Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по обществознанию для 5 - 9 класса»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Краснорогская СОШ им. А.К. Толстого»
«Рассмотрено» Протокол N 1 от 30.08.22 «Согласовано» 30.08.22 «Утверждено» приказом N 17 от 01.09.22
Руководитель ШМО Зам.директора по УВР Директор школы
/Белоус Н.М./ /Дурманова Т.В./ /Галицкий Г.Н./
Рабочая программа
по обществознанию 5 - 9 классы
Программу разработала
Шкоркина Лариса Ивановна
Учитель истории и обществознания
МБОУ «Краснорогская СОШ им. А.К.Толстого»
на 2022/2023 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,
Обществознание. Рабочие программы. Предметная линия учебников 5-9 классы» под редакцией Л.Н. Боголюбова. М.: Просвещение, 2016,
Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (включающей Историко-культурный стандарт),
Примерной основной образовательной программы основного общего образования.
Планируемые личностные, метапредметные и предметные результаты обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностнымирезультатами, формируемыми при изучении содержания курса, являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2.Заинтерисованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3.Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.); выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1. Относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
2. Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
3. Знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных ролей в пределах своей дееспособности;
4. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
5. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
6. Знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
7. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
8. Знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека, основных требований трудовой этики в современном обществе, правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
9. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
10. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
11. Понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
12. Знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
13. Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
14. Понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющее осознанию воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
15. Понимание значения коммуникации в межличностном общении;
16. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
- установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
- побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
- привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
- использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию детям примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
- применение на уроке интерактивных форм работы учащихся: интеллектуальных, деловых, ситуационных игр, стимулирующих познавательную мотивацию, школь ников; дискуссий, которые дают учащимся возможность приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или работы в парах, которые учат школьников командной работе и взаимодействию с другими детьми;
- включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
- организация шефства, наставничества мотивированных и эрудированных учащихся над их неуспевающими одноклассниками, дающего школьникам социально значимый опыт сотрудничества и взаимопомощи;
- инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, на вык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирова ния и отстаивания своей точки зрения.
Содержание воспитательной работы:
Направление
Название мероприятия
Гражданско - патриотическое
День знаний. День солидарности в борьбе с терроризмом.
«Старость нужно уважать», «Бабушка рядышком с дедушкой», по священные Международному дню пожилых людей.
День памяти политических репрессий.
День народного единства.
День Неизвестного солдата.
Общешкольная Акция «Письмо неизвестному солдату».
Час общения, посвященный Дню полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады (1944).
Классные часы «Я в рабочие пойду, пусть меня научат».
Субботник «Любимая школа самая чистая!»
День пожарной охраны.
Самоуправление
Выборы органов самоуправления в классах
Нравственное, правовое и профилактика асоциального поведения
Классные часы: «Законы школьной жизни. «Правила внутреннего распорядка школы. Внешний вид и дисциплина».
Всемирный день защиты животных.
Беседы, посвященные Дню борьбы со СПИДом, по профилактике суицидального поведения несовершеннолетних.
Встреча с инспектором ПДН «Что есть Закон?»
Интеллектуально – познавательное
Участие во Всероссийском уроке «Экология и энергосбережение».
Участие в олимпиадах и конкурсах школьников по предметам.
День славянской письменности и культуры.
Досуговая деятельность
Международный День учителя.
Международный День 8 марта.
Школьный конкурс «Созвездие талантов».
Семейное
Выставка рисунков ко дню матери.
Спортивно – оздоровительное
Веселые зимние старты.
Школьная Спартакиада.
Участие в программе ГТО.
Содержание курса. 5 класс (35часов).
Введение (1 час). Что нам предстоит узнать. Чему мы должны научиться. Как работать с учебником и рабочей тетрадью в классе и дома. Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (5 часов). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека т животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Почему человеком нельзя стать без общения. Особенности общения подростков со сверстниками, со старшими и с младшими по возрасту партнерами.
Тема 2. Семья. (5 часов). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Я и моя семья. Учимся рационально вести домашнее хозяйство. Семейный досуг и здоровый образ жизни.
Тема 3. Школа (6 часов). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться.
Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Школа в жизни человека и общества. «Век живи – век учись». Учись учиться. Мои одноклассники.
Тема 4.Труд (6 часов). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Каким бывает труд человека. Труд и его оценка. Труд и творчество.
Тема 5. Родина (10 часов). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. Национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Наша Родина – Россия. «Честь российского флага». Быть настоящим гражданином. Уважать людей любой национальности.
Заключительные уроки (2 часа).
Содержание курса. 6 класс. (35 часов).
Введение. (1 час). Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Тема I. Человек в социальном измерении (12 часов).
Человек. Индивид. Индивидуальность. Личность. Самопознание. Самосознание. Потребности человека. Духовный мир человека. Человек и деятельность. На пути к жизненному успеху.
Тема II. Человек среди людей (10 часов).
Межличностные отношения, их особенности, виды. Общение, средства общения. Конфликты в межличностном общении и способы их разрешения. Посредничество при разрешении конфликтов.
Тема III. Нравственные основы жизни (8 часов).
Добро, смелость и страх. Человечность.
Заключительные уроки (2 часа).
Резерв (2 часа). Повторение и обобщение материала курса обществознания.
Содержание курса. 7 класс. 35 часов.
Введение. (1 час). Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе (11 часов + 1).
Социальные нормы и правила общественной жизни. Правила этикета. Права и свободы человека и гражданина. Необходимость соблюдения законов. Защита Отечества. Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Ответственность за нарушение законов. Правоохранительные органы.
Тема 2. Человек в экономических отношениях (13 часов + 1).
Экономика и её основные участники. Мастерство работника. Производство и производительность труда. Виды бизнеса. Обмен. Товары и услуги. Деньги. Экономика семьи.
Тема 3. Человек и природа (5 часов + 1).
Человек – часть природы. Охрана природы. Законы Российской Федерации, направленные на охрану окружающей среды.
Заключительные уроки (2 часа).
Резерв (3 часа). Добавлено по 1 - му часу на каждую тему для повторительно – обобщающих уроков.
Содержание курса. 8 класс. 35 часов.
Введение. (1 час). Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Тема 1. Личность и общество (6 часов). Отличие человека от других живых существ. Природное и общественное в человеке. Мышление и речь - специфические свойства человека.
Тема 2. Сфера духовной культуры (8 часов). Сфера духовной жизни и её особенности. Культура личности и общества. Тенденции развития.
Тема 3. Социальная сфера (5 часов). Социальная неоднородность общества: причины и проявления. Социальное неравенство. Многообразие социальных общностей и групп.
Тема 4. Экономика (13 часов+1). Потребности и ресурсы. Ограниченность ресурсов и экономический выбор. Свободные и экономические блага. Главные вопросы экономики. Собственность. Рыночная экономика. Производство - основа экономики. Предпринимательская деятельность. Роль государства.
Заключительный урок (1 час).
Резерв (1 час). Добавлен час на тему 4 для повторения.
Содержание курса. 9 класс.
Введение. (1 час). Что мы уже знаем и умеем. Чем мы будем заниматься в новом учебном году.
Тема 1. Политика и власть (9 часов+5). Внутренняя и внешняя политика. Формы государства. Участие граждан в политической жизни..
Тема 2. Право (18 часов). Субъекты права. Правоотношения. Правонарушения. Конституция. Виды права.
Заключительный урок (1 час+1).
Резерв 6 часов: 4 часов добавлено на изучение темы: Политика и власть.
Тематическое планирование. 5 класс. 35 часов.
№п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Введение
1
1
Вводный урок
1
Человек
5
2/3
Загадка человека
2
4/5
Отрочество - особая пора жизни
2
6
Практикум по теме «Человек»
1
Семья
5
7
Семья и семейные отношения
1
8
Семейное хозяйство
1
9
Свободное время
1
10/11
Практикум по теме «Семья»
2
Школа
6
12/13
Образование в жизни человека
2
14/15
Образование и самообразование
2
16
Одноклассники, сверстники, друзья
1
17
Практикум по теме «Школа»
1
Труд
6
18/19
Труд – основа жизни
2
20/21
Труд и творчество
2
22/23
Практикум по теме «Труд»
2
Родина
10
24/25
Наша Родина-Россия
2
26/27
Государственные символы России
2
28/29
Гражданин России
2
30/31
Мы – многонациональный народ
2
32/33
Практикум по теме «Родина»
2
34, 35
Заключительные уроки. Повторение и обобщение
1+1
Тематическое планирование. 6 класс. 35 часов.
№ п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Введение
1
1
Введение
1
Человек в социальном измерении
12
2,3
Человек – личность
2
4,5
Человек познаёт мир
6,7
Человек и его деятельность
2
8,9
Потребности человека
2
10, 11
На путик жизненному успеху
12, 13
Практикум по теме «Человек в социальном измерении»
2
Человек среди людей 10
14, 15
Межличностные отношения
2
16, 17
Человек в группе
2
18, 19
Общение
2
20, 21
Конфликты в межличностных отношениях
2
22, 23
Практикум по теме «Человек среди людей»
2
Нравственные основы жизни
8
24, 25
Человек славен добрыми делами
2
26, 27
Будь смелым
2
28, 29
Человек и человечность
2
30, 31
Практикум по теме « Нравственные основы жизни»
2
32, 33
Заключительные уроки
2
34, 35
Повторение и обобщение
2
Тематическое планирование. 7 класс. 35 часов.
N п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Введение (1 час).
1
Вводный урок
1
Регулирование поведения людей в обществе (11 часов+1).
2
Что значит жить по правилам
1
3, 4
Права и обязанности граждан
2
5, 6
Почему важно соблюдать законы
2
7, 8
Защита Отечества
2
9
Для чего нужна дисциплина
1
10
Виновен – отвечай
1
11
Кто стоит на страже закона.
1
12, 13
Практикум по теме
1+1
Человек в экономических отношениях (13 часов+1).
14, 15
Экономика и её основные участники
2
16
Мастерство работника
1
17, 18
Производство, затраты, выучка
2
19, 20
Виды и формы бизнеса
2
21
Обмен, торговля, реклама
1
22
Деньги, их функции
1
23, 24
Экономика семьи
2
25, 27
Практикум по теме
2+1
Человек и природа (5 часов+1).
28
Человек – часть природы
1
29
Охранять природу – значит охранять жизнь
1
30
Закон на страже природы.
1
31, 33
Практикум по теме.
2+1
34, 35
Заключительные уроки
2
Тематическое планирование. 8 класс. 35 часов.
N п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Введение (1 час).
1
Вводный урок
1
Личность и общество
6
2
Что делает человека человеком
1
3
Человек, общество, природа
1
4
Развитие общества
1
5
Общество как форма жизнедеятельности
1
6
Как стать личностью
1
7
Практикум по теме
1
Сфера духовной культуры
8
8
Сфера духовной жизни
1
9
Мораль
1
10
Долг и совесть
1
11
Моральный выбор - это ответственность
1
12
Образование
1
13
Наука в современном обществе
1
14
Религия как одна из форм культуры
1
15
Практикум по теме
1
Социальная сфера
5
16
Социальная структура
1
17
Социальные статусы и роли
1
18
Нации и межнациональные отношения
1
19
Отклоняющееся поведение
1
20
Практикум по теме
1
Экономика
13+1
21
Экономика и её роль в жизни общества
1
22
Главные вопросы
1
23
Собственность
1
24
Рыночная экономика
1
25
Производство
1
26
Предпринимательская деятельность
1
27
Роль государства
1
28
Распределение доходов
1
29
Потребление
1
30
Инфляция и семейная экономика
1
31
Безработица
1
32
Мировое хозяйство и международная торговля
1
33, 34
Практикум по теме
1+1
35
Заключительные уроки
1
Тематическое планирование. 9 класс. 34 часа.
N п/п
Раздел, тема урока
Количество часов
Введение
1
1
Вводный урок
1
Политика
9+4
2
Политика и власть
1
3,4
Государство
1+1
5, 6
Политические режимы
1+1
7
Правовое государство
1
8
Гражданское общество и государство
1
9, 10
Участие граждан в политической жизни
1+1
11, 12
Политические партии и движения
1+1
13
Практикум по теме «Политика»
18
Право
14
Роль права в жизни общества и государства
1
15, 16
Правоотношения и субъекты права
1+1
17, 18
Правонарушения и юридическая ответственность
1+1
19, 20
Правоохранительные органы
1
21
Конституция РФ. Основы конституционного строя
1
22, 23
Права и свободы человека и гражданина
1+1
24
Гражданские правоотношения
1
25
Право на труд
1
26
Семейные правоотношения
1
27
Административные правоотношения
1
28
Уголовно-правовые отношения
1
29
Социальные права
1
30
Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов
1
31
Правовое регулирование отношений в сфере образования
1
32
Практикум по теме
1
33, 34
Заключительный урок
1+1
В течение года возможны изменения в количестве уроков по определённым темам в связи с проведением мероприятий разного уровня.