№ | Тема урока/ Тип урока | Кол-во часов | Дата | Виды учебной деятельности | Планируемые результаты УУД | Требования к условиям | Виды контроля | Домашнее задание |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Что изучает курс «обществознание». Изучение нового материала | 1 | | Беседа о значении и задачах курса обществознания, фронтальная работа с классом. | Формирование представлений об обществознании как о методе познания действительности. | Коммуникативные: развитие у учащихся представления о месте обществознания в системе наук. Регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности. Познавательные: уметь использовать ключевые базовые понятия курса обществознания. | Знать основные положения. | Демонстрационный материал. ИКТ | Выборочное оценивание | Введение |
Глава 1. Человек и экономика |
2-3 | Экономика: наука и хозяйство. Усвоение нового материала. | 1 | | Работа с текстом учебника. Элементы дискуссии. Фронтальная работа с классом. | С чем связано появление экономической науки, что изучает макроэкономика и микроэкономика, как можно измерить и определить ВВП | Коммуникативные: объяснять, что необходимо для того, чтобы объекты природы были преобразованы в предметы потребления, какова роль экономической деятельности в этом процессе, объяснять, какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах. | Каковы основные проблемы экономической науки, назвать и охарактеризовать. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | №1 |
4-5 | Экономический рост и развитие. Усвоение и закрепление нового материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Найти в учебнике и назвать основные темы курса, сформулировать задачи, которые предстоит решить в ходе освоения предмета. | Что такое «порочный круг бедности»? | Что такое экономический рост страны и как он измеряется. Чем он отличается от экономического развития. Как государство может воздействовать на экономический цикл. | Называть факторы экстенсивного и интенсивного роста, объяснять, чем отличаются кризисы 19-ого века от кризисов 20-ого. | Сформулировать задачи, которые предстоит решить в ходе освоения предмета. | Выборочное оценивание, ответы на вопросы. | №2. Задания 1, 4. |
6-7 | Рыночные отношения в экономике. Усвоение нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Рынок и его роль в экономической жизни. Рыночная структура и инфраструктура. Конкуренция и монополия. Становление рыночной экономики в России. | Основные признаки свободного рынка; какова структура в инфраструктуре рынка; чем характеризуется современный рынок. | Объяснять, как действует в рыночном хозяйстве экономические законы. Объяснять, какую роль в рыночной экономике играет конкуренция. | Понимать, чем рыночная экономика отличается от централизованной (плановая и командная); в чем состоят особенности фондового рынка; что свидетельствует о рыночном характере российской экономики. | Презентация на тему «рыночные отношения» в экономике. ИКТ | Выборочное оценивание, ответы на вопросы. | №4. Задания 1-4, стр.30-42. |
8-9 | Фирмы в экономике. Усвоение нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки производства. Налоги, уплачиваемые предприятиями. | Что такое «эффективно предприятие». Какие налоги платит фирма. | Какие доходы можно получить, владея факторами производства. Зачем производитель рассчитывает издержки и прибыль. | Объяснять, от чего зависит успех деятельности предприятия; можно ли и как получить доход, не имея капитала. | Презентация на тему «фирмы в экономике». Ответы на вопросы. ИКТ | Фронтальный опрос. | Параграф №4. Задания 1-4, стр.43-54. |
10-11 | Правовые основы предпринимательской деятельности. Усвоение нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Правовые основы предпринимательства, организационно-правовые формы предпринимательства. | Какие законы регулируют предпринимательские правоотношения; что такое лицензия; какова цель лицензирования. | Давать определения предпринимательских правоотношений, объяснять, какие принципы лежат в основе предпринимательского права, прокомментировать их; объяснять, чем отличается устав от учредительного договора. | Понимать, что мешает развитию производственного предпринимательства, что подразумевается под основанием предпринимательской идеи, попробовать привести конкретный пример, что влечет за собой осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации. | Объяснительно-иллюстрированный. ИКТ | Ответы на вопросы. Работа в тетради. Оценивание работы на уроке. | Параграф №5, стр.54-56, задания 1-5. |
12-13 | Слагаемые успеха в бизнесе. Усвоение нового материала. | 1 | | Исследовательская работа. Работа с текстом учебника. Дискуссия. | Что такое финансирование и каковы его источники. Какие источники финансирования характерны для крупного и малого бизнеса. Что такое «топ-менеджмент» и какую роль он играет в фирме. | Объяснять, могут ли малые предприниматели в России получить долговременный кредит у коммерческих банков. Обязательно ли каждое предприятие должно осуществлять стратегическое планирование. | Можно ли открыть свое дело, не изучая рынок. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Фронтальный опрос. | Параграф №6, задания 1-3, стр.67-78. |
14-15 | Экономика и государство. Урок-исследование. | 1 | | Исследовательская работа. Дискуссия. | Почему государство занимается производством общественных благ; должны ли существовать пределы вмешательства государства в экономику, если да, то почему. | Какие цели преследует правительство, проводя экономическую политику; назвать основные методы воздействия государства на экономику; как государство оказывает поддержку рыночной экономики. | Объяснить, почему государство занимается производством общественных благ, должны ли существовать пределы вмешательств государства в экономику, если да, то почему. | Демонстрационный материал. ИКТ | Фронтальный опрос, дискуссия, ответы на вопросы. | Параграф №7, задания 1-4, стр.78-91. |
16-17 | Финансы в экономике. Урок-исследование. | 1 | | Исследовательская работа. Дискуссия. | Знать, какую роль выполняют финансы в экономике, кого обслуживают различные финансовые институты, каковы социально-экономические последствия инфляции, нужно ли бороться с инфляцией. | Объяснить, почему возникает инфляция. | Понять, как устроена банковская система страны. Зачем нужны коммерческие банки. Может ли инфляция положительно влиять на экономику. | Демонстрационный материал. ИКТ | Фронтальный опрос, дискуссия, ответы на вопросы. | Параграф №8, задания 1-4, стр.91-102. |
18-19 | Занятость и безработица. Урок-анализ. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Знать, как действует спрос и предложение на рынке труда, каковы особенности различных видов безработицы. Как государство регулирует занятость населения. | Уметь объяснить, почему трудно достичь равновесия на рынке труда. | Понять, для чего необходим рынок труда. | Демонстрационный материал. ИКТ | Фронтальный опрос. | Параграф №9, стр.103-115, задания 1-7. |
20-21 | Мировая экономика. Урок-исследование. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Исследовательская работа, дискуссия. | Что такое «международные экономические отношения»; каковы причины международного разделения труда; почему некоторые государства применяют политику протекционизма. | Уметь объяснять, какие страны больше зависят от торговли и почему. | Понимать основные принципы мировой экономик, основные понятия и определения. | Демонстрационный материал. ИКТ | Фронтальный опрос, дискуссия. | Параграф №10, стр.116-127, задания 1-3. |
22-23 | Человек в системе экономических отношений. Урок-анализ. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Что такое «производительность труда» и факторы, влияющие на нее. | Какие экономические проблемы приходится решать в условиях ограниченных ресурсов; какими способами можно увеличить объем производимой продукции при имеющихся ограниченных ресурсах. | Уметь объяснять, как рационально расходовать деньги, чем обязательные расходы отличаются от произвольных расходов; можно ли защитить свои доходы от инфляции, если да, то каким образом. | Демонстрационный материал. ИКТ | Выборочное оценивание, ответы на вопросы. | Параграф №11, стр. 128-137, задания 1-4. |
24-25 | Человек и экономика. Повторение и обобщение учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, дискуссия. | Знать основные положения раздела. | Уметь анализировать и делать выводы. | Отвечать на вопросы и объяснять свою точку зрения по пройденной теме. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Фронтальный опрос, ответы на вопросы. | - |
Глава 2. Проблемы социально-политической и духовной жизни |
26-27 | Свобода в деятельности человека. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Как понятие «свобода» было связано с политической борьбой в Новое и Новейшее время; какое общество можно считать свободным; в чем выражается общественная необходимость. | Объяснять, какова связь понятий «свобода», «выбор», «ответственность». | К чему может приводить неограниченная свобода выбора, как свобода трактуется в христианском вероучении. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №12, стр.140-148, задания 1-5. |
28-29 | Общественное сознание. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, дискуссия. | Какие уровни принято выделять в общественном сознании. | Объяснять, что понимается под сущностью сознания сторонниками различных точек зрения; характеризовать основные черты общественного сознания; дать характеристику различных форм общественного сознания. | Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура; в чем различаются общественная психология и идеология, как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №13, стр.148-158, задания 1-4. |
30-31 | Политическое сознание. Усвоение нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Чем различаются два уровня политического сознания: обыденно-практический и идеолого-теоретический, какова связь между ними; что такое идеология, какую роль она играет в политической жизни; каковы характерные черты политической психологии. | Характеризовать каждую из идеологий, оказавших влияние на события XX в.; определять место СМИ в современной политической жизни, знать их функции, понимать каким образом СМИ осуществляют свое политическое влияние. | Какова суть отличия понятия «политическое сознание» от понятия «политическое знание». | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №14, стр.158-172, задания 1-4. |
32-33 | Политическое поведение. Урок-исследование. | 1 | | Исследовательская работа. Дискуссия. | Что называется политическим поведением, как различаются его формы, привести примеры; чем характеризуется электоральное поведение; каковы возможности регулирования политического поведения. | Объяснять, в каких случаях имеет место протестное поведение; объяснять, чем опасно экстремистское поведение. | Каковы мотивы политического поведения. | Презентация на тему «Политическое поведение». ИКТ | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №15, стр.172-181, задания 1-4. |
34-35 | Политическая элита и политическое лидерство. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Что представляет собой политическая элита; кто такой политический лидер, каковы основные признаки политического лидерства; основные функции политического лидера. | Объяснять, какие элитные группировки оказывают влияние на принятие политических решений; объяснять, какими качествами должен обладать политический лидер; сравнивать традиционное, легальное (на основе закона) и харизматическое лидерство. | Как рекрутируется политическая элита; что общего и что различного у двух типов лидерства – традиционного и харизматического. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №16, стр.182-193, задания 1-4. |
36-37 | Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, дискуссия. | Какие тенденции в развитии семьи можно оценить, как неблагоприятные, что такое неполная семья, как увеличение числа неполных семей сказывается не демографической и социальной ситуации в обществе. | Объяснять, какие факторы оказали негативное влияние на современную демографическую ситуацию в России. | Чем характеризуется современная демографическая ситуация в России. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №17, стр.193-202, задания 1-4. |
38-39 | Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, дискуссия. | Какие религиозные объединения могут действовать в Российской Федерации; обязательные признаки, которыми должны обладать религиозные объединения; законодательные нормы в отношении создания религиозных объединений в органах власти. | Уметь отличать религиозные объединения, признаки и права, которыми они обладают. | Какие основные проблемы стоят перед государством в вопросах взаимоотношений с религиозными организациями и учреждениями. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №18, стр.202-213, задания 1-4. |
40-41 | Проблемы социально-политической и духовной жизни. Повторение и обобщение. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Самостоятельная работа, тест. | Основные положения курса. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Аргументировано доказывать свою точку зрения по пройденной теме. | Тематические таблицы | Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы. | - |
Глава 3. Человек и закон |
42-43 | Современные подходы к пониманию права. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Знать основные положения по теме урока, совокупность форм и методов, определение права. | Уметь характеризовать основные особенности естественного права. | Понимать, в чем суть нормативного подхода к праву. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Фронтальный опрос, ответы на вопросы, выборочное оценивание. | Параграф №19, стр.217-228, задания 1-2. |
44-45 | Гражданин Российской Федерации. Урок-анализ. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Урок-анализ. | Знать основные положения по теме урока: что такое гражданство, каковы принципы российского гражданства, каковы основания приобретения гражданства; в отношении каких категорий иностранных граждан и лиц без гражданства может быть применена упрощенная процедура приема в российское гражданство. | Уметь называть конституционные обязанности, возложенные на гражданина РФ; каковы права гражданина РФ; что такое воинская обязанность, что такое альтернативная гражданская служба, кто имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. | Понимать, в чем отличие прав гражданина от прав человека; каковы основные права и обязанности налогоплательщика. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Ответы на вопросы, дискуссия. | Параграф №20, стр.228-238, задания 1-4. |
46-47 | Экологическое право. Усвоение нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Дискуссия. | Знать основные положения по теме урока: в чем особенности экологического правонарушения; какие виды ответственности за экологические правонарушения предусматривает законодательство. | Уметь объяснять, каковы составные части окружающей среды; характеризовать основные экологические права, закрепленные в Конституции РФ; называть основные способы защиты экологических прав граждан. | Понимать, в чем состоит специфика экологических отношений; почему право на благоприятную окружающую среду принадлежит к числу общечеловеческих ценностей; почему важно использовать различные способы экологической защиты. | Презентация на тему «Экологическое право» ИКТ | Фронтальный опрос, дискуссия. | Параграф №21, стр.239-250, задания 1-4. Стр. 249-250. |
48-49 | Гражданское право. Усвоение нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, дискуссия. | Знать основные положения по теме урока: что такое гражданские правоотношения. | Уметь объяснять, каково содержание гражданских правоотношений. | Понимать, какие особенности характерны для гражданских правоотношений. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Ответы на вопросы. Дискуссия. | Параграф №22, стр.250-261. |
50-51 | Семейное право. Урок-исследование. | 1 | | Исследовательская работа. Дискуссия. | Знать основные положения по теме урока: какие отношения регулируются семейным правом; каковы условия заключения брака; личные и имущественные права ребенка в семье. | Уметь определять субъекты и объекты семейных правоотношений; указывать, на какие права распределяется принцип равенства супругов в брак. | Объяснять, кем и как может осуществляться воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. | Презентация на тему «Семейное право». ИКТ | Фронтальный опрос, дискуссия. | Параграф №23, стр.262-273, задания 1-8. 1-4, стр.273-274. |
52-53 | Правовое регулирование занятости и трудоустройства. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Дискуссия. | Знать основные положения по теме урока: какие документы необходимы работнику при приеме на работу; каков порядок заключения, изменения и расторжения трудового договора; учреждения профессионального образования. | Уметь давать определение понятий; приводить пример трудовых правоотношений, выделив основные права и обязанности субъектов трудового права. | Понимать, чем отличается понятие «занятий», «незанятый», «безработный»; приводить примеры социальной защиты и социального обеспечения. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Ответы на вопросы, выборочное оценивание. | Параграф №24, стр.274-285, задания 1-3, стр.285-286. |
54-55 | Процессуальное право: гражданский и арбитражный процесс. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку, фронтальный опрос. | Знать основные положения по теме урока: какие лица участвуют в деле в гражданском и арбитражном процессе. | Уметь объяснять, что такое процессуальные права; какой документ составляется для письменного обращения в суд с просьбой о рассмотрении гражданско-правового спора и каково его содержание. | Требования, которым должно отвечать решение суда. | Составление таблицы, схемы, работа над проектом. | Самостоятельная работа. Конспект. Ответы на вопросы. | Параграф №25, стр.286-298, задания 1-6. Стр.297-298. |
56-57 | Процессуальное право: уголовный процесс. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника. | Знать основные положения по теме урока: в каком законодательном акте собраны правила уголовного судопроизводства; меры процессуального принуждения; какие права имеет задержанный | Уметь давать определение понятий. | П заседатели называются присяжными. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Самостоятельная работа. Конспект. Ответы на вопросы. | Параграф №26, стр.298-310, задания 1-8. Стр.309. |
58-59 | Процессуальное право: административная юрисдикция, конституционное судопроизводство. Усвоение и закрепление нового учебного материала. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, дискуссия. | Знать основные положения по теме урока: что такое административная юрисдикция; в каком законодательном акте систематизированы ее правила. | Уметь объяснять, каковы меры обеспечения по делам об АП. | Понимать, кто вправе назначать административное правонаказание; что такое конституционность акта. | Демонстрационный материал, тематические таблицы. | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №27, стр.310-319, задания 1-4. |
60-61 | Международная защита прав человека. Урок-анализ. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Исследовательская работа. Работа с текстом учебника. Дискуссия. | Знать основные положения по теме урок: какие структурные подразделения ООН занимаются защитой прав человека. | Уметь объяснять, как организована защита прав человека в рамках Совета Европы; каковы причины организации международного уголовного суда. | Понимать, что такое международное преступление. | Демонстрационный материал. ИКТ | Самостоятельная работа. Конспект. Ответы на вопросы. | Параграф №28, стр.320-330, задания 1-4. |
62-63 | Взгляды в будущее. Урок-исследование. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Работа с текстом учебника, творческие задания. | Знать основные положения по теме урока. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения; называть и характеризовать основные проблемы XXI в.; объяснять возможные пути решения глобальных проблем. | Понимать, чем отличается постиндустриальное общество от индустриального; какими качествами должен обладать человек, чтобы жить и работать в меняющемся обществе. | Демонстрационный материал. ИКТ | Выборочное оценивание. Ответы на вопросы. | Параграф №29, стр.333-344, задания 1-5, 1-4. |
64-65 | Человек и общество. Повторение и обобщение. | 1 | | Проверка готовности к уроку. Самостоятельная работа, тест. | Знать основные положения курса. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Аргументировано доказывать свою точку зрения по пройденной теме. | Тематические таблицы, конспекты | Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы. | - |
66-68 | Подготовка к ЕГЭ | 1 | | Обобщение, закрепление изученного | Знать основные положения курса. | Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения. | Аргументировано доказывать свою точку зрения по пройденной теме. | Тематические таблицы, конспекты | Проверочная работа. Тест. Ответы на вопросы. | |
69 70 | Резервные уроки. | 1 | | - | - | - | - | - | - | - |