Просмотр содержимого документа
«Урок по предмету «Обществознание». Тема «Президент РФ»»
Урок
по предмету «Обществознание».
Тема
«Президент РФ»
Класс 10 «1»
Разработала и провела
учитель истории
МБОО СОШ 29г. Махачкалака
Асланова Румина Зейналовна
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: сформировать представление о месте Президента в системе политических отношений РФ, рассмотреть полномочия и функции президента РФ.
Планируемые результаты: научить объяснять значение понятий правительство,президент,импичмент. Исследовать и анализировать основные направления деятельности президента,полномочия и функции Президента РФ.
Метапредметные- КУУД развивать умения точно и грамотно выражать свои мысли ,отстаивать свою точку зрения во время дискуссии. РУУД самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, искать и выделять необходимую информацию. ПУУД анализировать результаты исследований и фиксировать их . ЛУУД развитие творческих способностей через активные формы деятельности.
Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, мультимедийная презентация, портреты с изображением президентов РФ, флаг РФ, карта России, документ статья 80.
План. ,
1. История института Президентства.
2.Кто такой президент.
3.Порядок избрания президента РФ. 4.Функции и полномочия Президента РФ.
Ход урока:
Организационный момент.
Приветствие учителя, подготовка учащихся к уроку. Звучит гимн России (дети встают). 2. Вводно- мотивационная беседа
Эпиграф.
Правительство - паруса, народ- ветер, государство- корабль, время- море. Л.Берне . Здравствуйте ребята. Сегодня эпиграфом к нашему уроку будут слова Берне. Как вы поняли смысл данного высказывание . Документ «Клянусь при осуществлении полномочий Президента уважать и охранять права и свободы человека гражданина, соблюдать и защищать Конституцию РФ, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.» (слайд 2) Вопросы классу - О чем этот документ -Какое отношение он имеет к нашему уроку ( ответы учеников)
Объявление темы, постановка цели.
Тема нашего урока - «Президент РФ» (слайд3)
Давайте определим цель нашего урока (ответы учащихся).
Итак, цель урока – определить место Президента в системе политических отношений РФ, а также рассмотреть функции и полномочия президента РФ.
(слайд 2)
И я предлагаю вам сформулировать главный вопрос урока (ответы учащихся)
Главный проблемный вопрос сегоднешнего урока: место Президента в системе политических отношений (слайд 4).
4. Попробуем составить портрет Президента . (Проверка выполнения задания) Мы выявили, что Президент должен быть честным, добрым, любить народ, образованным, законопослушным, целеустремленным, ответственным и т.д.
5.Введение в новый материал :
Сегодня мы с вами познакомимся с положениями 4 главы Конституции РФ, которая называется «Президент РФ»
На уроке мы рассмотрим:
1.Возникновение института президентской власти в России. 2. Статус Президента по Конституции РФ. 3. Порядок избрания Президента РФ. 4. Порядок вступления Президента в должность. 5. Символы президентской власти. 5. Полномочия Президента РФ. 6. Прекращение полномочий Президента РФ. 7. Основания и процедура отрешения Президента от должности.
6.Открытие новых знаний.
Сообщение ученика
В нашей стране институт президентской власти является новым. Впервые он был введен в
СССР в период перестройки. Первым Президентом стал М.Горбачев, избранный на этот
пост в 1991 году. Этот же год явился последним для президентства М.Горбачева, который оказался не только первым, но и единственным Президентом СССР. Исчезла огромная советская империя с карт мира, на второстепенные позиции политического Олимпа был отодвинут Горбачев. А пост Президента остался и довольно органично вплелся в политическое развитие современной России.(слайд 5).
7. Беседа- обсуждение .
-Почему же так произошло? - Откуда пришла идея введения данной должности? - Почему таким удачным оказался эксперимент с введением поста Президента? ( ответы учащихся). Кто такой президент (слайд 6) Президент – выборный глава государства в странах с республиканской или смешанной формой правления, избирается на установленный срок.
- Скажите, кто был первым президентом РФ. - Послушаем сообщение о первом президенте РФ Б.Н.Ельцине. (слайд7)
- Скажите, а кто был вторым президентом РФ и ныне действующим? ( В.В.Путин (сообщение) (слайд 8).
- Кто был третьим президентом ( Д.А.Медведев (сообщение).
(слайд 9)
Спасибо ребятам. А мы переходим непосредственно к рассмотрению конституционного статуса Президента РФ. – ЗАДАНИЕ. Давайте обратимся к статье 80 Основного закона и проанализируем ее основные положения
Итак, о чем говорит нам данная статья?
(учащиеся работают с текстом источника)
Президент РФ:
- является главой государства (не входит ни в одну из трех ветвей власти);
- гарант Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает необходимые меры для защиты Конституции, суверенитета страны, прав и свобод гражданина . (слайд 10) Полномочия президента
-определяет основные направления внутренней и внешней политики России;
- представляет РФ внутри страны и в международных отношениях;
- координирует работу всех ветвей власти. – Назначает с согласия Государственной Думы председателя правительства. - Принимает решение об отставке правительства РФ. - Утверждает военную доктрину РФ. - Подписывает и обнародует федеральные законы.- обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране , об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. -Решает вопросы гражданства РФ и предоставления политического убежища. -Награждает государственными наградами России. - Осуществляет помилование.
Порядок избрания Президента . 1.Выборы осуществляются на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
2.Выборы проводятся только в том случае, если зарегистрировано не менее двух кандидатов.
3.Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие более половины избирателей, внесенных в списки избирателей.
4.Избранным считается кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.
(слайд12-13)
Требования к кандидату в Президенты:
- гражданин РФ;
- не моложе 35 лет;
- постоянно проживающий в России не менее 10 лет.
(слайд14)
Срок исполнения президентских полномочий 6 лет.
Кроме того, одно и то же лицо не может занимать должность Президента более двух сроков подряд. Это положение является одной из конституционных гарантий от всевластия Президента.
Порядок вступления Президента в должность
Президент приносит присягу на 30 день с момента официального объявления результатов выборов, в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ (слайд 15).
Символами президентской власти в России являются (слайд 16):
- президентский штандарт;
- знак Президента РФ;
- специальный экземпляр Конституции РФ, на котором приносится присяга.
Официальной резиденцией Президента является Кремль.
(слайд 17)
Полномочия Президента прекращаются с момента принесения присяги вновь избранным Президентом.
(слайд 18)
Но существует порядок досрочного прекращения полномочий в случае:
- отставки, то есть по инициативе самого Президента;
- стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять полномочия;
- отрешения от должности (импичмента). Импичмент- это процедура отстранения от власти первого лица в государстве путем вынесения ему вотума недоверия.
(слайд 19)
Основанием для отрешения главы государства от должности является обвинение в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Решение об отрешении Президента от должности принимается не позднее чем в трехмесячный срок Советом Федерации (не менее 2/3 голосов от общего числа) с момента выдвижения обвинения Государственной Думой РФ (не менее 2/3 голосов от общего числа).
8.Обобщение новых знаний, подведение итогов.
Мы закончили рассмотрение основных положений 4 главы Конституции РФ.
Давайте подведем итоги.
Вопросы учащимся:
-Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
-Какими полномочиями обладает Президент России?
-Какова роль Президента в формировании правительства?
Подводя итоги нашего сегодняшнего урока, давайте вернемся к главному вопросу, поставленному в начале занятия: место Президента в системе политических отношений?
- (учащиеся высказывают свое мнение)
9.Закрепление полученных знаний, оценивание.
А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.
Сначала я предлагаю вам составить синквейн по нашей теме «Президент РФ».
(самостоятельная работа учащихся) зачитывание нескольких работ.
10. Рефлексия. Учащиеся по очереди проговаривают, что было самым интересным на уроке.
11.Домашнее задания.
(слайд 22)
В качестве домашнего задания вам предлагается написать эссе на тему «Президент РФ »
Наш урок окончен. Спасибо за внимание. До свидания.