Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию на тему мораль»
План-конспект урока по обществознанию в 8 классе.
Тема урока: Мораль
Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «мораль»;дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».
Развивающие:развить умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений;развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.
Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности, уважительного отношения к другим людям;сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.
ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА и ПК, проектор.
Методическое обеспечение: учебник 8 класс. А.В Торкунова. История России. План-конспект урока, раздаточный материал .
ТИП УРОКА: изучение нового материала
ПЛАН УРОКА
I. Организационный момент.
II. Переход к изучению нового материала.
III. Изучение нового материала:
IV. Закрепление и обобщение.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задания.
Ход урока
I. .Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует? На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Сфера духовной жизни» Давайте с вами повторим предыдущие темы, и ответим на ряд вопросов (слайд 2-3) .
II. Мотивационно-целевой этап.
Эпиграф урока:
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский (слайд 4)
Давайте прочтем притчу. О чем в ней идет речь?
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. — В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность... Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: — А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: — Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Ответим на вопросы: (слайд 5)
-Что такое «хорошо»? А что «плохо»?
- Кто это определяет? Кто оценит ваш поступок? (Общество, те, кто живёт рядом с вами)
- Оценка обществом ваших поступков – это и есть моральная оценка.
«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» (слайд 6)
- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.
-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы учащихся)
-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль» (В тетради записать тему и план урока) (слайд 7)
IV. Ориентировочный этап.
Ребята, может, у вас появились вопросы по данной теме? (Ребята отвечают, что да у них появились вопросы, и они их задают)
-Что такое мораль?
- Можно ли между моралью и нравственностью поставить знак равно?
Как думаете какой сегодня у нас с вами план урока? (ответы учащихся)
План урока.( слайд 8)
Мораль, нравственность.
Добро и зло.
V. Изучение нового материала.
1. Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль». Какие ассоциации у вас возникли? (ответы учащихся).
А теперь давайте с вами разберемся мораль и право это одно и тоже или нет? ( ученики заполняют сравнительную таблицу « Мораль и право») ( слайд 9)
служат для регулирования и оценки поступков человека.
Вывод:
Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.
Таким образом: Мораль – это (от лат. moralis – моральный)- это форма общественного сознания, состоящая из систем ценностей т требований, регулирующих поведение людей. (слайд 10) (запись в тетради)
А как думаете каково происхождение морали? И Когда оно впервые появилось? ( ответы учащихся)
-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».
-Опираясь на текст учебника, докажите это. (стр. 55 учебника:Моисей, Конфуций, Иисус Христос)
Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: ( ученики называют это правило)
2.Мораль, нравственность.
-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак равно, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же. (слайд 11)
-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию. (ответы учащихся). Давайте с вами рассмотрим «пирамиду морали», и постараемся разобраться, чем отличаются мораль и нравственность.(слайд 12,13) А также заполним в тетради сравнительную таблицу (слайд 14)
Мораль
Нравственность
правила поведения
(как надо поступать)
практические поступки людей
-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?
Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло. А вы знаете, как звучит золотое правило нравственности .( ответы учащихся) (слайд 15)
3.Стимулы нравственного поведения.
-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа: (слайд 16 )
Боязнь общественного осуждения
Совесть, чувство долга
Одобрение окружающих
Желание делать, как все
Боязнь наказания
-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.
- Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (ответы учеников) (Нет)
-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.
Сейчас мы с вами рассмотрим этапы формирования нравственной культуры личности (слайд 17) ( записать в тетради)
IV. Добро и зло. (слайд 18)
Работа в группах:
1 группа находит в учебнике основные ценности и нормы морали (стр.58-59)
2 группа - определение понятия «добро» (стр. 60)
3 группа - определения понятия «зло» (стр. 60-61)
-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их. (ответы учеников)
Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос: Что вкладывается в понятие добра и зла? (ответы учеников)
V. Обобщение и закрепление материала.
Для обобщения и закрепления материала давайте нарисуем небольшой кластер «Образ доброго человека». Приведите примеры (прилагательные)
-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать. (слайд 18)
VI. Итоги:
И так наш урок подходит к концу. Вы узнали, что такое мораль и нравственность. Что он вам дал? Что нового вы узнали на этом уроке (ответы учащихся)
-Какие выводы вы для себя сделали? (Ответы на проблемные вопросы.)