Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию 7 класс (в рамках ФГОС)»
Рабочая программа
учебного курса
по обществознанию
для 7 класса
Составитель:
учитель истории и обществознания
Зайцева Н.В.
2015
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса «Обществознание» для 7 -го класса разработана на основе:
1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицея №7;
3. Примерной программы по обществознанию для основной школы. – М.: Просвещение, 2011 (составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования);
Цели и задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
развитию личности на исключительно важном этапе ее социализации — в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формированию способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтроля; повышению мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;
формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
овладению учащимися умениями получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета:
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Количество часов в год: 34
Количество часов в неделю: 1
Предметное содержание:
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе
Что значит жить по правилам. Социальные параметры личности.
Права и обязанности граждан. Гражданские правоотношения. Нормы права. Конституционные обязанности гражданина.
Почему важно соблюдать законы. Закон и правопорядок в обществе.
Защита Отечества. Защита Отечества - долг и обязанность.
Для чего нужна дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.
Виновен – отвечай. Ответственность за нарушение законов. Ответственность несовершеннолетних.
Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы. Судебная власть.
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе». Регулирование поведения людей в обществе.
Глава II. Человек в экономических отношениях
Экономика и ее основные участники. Экономика и ее роль в жизни общества. Основные участники экономики.
Карманные деньги за и против. Роль карманных денег для подростка.
Мастерство работника. Профессионализм и профессиональная успешность. Трудовая этика. Заработная плата.
Производство: затраты, выручка, прибыль. Факторы производства. Новые технологии и их возможности.
Виды и формы бизнеса. Виды бизнеса. Предприниматель. Этика предпринимателя.
Обмен, торговля, реклама. Обмен. Товары и услуги. Стоимость, цена товара. Условия выгодного обмена. Торговля и еѐ формы. Реклама в современной экономике.
Деньги, их функции. Деньги. Исторические формы эквивалента стоимости. Основные виды денег.
Экономика семьи. Бюджет моей семьи. Экономика современной семьи. Ресурсы семьи. Личное подсобное хозяйство. Семейный бюджет.
Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях». Человек в экономических отношениях.
Глава III. Человек и природа
Человек часть природы. Значение природных ресурсов как основы жизни и деятельности человечества. Проблема загрязнения окружающей среды.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Экологическая ситуация в современном глобальном мире: как спасти природу. Главные
Правила экологической морали.
Закон на страже природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в
природоохранительной деятельности.
Практикум по теме: «Человек и природа». Человек и природа.
Формы контроля: тестирование, самостоятельная работа, проверочная работа.
Требования к уровню подготовки учащихся:
В результате изучения Обществознания в 7-м классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:
знать / понимать:
• социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
• сущность общества как формы совместной деятельности людей;
• характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
• содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;
уметь:
• описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
• сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
• приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
• оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
• решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
• осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;
• самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т. п.);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
• общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;
• нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
• реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
• первичного анализа и использования социальной информации.
Личностными результатами являются:
мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, на:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учѐтом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами являются:
знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия;
умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека,
понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приѐмами и техниками преодоления конфликтов;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как к высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убеждѐнности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия.
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение:
1) Учебно-методический комплект состоит из следующих пособий:
Обществознание: учеб. для 7 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др.; ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф Ивановой. - М.: Просвещение, 2014
Обществознание: рабочая тетрадь 7 класс. - М.: Просвещение, 2014
Дополнительная литература:
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Русское слово, М., 2007
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010
Кожин Ю.А., Права и ответственность ребёнка. 10-11 класс, Русское слово, М., 2009
Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007
Марков А.В. Эволюция человека. 1. Обезьяны, кости и гены, Династия, М., 2011
Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезьяны, нейроны и душа, Династия, М., 2011
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными, Высшая школа экономики, М., 2011
Тоффлер Э. Третья волна. АСТ, М., 2010
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н.· Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи ... : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию: Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. 2-е издание. Авторы Л. Н. Боголюбов и др. Москва, «Просвещение». 2010г.
Обществоведение. Человек, природа, общение. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Л. Ф. Ивановой и др. Автор-составитель С. Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2009г.
Конституция Российской Федерации
Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М.: Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. РаЙзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-СОСТ. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.
2) Учебно-информационные ресурсы:
http://fcior.edu.ru/ – Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
http://www.school.edu.ru/ – Российский общеобразовательный портал
http://window.edu.ru/ – Единое окно доступа к образовательным ресурсам
http://www.edu.ru/db/portal/sites/school-page.htm – Федеральный портал Российское образование
http://catalog.iot.ru/ – Образовательные ресурсы сети Интернет
http://ndce.edu.ru/ – Каталог учебников, оборудования, электронных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://media.edu.yar.ru/ – Сайт «Медиацентр сети образовательных учреждений Ярославской области»
http://podrostok.edu.yar.ru/consul/ – Интернет-сайт «Подросток и закон» – Юридическая онлайн консультация
http://www.ict.edu.ru/ – Информационно-коммуникационные технологии в образовании
http://www.rulex.ru/ – Русский Биографический Словарь
http://www.cbook.ru/peoples/index/welcome.shtml – Народы и религии мира
http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/index.php – Библиотека сайта «Экокультура»
http://virlib.eunnet.net/ – Виртуальная библиотека EUNnet
http://www.megabook.ru/ – Мегаэнциклопедия портала «Кирилл и Мефодий»
http://www.edu-all.ru/ – Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
3) Технические средства обучения и учебное оборудование:
- проектор; - компьютер; - принтер; - сканер.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока, дата
Тема урока
Элементы содержания
Виды деятельности учащихся
Требования к уровню подготовки обучающихся
Д/З
предметные
метапредметные
личностные
1
Введение.
Человек в обществе.
Цели, задачи изучения предмета. Структура, особенности содержания методического аппарата учебника
Актуализация и формализация знаний учащихся о социальных явлениях.
Учащиеся смогут объяснить, что такое общественные науки, обществознание и связь между ними; какое место обществознание занимает в системе школьного образования.
Объяснять, чем общественные науки отличаются от других наук и от школьного предмета «обществознание», отличие общественных наук от других видов наук.
Усвоить назначение школьного предмета обществознание.
введение
Глава I. Регулирование поведения людей в обществе (11 ч.)
2
Что значит жить по правилам.
Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуал, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Социальные нормы в процессе общественных отношений. Социальная ответственность.
Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта
Знать особенности социальной ответственности. Объяснять термины и понятия.
Характеризовать на примерах социальные нормы и их роль в общественной жизни.
Внутренняя позиция;
личностная мотивация учебной деятельности;
ориентация на социальные нормы и их выполнение.
§ 1, вопросы «проверь себя»
3
Права и обязанности граждан.
Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права.
Работа с проблемными заданиями
Знать основные положения урока. Называть права ребенка и характеризовать способы их защиты.
Характеризовать конституционные права и обязанности граждан РФ. Приводить примеры защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Характеристика собственных социальных ролей. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
§ 2, вопросы
4
Права и обязанности граждан.
Права ребенка и их защита.
Работа с заданиями рубрики «Учимся правильно организовывать свои знания»,
Знать определения понятий: права человека, гражданские права, политические права и т.д..
Раскрывать особенности правового статуса несовершеннолетних. Уметь находить в СМИ информацию по заданной теме
Характеристика собственных социальных ролей. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
§ 2, вопросы
5
Почему важно соблюдать законы.
Свобода и ответственность. Конституция Р.Ф.
Работа с проблемными заданиями
Знать, почему человеческому обществу нужен порядок; каковы способы для установления порядка в обществе; в чём смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной.
Уметь сравнивать различные документы по теме и высказывать свою точку зрения.
Осуществлять поиск социальной информации по заданной теме.
Давать оценку своему поведению в обществе.
§ 3, вопросы
6
Почему важно соблюдать законы.
Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина
Работа с терминами и понятиями
Раскрывать значение соблюдения законов для обеспечения правопорядка.
Объяснять и конкретизировать фактами социальной жизни связь закона и правопорядка, закона и справедливости.
Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции.
§ 3, вопросы
7
Защита Отечества.
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество
Работа с текстом учебника, терминологией.
Знать, что защита Отечества – это священный долг и обязанность гражданина; почему нужна регулярная армия; в чём состоит обязательная подготовка к военной службе.
Характеризовать защиту Отечества как долг и обязанность гражданина РФ. Уметь извлекать необходимую информацию из нормативных документов. Использовать приобретённые знания для решения практических задач
Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.
§ 4, вопросы
8
Защита Отечества.
Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество
Работа с проблемными заданиями
Объяснять, в чём отличия военной службы по призыву от военной службы по контракту; основные обязанности военнослужащих; как готовить себя к выполнению воинского долга.
Работать с учебным материалом.
Приводить примеры важности подготовки к исполнению воинского долга.
Отвечать на вопросы, высказывать свою точку зрения.
§ 4, вопросы
9
Для чего нужна дисциплина.
Дисциплина общеобязательная и специальная. Правомерное поведение.
Работа с текстом учебника, терминологией.
Раскрывать значение дисциплины как необходимого условия существования общества и человека. Характеризовать различные виды дисциплины
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями нарушения общеобязательной и специальной дисциплины.
Виды нормативно – правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.
Работа в группах, изучение дополнительной литературы
Знать, кого называют законопослушным человеком; в чём коварство мелкого хулиганства; признаки противоправного поведения; особенности. Характеризовать ответственность за нарушение законов. Определить черты законопослушного поведения.
Моделировать несложные практические ситуации, связанные с последствиями противозаконного поведения.
Описывать и иллюстрировать примерами проявления ответственности несовершеннолетних.
Давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций.
§ 6, вопросы
11
Кто стоит на страже закона.
Правоохранительные органы Р.Ф. Суд. Прокуратура. Нотариус. Полиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан
Работа с текстом учебника, терминологией.
Знать, какие задачи стоят перед сотрудниками правоохранительных органов, перед судом; как работают подразделения по делам несовершеннолетних.
Уметь приводить примеры правовых отношений и ситуаций, регулируемых различными видами норм.
Уметь давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права.
§ 7, вопросы
12
Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе».
Права и обязанности граждан. Юридическая ответственность. Правоохранительные органы.
Опрос. Письменные задания. Творческое задание.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение
Повторение
Глава II. Человек в экономических отношениях (15 ч.)
13
Экономика и ее основные участники.
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики
Работа с текстом, дополнительной литературой, иллюстрациями
Характеризовать роль потребителя и производителя в экономике. Приводить примеры их деятельности.
Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей.
§ 8, вопросы
14
Экономика и ее основные участники.
Экономика и ее роль в жизни общества. Основные сферы экономики
Работа с текстом учебника, работа в группах
Знать, как экономика служит людям; почему форма хозяйствования наиболее успешно решает цели экономики. Описывать различные формы организации хозяйственной жизни.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с выполнением социальных ролей потребителя и производителя.
Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность.
§ 8, вопросы
15
Мастерство работника.
Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата.
Работа с дополнительной литературой, текстом параграфа
Знать,из чего складывается мастерство работника; чем определяется размер заработной платы, должна ли зарплата находиться в зависимости от образования работника. Описывать составляющие квалификации работника.
Уметь определять факторы, влияющие на производительность труда.
Формирование ответственного отношения к труду
§ 9, вопросы
16
Мастерство работника.
Факторы, влияющие на производительность труда. Квалификация.
Работа с ситуациями
Объяснять взаимосвязь квалификации, количества и качества труда. Описывать социальные объекты, выделяя их существенные признаки.
Характеризовать факторы, влияющие на размер заработной платы.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми.
§ 9, вопросы
17
Производство: затраты, выручка, прибыль.
Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Работа с учебником, словарем
Знать,какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства.
Раскрывать роль производства в удовлетворении потребностей общества.
Характеризовать факторы, влияющие на производительность труда.
Уметь приводить примеры социальных отношений на производстве, высказывать свою точку зрения
§ 10, вопросы
18
Производство: затраты, выручка, прибыль.
Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.
Работа с текстом параграфа, цитатами, таблицами, схемами
Знать,какова роль разделения труда в развитии производства; как сделать производство выгодным; как снизить затраты производства.
Объяснять значение разделения труда в развитии производства. Различать общие, постоянные и переменные затраты производства.
Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми.
§ 10, вопросы
19
Виды и формы бизнеса.
Предпринимательство. Малое предпринимательство и фермерское хозяйство.
Работа с текстом, дополнительной литературой, иллюстрациями
Знать, почему люди занимаются бизнесом; какова роль предпринимательства в развитии экономики; различные виды бизнеса и их взаимосвязь; как сделать бизнес успешным и получить прибыль; в каких формах можно организовать бизнес.
Объяснять значение бизнеса в экономическом развитии страны.
Характеризовать особенности предпринимательской деятельности.
Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций
§ 11, вопросы
20
Виды и формы бизнеса.
Основные организационно-правовые формы предпринимательства.
Работа с текстом учебника, работа в группах
Уметь определять роль предпринимательства в развитии экономики, сравнивать различные виды бизнеса и выявлять общие черты.
Сравнивать формы организации бизнеса.
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с достижением успеха в бизнесе.
Выражать собственное отношение к бизнесу с морально-этических позиций
§ 11, вопросы
21
Обмен, торговля, реклама.
Товары и услуги. Обмен, торговля.
Работа с проблемными заданиями
Знать, как обмен решает задачи экономики; что необходимо для выгодного обмена; зачем люди и страны ведут торговлю.
Объяснять условия осуществления обмена в экономике.
Характеризовать торговлю и ее формы как особый вид экономической деятельности.
Выражать собственное отношение к рекламной информации.
§ 12, вопросы
22
Обмен, торговля, реклама.
Формы торговли. Реклама.
Работа с текстом параграфа, цитатами, таблицами, схемами
Знать, почему торговлю считают источником богатства страны; для чего нужна реклама товаров и услуг.
Раскрывать роль рекламы в развитии торговли.
Оценивать свое поведение с точки зрения рационального покупателя.
§ 12, вопросы
23
Деньги, их функции.
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Моделирование поведенческих ситуаций, их анализ.
Знать, функции и формы денег; что такое инфляция. Уметь объяснять взаимосвязи экономической сферы в жизни общества.
Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.
Ориентироваться в типичной для подростка ситуации, давать свою оценку.
§ 13, вопросы
24
Деньги, их функции.
Деньги. Функции и формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.
Работа с проблемными заданиями
Знать, функции и формы денег; что такое инфляция. Делать выводы, отвечать на вопросы, давать определения понятий.
Описывать виды денег. Раскрывать на примерах функции денег.
Ориентироваться в типичной для подростка ситуации, давать свою оценку.
§ 13, вопросы
25
Экономика семьи.
Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан.
Моделирование поведенческих ситуаций, их анализ.
Знать, что такое ресурсы семьи, каковы важнейшие из них; из чего складываются доходы семьи.
Приводить примеры различных источников доходов семьи.
Различать обязательные и произвольные расходы.
Уметь самостоятельно составлять бюджет семьи.
§ 14, вопросы
26
Экономика семьи.
Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.
Работа с дидактическим материалом
Раскрывать понятие «семейный бюджет».
Описывать закономерность изменения потребительских расходов семьи в зависимости от доходов.
Уметь самостоятельно составлять бюджет семьи.
§ 14, вопросы
27
Практикум по теме: «Человек в экономических отношениях»
Экономика и ее участники. Бизнес и его формы.
Работа с практикумом
Обобщить знания и расширить опыт решения познавательных и практических задач по изучаемой теме.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Повторение
Глава III. Человек и природа (7 ч.)
28
Воздействие человека на природу.
Воздействие человека на природу. Что такое экология. Бесценный дар или неисчерпаемая кладовая.
Работа с дидактическим материалом
Знать, что такое экологическая угроза. Уметь характеризовать влияние человека на природу.
Характеризовать отношение людей к исчерпаемым ресурсам.
Описывать состояние неисчерпаемых богатств Земли.
Различать ответственное и безответственное отношение к природе.
§ 15, вопросы
29
Воздействие человека на природу.
Воздействие человека на атмосферу, воду, почву.
Моделирование поведенческих ситуаций, их анализ.
Объяснять значение природных ресурсов в жизни общества, опасность загрязнения воды, почвы и атмосферы.
Анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. Решать практические задачи в рамках темы.
Определить собственное отношение к природе.
§ 15, вопросы
30
Охранять природу – значит охранять жизнь.
Охранять природу – значит охранять жизнь. Что значит относиться к природе по-человечески.
Работа с проблемными заданиями
Знать, что мы называем экологической моралью.
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.
Анализировать безответственное поведение человека по отношению природе; осуществлять поиск необходимой информации.
Уметь характеризовать влияние человека на природу, высказывать свое отношение к загрязнению природы.
§ 16, вопросы
31
Охранять природу – значит охранять жизнь.
Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали
Работа с проблемными заданиями
Знать, что мы называем экологической моралью.
Объяснять необходимость активной деятельности по охране природы.
Характеризовать смысл экологической морали.
Уметь характеризовать влияние человека на природу, высказывать свое отношение к загрязнению природы.
§ 16, вопросы
32
Закон на страже природы.
Значение земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов
Работа с дидактическим материалом
Знать, какие законы стоят на страже охраны природы.
Характеризовать деятельность государства по охране природы.
Иллюстрировать примерами возможности общественных организаций и граждан в сбережении природы.
§ 17, вопросы
33
Закон на страже природы.
Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды. Участие граждан в природоохранительной деятельности.
Анализ источников,
работа с учебником, сравнение
Называть наказания, установленные законом для тех, кто наносит вред
природе.
Уметь характеризовать влияние человека на природу; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.
Научится давать личностную оценку своему поведению и поведению других людей.
§ 17, вопросы
33
Практикум по теме: «Человек и природа»
Человек – часть природы. Воздействие человека на природу. Цена безответственного отношения к природе. Главные правила экологической морали.
Значение земли и других природных ресурсов как основа жизни и деятельности народов.
Работа с практикумом
Знать все термины по изученному курсу. Обобщать и систематизировать изученный материал.
Систематизировать наиболее часто задаваемые вопросы.
Устанавливать причины актуальности тех или иных вопросов для школьников.
Индивидуальные задания
34
Человек. Общество. Закон. Природа.
Человек в системе правовых и экономических отношений.
Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Обучение навыкам рефлексии
Знать все термины по изученному курсу. Обобщать и систематизировать изученный материал.
Обобщать социальные явления, делать выводы
Уметь применять изученное в практической деятельности; отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения