kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обществознанию на тему мораль

Нажмите, чтобы узнать подробности

план конспект и по обществознанию на тему мораль 8 класс. Также к конспекту прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию на тему мораль»

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе.



Тема урока: Мораль

Цель: сформировать представление учащихся о морали как общепринятой норме поведения¸ не закрепленной в законах, добре и зле как этических категориях морали.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием «мораль»;дать представление об основных категориях морали: «добре» и «зле».

Развивающие: развить умения анализировать различные ситуации с позиций норм морали, проводить анализ сходных явлений; развивать умение работать с документами, сравнивать различные точки зрения по проблеме.

Воспитательные: способствовать воспитанию толерантности, уважительного отношения к другим людям; сформировать понимание ценности собственных жизненных целей и задач при уважении целей и задач других людей.

ОБОРУДОВАНИЕ: ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА и ПК, проектор.

Методическое обеспечение: учебник 8 класс. А.В Торкунова. История России. План-конспект урока, раздаточный материал .

ТИП УРОКА: изучение нового материала



ПЛАН УРОКА

I. Организационный момент.

II. Переход к изучению нового материала.

III. Изучение нового материала:

IV. Закрепление и обобщение.

V. Подведение итогов урока

VI. Домашнее задания.



Ход урока

I. .Орг. момент. Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня отсутствует? На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Сфера духовной жизни» Давайте с вами повторим предыдущие темы, и ответим на ряд вопросов (слайд 2-3) .


II. Мотивационно-целевой этап.

Эпиграф урока:

«Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» В.О.Ключевский (слайд 4)

Давайте прочтем притчу. О чем в ней идет речь?

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь...
Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.



Ответим на вопросы: (слайд 5)

-Что такое  «хорошо»? А что «плохо»?

- Кто это определяет? Кто оценит ваш поступок? (Общество, те, кто живёт рядом с вами)

- Оценка обществом ваших поступков – это и есть моральная  оценка.

«Лишь две вещи на свете
способны тревожить
наше воображение:
звездное небо над нами и нравственный закон внутри нас» (слайд 6)


- Прав ли Иммануил Кант (1724-1804) – нем. Философ, внесший значительный вклад в разработку проблем нравственности.

-Может быть кто-то догадался, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (ответы учащихся)

-Тема нашего сегодняшнего урока: «Мораль» (В тетради записать тему и план урока) (слайд 7)

IV. Ориентировочный этап.

Ребята, может, у вас появились вопросы по данной теме? (Ребята отвечают, что да у них появились вопросы, и они их задают)

-Что такое мораль?

- Можно ли между моралью и нравственностью поставить знак равно?

Как думаете какой сегодня у нас с вами план урока? (ответы учащихся)


План урока.( слайд 8)

  1. Мораль, нравственность.

  2. Добро и зло.

V. Изучение нового материала.


1. Предлагаю вам назвать слова или словосочетания к понятию «мораль». Какие ассоциации у вас возникли? (ответы учащихся).

А теперь давайте с вами разберемся мораль и право это одно и тоже или нет? ( ученики заполняют сравнительную таблицу « Мораль и право») ( слайд 9)

Мораль и право

Вопросы для сравнения

Право

Мораль

Кто вырабатывает?

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести

Выполнение

Обязательно

Не обязательно, но желательно

Что регулирует?

служат для регулирования и оценки поступков человека.

Вывод:

Мораль - правила поведения человека в обществе, не закрепленные в законах.

Таким образом: Мораль – это (от лат. moralis – моральный)- это форма общественного сознания, состоящая из систем ценностей т требований, регулирующих поведение людей. (слайд 10) (запись в тетради)



А как думаете каково происхождение морали? И Когда оно впервые появилось? ( ответы учащихся)

-Термин «мораль» впервые встречается во 2 веке в трудах древнеримского юриста, политика и философа Цицерона. Но определенные правила поведения существовали задолго до появления самого термина «мораль».

-Опираясь на текст учебника, докажите это. (стр. 55 учебника:Моисей, Конфуций, Иисус Христос)

Еще в VI веке до н.э. Конфуцием было сформулировано «золотое правило», которое гласит: ( ученики называют это правило)

2.Мораль, нравственность.

-Некоторые ученые считают, что между понятиями «мораль» и «нравственность» можно поставить знак равно, а кто-то утверждает, что это - не одно и то же. (слайд 11)

-А как считаете вы? Обоснуйте свою позицию. (ответы учащихся). Давайте с вами рассмотрим «пирамиду морали», и постараемся разобраться, чем отличаются мораль и нравственность.(слайд 12,13) А также заполним в тетради сравнительную таблицу (слайд 14)



Мораль


Нравственность

правила поведения

(как надо поступать)

практические поступки людей



-У людей есть образец поведения, но все ли следуют нормам морали?

Основное противоречие морали- между знанием и поступком, человек знает моральные нормы, но склонен поступать зло. А вы знаете, как звучит золотое правило нравственности .( ответы учащихся) (слайд 15)

3.Стимулы нравственного поведения.

-Что, по вашему мнению, в большей степени стимулирует нравственное поведение людей? Выберите вариант ответа: (слайд 16 )

  • Боязнь общественного осуждения

  • Совесть, чувство долга

  • Одобрение окружающих

  • Желание делать, как все

  • Боязнь наказания

-Конечно, в своих поступках люди должны руководствоваться своей совестью, понимать, что хорошо, а что плохо. Именно поэтому, основными категориями морали являются добро и зло.

- Существуют ли нормы, закрепленные в законах, которые бы регулировали нравственные поступки людей? (ответы учеников) (Нет)

-Но все же есть правила, нормы, которые не закреплены письменно, но, тем не менее, регулируют жизнедеятельность людей.

Сейчас мы с вами рассмотрим этапы формирования нравственной культуры личности (слайд 17) ( записать в тетради)



IV. Добро и зло. (слайд 18)

Работа в группах:

1 группа находит в учебнике основные ценности и нормы морали (стр.58-59)

2 группа - определение понятия «добро» (стр. 60)

3 группа - определения понятия «зло» (стр. 60-61)

-Какие ассоциации у вас возникают к слову «добро»? «зло»? Назовите их. (ответы учеников)

Над этими понятиями люди размышляют на протяжении всей истории человечества. Не утихают споры и в наше время. Давайте обратимся к тексту учебника и ответим на вопрос: Что вкладывается в понятие добра и зла? (ответы учеников)


V. Обобщение и закрепление материала.

Для обобщения и закрепления материала давайте нарисуем небольшой кластер «Образ доброго человека». Приведите примеры (прилагательные)

-Итак, у нас получился собирательный образ доброго человека. Каждый из нас должен помнить, что он всегда находится перед выбором и только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать. (слайд 18)


VI. Итоги:

И так наш урок подходит к концу. Вы узнали, что такое мораль и нравственность. Что он вам дал? Что нового вы узнали на этом уроке (ответы учащихся)

-Какие выводы вы для себя сделали? (Ответы на проблемные вопросы.)


VII.Домашнее задание: (слайд 1)


  • Параграф №7, задания «В классе и дома» №1,2

  • Рабочая тетрадь, стр. 23-24, № 1,3,5











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по обществознанию на тему мораль

Автор: Кулябина Оксана Сеогеевна

Дата: 03.04.2019

Номер свидетельства: 505950

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Интегрированный урок по теме "Мораль" "
    ["seo_title"] => string(38) "intieghrirovannyi-urok-po-tiemie-moral"
    ["file_id"] => string(6) "112350"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408540831"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Презентация к уроку обществознания для учащихся 10 класса, по теме "Человек как существо духовное""
    ["seo_title"] => string(109) "priezientatsiiakurokuobshchiestvoznaniiadliauchashchikhsia10klassapotiemiechieloviekkaksushchiestvodukhovnoie"
    ["file_id"] => string(6) "301877"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457006025"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока обществознания по теме "Искусство и духовная жизнь""
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-iskusstvo-i-dukhovnaia-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "252267"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447348637"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Правовое воспитание на уроках обществознания"
    ["seo_title"] => string(49) "pravovoe_vospitanie_na_urokakh_obshchestvoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "647910"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1711362932"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Технологическая карта урока обществознания на тему: "Что значит быть патриотом? 7 класс "
    ["seo_title"] => string(97) "tiekhnologhichieskaia-karta-uroka-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-chto-znachit-byt-patriotom-7-klass"
    ["file_id"] => string(6) "245486"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446133447"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства