Исходя из содержания каждого блока, можно сделать вывод о возможности формирования всех 4-х видов УУД на уроках «обществознания». Главная проблема – как сформировать эти умения?
Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Ценность целостного мировоззрения |
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений обществознания . | Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений обществознания . Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире; с учётом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт. | Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение: уточнять и корректировать свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта. |
Ценность толерантности |
Выстраивать толерантное (уважительно-доброжелательное) отношение к тому, кто не похож на тебя: |
к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям. Для этого: | к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям. Для этого: учиться строить взаимоотношения с другим на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях. | к человеку иного мнения, мировоззрения, культуры, веры, языка, гражданской позиции; к народам России и мира – их истории, культуре, традициям, религиям. Для этого: учиться строить взаимоотношения с другим и решать проблемы на основе доброжелательности, добрососедства, сотрудничества при общих делах и интересах, взаимопомощи в трудных ситуациях. | Для этого: – при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок. | Для этого: – при столкновении позиций и интересов стараться понять друг друга, учиться искать мирный, ненасильственный выход, устраивающий обе стороны на основе взаимных уступок |
Ценность социализации |
Осознанно осваивать разные роли и формы общения по мере своего взросления и встраивания в разные сообщества, группы, взаимоотношения (социализация): |
учиться выстраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. | учиться выстраивать и перестраивать стиль своего общения со сверстниками, старшими и младшими в разных ситуациях совместной деятельности (образовательной, игровой, творческой, проектной, деловой и т.д.), особенно направленной на общий результат. | учиться воспринимать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса; учиться критически оценивать свое поведение в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. | учиться не только воспринимать, но и критически осмысливать и принимать новые правила поведения в соответствии с включением в новое сообщество, с изменением своего статуса; учиться критически оценивать и корректировать свое поведение в различных взаимодействиях, справляться с агрессивностью и эгоизмом, договариваться с партнерами. | по мере взросления включаться в различные стороны общественной жизни своего региона (экономические проекты, культурные события и т.п.); учиться осознавать свои общественные интересы, договариваться с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права; учиться участию в общественном самоуправлении (классном, школьном, самоорганизующихся сообществ и т.д.); в процессе включения в общество учиться, с одной стороны, преодолевать возможную замкнутость и разобщенность, а с другой стороны, противостоять «растворению в толпе», в коллективной воле группы, подавляющей личность. |
| Ценность образования |
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. | Осознавать потребность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал, имеющий отношение к своим интересам. | Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал, имеющий отношение к своим интересам. Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, | Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования. Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям. |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Определять и формулировать цель деятельности. Составлять план действий по решению проблемы (задачи) |
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. | Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). | Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель. Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер). | Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию |
Осуществлять действия по реализации плана |
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки при помощи учителя | Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха | В ходе представления проекта давать оценку его результатам. Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха. | Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет). |
Соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его |
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Учиться пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. | Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. | Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий. Давать опенку своим личностным качествам и чертам характера («каков я?»), определять направления своего развития («каким я хочу стать?», «что мне для этого надо сделать?»). | Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности. |
Познавательные универсальные учебные действия на разных этапах обучения |
Извлекать информацию. Ориентироваться в своей системе знаний; делать предварительный отбор источников информации; добывать информацию из различных источников |
5 класс | 6 класс | 7 класс | 8 класс | 9 класс |
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Под руководством учителя отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. | Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов. Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски). | Учиться определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. | Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). | Самостоятельно определять, какие знания необходимо приобрести для решения жизненных (учебных межпредметных) задач. Ориентироваться в своей системе знаний и определять сферу своих жизненных интересов. Самостоятельно отбирать для решения жизненных задач необходимые источники информации (словари, энциклопедии, справочники, электронные и Интернет-ресурсы, СМИ). Сопоставлять, отбирать и проверять информацию, полученную из различных источников. |
Перерабатывать информацию для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта |
Учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе отрицания. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме. | Учиться анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений – обобщать понятия –осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. | Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия: – давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала; – осуществлять логическую операцию установления родовидовых отношений – обобщать понятия –осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом. – преобразовывать модели с целью выявления общих законов определяющих данную предметную область. |
Преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму представления |
Учиться составлять тезисы, различные виды планов (простых) Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Самостоятельно составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | Учиться представлять информацию в виде конспектов, таблиц. | Самостоятельно представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. | Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков и на их основе делать анализ и выводы. |
Владение приемами осмысленного чтения (работа с текстом) |
Учиться вычитывать все уровни текстовой информации. | Вычитывать все уровни текстовой информации и делать выводы. | Учиться понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. | Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. | Понимая позицию другого, различать в его речи и сравнивать: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания. |
Формирование ИКТ-компетенции |
определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Самостоятельно определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность. | Уметь самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. | Уметь самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. | Уметь самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы. Уметь реализовывать моно- и мультимедийные проекты в сфере информационных и коммуникационных технологий, проходя стадии от формулирования оригинального замысла через создание последовательности промежуточных представлений к итоговому продукту. |
Коммуникативные универсальные учебные действия на разных этапах обучения |
Доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи |
Учиться отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Самостоятельно отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Учиться в дискуссии выдвигать контраргументы. Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. | В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. | В дискуссии самостоятельно выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен). Владеть устной и письменной речью на основе представления о тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, о типологии текстов и о речевых жанрах как разновидностях текста. |
Понимать другие позиции (взгляды, интересы) |
Организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Учиться критично относиться к своему мнению Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. | Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. | Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Владеть приемами гибкого чтения и рационального слушания как средством самообразования. |
Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща |
Учиться организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера). | Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. | Предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений. Понимать, в чем состоит суть общения; использовать различные виды общения; уметь ориентироваться в ситуации общения, определять коммуникативное намерение (свое и партнера), оценивать степень его реализации в общении. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. |