)
Здравствуйте, ребята!
Сегодня нас ждет викторина по экономике. В ней принимают участие две команды.
Каждая из команд совершит путешествие по пяти станциям. На каждой станции вы можете заработать деньги за свои знания.
Прохождение станций (30 минут)
Разминка (приложение №1. Презентация).
«Финансовые ребусы» (приложение №1. Презентация).
Пословицы.
Финансовые задачи.
Найди «пару»
Анаграммы «Финансовые профессии»
II. Прохождение станций (30 минут)
Станция 1. Разминка (приложение №1. Презентация)За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (монету). Максимум – 19 баллов (монет)
1. В Древней Греции искусство ведения хозяйства (экономика)
2. Процесс создания материальных благ, превращения вещества природы в блага, необходимые людям (производство)
3. Вещи, которые используются для производства материальных благ, удовлетворяющие потребности (ресурсы)
4. Общественный механизм, который сводит вместе покупателей и продавцов товаров или услуг (рынок)
5. Товар особого рода, способный обмениваться на все другие товары, всеобщий товарный эквивалент (деньги)
6. Количество товаров, которое продавец готов продать при определённом уровне цен на эти товары (предложение)
7. Отношения между людьми по поводу производства, распределения, присвоения благ (собственность)
8. Разница между выручкой и издержками (прибыль)
9. Доходы, которые не связаны с оплатой произведенных товаров и оказанных услуг (например, пенсии или пособия по безработице) (транферт)
10. Вывоз за границу товаров, предназначенных для продажи на иностранных рынках (экспорт)
11. Главный финансовый план образования и расходования денежных средств государства на год (бюджет)
13. Налог, ставка которого тем выше, чем выше уровень дохода (прогрессивный)
14. Снижение цены товара ведет к увеличению спроса на него и наоборот (закон спроса)
15. Финансовое обеспечение от возможного ущерба (страхование)
16. Плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего (взятка)
17. Переход собственности из государственной в частную (приватизация)
18. Косвенные налоги, существующие в виде надбавок к цене определенных товаров, которые достаются государству и берутся с покупок (акцизы)
19. Ситуация на рынке, при которой продажу товара осуществляет один-единственный продавец (монополия)
Станция 2 «Финансовые ребусы» (приложение №1. Презентация). За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (монету). Максимум – 10 баллов (монет)
Станция 3. Пословицы. Прием «Жокей и лошадь». За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (монету). Максимум – 20 баллов (монет)
Без труда не вытащишь
и рыбку из пруда
Сделал дело
гуляй смело
Маленькое дело
лучше большого безделья
Без денег торговать
как без соли хлебать
Будешь трудиться
— будет у тебя и хлеб, и молоко водиться.
Делу — время,
потехе — час
Дерево смотри в плодах
человека — в делах
Для добра трудиться
— есть чем похвалиться
Живи всяк своим умом,
да своим горбом
Кто не работает,
тот не ест
Куй железо,
пока горячо
Не бывать скуки,
коли заняты руки
Не печь кормит,
а руки
Копеечка к копеечке
— рубль набегает
Копейка рубль
бережет
Хлебу — мера, слову — вера,
деньгам — счет
Кто копейку не щадит,
тому рубль ни почем
Копейку сберег — рубль получил,
рубль сберег — капитал нажил
Время
— деньги
Кто не бережет копейки,
тот сам рубля не стоит
Станция 4. Финансовые задачи. За каждый правильный ответ команда получает 4 баллов ( монеты). Максимум – 25 баллов (монет).
Задача №1.
Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65 000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27 600 рублей, а на приобретение одежды – в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15 800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на экскурсионную поездку во время зимних каникул. Чему равнялись все расходы семьи в сентябре? Сколько денег удалось отложить на отпуск?
Задача №2.
Вкладчик открыл банковский депозит в размере 2 000 000 рублей сроком на 6 мес. Определите годовую доходность депозита, если полученный доход составил 50 000 рублей. (В этой и других задачах предлагается расчет простых процентов, начисляемых в конце срока, если не указано иное.)
Задача №3.
Дядя Федор получил кредит в банке на сумму 600 000 рублей под 12% годовых на два года. Выплата самого кредита осуществляется ежегодно в конце года равными долями от суммы кредита, проценты уплачиваются каждый месяц на сумму долга. Рассчитайте, какую сумму дядя Федор отдал банку за пользование кредитом.
Задача №4.
Маме Наташи необходимо оплатить счет в банке «А» за электроэнергию за ноябрь. Стоимость услуги с учетом комиссии банка за перевод составляет 565 рублей. Если бы мама Наташи оплачивала электроэнергию в банке «Б», где комиссия за перевод в два раза больше, то она заплатила бы 588 рублей с учетом комиссии за перевод. Сколько заплатила мама Наташи за электроэнергию? Какова комиссия банка «А» за перевод? Какова комиссия банка «Б»?
Задача №5.
Водитель, имеющий договор обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, на своем автомобиле нанес в результате аварии, виновником которой он был, ущерб двум другим транспортным средствам: первой автомашине – в размере 230 000 рублей, второй – 540 000 рублей. Определите процент возмещения ущерба каждому пострадавшему, если лимит выплаты – 400 000 рублей каждому потерпевшему. Ответ округлите до сотых
Станция 5. Найди «пару». Прием критического мышления «Жокей и лошадь»
Необходимо найти «пару»: соотнести понятие и его расшифровку. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (монету). Максимум – 13 баллов (монет).
Акция
эмиссионная ценная бумага, доля владения компанией, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Банк
коммерческая финансовая организация, основные виды деятельности которой — привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов.
Банковская карта
пластиковая карта, обычно привязанная к одному или нескольким расчетным счетам в банке
Банковский вклад (банковский депозит)
сумма денег, которую банк принимает от клиента на определенный или неопределенный срок и обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором
Банковский кредит
денежная сумма, предоставляемая банком клиенту в долг на определенный срок и на определенных условиях. За пользование кредитом банк взимает с клиента плату в виде процентов от суммы кредита, рассчитываемых на условиях, предусмотренных договором.
Бюджет семьи
совокупность доходов и расходов семьи за определенный период времени, например, один год или один месяц.
Пенсия
регулярное (ежемесячное) денежное пособие, выплачиваемое лицам, которые достигли пенсионного возраста (пенсия по старости), имеют инвалидность (пенсия по инвалидности) или потеряли кормильца.
Заработная плата (оплата труда работника)
вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные и стимулирующие выплаты.
Заемщик
лицо, получившее финансовые средства в свое распоряжение для временного их использования.
Инфляция (обесценивание денег)
увеличение количества денег в обращении, приводящее к повышению общего уровня цен на товары и услуги.
Кредитор
лицо, предоставляющее в долг финансовые средства.
Штраф
узаконенное наказание за правонарушение в виде определенной суммы денег, обязанность уплаты которой возлагается на нарушителя.
Страхование
финансовая услуга, покрывающая полностью или частично ущерб при наступлении страхового случая.
Станция 6. Анаграммы «Финансовые профессии»
За каждый правильный ответ команда получает 1 балл (монету). Максимум – 12 баллов (монет).
нтиснфиас
финансист
алгхубтре
бухгалтер
фнывоаинсй буквниаиаткл
финансовый аналитик
ероркб
брокер
уатодир
аудитор
кирс- меенедрж
риск-менеджер
бзиенс- сутоьанлнкт
бизнес-консультант
неждмеер
менеджер
тлогмоаерк
маркетолог
бкрниа
банкир
ныоалговй
коснептри
налоговый инспектор
икэоостнм
экономист
III. Подведение итогов (5 мин)
Выставление отметок согласно критериям оценивания осуществляется учащимися самостоятельно.
Рефлексия (приложение №3). Предлагаю учащимся в каждом из 4 секторов отметить свое место.
Домашнее задание учащимся: презентация на финансовую тему.