Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс
Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011. В календарно-тематическом планировании указаны ууд и характеристика деятельности обучающихся
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по обществознанию 6 класс »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Оконешниковская средняя школа»
Согласовано
Руководитель МО
__________ Ф.М. Ибрагимова
(ФИО)
Протокол № ___________
От «___ » ________________2015 г.
Согласовано
Заместитель руководителя по УВР
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ Е.А. Гармс
(ФИО)
Рассмотрено
на заседании педагогического совета
МБОУ «Оконешниковская СШ»
Протокол № ___________
От «___ » _____________2015 г.
Утверждено
Руководитель
МБОУ «Оконешниковская СШ»
_____________ В.Р. Захаров
Приказ № _______
От «___»______________2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по обществознанию
6 класс
по программе Л.Н.Боголюбова
Подготовила:
Бережная Ирина Алексеевна
учитель истории и обществознания
первой квалификационной категории
МБОУ «Оконешниковская СШ»
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по обществознанию для 5-9 классов составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по обществознанию и авторской программы Л. Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2011.
Курс «Обществознание» для основной школы представляет собой один из рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации вариантов реализации новой структуры дисциплин социально-гуманитарного цикла. Этот курс интегрирует современные социологические, экономические, политические, правовые, этические, социально-психологические знания в целостную, педагогически обоснованную систему, рассчитанную на учащихся младшего подросткового возраста. Он содержит обусловленный рамками учебного времени минимум знаний о человеке и обществе, необходимых для понимания самого себя, других людей, процессов, происходящих в окружающем природном и социальном мире, для реализации гражданских прав и обязанностей.
Реализация рабочей программы направлена на достижение следующих целей:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Структура курса и последовательность предъявления материала
Последовательность, предлагаемая в рабочей программе по обществознанию для основной школы, обусловлена, помимо учёта общих принципов отбора содержания и логики его развёртывания, также особенностями построения учебного содержания курса для школьников-подростков.
Программа предусматривает выделение двух относительно самостоятельных этапов изучения курса, связанных между собой, с учётом возрастных особенностей учащихся.
Содержание первого этапа курса (5—7 классы), обращённое к младшему подростковому возрасту, посвящено актуальным для растущей личности проблемам жизни человека в социуме. Даются элементарные научные представления об обществе, о социальном окружении, Родине. Эти вопросы должны быть раскрыты через противопоставление добра и зла, справедливости и несправедливости. Основой содержания являются моральные и правовые нормы. Это создаст условия для единства обучения и воспитания, определяющего
В 6 классе содержание курса возвращает к изученному в предшествующем году, но на более высоком уровне: круг знаний о человеке в обществе расширяется. Тема «Человек в социальном измерении» даёт относительно развёрнутое представление о личности и её социальных качествах, о человеческой деятельности, включая познавательную. Проблеме качеств, свойственных человеку, посвящена и следующая тема — «Нравственные основы жизни», а тема «Человек среди людей» характеризует его взаимоотношения с другими людьми.
Изучение содержания курса по обществознанию в основной школе осуществляется во взаимосвязи с содержанием программ дополнительного образования, деятельностью детских общественных организаций, реальной жизнью школьного коллектива. Одной из задач этой работы выступает создание иммунитета и формирование нетерпимости к правонарушениям, наркомании, другим негативным явлениям.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагают использование разнообразных средств и методов обучения. На первой ступени основной школы, когда учащиеся только начинают систематическое изучение содержания курса по обществознанию, особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений, связи обобщённых знаний курса с личным (пусть пока и небольшим) социальным опытом, с собственными наблюдениями детей и с их уже сложившимися представлениями (а возможно, и со стереотипами и с предубеждениями) о социальной жизни и поведении людей в обществе. Развитию у учащихся 5—9 классов готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Особого внимания требует использование в учебном процессе компьютерных технологий, их сочетание с традиционными методиками.
Программа по обществознанию для основной школы призвана помочь выпускникам основной школы осуществить осознанный выбор путей продолжения образования, а также будущей профессиональной деятельности.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Предмет «Обществознание» в основной школе изучается с 5 по 9 класс. Общее количество времени на пять лет обучения составляет 175 часов. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час. При этом на долю инвариантной части предмета отводится 75 % учебного времени.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по обществознанию 5—9 классы автор Л.Н. Боголюбов, издательство «Просвещение», 2011г. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. В связи с тем, что программа Л. Н. Боголюбова рассчитана на 25 часов, а базисный план ОУ составляет 34 часа (из расчета 1 час в неделю). Рабочая программа скорректирована до 34 часов: на повторительно-обобщающие уроки по темам: «Человек в социальном измерении», «Человек среди людей», «Нравственные основы жизни», добавлены 3 часа. Было увеличено количество часов по темам: «Человек славен добрыми делами», «Будь смелым» и «Человек и человечность» до 2 часов по каждой из тем. На итоговое повторение было отведено 2 часа и 1 час был отведён на вводный урок.
Распределение учебного материала в 6 классе
№
п/п
Наименование главы
Количество часов
1
Введение
1
2
Человек в социальном измерении
13
3
Человек среди людей
10
4
Нравственные основы жизни
9
5
Повторение
2
Итого
34
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
1. Обществознание. 6 класc: учеб. для общеобразоват. учреждений / Jl. Н. Боголюбов [и др.]; под ред. Jl. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». - М.: Просвещение, 2013.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Требования к результатам обучения предполагают реализацию деятельностного, компетентностного и личностно ориентированного подходов в процессе усвоения программы, что в конечном итоге обеспечит овладение учащимися знаниями, различными видами деятельности и умениями, их реализующими.
Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
Метапредметные результаты:
способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
овладение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат и др.);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
Предметные результаты:
овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА
СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЛИЧНОСТИ (27 ч)
I. Человек в социальном измерении (18 ч)
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
II. Ближайшее социальное окружение (9 ч)
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
СОВРЕМЕННОЕ ОБЩЕСТВО (27 ч)
III. Общество — большой «дом» человечества (12 ч)
Что связывает людей в общество. Устойчивость и изменчивость в развитии общества. Основные типы обществ. Общественный прогресс.
Сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
Труд и образ жизни людей: как создаются материальные блага. Экономика.
Социальные различия в обществе: причины их возникновения и проявления. Социальные общности и группы.
Государственная власть, её роль в управлении общественной жизнью.
Из чего складывается духовная культура общества. Духовные богатства общества: создание, сохранение, распространение, усвоение.
IV. Общество, в котором мы живём (15 ч)
Мир как единое целое. Ускорение мирового общественного развития.
Современные средства связи и коммуникации, их влияние на нашу жизнь.
Глобальные проблемы современности. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу.
Российское общество в начале XXI в.
Ресурсы и возможности развития нашей страны: какие задачи стоят перед отечественной экономикой.
Основы конституционного строя Российской Федерации. Государственное устройство нашей страны, многонациональный состав её населения. Что значит сегодня быть гражданином своего Отечества?
Духовные ценности российского народа. Культурные достижения народов России: как их сохранить и приумножить.
Место России среди других государств мира.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ (27 ч)
V. Регулирование поведения людей в обществе (18 ч)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Общественные традиции и обычаи.
Общественное сознание и ценности. Гражданственность и патриотизм.
Мораль, ее основные принципы. Добро и зло. Законы и правила нравственности. Моральные нормы и моральный выбор. Нравственные чувства и самоконтроль. Влияние моральных устоев на развитие общества и человека.
Право, его роль в жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Понятие прав, свобод и обязанностей.
Дееспособность и правоспособность человека. Правоотношения, субъекты права.
Конституция Российской Федерации — Основной закон государства. Конституция Российской Федерации о правах и свободах человека и гражданина.
Личные (гражданские) права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы российских граждан.
Как защищаются права человека в России.
Конституционные обязанности российского гражданина. Обязанность платить налоги. Обязанность бережно относиться к природным богатствам. Защита Отечества — долг и обязанность.
Семейные правоотношения. Права и обязанности родителей и детей. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей.
Трудовые правоотношения. Права, обязанности и ответственность работника и работодателя. Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Административные правоотношения. Административное правонарушение.
Преступление и наказание. Правовая ответственность несовершеннолетних.
Правоохранительные органы. Судебная система.
ЭКОНОМИКА И СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (27 ч)
VII. Мир экономики (12 ч)
Экономика и её роль в жизни общества. Экономические ресурсы и потребности. Товары и услуги. Цикличность экономического развития.
Современное производство. Факторы производства. Новые технологии и их возможности. Предприятия и их современные формы.
Типы экономических систем. Собственность и её формы.
Рыночное регулирование экономики: возможности и границы. Виды рынков. Законы рыночной экономики.
Деньги и их функции. Инфляция. Роль банков в экономике.
Роль государства в рыночной экономике. Государственный бюджет. Налоги.
Занятость и безработица: какие профессии востребованы на рынке труда в начале XXI в. Причины безработицы. Рать государства в обеспечении занятости.
Особенности экономического развития России.
VIII. Человек в экономических отношениях (6 ч)
Основные участники экономики — производители и потребители. Роль человеческого фактора в развитии экономики.
Труд в современной экономике. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Предприниматель. Этика предпринимательства.
Экономика семьи. Прожиточный минимум. Семейное потребление.
Права потребителя.
IX. Мир социальных отношений (9 ч)
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
ПОЛИТИКА. КУЛЬТУРА (27 ч)
X. Политическая жизнь общества (16 ч)
Власть. Властные отношения. Политика. Внутренняя и внешняя политика.
Сущность государства. Суверенитет. Государственное управление. Формы государства. Функции государства.
Наше государство — Российская Федерация. Государственное устройство России. Гражданство Российской Федерации.
Политический режим. Демократия. Парламентаризм.
Республика. Выборы и избирательные системы. Политические партии.
Правовое государство. Верховенство права. Разделение властей. Гражданское общество и правовое государство. Местное самоуправление.
Органы власти Российской Федерации. Органы законодательной власти. Органы исполнительной власти. Правоохранительные органы. Судебная система.
Межгосударственные отношения. Международные политические организации.
Войны и вооружённые конфликты. Национальная безопасность. Сепаратизм. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.
Глобализация и её противоречия.
Человек и политика. Политические события и судьбы людей. Гражданская активность. Патриотизм.
XI. Культурно-информационная среда общественной жизни (8 ч)
Информация и способы её распространения. Средства массовой информации. Интернет.
Культура, её многообразие и формы. Культурные различия. Диалог культур как черта современного мира.
Роль религии в культурном развитии. Религиозные нормы. Мировые религии. Веротерпимость.
Культура Российской Федерации. Образование и наука. Искусство. Возрождение религиозной жизни в нашей стране.
XII. Человек в меняющемся обществе (3 ч)
Можно ли предвидеть будущее? Как приспособиться к быстрым переменам? Непрерывное образование. Образование и карьера. Мир современных профессий. Образ жизни и здоровье. Мода и спорт. Будущее создаётся молодыми.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
В результате изучения обществознания ученик должен
знать /понимать:
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.)
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнениягражданских обязанностей;
Класс
Программа
Учебник
УМК
6 класс
Обществознание. Рабочие программы к предметной линии учебников Л.Н.Боголюбова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др. – М.: Просвещение, 2011.
Обществознание. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой; Рос. акад. наук и Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
Для учителя:
1. Обществознание. Поурочные разработки. 6 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; Рос. акад. наук и Рос. Акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2012.
2. Обществознание. 6 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, /авт.-сост. И.Ю.Буйволова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 95 с.
Тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
(тип урока)
Планируемые результаты
Характеристика деятельности обучаюшихся
Система оценки
Дата проведения
Личностные
Метапредметные
Р - регулятивные
П - познавательные
К - коммуникативные
Предметные
План
Факт
научится
получит возможность научиться
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
1/1
Как работать с учебником
(урок изучения нового материала)
Мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров.
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
Фиксировать информацию
в различных знаковых системах.
Усвоить, что «общество» и «человек» это понятия и сложные системы для изучения
Текущий –
вопросы.
Самопроверка
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СОЦИАЛЬНОМ ИЗМЕРЕНИИ (13 ч)
2/1
3/2
Человек - личность (урок «открытия» нового знания)
Человек – личность
(комбинированный)
Мотивированность на посильное и участие в жизни общества
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; умение оценивать своё задание по параметрам: легко выполнять Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные:допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируются на позицию партнёра в общении и взаимодействии
Давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности
Текущий – составить словарь терминов.
Самопроверка
4/3
Человек познаёт мир
(урок «открытия» нового знания)
Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека
Регулятивные:
планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Характеризовать основные
здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью
Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности;
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми
Текущий – составление схемы.
Самопроверка
5/4
Человек познаёт мир
(комбинированный)
Понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания
Регулятивные:
Оценивать результаты работы. Планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;
Познавательные:Описывать отрочество как особую пору жизни; самостоятельно составлять схему правил общения.Приводить примеры, когда мечты и целеустремленность человека помогли ему достичь в жизни значительных успехов, используя дополнительные источники или опираясь на жизненный опыт близких знакомыхКоммуникативные: придумать сценки из жизни на тему: «Общение подростков и общение взрослого и подростка»
Характеризовать основные
здорового образа жизни; осознанно выбирать верные критерии для оценки безопасных условий жизни; на примерах показывать опасность пагубных привычек, угрожающих здоровью
Формировать положительное отношение к необходимости соблюдать здоровый образ жизни; корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности
Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми
Текущий – вопросы. Составить памятку.
Самопроверка
6/5
Человек и его деятельность
(урок «открытия» нового знания)
Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни
Регулятивные:
планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей. Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; использует знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач.
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека
Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности
Текущий – тест с сигнальными карточками. Самопроверка
7/6
Человек и его деятельность
(урок – рефлексии)
Мотивированность на посильное и участие в жизни общества
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека
Описывать реальные связи и зависимости между воспитанием и социализацией личности
Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности
Текущий – блиц-опрос.
Самопроверка
8/7
Потребности человека
(урок «открытия» нового знания)
Выражают свою позицию на уровне положительного отношения к учебному процессу; проявляют учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи
Регулятивные:
учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала
Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию
Давать на
основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам
Корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности
Характеризовать и иллюстрировать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями
Текущий – работа по карточкам.
Самопроверка
9/8
Потребности человека
(комбинированный)
Оценивают с позиции норм морали собственные потребности
Регулятивные:
оценивают результаты своей работы на уроке.
Познавательные: находят, извлекают и систематизируют информацию из сети Интернет по проблемам образования;
характеризуют образовательную политику РФ, используя конкретные примеры, устанавливают причинно-следственные связи между образованием и успешностью в жизни.
Коммуникативные:
готовят совместные ответы на вопросы, работая в парах
Давать на
основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и отношению к проблемам людей с ограниченными возможностями, своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам
Корректировать
собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности
Характеризовать и иллюстрировать основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями
Текущий – составление схемы.
Самопроверка
10/9
На пути к жизненному успеху
(урок – исследование)
Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на: определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов
Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения успеха. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё место в жизни и достигших успеха. Из адаптированных источников различного типа
Текущий – разбор ситуаций. Самопроверка
11/10
На пути к жизненному успеху
(комбинированный)
Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на: определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов
Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп
Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения успеха. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё место в жизни и достигших успеха из адаптированных источников различного типа
Текущий –
таблица.
Самопроверка
12/11
13/12
Практикум по теме «Человек в социальном измерении»
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Работать с текстом учебника; моделировать ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Исследовать несложные практические ситуации,. Выражать собственную точку зрения на значение семьи
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
14/13
Повторительно-обобщающий урок по теме «Человек в социальном измерении»
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Работать с текстом учебника; моделировать ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов. Выражать собственную точку зрения на значение семьи
Итоговый – контрольный тест
ГЛАВА 2.
ЧЕЛОВЕК СРЕДИ ЛЮДЕЙ (10 ч)
Итоговый – контрольное тестирование
15/1
Анализ контрольной работы.
Межличностные отношения (комбинированный)
Применяют правила делового сотрудничества; формируют личностное отношение к семье как основе нормального развития личности;
описывать влияние семейных ценностей на особенности воспитания детей и на взаимоотношения в семье
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план последовательности действий
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера
Давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам
Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
16/2
Межличностные отношения
(комбинированный)
Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам и своему отношению к людям старшего и младшего возраста, а также к сверстникам
Корректировать собственное поведение в соответствии с требованиями безопасности жизнедеятельности
Описывать межличностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявление сотрудничества и соперничества на конкретных примерах
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
17/3
Человек в группе
(урок «открытия» нового знания)
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок.
Коммуникативные:
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства
Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе
Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп
Описывать большие и малые , формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Исследовать практические ситуации связанные
с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства
Текущий – моделирование ситуаций. Самопроверка
18/4
Человек в группе
(урок – исследование)
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Применять знания курса и социальный опыт для выражения и аргументации собственных суждений, касающихся многообразия социальных групп и социальных различий в обществе
Объяснять взаимодействие социальных общностей и групп;
Описывать большие и малые , формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Исследовать практические ситуации связанные
с выявлением места человека в группе, проявлением лидерства
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
19/5
Общение
(урок «открытия» нового знания)
Высказывают собственное мнение
Регулятивные:
учитывают правило в планировании и контроле способа решения;
осуществляют итоговый пошаговый контроль по результату.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи между рациональным распоряжением времени и собственным поведением.
Коммуникативные: раскрывают роль сотрудничества в группе в поисках и обработке информации
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения конфликтов
Использовать накопленные
знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений
Использовать
элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека
Текущий – таблица.
Самопроверка
20/6
Общение
(комбинированный)
Знание основных норм морали
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок.
Коммуникативные:
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения конфликтов
Использовать накопленные
знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений
Использовать
элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
21/7
Конфликты в межличностных отнощениях
(урок «открытия» нового знания)
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными способами разрешения конфликтов; выражать собственное отношение к различным способам разрешения конфликтов
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике межличностных конфликтов
Выявлять и анализировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации. Описывать сущность и причины межличностных конфликтов. Объяснять, в чём заключается конструктивное разрешение конфликта
Текущий –составить памятку.
Самопроверка
22/8
Конфликты в межличностных отнощениях
(урок – исследование)
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
вносят необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;
Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умеют переводить эту информацию в другую графическую и знаковую систему: кластер, таблица, схема, рисунок.
Коммуникативные:
умеют договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Сравнивать различные точки зрения на проблемы ведения домашнего хозяйства
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
23/9
Практикум по теме «Человек среди людей»
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Работать с текстом учебника; моделировать ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Исследовать несложные практические ситуации.
Выражать собственную точку зрения
Текущий –составить памятку.
Самопроверка
24/10
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Человек среди людей»
( урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ГЛАВА 3.
НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ ЖИЗНИ (9 ч)
25/1
Анализ контрольной работы.
Человек славен добрыми делами (комбинированный)
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии успешной деятельности своего класса
Регулятивные:
оценивают результаты своей работы на уроке.
Познавательные: находят, извлекают и систематизируют информацию из сети Интернет по проблемам образования;
характеризуют образовательную политику РФ, используя конкретные примеры, устанавливают причинно-следственные связи между образованием и успешностью в жизни.
Коммуникативные:
готовят совместные ответы на вопросы, работая в парах
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований
Использовать накопленные
знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила нравственности
Текущий – карточки с пропусками.
Самопроверка
26/2
Человек славен добрыми делами
Знание особенностей труда как единого из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних
Регулятивные: оценивают собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями; проверяют и оценивают результаты работы; продумывают собственную модель поведения в конфликте Познавательные: используют элементы причинно – следственного анализа при характеристи-ке социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные: сотрудничают со сверстниками и взрослыми
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на: оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде, выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований
Использовать накопленные
знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений
Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра.
Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила нравственности
Текущий – игра «Крестики – нолики».
Самопроверка
27/3
Будь смелым
(урок «открытия» нового знания)
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании страны
Регулятивные:
оценивают результаты работы. Познавательные:
характеризуют учебу как основной труд школьника; объясняют значение самообразования для человека, опираясь на конкретные примеры. Коммуникативные:
умеют слушать и вступать в диалог
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
Использовать накопленные
знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла
Текущий –
тест
Самопроверка
28/4
Будь смелым
(систематизация знаний)
Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности
Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций
Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла
На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие личного противодействия проявлениям зла
Текущий –
текст с пропусками.
Самопроверка
29/5
Человек и человечность
(урок систематизации знаний)
Осознают значимость образования в жизни человека и общества
Регулятивные: оценивают собственные умения общаться с одноклассниками и друзьями; проверяют и оценивают результаты работы; продумывают собственную модель поведения в конфликте Познавательные: используют элементы причинно – следственного анализа при характеристи-ке социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Коммуникативные: сотрудничают со сверстниками и взрослыми
Уметь выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на: определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точки зрения
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни
Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описанным в СМИ и иных информационных источниках.
На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём
Текущий –
разбор ситуаций.
Самопроверка
30/7
31/8
Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, эмпатию как понимание чувств других людей и сопереживание им.
Высказывают свое мнение по жизненным ситуациям
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия.
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения
Организовывать свое свободное время; характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека.
Работать с текстом учебника; моделировать ситуации; высказывать своё мнение и суждения
Исследовать несложные практические ситуации.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи
Текущий –составить памятку.
Самопроверка
32/9
Повторительно-обобщающий урок
по теме «Нравственные основы жизни»
( урок развивающего контроля)
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Объяснять смысл основных понятий и терминов
Применять полученные знания при решении практических и проблемных задач
Уметь выполнять познавательные и практические задания. Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Итоговый – контрольная работа
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (2 ч)
Текущий – КД. Самопроверка
33/1
Повторение. Человек в социальном измерении.
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера.
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Текущий – КД. Самопроверка
34/2
Повторение. Человек среди людей
Применяют приобретенные теоретические знания в практической деятельности
Регулятивные:
учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль.
Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию
Уметь сознательно организовывать свою познавательную деятельность
Преобразовывать извлечённую информацию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отношение) и представлять её в виде письменного текста
Уметь выполнять познавательные и практические задания.
Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности
Форма
промежуточной аттестации
График прохождения промежуточной аттестации
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
Всего
Контрольная работа
-
1
1
1
3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методические пособия для учителя:
Боголюбов, Л, Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / JT. Н. Боголюбов, JI. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : метод, пособие для учителя с дидакт. материалами / А. Ю. Лазебникова. - М.: Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. «Свет мой, зеркальце, скажи...» : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченковf А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : методические разработки социально-психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по общество- знанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание : 5—9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летнева. - Волгоград: Учитель, 2007.
Дополнительная литература для учителя:
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных правонарушениях.
Конституция Российской Федерации.
Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутощ Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений *. в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. Райзберг. - М.: Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеее. - М.: Дрофа, 1997.
Сычев, Л А. Обществознание: учеб. пособие / А. А. Сычев. - М.: Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
Тюляева, Т. И. Обществознание: настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М.: Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся:
Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, |010.
Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс,