kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общестовознанию для педагогов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

Кущёвский район село Раздольное



Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 им. А.И. Покрышкина





УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от ______2020 года протокол № 1

Председатель_______ Деулина Е.А.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





По курсу внеурочной деятельности «Мир человека»





Уровень образования (класс) – основное общее , 10 класс



Количество часов -34 (1 час в неделю)



Учитель Деулина Елена Александровна







Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)







I. Пояснительная записка


Программа курса «Мир человека» предназначена для учащихся 10-х или 11-х классов. Срок реализации -1 год.

Опыт активного общения со старшеклассниками показывает в большинстве случаев мифологичность, абстрактность и неконструктивность сложившегося уровня размышлений молодых людей о собственном будущем.

Примером может служить массово распространенное среди выпускников школ представление о достижении качества жизни за счет конъюнктурного выбора «востребованной» на сегодняшний день специальности, а не за счет личных усилий, стремления к конкурентоспособности и экспертному уровню профессионализма.

Эта ситуация является следствием разорванности содержания социально-гуманитарного образования, осваиваемого в рамках таких школьных дисциплин, как география, история, обществознание с одной стороны и реальными процессами личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, с другой.

Сегодня пространство самоопределения большинства старшеклассников оказалось чрезвычайно суженным; функциональную нагрузку, связанную с жизненным стратегированием, выполняют мифологемы, транслируемые СМИ и ближайшим окружением взрослых.

Причина такого замещения заключается в том, что процессы самоопределения не могут разворачиваться в «безвоздушном пространстве», вне специально выстраиваемых контекстов самоопределения. К сожалению, содержание существующих социально-гуманитарных курсов достаточно редко становится для старшеклассников материалом, формирующим такого рода контексты.

Как следствие, для ментальности старшеклассников характерно отсутствие собственного чувства времени и места. Они ничего не могут сказать о «хронотопе» собственной жизни, в лучшем случае, кроме стандартных количественных показателей, которые никак не способны интерпретировать. В этой ситуации говорить о качественном развертывании процессов личностного и профессионального самоопределения оказывается весьма затруднительным.

В этом смысле курс внеурочной деятельности«Мир человека» может рассматриваться как своеобразная «подготовительная площадка» по научению учащихся личностному самоопределению в жизни.

В подростковом возрасте велика потребность в осознании собственного отношения к миру, к себе, другим людям. Ориентация в мире ценностей, выбор личностно значимых ценностей важен в самоопределении личности, в дальнейшей ее самореализации.

Данный курс представляет собой систематизированное содержание, источником которого являются знания по психологии, философии, этике.

Курс внеурочной деятельности«Мир человека» дает возможность ученикам научиться познавать себя, равно как и другого человека, способствует осознанию того, что, делая выбор в сложных жизненных ситуациях, человек руководствуется системой ценностей, которая сложилась у него к данному моменту. Ставится задача научить подростков делать жизненный выбор осознанно, учитывая свои индивидуальные, неповторимые особенности.

В подростковом возрасте разговор на семейную тему вызывает огромный интерес. Растет потребность узнать и понять глубинные процессы и общие закономерности, определяющие характер и перспективы современной семьи. Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Именно эти побудительные причины определили введение в программу курса «Мир человека» раздела, посвященного этике и психологии семейной жизни.

Каждое занятие включает элементы психологического тренинга, фрагменты теоретических, но личностно ориентированных знаний, решение задач на социальную ориентировку или моральных дилемм. На занятиях происходит оценка тех или иных сторон человеческого бытия, выбор между значимыми ценностями и обсуждение критериев этого выбора.

В основе методического наполнения курса - активные методы, определяемые деятельностным подходом. Учащимся предоставляется возможность индивидуальной, коллективной, интерактивной деятельности.


Формы контроля за уровнем достижений учащихся

Формы контроля за уровнем достижений учащихся в рамках предлагаемого курса строятся на том основании, что старшеклассник должен быть включен в них субъектно.

Для этого предусматриваются три типа (уровня) заданий, позволяющим старшеклассникам занять позицию исследователя относительно самого себя, включая работу над целями собственного движения по самоопределению и результатами этого движения:

-Творческие работы;

-Аналитические задания (описание своей личностной территории)

- Рефлексивные эссе (построение сценария развития собственного «Я»)


II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности выпускник научится:

- владеть способами сбора фактического материала / сравнительным, комплексным/;  методом наблюдения; методом эксперимента;

- находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций; умением создавать психологический портрет личности и многими другими психологическими навыками и умениями;

-ориентироваться в мире существующих ценностей, осознанию ценности человека;

взаимодействовать в человеческом обществе;

- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций;

- высказывать собственное мнение, творчески овладевая знаниями, умениями и навыками;

-разбираться в понятиях: саморегуляция, самостоятельность, самореализация, самоактуализация;

-формировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;

-ориентироваться на дальнейшее самосовершенствование;

-преодолевать подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь.

В результате изучения курса внеурочной деятельности выпускник получит возможность научиться:

-продолжать дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение;

-быть готовым к дальнейшему непрерывному образованию;

-формировать конкурентоспособность и выживаемость;

-подготовиться к встрече со стрессами, с опасностями, трудностями;

-уберечься от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений.








III. Содержание курса внеурочной деятельности



РАЗДЕЛ 1. Я – человек. Проблемы самопознания.

Задачи:

1. Стимулировать интерес и потребность личности в самопознании, выявление собственных неповторимых черт и качеств.

2. Научить управлять собой, ориентироваться в собственных ценностях, эмоциях и чувствах, понимать внутренний мир других.

3. Помочь соотнести свои возможности с собственными желаниями и целями.


Тема 1. Познавательные процессы у человека:

Дидактические единицы: Ощущения и восприятия. Органы чувств. Фантазия и воображение.

Память хорошая и плохая.

Мышление: логическое, образное. Сформированность мыслительных умений.

Эмоции и чувства человека. Как ими управлять.

Настроение и самочувствие.


Тема 2. Индивидуальные особенности человека.

Дидактические единицы:

Интересы, предпочтения, склонности. Какие области знаний и деятельности человек выбирает. От чего зависит этот выбор.

Склонности, одаренность, талант.

Темперамент. Некоторые психофизиологические особенности личности.

Характер. Его особенности. Привычки вредные и полезные. Как формируется характер? Можно ли его улучшить?


Тема 3.Поведение человека. От чего оно зависит?

Дидактические единицы: Самооценка. Необходимость положительного отношения к себе. Вред заниженной самооценки. Опасности завышенной самооценки.

Уверенность в себе. Преодоление «комплексов».

Как сделать правильный выбор в сложной жизненной ситуации. Что учесть.

Моральные ценности.


РАЗДЕЛ 2. «Я и другие». Этико-психологические основы взаимоотношения людей.

Задачи:

1.Стимулировать интерес и потребность личности в совершенствовании стиля своих взаимоотношений с окружающими людьми.

2. Помочь выявить причины неудач в общении, научить избегать конфликтов или разрешать их.

3. Формировать толерантность к другому человеку, осознание ценности личности другого, его индивидуальности.


Тема 1.Основные правила успешного общения.

Дидактические единицы:

Как мы общаемся? Два типа общения: горизонтальное и вертикальное. Социальные роли в общении.

Основные правила успешного общения. «Гении общения» - кто они?

Как научиться понимать других людей? Что такое эмпатия?

Выразительность в общении. Взгляд, голос, мимика, жесты.

Как обрести уверенность в себе? Обаяние, привлекательность человека в общении.


Тема 2.Трудности во взаимоотношениях людей.

Дидактические единицы:

Можно ли преодолеть трудности в общении? Конфликты в общении: как их избежать или разрешить? Поведение в конфликте. Правила эффективного спора.

Что такое самоутверждающее поведение?


Тема 3. Взаимоотношения друзей, любимых, супругов.

Дидактические единицы:

Как строить отношения с людьми различного темперамента, характера, возраста.

Как учитывать индивидуальные особенности людей в общении.

Интересы собственные и интересы других – как их совместить.

Жить для других, ради других. А о себе – забыть?


РАЗДЕЛ 3 «Этика и психология семейной жизни»

Задачи:

1. Способствовать осознанию учащимися семьи как основной ячейки человеческого общества.

2. Помочь учащимся ориентироваться в системе ценностей, существующих в мире, с выделением семьи в приоритетные.

3. Научить толерантному поведению человека в семье.


Тема 1. Зачем человеку семья?

Дидактические единицы:

Этимология семьи. Современные проблемы семьи. Традиционные функции семьи.


Тема 2. Семейные ценности.

Дидактические единицы:

Социальная ценность семьи. Нравственные основы семьи.

Психологические основы семьи.

Счастливая семья. Несчастливая семья.

Последствия нарушений семейных отношений.



IV. Тематическое планирование.



РАЗДЕЛ\ ТЕМА

КОЛ-ВО ЧАСОВ

ФОРМА ЗАНЯТИЯ

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ

Раздел 1.

Я – человек. Проблемы самопознания.

9 ч.



Тема 1.

Познавательные процессы у человека

3ч.

Лекция-беседа

Объяснительно-иллюстративный метод

Тема 2.

Индивидуальные особенности человека.

3ч.

Лекция-беседа


Тема 3.

Поведение человека. От чего оно зависит?

3 ч.

Лекция-беседа

Проблемное изложение материала

РАЗДЕЛ 2.

«Я и другие». Этико-психологические основы взамоотношения людей.

8ч.



Тема 1.

Основные правила успешного общения

2ч.

Урок-практикум


Тема 2.

Трудности во взаимоотношениях людей.

3ч.


Урок-дискуссия

Решение моральных дилемм

Тема 3.

Взаимоотношения друзей, любимых, супругов.

3ч.

Эвристическая беседа

Проблемное изложение материала

РАЗДЕЛ 3

«Этика и психология семейной жизни»

8ч.



Тема 1.

Зачем человеку семья?

2ч.

Урок-дискуссия

Проблемное изложение материала.

Тема 2.

Семейные ценности.

4ч.

Эвристическая беседа.


Обобщающее занятие.

Помощники в жизненном пространстве (книги, искусство, люди).

2ч.


Беседа


РАЗДЕЛ 4

8ч.

Социальное проектирование


Проект 1

Карта конфликтов

3ч.


Деятельностные методы

Проект 2

Мой портрет в 16 лет

3ч.


Деятельностные методы

Презентация проектов


2ч.



Итого

34 ч.










СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР

Харченко О.В. _______________

______________ 2020 года






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа

Автор: Деулина Елена Александровна

Дата: 24.01.2021

Номер свидетельства: 571166

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Рабочая программа по русскому языку в 5 классе с УУД "
    ["seo_title"] => string(57) "rabochaia-proghramma-po-russkomu-iazyku-v-5-klassie-s-uud"
    ["file_id"] => string(6) "244478"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1445948532"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Методическая разработка "Рабочая программа по обучению грамоте""
    ["seo_title"] => string(67) "mietodichieskaiarazrabotkarabochaiaproghrammapoobuchieniiughramotie"
    ["file_id"] => string(6) "309141"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458746142"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Рабочая программа по литературному чтению  УМК "Школа России" "
    ["seo_title"] => string(66) "rabochaia-proghramma-po-litieraturnomu-chtieniiu-umk-shkola-rossii"
    ["file_id"] => string(6) "143159"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418467482"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(236) "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ   ПО СОСТАВЛЕНИЮ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ  ПРОГРАММЕ "
    ["seo_title"] => string(148) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-po-sostavlieniiu-rabochiei-programmy-k-dopolnitiel-noi-obshchieobrazovatiel-noi-obshchierazvivaiushchiei-programmie"
    ["file_id"] => string(6) "238779"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444653524"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ    Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия"
    ["seo_title"] => string(115) "rabochaia-programma-uchiebnoi-distsipliny-matiematika-alghiebra-i-nachala-matiematichieskogho-analiza-ghieomietriia"
    ["file_id"] => string(6) "262005"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1449242970"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства