рассчитана на 34 часа что составляет 17 составных урока ( 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения)
Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Примерное тематическое планирование. Обществознание. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане гимназии.
Согласно учебному плану гимназии на изучение курса выделено 34 часа в год, что составляет 17 составных урока ( 1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека
Изучение обществознания в 6 является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов.
Изучение обществознания в 6 классе призвано создать условия для полноценного выполнения социальных ролей подростка; нравственной оценки конкретных поступков людей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности, социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью и образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.)
Изучение курса предполагает использование метапредметной основы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Цели изучения Обществознания: Формирование духовно-нравственной личности способной к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля, основанных на высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
Достижение целей обеспечивается в процессе решения следующих задач:
· Освоение моральных норм общества, основанных на вечных ценностях.
· формирование понимания роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
· формированию у учащихся целостной картины общества,
освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
· осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
· приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства;
· формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
·
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 6 класс.»
Рабочая программа по Обществознанию
6 класс
основная школа
рассчитана на 34 часа что составляет 17 составных урока ( 1 час в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе источников:
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897
Примерная программа по обществознанию. 5-9 классы. – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — (Стандарты второго поколения)
Рабочая программа по Обществознанию 5-9 классы. – Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват.учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Примерное тематическое планирование. Обществознание. 5-9 классы. - Примерные программы по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы: проект - М : Просвещение, 2011.- (Стандарты второго поколения).
Место предмета «Обществознание» в базисном учебном плане гимназии.
Согласно учебному плану гимназии на изучение курса выделено 34 часа в год, что составляет 17 составных урока ( 1 час в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека
Изучение обществознания в 6 является пропедевтикой курса «обществознание» для 8 – 9 классов.
Изучение обществознания в 6 классе призвано создать условия для полноценного выполнения социальных ролей подростка; нравственной оценки конкретных поступков людей; первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Понятия, которые вводятся в курсе 6 класса (деятельность/активность, взаимодействие, самостоятельность, зависимость, потребности, социальное взаимовлияние, ожидания и др.) связаны непосредственно с человеком и его повседневной жизнью и образуют смысловое ядро, которое в каждой теме связано с другим кругом понятий, выводящих на общество (социальные роли, взаимопонимание, конфликты и пр.)
Изучение курса предполагает использование метапредметной основы с учетом возрастных особенностей учащихся.
Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая помогает им логично изучать содержание последующих курсов и имеет выраженное воспитательное значение.
Цели изучения Обществознания: Формирование духовно-нравственной личности способной к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля, основанных на высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
Достижение целей обеспечивается в процессе решения следующих задач:
Освоение моральных норм общества, основанных на вечных ценностях.
формирование понимания роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации;
формированию у учащихся целостной картины общества,
освоение учащимися знаний об основных сферах человеческой деятельности , о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений.
овладение учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни общества и государства;
формирование у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные
• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной; • заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны; • ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;
Метапредметные
• умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); • способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей; • овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога; • умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на: 1) использование элементов причинно-следственного анализа; 2) исследование несложных реальных связей и зависимостей; 3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов; 4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа; 5) перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации; 6) объяснение изученных положений на конкретных примерах; 7) оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований; 8) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: познавательной • относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; • знание ряда ключевых понятий, умение объяснять с их позиций явления социальной действительности; • знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения социальных ролей в пределах своей дееспособности; • умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей; ценностно-мотивационной • понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; • знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни; • приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности; трудовой • знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних; • понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества; эстетической • знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности; • знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации; • понимание значения коммуникации в межличностном общении; • умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения; • знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Общая характеристика процесса обучения.
В основе реализации программы по обществозанию лежит системно – деятельностный, компетентностный подход в обучении, технология которой основывается на формировании у учащихся «умений самостоятельно учиться». Переход личности от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания обеспечивает формирование универсальных учебных действий (УУД). Универсальные учебные действия выступают как цель, результат и одновременно как средство специально организованной учебной деятельности учащихся.
Данная технология реализуется в рамках метапредметной деятельности и организации форм учебного сотрудничества.
К общим учебным умениям относятся следующие:
- умение приобретать знания в процессе самостоятельной работы с учебной литературой;
- умение планировать свою деятельность (от постановки цели до получения результата);
- умение воспринимать, перерабатывать и предъявлять учебную информацию в различных формах (словесной, образной, символической);
- выделять в тексте учебника важнейшие категории учебной информации (факты, описание явлений, законов, теорий, выдвижение гипотезы, моделирование объектов и процессов и т.д.);
- оценочные умения;
- умения самоконтроля.
Важным при этом является
-сохранить преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей;
- формировать обобщенное системное представление о мире;
-предлагать ученику возможности освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечение при этом его усвоения на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Преобладающие методы обучения и формы организации познавательной деятельности.
Для успешного формирования УУД необходимо движение от простого к сложному: обеспечив автоматическое выполнение учащимися простых действий формировать более сложные по этапам. В процессе формирования умений и способов деятельности выделяют следующие этапы:
Осознание учащимися значения овладения умением выполнять данное действие (мотивационная основа действия);
Определение цели действия;
Уяснение научных основ действия;
Определение основных структурных компонентов действия, общих для широкого круга задач и не зависящих от условий, в которых выполняется действие (такие структурные компоненты выполняют роль опорных пунктов действия);
Определение наиболее рациональной последовательности выполнения операций, из которых складывается действие, т.е. построение модели (алгоритма) действия (путём коллективных или самостоятельных поисков);
Организация небольшого количества упражнений, в которых действия подлежат контролю со стороны учителя;
Обучение учащихся методам самоконтроля;
Организация упражнений, требующих от учащихся умений самостоятельного выполнять данное действие, если условия меняются;
Использование определённого умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.
Данный способ составляет дидактическую основу деятельностного подхода в обучении.
Овладение учащимися 6 классов предметными и метапредметными универсальными учебными действиями (УУД) обеспечивается приемами.
-исследовательская деятельность,
-проектные методы,
- проблемное обучение;
-технология развития критического мышления
-игровые технологии;
Необходимо постоянное использование метода реконструкций и анализ с позиций норм морали типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения, предполагающие развитие у учащихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению.
Для реализации поставленных целей используются формы организации познавательной деятельности индивидуальная, групповая, парная.
Способы самостоятельной деятельности.
по форме задания (на узнавание, на воспроизведение, на преобразование, на выбор и творческие);
по оформлению ответов (устно и письменно, схематически и практически);
по месту в процессе обучения (на этапе изучения новых знаний, их осмысления, применения, обобщения и систематизации, контроля);
по месту выполнения (на уроке, вне урока);
по охвату учащихся (весь коллектив, группа или группы учащихся, один учащийся).
Система контроля включает в себя: учительский контроль, самоконтроль, взаимоконтроль учащихся.
Виды контроля:
текущий,
персональный,
тематический,
итоговый
Текущий контроль проводится с целью проверки усвоения изучаемого и проверяемого программного материала; содержание определяются учителем с учетом степени сложности изучаемого материала, а также особенностей обучающихся класса.
Итоговые контрольные работы проводятся:
после изучения наиболее значимых тем программы,
в конце учебной четверти.
Формы контроля: контрольные работы, тесты и самостоятельных работы с дифференцированным оцениванием.
Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
всего
теория
практика
Раздел 1.
Человек в социальном измерении
12
5
7
Человек — личность
2
1
1
Человек познаёт мир
2
1
1
Человек и его деятельность
2
1
1
Потребности человека
2
1
1
На пути к жизненному успеху
2
1
1
Человек в социальном измерении. ПОУ.
2
Раздел 2.
Человек среди людей
10
4
6
Межличностные отношения
2
1
1
Человек в группе
2
1
1
Общение
2
1
1
Конфликты в межличностных отношениях
2
1
1
Человек среди людей. ПОУ.
2
Раздел 3.
Нравственные основы жизни
10
4
6
Человек славен добрыми делами
2
1
1
Будь смелым
2
1
1
Человек и человечность
2
1
1
Нравственные основы жизни. ПОУ.
2
Итоговый модуль
2
2
Личностный опыт – социальный опыт
2
2
Итого
34
Содержание курса.
Раздел 1.Человек в социальном измерении. (12 ч).
Человек — личность.(2ч.)
Личность. Социальные «параметры личности». Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Положение личности в обществе: отчего оно зависит. Самосознание. Самооценка. Способности человека.
Человек познаёт мир. (2ч.)
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Человек и его деятельность.(2ч.)
Деятельность и поведение. Виды деятельности. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Потребности человека. (2ч.)
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
На пути к жизненному успеху. (2ч.)
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Слагаемые жизненного успеха.
Человек в социальном измерении. ПОУ. (2ч.)
Раздел 2. Человек среди людей (10 часов).
Межличностные отношения. (2ч.)
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Человек в группе. (2ч.)
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Общение. (2ч.)
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Конфликты в межличностных отношениях. (2ч.)
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Человек среди людей. ПОУ. (2ч.)
Раздел 3. Нравственные основы жизни (10 часов).
Человек славен добрыми делами. (2ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. (2ч.)
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человек и человечность. (2ч.)
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Нравственные основы жизни. ПОУ. (2ч.)
Итоговый модуль (2часа).
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Человек в социальном измерении
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
использовать знанияо биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, факторы становления личности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни выделять основные виды деятельности людей, давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам; демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности; описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности.
Человек среди людей.
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
использовать накопленные знания об основных социальных нормах для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали, самореализации, самоконтролю.
использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека
Нравственные основы жизни
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность научиться:
видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.
осуществлять рефлексию своих ценностей.
Учебно-методическое обеспечение
Класс
Учебная программа
Учебники
Методические материалы
Дидактические материалы
Материалы для контроля
6
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897; Примерной программы по обществознанию. 5-9 классы.
Примерной программы по обществознанию. 5-9 классы. – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения)
Рабочие программы. Обществознание. Предметная линия учебников под редакцией Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы- М.: Просвещение,2011
Боголюбов Л.Н., Н.Ф.Виноградова, Л.Д. Иванова. Обществознание 6 класс: учеб. для общеобразоват. Учреждений; Рос. Акад. Наук, Рос. Акад. Образования, изд-во «Просвещение». – 4-е изд., - М., Просвещение, 2011. – 224 с.
Биянова Е.Б. Поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2010. – 160 с.
http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
http://ant-m.ucoz.ru/index/0-26 Готовимся к ЕГЭ по обществознанию http://www.zavuch.info/forums/19/127.html Ссылки на сайты учителей обществознания http://www.proshkolu.ru/club/law Клуб учителей права и обществознания
http://86sch6-kogalym.edusite.ru/p49aa1.html Учителю истории и обществознания
http://mouschool-8.ru/content/view/66 Интернет-ресурсы по обществознанию
http://sch-14.ucoz.ru/dir/v_pomoshh_uchiteljam/tekhnologija/16 В помощь учителю
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
Дата
Тема урока
(кол-во ч.)
Содержание учебного материала
Методы обучения
Формы организации познавательной деятельности
Требования к уровню овладения предметными, метапредметными и личностными УУД
Система контроля учащихся
Приме-чание
У
С
В
1
Курс«Общес-твознание» в 6 классе. (2ч.)
Место обществознания в системе школьного образования. Общество как предмет обществознания. Обществознание как комплекс наук. Общество — особая часть реального мира. Организация содержания школьного учебника обществознания.
Поисковый.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Предметные: Научаться понимать
связь обществознания с другими науками;общество как предмет обществознания, обществознание как комплекс наук.
Метапредметные:
Познавательные: Организация содержания школьного учебника. Как работать с ним.
Коммуникативные: обмениваются мнениями.
Личностные: формируют интерес к предмету «обществознание».
+
Раздел 1. Человек в социальном измерении (10 часов)
ТДЦ Обучающая: иметь представление о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы, факторы становления личности; характеризовать основные слагаемые здорового образа жизни выделять основные виды деятельности людей, демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.
Воспитательная: Освоение моральных норм общества, основанных на вечных ценностях; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
Развивающая: умение анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения
проводить сравнительный анализ; аргументировано высказывать свою точку зрения; давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и по отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам;
2
Человек - личность. (2ч.)
Личность. Социальные «параметры личности». Индивидуальность человека. Качества сильной личности. Положение личности в обществе: отчего оно зависит. Самосознание. Самооценка. Способности человека.
Проблемного диалога, поисковый.
Ролевая игра.
Групповая работа.
Парная работа.
Предметные: научатся понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем.
Метапредметные:
П.: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
К.: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.
Р.: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
+
3
Познание мира. . (2ч.)
Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.
Наглядный, поисковый.
Дискуссия.
Групповая работа.
Индивидуальная работа.
Предметные: научатся характеризовать свои потребности и способности, проявлять личностные свойства в основных видах деятельности; получат возможности научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в т.ч и отличную от своей, согласовывают действия с партнером.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания.
+
+
4
Человек и его деятельность. (2ч.)
Деятельность и поведение. Виды деятельности. Деятельность человека, её основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знания и умения как условие успешной деятельности.
Развития критического мышления.
Ролевая игра.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Предметные: научатся формировать представление о деятельности человека, получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели, анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.
Личностные: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность, выражают положительное отношение к процессу познания.
+
5
Потребности человека. (2ч.)
Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.
Проблемного диалога, поисковый.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Фронтальная работа.
Предметные: научатся раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи, высказывать собственное мнение, суждения.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем, обмениваются мнениями, понимают позицию партнера.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели, ставят учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что еще не известно.
Личностные: оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения, анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом.
+
6
На пути к жизненному успеху. (2ч.)
Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи. Слагаемые жизненного успеха.
Поисковый.
Ролевая игра.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Фронтальная работа.
Предметные: научатся определять понятие «образ жизни», составляющие жизненного успеха, получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать схемы и таблицы, высказывать собственное мнение, суждения.
Метапредметные:
Познавательные: принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулируют свои затруднения, предлагают помощь и сотрудничество).
Регулятивные: ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.
Личностные: определяют целостный социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культур и религий.
+
+
«Человек в социальном измерении»
Личностный опыт – социальный опыт.
Развития критического мышления;
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
+
Раздел 2. Человек среди людей (10 часов)
ТДЦ Обучающая: иметь знания об основных социальных нормах, социальных ролях, нравственности; иметь представление о межличностных тношениях, группах в обществе и их групповых нормах и санкциях.
Воспитательная:, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений
Развивающая: умение на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; критически осмысливать информацию морально-нравственного характера, применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями; использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали, самореализации, самоконтролю.
7
Межличност-ные отноше-ния. (2ч.)
Человек и ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.
Проблемного диалога, поисковый.
Ролевая игра.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Фронтальная работа.
Предметные: научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений, анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, допускают существование различных точек зрения.
Регулятивные: формулируют цель, планируют действия по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.
+
8
Человек в группе . (2ч.)
Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.
Поисковый.
Парная работа.
Фронтальная работа.
Предметные: научатся определять, что такое культура общения человека, анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения.
Метапредметные:
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения проблемной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия, обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала.
Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
+
9
Общение . (2ч.)
Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими, младшими.
Дискуссия.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Предметные: научатся понимать, почему без общения человек не может развиваться полноценно; получат возможность научиться анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ.
Метапредметные:
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера.
Регулятивные: формулируют цель, планируют деятельность по ее достижению, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
+
10
Конфликты в межличностных отношениях . (2ч.)
Межличностные конфликты, причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.
Развития критического мышления.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
.
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Личностные: оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
+
11
«Человек среди людей». (2ч.)
Личностный опыт – социальный опыт.
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Предметные: научатся определять основные понятия темы, получат возможность научиться работать с текстом учебника, дополнительным материалом, решать логические задачи, высказывать собственное мнение.
Метапредметные:
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека, привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебных задач.
Коммуникативные: обмениваются мнениями, участвуют в коллективном обсуждении проблем, распределяют обязанности в группе, проявляют способность к взаимодействию.
Регулятивные: планируют цели и способы взаимодействия.
Личностные: сравнивают разные т.з., оценивают собственную учебную деятельность, сохраняют мотивацию к учебной деятельности.
+
Раздел 3.
«Нравственные основы жизни» (6 часов)
ТДЦ Обучающая: иметь представление о добре и зле, о человечности сострадании., о роли страха и смелости в жизни человека, знать золотое правило морали.
Воспитательная: видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение, ориентированное на вечныеценности.
Развивающая: уметь критически мыслить; делать выводы, моделировать и прогнозировать ситуации.
12
Человек славен добрыми делами . (2ч.)
Человек славен добрыми делами. Доброе – значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Развития критического мышления.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Предметные: научатся отличать добрые поступки от злых, определять понятия «нравственность» и «безнравственность», получат возможность научиться работать с текстом.
Метапредметные:
Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач, выбирают наиболее эффективные способы их решения.
Коммуникативные: распределяют функции и роли в совместной деятельности, задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером.
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составляют план и последовательность действий.
Личностные: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
+
13
Будь смелым . (2ч.)
Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Предметные: научатся определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами.
Метапредметные:
Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов, приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений.
Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии, принимают другое мнение и позицию, допускают существование других т.з.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала, принимают и сохраняют учебную задачу.
Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности, проявляют интерес к новому учебному материалу, выражают положительное отношение к процессу познания.
+
14
Человек и человечность . (2ч.)
Человечность. Гуманизм - уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
Развития критического мышления.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Предметные: научатся строить свои взаимоотношения с другими людьми.
Метапредметные:
Познавательные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, родителей, товарищей.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач, контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Личностные: проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
+
«Нравственные основы жизни»
Личностный опыт – социальный опыт.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Предметные: научатся анализировать свои поступки и отношение к окружающим.
Метапредметные:
Познавательные: находят нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимают, применяют основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывают в соответствии с решаемой задачей.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане.
Личностные: определяют свою личностную позицию, адекватную дифференцированную оценку своей успешности.
+
Итоговое повторение (6 часов)
15
Обобщение и систематизация знаний по теме «Человек и общество» . (2ч.)
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Развития критического мышления.
Индивидуальная работа.
Парная работа.
Предметные: научатся определять все термины и понятия за курс 6 класса.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, адекватно используют речевые средства.
Регулятивные: осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.
+
16
Человек в системе общественных отношений . (2ч.)
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Поисковый, объяснительно-иллюстративный
Индивидуальная работа.
Фронтальная работа.
Предметные: научатся определять все термины за курс 6 класса. Получат возможность научиться работать с текстом учебника; высказывать своё мнение, суждения.
Метапредметные:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективом обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия.
Личностные: проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.
+
17
«Человек и общество» . (2ч.)
Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Деловая игра.
Индивидуальная работа.
Групповая работа.
Предметные: научатся выполнять контрольные задания по обществознанию, получат возможность научиться преобразовывать полученную информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать) и представлять ее в виде письменного текста.
Метапредметные:
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Личностные: выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения.
+
Условные обозначения Система контроля учащихся : У-учительский; С- самоконтроль; В-взаимоконтроль.
Литература для учителя
Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др. Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников под ред. Л.Н. Боголюбова. 5-9 классы: М., «Просвещение», 2011.
Боголюбов Л.Н., Виноградова Н.Ф., городецкая Н.И. и др. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание. 5 класс. Учебник для ОУ. -М., «Просвещение», 2013.
Л.Н. Боголюбов и др. Обществознание. Рабочая программа. 6 класс: М., «Просвещение», 2011.
Боголюбов Л.Н. и др. Обществознании. Поурочные разработки. 6 класс: М., «Просвещение», 2012.