Тематическое планирование "Обществознание" 8 класс
Тематическое планирование "Обществознание" 8 класс
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование "Обществознание" 8 класс»
г. Морозовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №5 г.Морозовска»
Рабочая программа
По обществознанию
Уровень образования -основное общее образование, 8класс
Количество часов 34
Учитель Акользин А.Б.
Программа разработана на основе Примерной программы по учебным предметам. Обществознание 5-9 класс. Москва «Просвещение» 2004., в соответствии с ФГОС Москва. «Просвещение» 2011г.
Структура документа
Пояснительная записка.
Общая характеристика учебного предмета.
Место учебного предмета в учебном плане.
Содержание учебного предмета.
Тематическое планирование.
Календарно-тематическое планирование.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
Результаты освоения предмета и система их оценки.
1.Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе следующих документов:
Законы:
1.ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
2.Областной закон от 14.11.2013г. №26-3С «Об образовании в Ростовской области»
Концепции:
1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Программы:
1.Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы (принята 11.10.2012г. на заседании Правительства РФ»)
2.Основная образовательная программа МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска» основного общего образования в рамках реализации ФГОС.
Постановления:
1.Постановление Правительства РФ от 15.04.2014г. №295 «Об утверждении государственной программы РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы»
2. СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно - эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.12.2010 №189)
3.Постановление Правительства РО от 25.09.2013г. «596 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Развитие образования», постановление Правительства РО от 6.03.2014г №158 «О внесении изменений в постановление Правительства РО от 25.09.2013г. 596»
Приказы:
1. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
2. Приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014г. № 253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
3. Приказ МО РФ от 08.06.2015г №576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»
4.Приказ МО РФ от 30.08.2013 №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – начального общего, основного общего и среднего общего образования»
5.Приказ МО Ростовской области от 09.06.2015 №405 «Об утверждении примерных региональных базисных учебных планов на 2015-2016 учебный год».
6.Приказ Минобрнауки России от 14.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными отклонениями)».
7.Приказ Минобрнауки от 29.12.2014 №1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
Распоряжения:
1.Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2012 №2620-р об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»
Письма:
1.Письмо МО РФ от 31.10.2003 №13-51-263/123 «Об оценивании и аттестации учащихся, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе для занятий физической культурой»
2. Письмо Департамента общего образования Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
- Уставом МБОУ «Гимназия №5 г.Морозовска»
Цели и задачи изучения обществознания
—создание условий для социализации личности;
— формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования;
— формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры;
— содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, непреходящим ценностям национальной культуры.
● развитие личности в ответственный период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
● воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
● освоение на уровне функциональной грамотности знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
● овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
● формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
● Развитие гражданского обществознания, экономического мышления, потребности в получении экономических знаний и интереса к самоопределению и самореализации
● Освоение системы знаний об экономической деятельности и об экономике России для последующего изучения социально-экономических дисциплин
● информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; подходить к событиям общественной и политической жизни с экономической точки зрения. Овладение умениями получать и критически осмысливать экономическую ситуацию
2.Общая характеристика учебного предмета.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Изучение обществознания в 8 классе – начинается не с абстрактной картины общества, разбитого на сферы, а с того, что более близко ученику - личности. Первые понятия, которые вводятся в курсе 8 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью. Эти понятия образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.). Акцент на повседневной жизни ученика и его окружения позволяет сделать изучение предмета интересным и опираться на имеющиеся у ребенка знания и жизненный опыт.
Таким образом, вместо того, чтобы раскладывать, сортировать социальные факты по четырем основным сферам общества (экономической, политической и т.п.), мы побуждаем к анализу феномена и процесса социального действия, почему оно происходит (или не происходит). Ученик сразу начинает работать как исследователь. Жизнь исполнена противоречивых смыслов. Именно обществознание – тот предмет, который напрямую нацелен на то, чтобы научить ориентироваться в этом пространстве. Программа предполагает на протяжении всего курса изучения обществознания развивать способность учеников и учителя видеть процесс модификации (а также порождения!) смысла, умение контролировать осмысление и влиять на него. Такой подход соответствует установке современного образования на развитие информационной культуры обучающихся. Согласно письму Минобрнауки России от7.08.14г. в программу включены уроки « Государственный бюджет РФ», «Бюджет государства и семьи», в рамках реализации курса « Бюджетные деньги».
3.Место учебного предмета в учебном плане
Программа рассчитана на 34 учебных часа для обязательного изучения обществознания на этапе полного среднего образования из расчета 1 учебный час в неделю в 8 классе. Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы, определен учебным планом образовательного учреждения и соответствует базисному учебному плану общеобразовательных учреждений РФ, утвержденному ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г №273-ФЗ
Всего 34 часов; в неделю 1 час.
4. Содержание тем учебного курса.
Личность и общество.
Личность. Социализация индивида.
Общество как форма жизнедеятельности людей. Общественные отношения.
Социальные изменения и их формы. Человечество в XXI веке, вызовы, угрозы. Глобальные проблемы.
Сфера духовной культуры.
Сфера духовной культуры и её особенности.
Мораль. Гуманизм. Долг и совесть. Моральный выбор.
Значимость образования в условиях информационного общества. Непрерывность образования.
Наука, её значение в жизни современного общества.
Религия как одна из форм культуры.
Экономика.
Потребности и ресурсы. Основные вопросы экономики. Модели экономических систем.
Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.
2.
Человек ,общество, природа.
1ч.
9.09
Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания.
3.
Общество как форма жизнедеятельности людей.
1ч.
16.09
Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания.
4.
Развитие общества
1ч.
23.09
Работают с текстом, отвечают на вопросы,
5.
Как стать личностью
1ч.
30.09
Умеют высказывать собственную точку зрения
6.
Урок-практикум
1ч.
7.10
Выступают с сообщениями.
Раздел II.Сфера духовной жизни (8ч)
7.
Сфера духовной жизни
1ч.
14.10
Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.
8.
Мораль
1ч.
21.10
Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работаютс толковым словарём.
9.
Долг и совесть
1ч.
28.10
Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём.
10.
Моральный выбор – это ответственность
1ч.
11.11
Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания.
11.
Образование
1ч.
18.11
Умеют высказывать собственную точку зрения, анализировать тексты и высказывания.
12.
Наука в современном обществе
1ч.
25.11
Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения.
14.
Религия как одна из форм культуры
1ч.
2.12
Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и
15.
Урок-практикум
1ч.
9.12
Выступают с сообщениями.
Раздел III. Социальная сфера(5ч)
16.
Социальная структура общества
1ч.
16.12
Работают с основными понятиями урока, высказывают собственную точку зрения, анализируют тексты и высказывания
17.
Социальные статусы и роли
1ч.
23.12
Работают с основными понятиями урока, высказывают собственную точку зрения, анализируют тексты и высказывания
18.
Нации и межнациональные отношения
1ч.
13.01
Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и выступают с сообщениями.
19.
Отклоняющееся поведение
1ч.
20.01
Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и выступают с сообщениями.
20.
Урок-практикум
1ч.
27.01
Выступают с сообщениями.
Раздел IV. Экономика(13)ч
21.
Экономика и ее роль в жизни общества
1ч.
3.02
Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.
22.
Главные вопросы экономики
1ч.
10.02
Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.
23.
Собственность
1ч.
17.02
Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения.
24.
Рыночная экономика
1ч.
24.02
Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения.
25.
Производство – основа экономики
1ч.
3.03
Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём
26.
Предпринимательская деятельность
1ч.
10.03
Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём
27.
Роль государства в экономике
1ч.
17.03
Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения.
28.
Распределение доходов. Государственный бюджет РФ
1ч.
24.03
Анализируют документы, высказывают собственную точку зрения.
29.
Потребление
1ч.
7.04
Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.
30.
Инфляция и семейная экономика. Бюджет семьи.
1ч.
14.04
Характеристика основных понятий урока. Формирование умения высказывать собственную точку зрения.
31.
Безработица, ее причины и последствия
1ч.
21.04
Работают с текстом, отвечают на вопросы, составляют рассказ, работают с толковым словарём
32.
Мировое хозяйство и международная торговля.
1ч.
28.04
Анализируют факты, делают обобщающие выводы. Готовят и выступают с сообщениями.
33-34.
Урок-практикум
2ч.
5,6.05
Обобщают и систематизируют изученный материал.
35
Итоговый контрольный тест
2ч.
12,19,26.05
Обобщают и систематизируют изученный материал.
7. Материально-техническое и методическое обеспечение образовательного процесса.
-Учебник для общеобразовательных учреждений « Обществознание» 8класс. Под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой. Москва «Просвещение»,2010.
- "Обществознание". Поурочное планирование по учебнику Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеева и др. под.ред. Л.Н. Боголюбова. Автор-составитель С. Н. Степанько. "Учитель".Волгоград.2010 г.
- Схема «Роль политики в жизни общества»
- Схемы: «Основные сферы жизни общества», Таблица «Ступени развития общества»
- Схема «Политические режимы», «Формы правления»
- Схемы «Государственная власть», «Федеральное Собрание РФ»
8. Результаты освоения предмета и система их оценивания
Требования к уровню подготовки учащихся по обществознанию.
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций
Формирование УУД в рамках изучения предмета
Личностные универсальные учебные действия
• целостный, социально ориентированный взгляд на мир;
• овладение начальными навыками адаптации в изменяющемся и развивающемся мире;
• широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
• ориентация на успех в учебной деятельности и понимание его причин;
• способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
• эстетические потребности, ценности и чувства;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
• принимать и сохранять учебную задачу;
• планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
• осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
• адекватно воспринимать оценку учителя и сверстников;
• различать способ и результат действия;
• оценивать правильность выполнения действий и вносить коррективы
Регулятивные универсальные учебные действия:
• использовать знаково-символические средства;
• осуществлять поиск необходимой информации;
• строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
• выделять необходимую информацию из текстов разных видов;
• устанавливать причинно-следственные связи;
• обобщать;
• устанавливать аналогии;
• осуществлять подведение под понятие на основе распознания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
Коммуникативные универсальные учебные действия:
• ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• учитывать и уважать разные мнения;
• формулировать собственное мнение и позицию;
• договариваться и приходить к общему решению;
• строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей
• первичного анализа и использования социальной информации;
● определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;
● использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;
● исследование реальных связей и зависимостей;
● умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
● объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;
● поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);
● отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;
● передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
● перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
● выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
● уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
● владение навыками редактирования текста;
● самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
● участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос:«Что произойдет, если...»);
● формулирование полученных результатов;
● создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;
● пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
● владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Формы организации учебного процесса:
- коллективная;
- групповая;
- индивидуальная.
Форма обучения реализуется как органическое единство целенаправленной организации:
- содержания;
- обучающих средств;
- методов обучения.
Виды учебных занятий: урок , лекция, практическое занятие, игры-обсуждения.
Преобладающие формы контроля знаний, умений, навыков.
Основными формами контроля знаний, умений, навыков являются : текущий и промежуточный контроль знаний.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются: • мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в: • умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив; • способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.); • овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания; • понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества; коммуникативной • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Система оценивания достижений учащихся.
Виды контроля
Текущий контроль:
Аудиторные занятия;
Домашняя работа.
Тематический контроль:
Выполнение и защита практических работ
Контроль усвоения знаний проводится в форме тестирования и контрольных работ
Опрос по индивидуальным заданиям
Презентация
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы со схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении обществоведческого материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Понимание основных взаимосвязей жизни общества.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизировано, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Оценка самостоятельных , письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик: выполнил работу без ошибок и недочетов; допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета; или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок; или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок; или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по обществознанию.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата
Использованы указанные учителем источники знаний. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с источниками дополнительной информации.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Критерии оценки презентации
Критерии
Баллы
Оценка группы
Оценка класса
Оценка учителя
СТРУКТУРА ПРЕЗЕНТАЦИИ
Титульный слайд с заголовком
3
Минимальное количество – 10 слайдов
3
Использование дополнительных эффектов PowerPoint (смена слайдов, звук, графики)
3
Библиография
3
СОДЕРЖАНИЕ
Сформулированы цель, гипотеза
3
Понятны задачи и ход исследования
3
Использование эффектов анимации
3
Вставка графиков и таблиц
3
Правильность изложения текста
3
Результаты и выводы соответствуют цели
3
ДИЗАЙН, ОФОРМЛЕНИЕ ПРЕЗЕНТАЦИИ
Текст хорошо написан и сформированные идеи ясно изложены и структурированы
3
Слайды представлены в логической последовательности
3
Красивое оформление презентации
3
Единый стиль
3
ОРГАНИЗАЦИЯ
Чёткое планирование работы группы и каждого учащегося.
3
Оправданные способы общения и толерантность в ходе работы над презентацией
3
СОБЛЮДЕНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ
3
Общее количество баллов
Принципы подведения итогов:
Результаты, полученные по всем критериям, складываются и делятся на 3 (среднее арифметическое).
Итоговый балл классифицируется следующим образом:
25 – 34 баллов – оценка «3»
35 - 44 баллов – оценка «4»
45 – 51 баллов – оценка «5
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
Методического совета __________________ Ф.И.О.
МБОУ «Гимназии №5» _______________2016 года
От________2016 года № _____
___________________________
Подпись члена МС ____________________Ф.И.О
Контрольная работа по теме «Экономика»
вариант 1
Наука об ограниченных возможностях и безграничных потребностях человека- это
Философия 2) социология 3) история 4) экономика
Какое проявление экономики приведено: «На заводе было принято решение подарить несколько новых автомобилей ветеранам»?
Производство 2) обмен 3) распределение 4) потребление
А. Потребитель изготавливает и продает товары, предоставляет услуги.
Б. В роли потребителя может выступать человек или фирма.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5. Особый товар, являющийся всеобщим эквивалентом товаров и услуг,- это
1) драгоценные металлы 2) деньги
3) инфляция 4) сбережения
6. Международный банк предоставил кредиты странам А и Р, страны В и Т перечислили банку проценты по ранее предоставленным кредитам. Какая функция денег проявилась в данном примере?
1) средство платежа 2) средство обмена
3) средство накопления 4)мировые деньги
7. Что из перечисленного ниже относится к расходам семьи?
1) дедушкина пенсия по старости
2) процент на банковский вклад
3) оплата жилья и коммунальных услуг
4) прибыль семейной фирмы
8. Установите соответствие
Примеры
Затраты
А) Плата за аренду помещения
Б) расходы на сырье
В) расходы на электроэнергию
Г) оплата труда управляющего персоналам
Д) сдельная оплата труда рабочих
1) постоянные затраты
2) переменные затраты
9. Дайте определение понятиям: бюджет, цена
10. Решите задачу. Предприниматель открыл завод по производству сока в литровых упаковках. На аренду помещения и зарплату он потратил 1 млн руб в месяц. Расходы на зарплату рабочим, транспорт и сырье составили еще 2 млн. в месяц. Помогите предпринимателю определить цену одного литра сока, чтобы он мог получить прибыль, если известно, что за месяц завод производит 100 000 литров сока.
Контрольная работа №1 по теме « Экономика»
вариант 2
1.Экономика как наука изучает
Формы государственного устройства
Закономерности поведения людей
Развитие общества в целом
Теоретические основы хозяйствования
2.Какое проявление экономики приведено: «Завод выпустил партию новых легковых автомобилей»?
Производство 2) обмен 3) распределение 4) потребление
3.Количество предметов труда, произведенных за определенное время
Стоимость 3) затраты производства
производительность труда 4) экономика
4.Верны ли суждения?
А. Производителем может являться и отдельный гражданин и фирма, и государство.
Б. Предпринимательская деятельность нацелена на получение прибыли..
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
5.Верны ли суждения?
А. В современном мире широко используются безналичные и виртуальные деньги.
Б. Деньги – это особый товар, который принимается в обмен на любые товары и услуги.
1) верно только А 2) верно только Б
3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны
6.Что из перечисленного ниже относится к доходам семьи?
Приобретение продуктов питания 3) оплата коммунальных услуг
Содержание автотранспортного средства 4) прибыль от своей фирмы
7. Что относят к постоянным затратам производства?
1) расходы на транспорт 2) сырье
3) электроэнергию 4)оплата аренды помещения
8. Установите соответствие
Примеры
Ресурсы семьи
А) электричество
Б) квартира
В) одежда
Г) зарплата членов семьи
Д) стипендия
1) материальные ресурсы
2) финансовые ресурсы
3) энергетические ресурсы
9. Дайте определение понятиям: бартер, натуральное хозяйство
10. Задача: Владелец фирмы пропустил часть записей о затратах производства. Известно, что расходы на аренду помещения – 25 тысруб, зарплата рабочих- 50 тысруб, расходы на покупку сырья – 75 тыс , транспортные расходы – 20 тыс. Известно, что постоянные расходы производства составили 100 тыс руб. Найди общие и переменные затраты.
Ответы :
№
В 1
В 2
1
4
4
2
3
1
3
4
2
4
3
3
5
2
3
6
4
4
7
3
4
8
12212
31122
9
Словарик в учебнике или
Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошелёк, сумка, кожаный мешок, мешок с деньгами) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год.
Цена́ — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать) единицу товара
Словарик в учебнике или
Бартер:обмен товарами напрямую, без участия денег.
Натуральное хозяйство — примитивный тип хозяйствования, при котором производство направлено только на удовлетворение собственных потребностей , а не на продажу.
10
Общие затраты составили 1 млн + 2 млн= 3 млн
3 млн: 100 000 л = 30 руб- минимальная стоимость литра сока
Ответ: цена одного литра должна быть больше 30 руб
Поскольку из перечисленных затрат только аренда помещения относится к постоянным затратам , то, сложив остальные, можно найти переменные затраты
1) Способы протекания конфликтов 2) способы разрешения конфликтов
3) процесс социализации личности 4) причины возникновения конфликтов.
А5.К основным экономическим ресурсам относятся:
1)рынок 2) капитал 3)обмен 4)налоги
А6 .Командная экономическая система в отличии от рыночнойхарактеризуется:
1) Отсутствием товарно-денежных отношений 2) существованием свободной конкуренции товаропроизводителей
3)уравнительным распределением продукции 4) жёстким государственным регулировавшем производства, обмена и распределения
А7.Верны ли следующие суждения:
А. Важным признаком принадлежности к страте является уровень престижа.
Б. В современном обществе уровень образования не влияет на принадлежность к той или иной страте.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
А 8. Ситуация на рынке, при которой несколько крупных конкурирующих фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции в определённой отрасли, называется:
Конкуренция 2) закон спроса и предложения 3) олигополия 4) монополия
А9. Личность в отличии от индивида:
1) Является биосоциальным существом
2) характеризуется неповторимыми чертами внешности
3) обладает определёнными желаниями и стремлениями
4) способна оказывать влияние на общество
А 10. Положение, при котором доходная часть государственного бюджета превышает расходную, называется:
Профицит бюджета 2) дефицит бюджета 3) государственный долг 4) сбалансированный бюджет
A 11.Жизненный цикл семьи в социальном смысле начинается:
1)с момента знакомства юноши и девушки 2) заключения брака
3) отдельного от родителей проживания в собственном доме (квартире) 4) появления первого ребёнка
А12. Верны ли следующие суждения о типах семьи:
А. В России и европейских странах на современном этапе наиболее распространённой является нуклеарная семья.
Б. В России и европейских странах на современном этапе всё большее развитие получает расширенная семья.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
А13.В современных странах большая часть трудоспособного населения занята в сфере:
1)Тяжёлой промышленности 2) лёгкой промышленности 3) сельского хозяйства 4) обслуживания
А14.Верны ли следующие суждения о заработной плате:
А. Материальное вознаграждение за труд существует только в форме денег.
Б. Уровень квалификации работника влияет на размер заработной платы
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
А 15.Сдельную часть заработной платы получает:
1) врач 2) учитель 3)ювелир 4) инженер
Часть В.
В1. Найдите черты сходства и отличия экономической и социальной сфер общества. Выберите и напишите в первую колонку порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку -порядковые номера черт отличия:
1)Оказывает влияние на политическую сферу и зависит от неё 2) включает в себя распределение и потребление 3) создаёт товары и услуги
4) включает помощь социально незащищённым слоям населения 5) существует на всех стадиях развития общества
В2. Найдите в предложенном списке глобальные проблемы человечества. Выпишите номера, под которыми они записаны.
1)загрязнение окружающей среды 2) угроза ядерной войны 3) ограниченность ресурсов
4) кризис перепроизводства 5) рос числа неполных семей
ВЗ. Все перечисленные ниже понятия, за исключением одного, относятся к категории «доходы государственного бюджета». Найдите и укажите понятие, выпадающее из этого ряда.
Акцизы, налог с продаж, таможенная пошлина, дотации предприятиям.
Вариант2.
Часть А.
А1. Верны ли следующие суждения о природе и обществе:
А природа в отличии от общества является развивающей системой.
Б. Природа и общество оказывают друг на друга взаимное влияние.
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
А2. Примером общения не является:
1) Зрители аплодируют певцу после выступления 2) начальник даёт указания подчинённому
3) двое друзей беседуют о личных проблемах 4) человек ведёт мысленный разговор с героем прочитанной книги.
АЗ. Нуклеарная семья:
1) Наиболее распространена в аграрном обществе 2) включает не менее трёх поколений прямых родственников
3) является малой социальной группой 4) не предлагает общность быта
А4. Определите, какие из потребностей находятся не на своём месте в ряду иерархии потребностей А. Маслоу:
1) Физиологические 2) престижные 3) потребности в безопасности 4) социальные 5) духовные
А5.Понятие «социальный прогресс» не включает в себя:
1)Общность исторической судьбы 2) отсутствие кровного родства
3) отношение к средствам производства 4) общий уровень доходов
А7. В ходе экономического кризиса 1900-1903 гг. в России были закрыты 3000 предприятий, тысячи рабочих остались безработными. Данный пример относится:
1) К политической и социальной сферам 2) социальной и экономической сферам
3) экономической и духовной сферам 4) духовной и социальным сферам
А8. Гражданка С. тщательно следит за своим здоровьем. Дважды в год она посещает стоматолога, приходит на профилактические осмотры к терапевту. Такими поступками она выражает:
1) Организация производства с целью получения прибыли 2) проведение совместного досуга
3) воспитание детей 4) контроль за порядком в обществе
А 12. Супруги Петровы развелись. После развода Анна Петровна переехала с детьми жить в деревню к своей матери. Это пример:
1) Нуклеарной семьи 2) патриархальной семьи 3) неполной семьи 4) многодетной семьи.
А13. Верны ли следующие суждения о роли семьи:
А. В семье происходит формирование индивида как личности.
Б. Семья изначально определяет принадлежность человека к определённому социальному слою общества
1) верно только А. 2) верно только Б. 3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
А14. Верны ли следующие суждения о безработице:
А. Уровень безработицы является одним из важных показателей уровня экономического развития государства.
Б. .Безработица существует только в условиях командной экономической системы.
1) верно только А. 2) верно только Б.3) верны оба суждения. 4) оба суждения неверны.
А15.В начале XX века многие индустриальные страны находились в состоянии экономического кризиса. Производство сокращалось, слабые и малоэффективные предприятия массово разорялись. В этих условиях:
3) росла безработица 4) верно всё вышеперечисленного.
Часть В.
В1. Установите соответствие между этапами развития общества и их характерными чертами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Этапы развития
Характерные черты
А)традиционное общество
1) машинное производство - определяющий фактор развития
Б)индустриальное общество
2) большая роль церкви и армии
В)постиндустриальное общество
3) в экономике преобладает сфера услуг
В2. Все перечисленные понятия, за исключением одного, относятся к экономической сфере общества. Найдите и укажите понятие, «выпадающее» из этого ряда:
Конкуренция, государственный бюджет, технический прогресс, товар, закон спроса.
В3. .В приведённом ниже списке указаны социальные роли. Отдельно выпиши социальные роли, присущие и подросткам и взрослым, а затем—только взрослым.