Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»
Кущёвский район село Раздольное
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23 им. А.И. Покрышкина
УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического совета
от ______2020 года протокол № 1
Председатель_______ Деулина Е.А.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По курсу внеурочной деятельности «Мир человека»
Уровень образования (класс) – основное общее , 10 класс
Количество часов -34 (1 час в неделю)
Учитель Деулина Елена Александровна
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования (ФГОС СОО)
I. Пояснительная записка
Программа курса «Мир человека» предназначена для учащихся 10-х или 11-х классов. Срок реализации -1 год.
Опыт активного общения со старшеклассниками показывает в большинстве случаев мифологичность, абстрактность и неконструктивность сложившегося уровня размышлений молодых людей о собственном будущем.
Примером может служить массово распространенное среди выпускников школ представление о достижении качества жизни за счет конъюнктурного выбора «востребованной» на сегодняшний день специальности, а не за счет личных усилий, стремления к конкурентоспособности и экспертному уровню профессионализма.
Эта ситуация является следствием разорванности содержания социально-гуманитарного образования, осваиваемого в рамках таких школьных дисциплин, как география, история, обществознание с одной стороны и реальными процессами личностного и профессионального самоопределения старшеклассников, с другой.
Сегодня пространство самоопределения большинства старшеклассников оказалось чрезвычайно суженным; функциональную нагрузку, связанную с жизненным стратегированием, выполняют мифологемы, транслируемые СМИ и ближайшим окружением взрослых.
Причина такого замещения заключается в том, что процессы самоопределения не могут разворачиваться в «безвоздушном пространстве», вне специально выстраиваемых контекстов самоопределения. К сожалению, содержание существующих социально-гуманитарных курсов достаточно редко становится для старшеклассников материалом, формирующим такого рода контексты.
Как следствие, для ментальности старшеклассников характерно отсутствие собственного чувства времени и места. Они ничего не могут сказать о «хронотопе» собственной жизни, в лучшем случае, кроме стандартных количественных показателей, которые никак не способны интерпретировать. В этой ситуации говорить о качественном развертывании процессов личностного и профессионального самоопределения оказывается весьма затруднительным.
В этом смысле курс внеурочной деятельности«Мир человека» может рассматриваться как своеобразная «подготовительная площадка» по научению учащихся личностному самоопределению в жизни.
В подростковом возрасте велика потребность в осознании собственного отношения к миру, к себе, другим людям. Ориентация в мире ценностей, выбор личностно значимых ценностей важен в самоопределении личности, в дальнейшей ее самореализации.
Данный курс представляет собой систематизированное содержание, источником которого являются знания по психологии, философии, этике.
Курс внеурочной деятельности«Мир человека» дает возможность ученикам научиться познавать себя, равно как и другого человека, способствует осознанию того, что, делая выбор в сложных жизненных ситуациях, человек руководствуется системой ценностей, которая сложилась у него к данному моменту. Ставится задача научить подростков делать жизненный выбор осознанно, учитывая свои индивидуальные, неповторимые особенности.
В подростковом возрасте разговор на семейную тему вызывает огромный интерес. Растет потребность узнать и понять глубинные процессы и общие закономерности, определяющие характер и перспективы современной семьи. Среди непреходящих ценностей, созданных человечеством за десятки тысяч лет, семья является одной из величайших. Именно эти побудительные причины определили введение в программу курса «Мир человека» раздела, посвященного этике и психологии семейной жизни.
Каждое занятие включает элементы психологического тренинга, фрагменты теоретических, но личностно ориентированных знаний, решение задач на социальную ориентировку или моральных дилемм. На занятиях происходит оценка тех или иных сторон человеческого бытия, выбор между значимыми ценностями и обсуждение критериев этого выбора.
В основе методического наполнения курса - активные методы, определяемые деятельностным подходом. Учащимся предоставляется возможность индивидуальной, коллективной, интерактивной деятельности.
Формы контроля за уровнем достижений учащихся
Формы контроля за уровнем достижений учащихся в рамках предлагаемого курса строятся на том основании, что старшеклассник должен быть включен в них субъектно.
Для этого предусматриваются три типа (уровня) заданий, позволяющим старшеклассникам занять позицию исследователя относительно самого себя, включая работу над целями собственного движения по самоопределению и результатами этого движения:
-Творческие работы;
-Аналитические задания (описание своей личностной территории)
- Рефлексивные эссе (построение сценария развития собственного «Я»)
II. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
В результате изучения курса внеурочной деятельности выпускник научится:
- владеть способами сбора фактического материала / сравнительным, комплексным/; методом наблюдения; методом эксперимента;
- находить оптимальный выход из конфликтных ситуаций; умением создавать психологический портрет личности и многими другими психологическими навыками и умениями;
-ориентироваться в мире существующих ценностей, осознанию ценности человека;
взаимодействовать в человеческом обществе;
- применять теоретические знания для решения практических задач, эффективных способов межличностных коммуникаций;
- высказывать собственное мнение, творчески овладевая знаниями, умениями и навыками;
-разбираться в понятиях: саморегуляция, самостоятельность, самореализация, самоактуализация;
-формировать положительные ценностные ориентации и установки в отношении трудовой деятельности и семейно-бытовой сферы;
-ориентироваться на дальнейшее самосовершенствование;
-преодолевать подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь.
В результате изучения курса внеурочной деятельности выпускник получит возможность научиться:
-продолжать дальнейшее профессиональное и личностное самоопределение и самоутверждение;
-быть готовым к дальнейшему непрерывному образованию;
-формировать конкурентоспособность и выживаемость;
-подготовиться к встрече со стрессами, с опасностями, трудностями;
-уберечься от возможных ошибок в принятии жизненно важных решений.
III. Содержание курса внеурочной деятельности
РАЗДЕЛ 1. Я – человек. Проблемы самопознания.
Задачи:
1. Стимулировать интерес и потребность личности в самопознании, выявление собственных неповторимых черт и качеств.
2. Научить управлять собой, ориентироваться в собственных ценностях, эмоциях и чувствах, понимать внутренний мир других.
3. Помочь соотнести свои возможности с собственными желаниями и целями.
Тема 1. Познавательные процессы у человека:
Дидактические единицы: Ощущения и восприятия. Органы чувств. Фантазия и воображение.