1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
2. Основной образовательной программы основного общего образования МОУ лицея №7;
3. Примерной программы по обществознанию для основной школы. – М.: Просвещение, 2011 (составлена на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования);
4. Авторской программы: А.Н.Боголюбов Обществознание. 5-9 классы - М.: Просвещение, 2013.
Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человека в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей; правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания обществознания является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации; решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации; учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.
Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Человек в социальном измерении.
Природа человека. Интересы и потребности. Самооценка. Здоровый образ жизни. Безопасность жизни.
Деятельность и поведение. Мотивы деятельности. Виды деятельности. Люди с ограниченными возможностями и особыми потребностями.
Как человек познаёт мир и самого себя. Образование и самообразование.
Социальное становление человека: как усваиваются социальные нормы. Социальные «параметры личности».
Положение личности в обществе: от чего оно зависит. Статус. Типичные социальные роли.
Возраст человека и социальные отношения. Особенности подросткового возраста. Отношения в семье и со сверстниками.
Гендер как «социальный пол». Различия в поведении мальчиков и девочек.
Национальная принадлежность: влияет ли она на социальное положение личности.
Гражданско-правовое положение личности в обществе. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Общество как взаимодействие индивидов и групп. Многообразие социальных общностей и групп в обществе.
Изменения социальной структуры общества с переходом в постиндустриальное общество. Влияние экономики на социальный состав общества. Историзм понятий «социальная справедливость» и «равенство». Средний класс и его место в современном обществе.
Основные социальные группы современного российского общества. Социальная политика Российского государства.
Нации и межнациональные отношения. Характеристика межнациональных отношений в современной России. Понятие толерантности.
Семья и семейные отношения. Роли в семье. Семейные ценности и традиции. Забота и воспитание в семье.
Защита прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей.
Человек в малой группе. Ученический коллектив, группа сверстников.
Межличностные отношения. Общение. Межличностные конфликты и пути их разрешения.
Человек славен добрыми делами. Доброе –значит хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.
Будь смелым. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.
Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.
В результате изучения Обществознания в 6-м классе у учащиеся должны быть сформированы следующие результаты:
2.1. регулятивные универсальные учебные действия:
2.2. познавательные универсальные учебные действия:
2.3. коммуникативные универсальные учебные действия:
Обществознание: учеб. для 6 кл. общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.Ф.Виноградова, Н.И.Городецкая и др..; ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф Ивановой. - М.: Просвещение, 2013
Обществознание: рабочая тетрадь 6 класс. - М.: Просвещение, 2013
Березовая Л.Г., Берлякова Н.П. История русской культуры. Русское слово, М., 2007
Кон И.С. Открытие себя. Политиздат, М., 1984
Лосев А.Ф. Дерзание духа. Политиздат, М., 1989
Кауфман Б. Вверх по лестнице, ведущей вниз, Азбука, М., 2010
Кожин Ю.А., Права и ответственность ребёнка. 10-11 класс, Русское слово, М., 2009
Корчак Я. Как любить ребёнка. У-фактория, М., 2007
Марков А.В. Эволюция человека. 1. Обезьяны, кости и гены, Династия, М., 2011
Марков А.В. Эволюция человека. 2. Обезьяны, нейроны и душа, Династия, М., 2011
Пчелов Е.В. Государственные символы России: герб, флаг, гимн. Русское слово, М., 2009
Райнерт Э.С. Как богатые страны стали богатыми, и почему бедные страны остаются бедными, Высшая школа экономики, М., 2011
Тоффлер Э. Третья волна. АСТ, М., 2010
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н.· Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М.: Дрофа, 2008.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие для учителя с дидактическими материалами / А. Ю. Лазебникова. - М. Школа-Пресс, 2000.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи ... : метод. разработки социально-психолог. тренингов / А. С. Прутченков. - М.: Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни: метод. разработки социально-психолог. тренинга / А. С. Прутченков. - М.: Международная Педагогическая Академия, 1998.
Кравченко, А. И. Введение в социологию: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко. - М. : Просвещение, 1996.
Сборник нормативных документов. Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М. : Дрофа, 2008.
Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6 – 11 классы. 2-е издание. Авторы Л. Н. Боголюбов и др. Москва, «Просвещение». 2010г.
Обществоведение. Человек, природа, общение. 6 класс. Поурочные планы по учебнику Л. Н. Боголюбова, Н. Ф. Виноградовой, Л. Ф. Ивановой и др. Автор-составитель С. Н. Степанько. Волгоград: Учитель, 2009г.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Кодекс об административных правонарушениях. Семейный кодекс РФ.
Трудовой кодекс РФ.
Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, Л. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студентов пед. высш. учеб. заведений: в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: Гуманит. ИЦ ВЛАДОС, 2001.
Бекешев, К. А. Обществознание : учеб. пособие / К. А. Бекешев. - М.: Проспект, 2010. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии: для средн. профессион. образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А. РаЙзберг. -М. : Рольф Айрис-Пресс, 2010.
Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для учащихся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-СОСТ. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М.: Дрофа, 1997.
http://www.edu.ru/db/portal/sites/school-page.htm – Федеральный портал Российское образование
http://school-collection.edu.ru/ – Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://media.edu.yar.ru/ – Сайт «Медиацентр сети образовательных учреждений Ярославской области»
http://podrostok.edu.yar.ru/consul/ – Интернет-сайт «Подросток и закон» – Юридическая онлайн консультация
http://www.edu-all.ru/ – Портал ВСЕОБУЧ — все об образовании общеобразовательной школы.
http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.
http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.
http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.
http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.
http://www.polit.ru/ - на сайте есть раздел, где публикуются тексты лекций ведущих российских и зарубежных учёных, специализирующихся, в том числе, и в области общественных наук.
http://postnauka.ru/ - сайт посвящён современной науке, в том числе, общественным наукам.
http://www.scepsis.ru/ - сайт содержит актуальные материалы по истории и анализу общественного развития.
http://slon.ru/ - сайт содержит актуальную информацию об экономическом и социально-политическом развитии мира и России.
http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре.
- проектор; - компьютер; - принтер; - сканер.
№ урока, дата | Тема урока | Элементы содержания | Виды деятельности учащихся | Требования к уровню подготовки обучающихся | Д/З |
предметные | метапредметные | личностные | |
1 | Глава 1. Человек в социальном измерении. Человек - личность | Жизнь - великое чудо. Зачем человек рождается. Возрастные особенности. Наследственность. Внимание к старым людям. Что такое личность. Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она? | Работа с проблемными заданиями Составление схемы, таблицы «Отличия человека от других живых существ | Знать качества личности. Уметь доказывать, что человек – биосоциальное существо. Знать основные термины и понятия урока. Уметь работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. | Обучающиеся смогут: находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы; выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. | На примере из жизни оценивать проявления личностных качеств человека | § 1, вопросы, задания, проблема |
2 | Человек - личность | Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни. | Работа с репродукциями картин, характеристика качеств личности | Знать, что такое личность, сознание, виды деятельности, индивидуальность. Уметь работать с учебником, отвечать на поставленные вопросы, давать определения понятий. | Обучающиеся смогут решать творческие задачи, представлять результат в своей деятельности в различных формах | внутренняя позиция; личностная мотивация учебной деятельности; ориентация на моральные нормы и их выполнение. | Р.т. все задания к § 1 |
3 | Как человек познает мир и самого себя | Познание как человеческая потребность. Поиск информации. Как человек познает мир и самого себя. Способы познания мира, человека, общества: чувственное рациональное познание. Самопознание. | Работа с текстом учебника, составление опорного конспекта | Обучающиеся смогут объяснить значение понятий «знания», «познание», «мышление». Назвать отличия познания от самопознания | Обучающиеся смогут используя схему объяснить как человек познает мир и самого себя. Смогут подготовиться и принять участие в дискуссии на тему «Делает ли самопознание человека лучше» Научатся правилам ведения дискуссии. | Обучающиеся смогут оценивать себя и отличать истинное знание от ложного | § 2, вопросы, задания, проблема |
4 | Как человек познает мир и самого себя | Способности человека: ординарные и выдающиеся. | Работа с психологическими рекомендациями «Учимся узнавать и оценивать себя | Обучающиеся смогут объяснять смысл понятий, отвечать на вопросы, что такое: Познание мира и себя. Что такое самосознание. На что ты способен. | Обучающиеся смогут использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности; формулировать понятия. вести дискуссии | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. | Р.т. все задания к § 2 |
5 | Человек и его деятельность. | «Птицу узнают по полёту, а человека – по работе». «Пчела мала, да и та работает». Жизнь человека многогранна. | Работа с заданиями рубрики «Учимся правильно организовывать свои знания», | Знать, что такое деятельность, какие виды деятельности существуют. | Обучающиеся смогут: Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы. | Обучающиеся смогут дать оценку своей деятельности в обществе. | § 3, вопросы, задания, проблема |
6 | Человек и его деятельность. | Общество как форма совместной жизни людей. Человек, общество и природа. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. | Работа с проблемными заданиями | Знать структуру деятельности, многообразии видов деятельности. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы. | Обучающиеся смогут: Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. | Обучающиеся смогут оценивать деятельность других и сравнивать с результатами своей деятельности | Р.т. все задания к §3 |
7 | Человек и его потребности. | Разумные, неразумные, материальные, социальные и духовные потребности. | Работа с терминами и понятиями: «потребности» и привести примеры разных видов потребностей | Обучающиеся смогут по алгоритму составить план по возвышению и расширению своих потребностей Обучающийся сможет объяснить на конкретных примерах расширение и возвышение своих потребностей | Обучающиеся смогут: Выразить свое отношение к жителям Дурацкого острова, из книги Н.Носова «Незнайка на Луне». Что хотел сказать автор превращая их в овец? | Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся. Обучение алгоритмизации деятельности | § 4, вопросы, задания, проблема |
8 | Человек и его потребности. | Виды потребностей. «Не место красит человека...». Мир мыслей. Мир чувств. Мышление. Высшие чувства. | Работа с психологическими рекомендациями «Учимся размышлять» Работа с ситуативными заданиями, | Обучающиеся смогут объяснить смысл понятий, определить потребности человека. Характеризовать разумные, неразумные, материальные, социальные и духовные потребности | Обучающийся сможет привести собственные примеры разумных и неразумных потребностей | Определение сформированности "Внутренней позиции школьника". Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | Р.т. все задания к § 4 |
9 | На пути к жизненному успеху | Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду помогает успеху. Готовимся выбирать профессию. Поддержка близких – залог успеха. Выбор жизненного пути. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. | Работа с текстом учебника, терминологией. | Обучающиеся смогут объяснить и конкретизировать понятия социализация, культурные нормы, социальная роль. ценности | Используя схему, приведенную в учебнике, объяснить понятие социализация и перечислить социальные роли, которые уже освоили и спрогнозировать социальные роли, которые предстоит освоить на протяжении жизни Обучающиеся смогут на основе беседы с родителями или другими взрослыми привести пример, когда хорошее воспитание помогло человеку в трудной жизненной ситуации Обсудить и поделиться с одноклассниками подготовленной информацией. | Обучающиеся смогут дать оценку своему поведению в обществе. Написать несколько предложений о том , что мешает вести себя хорошо, а что помогает. | § 5, вопросы, задания, проблема |
10 | На пути к жизненному успеху | Школьное образование. Как учили в прежние времена. Чему учит школа. Учись учиться. | Составить личный алгоритм «Учись учиться» | Актуализация и формализация жизненного опыта учащихся. Формулирование понятий. Характеристика основных этапов и факторов социализации личности. Обучение навыкам прогнозирования. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми | Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы. | Характеристика собственных социальных ролей. Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. | Р.т. все задания к §5 |
11 | Человек в социальном измерении | Человек – личность. Человек познает мир. Человек и его деятельность. Потребности человека. На пути к жизненному успеху. | Работа в группах, изучение дополнительной литературы | Обучающиеся смогут объяснить, что человек растет и развивается среди людей, что такое Отрочество, как человек познает мира и себя. Человек и его деятельность. Готовимся выбирать профессию. | Знать, что такое потребности и какие потребности бывают у человека. Понимать что составляет духовный мир человека. Знать что такое мышление. Понимать чем чувства человека отличаются от его эмоций. | умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы | Повторение §1 - 5 |
12 | Человек в социальном измерении | Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности». Ценности и идеалы человека | Опрос. Письменные задания. Творческое задание. | Уметь объяснять значения слова «деятельность». Понимать, почему считают, что только человек может заниматься деятельностью. Знать какие виды деятельности называют основными и почему. | Самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организацию сотрудничества со сверстниками | работать индивидуально и в группе: формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение | Задания практикума с. 49 |
13 | Глава 2. Человек среди людей. Межличностные отношения в обществе. | Положение личности в обществе. Социальный статус. Взаимосвязь социального статуса и социальных ролей. Социальные «параметры личности» Прирожденные качества человека. Приобретенные качества человека. Социальное положение школьника. Ответственность. Разнообразие социальных статусов | Работа с текстом, дополнительной литературой, иллюстрациями | Обучающиеся смогут определить от чего зависит положение человека в обществе, определить сколько у человека может быть социальных статусов и социальных ролей. Оценить собственный социальный статус и социальные роли с привлечением знаний | На основе приведенных в тексте параграфа типов темперамента пронаблюдать за собой и определить тип своего темперамента Обучающиеся смогут использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных «параметров личности». | Составьте перечень своих положительных и отрицательных черт характера. Объясните свой выбор. Что бы вы хотели изменить в своем характере | § 6 , вопросы, задания |
14 | Межличностные отношения в обществе. | Ты и другие ребята. Как не обидеть словом. Конфликты в классном коллективе и пути их | Составление синквейна, кластера по теме | Обучающиеся смогут объяснить, что такое товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием. | Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы. | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции. Обучение навыкам продуктивного взаимодействия с другими людьми (коммуникации). | Задания в рабочей тетради к § 6 |
15 | Человек в группе | Какие бывают группы. Группы, в которых мы состоим. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. | Работа с текстом учебника, работа в группах | Обучающиеся смогут объяснить какие бывают группы, кто может быть лидером, привести примеры групповых норм. | Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | Научится давать личностную оценку своему поведению и поведению других людей | § 7 , вопросы, задания |
16 | Человек в группе | Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. | Составить таблицу «Виды малых групп». Задания группам: составить памятку «Лидер малой группы» | Смогут объяснить смысл понятия гендер, как «социальный пол», охарактеризовать понятия, объяснять роль малой группы в жизни человека. | Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума. Работая в группах, подготовить коллективный портрет | Выявлять реальные связи и зависимости между гендером и требованиями к поведению человека | Задания в рабочей тетради к § 7 |
17 | Общение | Что такое общение. Цели общения. Средства общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. «Слово – серебро, молчание -золото» | Моделирование поведенческих ситуаций, их анализ. Задания группам: «Конфликты и способы их решения». | Знать основные положения урока. Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; давать определения понятий | Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума. | Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. | § 8 вопросы |
18 | Общение | Необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения | Составление словаря темы | Понимать необходимость общения для человека. Содержание, форма и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их решения | Оценивать правильность выполнения действия и вносить коррективы, выполняя задания практикума. Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. | Вопросы в рабочей тетради к § 8 |
19 | Конфликты в межличностных отношениях | Этнические общности. Понятие «нация». Отношение к истории и традициям народа. Межнациональные отношения в современном обществе. Этнос, нации, национальность, племя, народность, культура межнациональных отношений | Работа с дополнительной литературой, текстом параграфа | Смогут объяснить значение понятий национальная принадлежность, познавательный туризм, миграция, толерантность , миграция. | Что такое национальная принадлежность, спланировать пути решения ответа на поставленный вопрос. Подготовить презентацию о культуре других народов. Научится задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности при сборе информации об обычаях и традициях народов. | Оценивать собственные действия и отношения с другими людьми с позиции толерантности. Формировать непримиримое отношение к проявлениям национальной нетерпимости в повседневной жизни | § 9 вопросы |
20 | Конфликты в межличностных отношениях | Что говорит закон. Мы — дети разных народов, мы — один народ. Многонациональная культура России. Что такое национальность. | Работа с ситуациями | Объяснять влияние на подростка отношений в семье; высказывать точку зрения по проблеме межличностных отношений между людьми разных взглядов и разных характеров, непохожих друг на друга | Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Использование элементов причинно-следственного анализа при характеристике социальных явлений. Обучение навыкам получения, обработки и презентации информации при помощи информационно-компьютерных технологий. | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции через уважение к представителям другой национальности. | Вопросы в рабочей тетради к § 9 |
21 | Конфликты в межличностных отношениях | Непосредственное окружение. Понятия «я». Понятие «мы». Понятия «они». Кто принадлежит к группе «мы». Кто принадлежит к группе «они». Знакомство. «Свои» и «чужие». «Ненормальное» или анормальное поведение. Различие между «своими» и «чужими». | Работа с заданиями практикума | Характеризовать понятия и термины ; -приводить примеры становления своих чужими и чужих своими; -излагать суждения о причинах и последствиях конфликтов между пришлым населением и местным; -составлять алгоритм мирного сосуществования | Характеризовать межнациональное сотрудничество. Объяснять причины межнациональных конфликтов. Анализировать конкретные межнациональные конфликты. Давать определение понятий: межнациональные отношения, этноцентризм, расовая и национальная нетерпимость, толерантность | Воспитание социальной ответственности и гражданской компетенции через уважение к представителям другой национальности. | Практикум с. 84 |
22 | Человек среди людей | Что такое межличностные отношения. Чувства – основа межличностных отношений. Виды межличностных отношений. | Выполнение самостоятельной работы | Знать основные термины и понятия. Уметь получать социальную информацию из разнообразных источников. | Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. | На примерах оценивать себя и других людей, аргументировать свою позицию | Повторение § 6 - 9 |
23 | Человек среди людей | Межличностные отношения. Человек в группе. Общение. Конфликты в межличностных отношениях | Работа с практикумом | Знать основные положения темы, характеризовать общение, выявлять сложности в общении. | Решать творческие задачи, представлять результат в своей деятельности в различных формах | Представлять и обсуждать различные материалы. | Практикум с. 85 |
24 | Глава 3. Нравственные основы жизни Человек славен добрыми делами | Что такое добро. Кого называют добрым. Доброе — значит хорошее. | Работа с учебником, словарем | Знать основные положения урока. Понимать в чем состоит доброе дело, добрый поступок. | Уметь анализировать. Делать выводы. Отвечать на вопросы. Высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные. | Составлять словесный портрет доброго человека | § 10 вопросы |
25 | Человек славен добрыми делами | С чего начинается доброта. Человек славен добрыми делами. Что такое доброта. «Золотое правило нравственности» -главное правило хорошего человека. | Работа с психологическим практикумом «Учимся делать добро» | Уметь объяснять каких людей на свете больше: добрых или злых, обосновать свое мнение. Понимать в чем суть золотого правила морали. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. | Оценивать свои поступки и поступки других людей с точки зрения добра и зла | Вопросы в рабочей тетради к § 10 |
26 | Будь смелым | Что такое страх. Смелость и отвага. | Работа с текстом параграфа, цитатами, таблицами, схемами | Знать, что такое страх, смелость. | Умение работать с текстом учебника, выделять главное, использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач. Научатся договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности объясняя смысл пословиц. | Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы. Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | § 11 вопросы |
27 | Будь смелым | Имей смелость сказать злу «нет». | Работа с психологическим практикумом «Учимся побеждать страх» | Характеризовать проявления смелости, отваги человека в различные периоды жизни | Анализировать предложенные ситуации, высказывать собственное мнение | Выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей. Способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность. | Вопросы в рабочей тетради к § 11 |
28 | Человек и человечность | Гуманизм — уважение и любовь к людям. Прояви внимание к старикам. | Работа с источниками, схемами, текстами | Знать что такое человечность. Дать свое определение гуманизма. Пояснить как они поняли смысл рассказа В.В. Вересаева «легенда». Объяснить как эта легенда связана с темой параграфа. Понимать почему необходимо заботиться о слабых. | Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы. | Уметь давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права. | § 12 вопросы |
29 | Человек и человечность | Гуманизм. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке. | Работа с ситуациями | Понимать понятия гуманизм и человечность; развивать умение высказывать свою мысль. | Работать с учебной и внешкольной информацией, использовать современные источники информации. | Уметь давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права. | Вопросы в рабочей тетради к § 12 |
30 | Учимся быть терпимыми | Понятия терпеть, терпеливый. Правила терпеливости. | Сочинение: «Толерантность в современном мире». | Знать основные понятия, уметь их применять. Причины возникновения конфликтов в межличностных отношениях. Варианты поведения в конфликтной ситуации. Открытый конфликт. Как победить обиду и установить контакт | Находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных, представлять и обсуждать различные материалы. | Уметь давать оценку собственным действиям и действиям других людей с точки зрения нравственности и права. Работать над собой. | практикум |
31 | Человек и деятельность | Делу время, потехе час. Что такое свободное время. Движение полезное и бесполезное. Домашний мастер. Что такое хобби. Свободное время и телевизор. | Работа с текстом учебника. Актуализация и формализация жизненного опыта и знаний учащихся. Обучение навыкам рефлексии. | Смогут объяснить понятие « свободное время», сравнить свои занятия в свободное время, определить полезность этих дел. | Научится построению жизненных планов во временной перспективе; основам изучающего, усваивающего и поискового чтения, работая с текстом учебника. | Будет формироваться потребность в активном участии в общественной жизни, в осознанном следовании здоровому образу жизни. | повторение |
32 | На пути к жизненному успеху | Труд-основа жизни. Каким бывает труд. Что создается трудом. Как оценивается труд. Богатство и бедность. Богатство обязывает. Благотворительность и меценатство. | Анализ источников, работа с учебником, сравнение | Смогут объяснять, что такое труд и творчество. Кого можно назвать мастером. Творчество в искусстве. | Исследовать несложные практические ситуации, связанные с исполнением базовых социальных ролей. Работая в парах с текстом учебника | формирование ответственного отношения к труду | повторение |
33 | Общение | Общение, как главная форма социального взаимодействия. Круг общения. Объем общения и его содержание. Манера общения. Дружба. Особенности общения подростка со сверстниками. | Работа с дидактическим материалом | Смогут объяснить понятия общения, манера общения, дружба | Овладеют основами саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением. Научатся строить логическое рассуждение, отвечая на вопрос: есть в словах Платона противоречие «Сократ мне друг, но истина дороже» | Будет формироваться позитивная моральная самооценка и моральные чувства-чувства гордости при следовании моральным нормам, переживание вины и стыда при их нарушении | повторение |
33 | Человек в обществе | гражданин, гражданство. Права человека, паспорт. Конституция РФ | Работа с дидактическим материалом | Смогут объяснить кто такой человек. Какова связь природного и социального в человеке. | Научатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности, проводя опрос | Будет сформировано уважение ценностей семьи | повторение |
34 | Человек в малой группе | Общество. Как совокупность различных групп. Группа. Малая группа. Человек в малой группе. Значение группы в жизни подростка. Межличностные отношения. Важнейший закон межличностных отношений. Конформизм | Работа с дидактическим материалом | Смогут объяснить понятия: Малая группа, Конформизм Межличностные отношения, описать поведение человека в различных малых группах | Смогут спрогнозировать ответ на вопрос «Каковы отношения между людьми в малой группе?» Научатся структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное. Научатся оценивать собственное отношение с другими людьми, в том числе для корректировки собственного поведения | Будет формироваться готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников | повторение |