Рабочая программа по обществознанию для 11 класса. Разработана в соответствии с авторской программой Л.Н. Боголюбова. В программе содержится клендарно-тематическое планирование на 102 часа в год, в неделю 3 часа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
От «30» августа 2016 г. « »_____________2016 г. Приказ № ___ от « »_________2016 г.
Рабочая программа
Наименование учебного предмета: Обществознание
Класс: 11
Уровень общего образования: средняя школа
Учитель: Мусина Ольга Николаевна
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану: всего 102 часа в год, в неделю 3 часа
Планирование составлено на основе: Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ для 10-11 классов. М: «Просвещение», 2012.
Программы по обществознанию, экономике и праву. 10 – 11 классы. / Автор – составитель Т.А. Корнева. – М.: Глобус, 2012.
Учебники: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Боголюбов Л.Н., Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Обществознание 11 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. – М.: Просвещение, 2012 г. – электронная версия.
Рабочую программу составила _____________________ Мусина Ольга Николаевна
подпись расшифровка подписи
Содержание
№
№ страницы
1
Пояснительная записка
3
2
Общая характеристика учебного
предмета
4
3
Место предмета «Обществознание» в
учебном плане школы
4
4
Планируемые результаты обучения
5
5
УМК учителя и ученика
6
6
Содержание учебного материала
7
7
Календарно – тематическое
планирование
10
8
Приложения
15
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями 2015-2016 г.г.);
- приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- распоряжение МО Ульяновской области от 15.03.2012 №929 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и учебных планов общеобразовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»;
- Региональный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования (приложение к распоряжению Министерства образования Ульяновской области от 15.03.2012 года №929-р «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов образовательных учреждений Ульяновской области, реализующих программы общего образования»);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию» (с изменениями, внесенными: приказом Минобрнауки России от 8 июня 2015 года N 576; приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2015 года N 1529; приказом Минобрнауки России от 26 января 2016 года N 38; приказом Минобрнауки России от 21 апреля 2016 года N 459);
- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от: 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015 г.);
- Примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию МО РФ для 10-11 классов. М: «Просвещение», 2012.
- Программы по обществознанию, экономике и праву. 10 – 11 классы. / Автор – составитель Т.А. Корнева. – М.: Глобус, 2012.
- Образовательная программа среднего общего образования (10-11 классы) на 2013-2017 уч. г. Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средняя общеобразовательная школа № 22 с углублённым изучением иностранных имени Василия Тезетева г. Ульяновска
- учебный план МБОУ «Средняя школа № 22» на 2016-2017 учебный год.
Настоящая рабочая программа составлена на основе учебника базового уровня: Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Боголюбов Л.Н., Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Для достижения профильного уровня в программу включены главы и параграфы из учебника: Обществознание 11 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. – М.: Просвещение, 2012 г. – электронная версия.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: социальные отношения, политика, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др.
Место предмета «Обществознание» в учебном плане школы
Учебный план школы №22 подразумевает на изучение обществознания в 11 классе 102 часа в год (3 часа в неделю, 34 учебных недель).
Цели изучения курса обществознания на ступени среднего (полного) образования
развитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.
Планируемые результаты обучения
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
УМК учителя и ученика
Для учащихся:
Обществознание. 11 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень /Боголюбов Л.Н., Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова и др.; под ред. Л.Н. Боголюбова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2016.
Обществознание 11 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений: профильный уровень /Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Смирнова Н.М. – М.: Просвещение, 2012 г. – электронная версия.
Обществознание. Практикум: пособие для 11 кл.: общеобразовательных учреждений: базовый уровень уровень / Под ред. Боголюбова Л.Н. и др. - М: Просвещение, 2012.
Школьный словарь по обществознанию: 10-11 класс, пособие для учащихся под ред. Л. Н. Боголюбова. М: Просвещение, 2012.
Для учителя:
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 11 кл. – М: ВАКО, 2013
Обществознание: глобальный мир в ХХI веке: Книга для учителя / Л. В. Поляков и др. – М: Просвещение, 2012.
Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 классах. М: Русское слово, 2013.
Единый государственный экзамен: обществознание: контрольно-измерительные материалы: 2016 / под ред. Е.Л. Рутковской. - М: Просвещение, 2016.
Дополнительная литература:
Салыгин Е. Н., Салыгина Ю. Г.Обществознание: Учебник для 11 кл. — М.: Вентана-Граф, 2011.
Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Обществознание / Редактор - составитель Е. Л. Рутковская. — М.: Интеллект-Центр, 2016.
Единый государственный экзамен: Обществознание: Справочные материалы, контрольно-тренировочные упражнения, задания с развернутым ответом: Учебное пособие для 10-11 классов / С.В. Борисов, Л.Д. Ибрагимова и др. – Челябинск: Взгляд, 2012.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
Профильный уровень. (102 ч).
Глава 1. Экономическая жизнь общества
Экономика и экономическая наука. Что изучает экономическая наука. Экономическая деятельность. Измерители экономической деятельности. Понятие ВВП.
Экономический рост и развитие. Факторы экономического роста. Экономические циклы.
Рынок и рыночные структуры. Конкуренция и монополия. Спрос и предложение. Факторы спроса и предложения. Фондовый рынок. Акции, облигации и другие ценные бумаги.
Роль фирм в экономике. Факторы производства и факторные доходы. Постоянные и переменные издержки. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Бизнес в экономике. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Вокруг бизнеса. Источники финансирования бизнеса. Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты. Госбюджет. Государственный долг. Основы денежной и бюджетной политики. Защита конкуренции и антимонопольное законодательство.
Банковская система. Роль центрального банка. Основные операции коммерческих банков. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица. Причины и экономические последствия безработицы.
Государственная политика в области занятости.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные проблемы экономики.
Экономика потребителя. Сбережения, страхование. Защита прав потребителя. Экономика производителя. Рациональное экономическое поведение потребителя и производителя.
Глава 2. Социальная сфера
Социальная структура как анатомический скелет общества. Статус как ячейка в социальной структуре общества. Взаимосвязь статуса и ро-ли. Влияние социального положения на поведение и образ жизни человека. Определение и значение социальной группы, её влияние на поведение человека. Статусные символы и знаки отличия. Социальная стратификация и социальное неравенство. Понятие о социальной страте и критерии её выделения. Социальное расслоение и дифференциация. Поляризация общества и имущественные различия людей. Классы как основа стратификации современного общества. Историческое происхождение и типология классов. Влияние классового положения на образ и уровень жизни человека. Российская интеллигенция и средний класс. Социальные отношения и взаимодействия. Социальный конфликт. Неравенство, богатство и бедность. Определение и измерение богатства. Расточительный образ жизни. Источники доходов класса богатых. «Старые и новые» богатые. Средний класс. Бедность как экономическое, культурное и социальное явление. Социальные аспекты труда. Культура труда. Социальные нормы. Отклоняющееся поведение. Преступность. Социальный контроль. Отношения между разными национальностями внутри одного государства. Отношения между разными нациями-государствами. Отношения между национальным большинством и национальными меньшинствами. Мирные и военные формы взаимодействия народов. Формирование многонационального государства. Этноцентризм и национальная нетерпимость. История этнических конфликтов, причины их возникновения.
Семья как фундаментальный институт общества и малая группа. Жизненный цикл семьи. Представление о нуклеарной семье. Эволюция форм семьи. Удовлетворённость браком. Причины, повод и мотивы развода. Последствия развода, его социальная роль.
Социальные процессы в современной России. Молодёжь как социальная группа. Развитие социальных ролей в юношеском возрасте.
Глава 3. Политическая жизнь общества
Формы проявления влияния: сила, власть и авторитет. Становление власти в качестве политического института общества.
Разделение властей. Властные отношения и социальная иерархия. Борьба за власть.
Структура и функции политической системы. Государство в политической системе. Политические режимы. Определение политической системы общества. Общие признаки государства. Понятие и значение суверенитета. Внешние и внутренние функции
государства. Причины и условия появления государства. Виды монополии государства: общие и частные. Сущность и классификация политических режимов. Характеристика и исторические формы авторитаризма. Природа и сущность диктатуры. Происхождение и
особенности парламентского режима. Парламент как защитник демократических свобод и борьба за его учреждение. Структура парламента.
Два значения гражданского общества. Признаки гражданского общества. История развития и сущность гражданства.
Избирательное право и его происхождение. Борьба за гражданские права. Понятие о правовом государстве и история его становления.
Признаки правового государства. Черты тоталитарного государства.
Избирательная система. Типы избирательных систем. Многопартийность и партийные системы. Голосование как форма участия граждан в политической жизни страны. Процедура голосования. Активность электората.
Конкуренция политических партий за электорат. Роль референдума в политической жизни.
Глава 4. Право
Право в системе социальных норм. Функции и сущность права. Представление о юридической ответственности. Права и обязанности. Что такое правоотношение. Основные источники права. Виды нормативных актов.
Что такое правонарушение. Юридическая ответственность. Система судебной защиты прав человека. Развитие права в современной России.
Правосознание. Правовая культура. Правомерное поведение. Многовариантность общественного развития. Целостность и противоречвость современного общества. Проблемы общественного прогресса. Общественный прогресс. Критерии общественного прогресса. Формы общественного прогресса.
Организационно – правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права. Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора. Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Особенности административной юрисдикции. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Международное гуманитарное право. Основные правила и принципы гражданского процесса. Гражданство РФ. Права и обязанности налогоплательщика. Правоохранительные органы. Судебная система.
Календарно – тематическое планирование уроков обществознания в 11 классе
№ п\п
Тема урока
Кол-во часов
Домашнее задание
Дата проведения
По плану\ по факту
1.
Общество как сложная динамическая система.
Вводный урок
1
Индивидуальные задания
2-3.
Роль экономики в жизни общества
2
П. 1, вопросы
4-5-6.
Экономика: наука и хозяйство
3
П. 2, задание №3
7-8-9.
Экономический рост и развитие
3
П. 3, таблица
10.
Входная контрольная работа
1
Повторение изученного
11-12-13.
Рыночные отношения в экономике. Конкуренция и монополия
3
П. 4, индивидуальные задания
14-15-16.
Фирма в экономике. Факторы производства
3
П. 5, задания
17-18-19.
Правовые основы предпринимательской деятельности
3
П. 6, вопросы № 1-3
20-21.
Слагаемые успеха в бизнесе. Основы менеджмента и маркетинга
2
П. 7, таблица
22-23-24.
Экономика и государство. Экономические функции государства
3
П. 8, вопросы
25-26-27.
Финансы в экономике. Инфляция
3
П. 9, задания №3, 4
28-29.
Занятость и безработица. Государственная политика в области занятости
2
П. 10, индивидуальные задания
30-31.
Мировая экономика.
Глобальные проблемы экономики
2
П. 11, вопросы
32-33.
Экономическая культура
2
П. 12, задания №2, 3
34.
Повторение и обобщение изученного по главе: «Экономическая жизнь общества»
1
Повторение изученного
35-36-37.
Социальная структура общества
3
П. 13, вопросы
38-39.
Социальные нормы и отклоняющееся
Поведение
2
П. 14, индивидуальные задания
40-41.
Нации и межнациональные отношения
2
П. 15, задания
42-44.
Семья и быт
2
П. 16, вопросы
45-46.
Гендер – социальный пол
2
П. 17, задания №1,2
47-48.
Молодежь в современном обществе
2
П. 18, вопросы
49-50.
Демографическая ситуация в современной России
2
П. 19, повторение
51-52.
Социальная стратификация и социальная мобильность
2
Выучить конспект
53.
Повторение и обобщение изученного по главе: «Социальная сфера»
1
повторение
54-55-56.
Политика и власть
3
П. 20, таблица
57-58.
Политическая система
2
П. 21, схема
59-60.
Гражданское общество и правовое государство
2
П. 22, вопросы
61-62-63.
Демократические выборы
3
П. 23, вопросы
64-65-66.
Политические партии и партийные системы
3
П. 24, задания
67-68-69.
Политическая элита и политические системы
3
П. 25, вопросы
70-71.
Политическое сознание
2
П. 26, задания №2,4
72-73.
Политическое поведение
2
П. 27, вопросы
74-75-76.
Политический процесс и культура политического участия
3
П. 28, эссе
77.
Средства массовой информации
в политической системе
1
конспект
78-79-80.
Федеративное устройство РФ.
Органы государственной власти
3
эссе
81.
Повторение и обобщение изученного по главе: «Политическая сфера»
1
повторение
82-83.
Право в системе социальных норм.
Система российского права
2
П. 31, электронный учебник
84-85.
Законотворческий процесс в РФ
2
Задания № 3,5
86-87.
Конституция РФ. Основы конституционного строя
2
вопросы
88-89.
Субъекты гражданского права. Основные правила и принципы гражданского процесса
2
индивидуальные задания
90-91.
Организационно – правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности. Имущественные и неимущественные права
2
вопросы
92-93.
Порядок приема на работу. Порядок заключения и расторжения трудового договора