Рабочая программа по обществознанию составлена для учащихся 6-х классов МОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 п. Пангоды».
Данная программа реализуется в образовательной среде обучения «1 ученик: 1 компьютер», включающей мультимедийные уроки, современные методы обучения и знания, представленные в цифровом формате, в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями на 29 июня 2011 года).
Программа реализуется в общеобразовательной школе при изучении курса «Обществознание» в 6 классе, при изучении курса используется учебник Л.Н. Боголюбов Обществознание. 6 класс, 2014 год. Данный учебник вводит учащихся в проблематику подросткового возраста. Раскрывает ученикам расширенный круг социальных институтов, таких как семья, школа, труд, Родина, их общественном назначении, а так же о качествах человека проявляющихся при взаимодействии с этими институтами.
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие
Помимо перечисленных предметных задач, использование электронных образовательных ресурсов на уроках обществознания позволяет решать следующие задачи, связанные с повышением эффективности образовательного процесса:
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином. В 6 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе.
В соответствии с учебным планом и примерными программами основного общего образования предмет «Обществознание» изучается на ступени основного общего образования в качестве обязательного предмета. Данная программа по обществознанию предназначена для обучения школьников 6 класса, обеспечивая выход на Федеральный компонент Государственного стандарта основного общего образования. Курс «Обществознание» рассчитан на 35 часов, из расчёта 1ч. в неделю за счёт федерального компонента, включая часы на промежуточный и итоговый контроль. Большинство тем 6 класса разбиты на 2 урока и предполагают выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание.
Все результаты (цели) освоения учебно-методического курса образуют целостную систему вместе с предметными средствами.
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для
сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки
собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
№ п/п | Дата прове-дения | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности с применением ИКТ | Планируемые результаты и уровень усвоения | Формы работы | Домашнее задание | Коррек тировка |
УУД | Предметные |
1. | | Введение | Урок «от-крытия» нового знания. | Знать значение, использование терми-на «обществознание» Определять связь обществознания с другими науками | Личностные: осознавать какое значение и смысл имеет для меня учение. Познавательные: извлекать информацию из текста. Коммуникативные: составлять целое из частей, работая в группах. Регулятивные: составлять план своих действий. | Получат первичные представления о исторической науке | Фронтальная | Прочитать стр. 4-6 | |
Тема 1. Человек в социальном измерении (12 часов) |
2 | | Человек - личность | Урок «от-крытия» нового знания. | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности. Работа с ЭОР http://live-st.ru/inner/teachers/LessonView.asp?idLessons=301&VariantId=1 Урок№3 «Два человеческих начала. Сходство и отличие человека и животных» | Личностные: Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказа-тельства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Фронтальная | Прочитать §1 стр. 8-12, ответить на вопросы стр.16 №1-2 | |
3 | | Индивидуаль-ность человека | Урок отработки умений и рефлексии | Раскрывать на конкретных примерах смысл понятия «индивидуальность». Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных параметров личности Использование тематического чата | Личностные: Сохраняют мотивацию к учеб ной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказа-тельства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Научатся: понимать, что человек принадлежит обществу, живет и развивается в нем. Получат возможность научиться: понимать себя, анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах | Фронтальная | Прочитать §1 стр. 12-16, ответить на вопросы стр. 16 № 3,4 | |
4 | | Человек познает мир | Урок «от-крытия» нового знания. | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей | Личностные: проявляют заинтересован-ность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимо-действия; обмениваются мне-ниями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согла-совывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учите-лем ориентиры действия | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Групповая. | Прочитать п. №2 стр. 17-20, ответить на вопросы стр.23 | |
5 | | Как человек познает мир и самого себя | Урок отработки умений и рефлексии | Характеризовать особенности познания человеком мира и самого себя. Оценивать собственные практические умения, поступки, моральные качества, выявлять их динамику. Сравнивать себя и свои качества с другими людьми. Приводить примеры проявления различных способностей людей | Личностные: проявляют заинтересован-ность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/не успешности учебной деятельности. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимо-действия; обмениваются мне-ниями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учите-лем ориентиры действия | Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Групповая. | Прочитать п. 2 стр. 20-23, ответить на вопросы стр.23 | |
6 | | Человек и его деятельность | Урок «от-крытия» нового знания. | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Научатся: формировать предс-тавление о деятельности человека. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Индивидуальная. | Прочитать п. 3 стр. 26-28, ответить на вопросы стр.31 | |
7 | | Виды деятельности | Урок отработки умений и рефлексии | Характеризовать деятельность человека, её отдельные виды. Описывать и иллюстрировать примерами различные мотивы деятельности. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между деятельностью и формированием личности. Выявлять условия и оценивать качества собственной успешной деятельности | Личностные: Применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; выражают положительное отношение к процессу познания Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий | Научатся: формировать предс-тавление о деятельности человека. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Фронтальная | Прочитать п. 3 стр. 28-31, ответить на вопрос №6 стр. 31 письменно | |
8 | | Потребности человека | Урок «от-крытия» нового знания. | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств. | Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Фронтальная | Прочитать п. 4 стр. 33-35, ответить на вопросы стр.39 | |
9 | | Потребности человека | Урок отработки умений и рефлексии | Характеризовать и иллюстрировать примерами основные потребности человека, показывать их индивидуальный характер. Описывать особые потребности людей с ограниченными возможностями. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проявлениями духовного мира человека, его мыслей и чувств Использование тематического чата | Личностные: Оценивают собственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно. | Научатся: раскрывать основные черты духовного мира человека. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Групповая. | Прочитать п. №4, ответить на вопросы | |
10 | | На пути к жизненному успеху | Урок «от-крытия» нового знания. | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа | Личностные: Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулиру-ют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Научатся: определять понятие «образ жизни», оставляющие жизненного успеха. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Групповая. | Прочитать § 5, сообщение "Выбор профессии" | |
11 | | Выбор профессии | Урок отработки умений и рефлексии | Характеризовать и конкретизировать примерами роль труда в достижении успеха в жизни. Формулировать свою точку зрения на выбор пути достижения жизненного успеха. Показывать на примерах влияние взаимопомощи в труде на его результаты. Находить и извлекать информацию о жизни людей, нашедших своё призвание в жизни и достигших успеха, из адаптированных источников различного типа | Личностные: Определяют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии народов, культуры и религий Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы. Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач (задают вопросы, формулиру-ют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем. | Научатся: определять понятие «образ жизни», оставляющие жизненного успеха. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения | Индивидуальная. | Повторить §5, ответить на вопросы стр. 47. | |
12-13 | | Практикум по теме «Человек в социальном измерении» | Урок отработки умений и рефлексии | Систематизировать знания, полученные при изучении темы о социальных чертах человека и их проявлении в деятельности. Создать условия для отработки умений характеризовать сущность понятий «личность», «индивидуальность», «деятельность»; иллюстрировать конкретными примерами разнообразие видов деятельности человека, его потребности, внутренний мир и понимание жизненного успеха. Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности. Тестирование учащихся | Личностные: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Научатся: определять, что такое деятельность человека, его духовный мир. Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Индивидуальная. | Повторить §1-3 Повторить §4-5 | |
Тема 2. Человек среди людей (10 часов) |
14-15 | | Межличностные отношения | Урок «от-крытия» нового знания. | Описывать межлич-ностные отношения и их отдельные виды. Показывать проявления сотрудничества и соперничества на конкретных примерах. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояль-ность, взаимопонимание Работа с ЭОР http://live-st.ru/inner/teachers/LessonView.asp?idLessons=617&VariantId=1 Урок № 14 «Зачем человеку люди» Урок отработки умений и рефлексии | Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе групповой работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Научатся: определять, в чем состоят особенности межличностных отношений; анализи-ровать взаимоотношения людей на конкретных примерах. Получат возможность нау-читься: ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Фронтальная | Прочитать §6, стр. 50-52, ответить на вопросы стр. 56. Прочитать §6, стр. 52-56, ответить на вопросы стр. 57. | |
16 | | Человек в группе | Урок «от-крытия» нового знания. | Описывать большие и малые, формальные и неформальные группы. Приводить примеры таких групп. Характеризовать и иллюстрировать примерами групповые нормы. Описывать с опорой на примеры взаимодействие и сотрудничество людей в обществе. Оценивать собственное отношение к людям других национальностей и другого мировоззрения. Работа с ЭОР http://live-st.ru/inner/teachers/LessonView.asp?idLessons=618&VariantId=1 Урок № 15 «Общество и социальные группы» | Личностные: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Научатся: опреде-лять, что такое куль-тура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собст-венную точку зрения. Получат возмож-ность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объек-ты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; фор-мулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Фронтальная | Прочитать §7, стр. 58-63, ответить на вопросы стр. 66(1) | |
17 | | Человек в малой группе | Урок отработки умений и рефлексии | Исследовать практические ситуации, в которых проявились солидарность, толерантность, лояльность, взаимо-понимание. Исследовать практические ситуации, связанные с вы-явлением места человека в группе, проявлением лидерства Использование группового чата | Личностные: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения учебной задачи. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обязанности, проявляют способность к взаимодействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Научатся: определять, что такое культура общения человека; анализировать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения. Получат возмож-ность научиться: осуществлять поиск нужной информации, анализировать объ-екты; ориентировать-ся на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной инфор-мации, выделять главное | Фронтальная | Прочитать §7, стр. 63-66, ответить на вопросы стр. 66(2) | |
18 | | Общение | Урок «от-крытия» нового знания. | Характеризовать общение как взаимные деловые и дружеские отношения людей. Иллюстрировать с помощью примеров различные цели и средства общения. Сравнивать и сопоставлять различные стили общения. | Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полно-ценно. Получат возмож-ность научиться: анализировать, делать выводы; давать нрав-ственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осущест-влять поиск допол-нительных сведений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Групповая. | Прочитать §8, стр. 67-71, ответить на вопросы стр. 74 | |
19 | | Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими | Урок отработки умений и рефлексии | Выявлять на основе конкретных жизненных ситуаций особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Оценивать собственное умение общаться Использование группового чата | Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельности Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия | Научатся: понимать, почему без общения человек не может развиваться полно-ценно. Получат возмож-ность научиться: анализировать, делать выводы; давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций; осуществлять поиск дополнительных све-дений в СМИ; отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения | Фронтальная | Прочитать §8, стр. 71-74, ответить на вопросы стр. 75 | |
20 | | Конфликты в межличностных отношениях | Урок «от-крытия» нового знания. | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать ва-рианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём за-ключается конструк-тивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение приме-рами. Выявлять и анализировать соб-ственные типичные реакции в конфликтной ситуации | Личностные: Оценивают соб-ственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Научатся: сохранять достоинство в конфликте. Получат возмож-ность научиться: допускать существо-вание различных точек зрения, прини-мать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное | Фронтальная | Прочитать §9, стр. 76-80, ответить на вопросы стр. 82 | |
21 | | Межличностные конфликты и пути их разрешения | Урок отработки умений и рефлексии | Описывать сущность и причины возникновения межличностных конфликтов. Характеризовать ва-рианты поведения в конфликтных ситуациях. Объяснять, в чём за-ключается конструк-тивное разрешение конфликта. Иллюстрировать объяснение примерами. Выявлять и анали-зировать собственные типичные реакции в конфликтной ситуации Использование группового чата | Личностные: Оценивают соб-ственную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учетом Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнера. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно | Научатся: сохранять достоинство в конф-ликте. Получат возмож-ность научиться: допускать существование различ-ных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению; задавать вопросы; осуществ-лять поиск нужной информации, выделять главное | Фронтальная | Прочитать §9, стр. 80-82, ответить на вопросы стр. 83 | |
22-23 | | Практикум по теме «Человек среди людей» | Урок отработки умений и рефлексии | Обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нор-мах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, при-чинах, стадиях меж-личностных конфликтов и возможности их конструктивного раз-решения. Способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отноше-ний, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах. Создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного от-ношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности. Совершенствовать личностные, комму-никационные универ-сальные учебные действия.
Тестирование учащихся | Личностные: Сравнивают разные точки зрения; оценивают собственную учебную деятельность; сохраняют мотивацию к учебной деятельности Познавательные: овладевают целостными представлениями о качествах личности человека; привлекают информацию, полученную ранее, для решения Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обменивают-ся мнениями; участвуют в коллективном обсуждении проблем; распределяют обя-занности, проявляют способность к взаи-модействию. Регулятивные: учитывают ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала | Научатся: определять основные понятия к главе «Человек среди людей». | Групповая. Индивидуальная. | Подготовить сообщения Повторить §6- 9 | |
Тема 3. Нравственные основы жизни (8 часов) |
24 | | Человек славен добрыми делами | Урок «от-крытия» нового знания. | Характеризовать и иллюстрировать примерами проявления добра. Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. | Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравствен-ность» и «безнравственность». Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказы-вать собственное мнение, суждения | Фронтальная | Прочитать §10, стр. 86-88, ответить на вопросы стр. 91 | |
25 | | Мораль. | Урок отработки умений и рефлексии | Приводить примеры, иллюстрирующие золотое правило морали. Оценивать в модельных и реальных ситуациях поступки людей с точки зрения золотого правила морали Работа с ЭОР http://live-st.ru/inner/teachers/LessonView.asp?idLessons=462&VariantId=1 Урок №11 «Мораль и нравственность» | Личностные: Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности Познавательные: ориентируются в разнообразии способов решения познавательных задач; выбирают наиболее эффективные способы их решения. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задают вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий | Научатся: отличать добрые поступки от злых; определять понятия «нравствен-ность» и «безнравственность». Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения | Фронта-льная. | Прочитать §10, стр. 88-91, ответить на вопросы стр. 92 | |
26 | | Будь смелым | Урок «от-крытия» нового знания. | На конкретных примерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людьми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие лич-ного противодействия проявлениям зла | Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения. | Фронта-льная. | Прочитать §11, сообщения «Смелость и отвага» | |
27 | | Смелость и отвага | Урок отработки умений и рефлексии | На конкретных при-мерах дать оценку проявлениям мужества, смелости, случаям преодоления людь-ми страха в критических и житейских ситуациях. Оценивать предлагаемые ситуации, требующие лич-ного противодействия проявлениям зла Использование группового чата | Личностные: Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины Познавательные: выявляют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений. Коммуникативные: взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения. Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу | Научатся: определять, всегда ли страх является плохим качеством человека, бороться со своими страхами. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения | Индивидуальная. | Прочитать §11, ответить на вопросы стр.97 | |
28 | | Человек и человечность | Урок отработки умений и рефлексии | Раскрывать на при-мерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступкам людей, описан-ным в СМИ и иных информационных ис-точниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём | Личностные: Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в об-щении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Научатся: строить свои взаимоотноше-ния с другими людь-ми. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказы-вать собственное мнение, суждения | Фронтальная | Прочитать §12 стр.100-102, ответить на вопросы стр.104 | |
29 | | Гуманизм – уважение и любовь к людям | Урок отработки умений и рефлексии | Раскрывать на примерах смысл понятия «человечность». Давать оценку с позиции гуманизма конкретным поступ-кам людей, описан-ным в СМИ и иных информационных ис-точниках. На примерах конкретных ситуаций оценивать проявления внимания к нуждающимся в нём | Личностные: Проявляют способность к решению моральных дилемм на основе учёта позиций партнёров в об-щении; ориентируются на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Научатся: строить свои взаимоотноше-ния с другими людь-ми. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказы-вать собственное мнение, суждения | Фронтальная | Прочитать §12 стр.102-104, ответить на вопросы стр.105 | |
30-31 | | Практикум по теме «Нравственные основы жизни»
| Урок отработки умений и рефлексии | Обобщить полученные при изучении темы знания о добре, человечности, смелости как добродетелях. Развивать умение анализировать материалы СМИ, оценивать описанные в них ситуации с точки зрения добродетелей. Создать условия для расширения и рефлексии собственного опыта проявления внимания к нуждающимся в нём людям Тестирование учащихся | Личностные: Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференциро-ванную самооценку своей успешности Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся: анализировать свои поступки и отношения к окружающим людям. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собствен-ное мнение, суждения | Групповая. Индивидуальная. | Повторить §10-12 | |
Итоговое повторение и контроль – 4 часа. |
32 | | Повторение по теме «Человек среди людей» | Урок отработки умений и рефлексии | Способствовать осознанию практической значимости изученного материала и возможности опоры на полученные знания и умения в собственной деятельности.
Использование группового чата | Личностные: Выражают адекватное понимание причин успешности/ неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию. Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый и итоговый контроль | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возмож-ность научиться: работать с текстом учебника; высказы-вать собственное мнение, суждения | Групповая. | Повторить §6-9- | |
33 | | Повторение по теме «Человек в социальном измерении» | Урок отработки умений и рефлексии | Совершенствовать личностные, комму-никационные универ-сальные учебные действия. Использование группового чата | Личностные: Проявляют доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, симпатию как понимание чувств других людей и сопереживают им.. Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; оценивают правильность выполнения действия | Научатся: определять все термины за курс 6 класса. Получат возмо-жность научиться: работать с текстом учебника; высказы-вать собственное мнение, суждения | Групповая. | Повторить §1-5 | |
34 | | Повторительно-обобщающий урок по курсу «Обществозна-ние» | Урок отработки умений и рефлексии | Провести диагностику результатов обуче-ния в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год.
Тестирование учащихся | Личностные: Выражают адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности, устойчивую учебно-познавательную мотивацию учения. Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера. Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане | Научатся: выполнять контрольные задания по обществознанию. Получат возмож-ность научиться: преобразовывать изв-лечённую информа-цию в соответствии с заданием (выделять главное, сравнивать, выражать свое отно-шение) и представ-лять её в виде письменного текста | Индивидуальная. | Повторить основные понятия курса | |
35 | | Урок-конфе-ренция «Человек и общество» | Урок отработки умений и рефлексии | Провести диаг-ностику результатов обучения в 6 классе. Подвести итоги учебной работы за год. Наметить перспективы обучения в 7 классе. | Личностные: Определяют свою личностную позицию; адекватную дифференцированную самооценку своей успешности Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности. Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности. Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товари-щей, родителей и других людей. | Научатся: пользо-ваться дополнитель-ными источниками информации, отбирать материал по заданной теме; подбирать иллюстративный ма-териал к тексту своего выступления. Получат возмож-ность научиться: публично выступать; высказывать собственное мнение, суждения. | Групповая. | | |
«Обществознание в вопросах и ответах», пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.