Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по учебной дисциплине укрупненной специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (ОГСЭ) согласно перечню специальностей СПО.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Рабочая учебная программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям) и вариативной части ФГОС СПО в объеме 72 часов аудиторной учебной нагрузки и 36 часов самостоятельной работы, направленных на основании требований работодателей на углубление и расширение подготовки обучающихся
по дисциплине.
Организация-разработчик: ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»
Автор:
Ромашова Светлана Викторовна, преподаватель ГБПОУ АО «Вельский экономический колледж»
Рассмотрено и рекомендовано к утверждению
на заседании предметной (цикловой) комиссии
бухгалтерско – экономических дисциплин
протокол № __1__ от « 31 » _августа_ 2016_года.
Председатель П(Ц)К __________Ромашова С.В.
3
Содержание
1. Паспорт рабочей программы УЧЕБНОЙ ДИСЦИПлины………...4
2. Структура и содержание учебной дисциплины…………….....5
3. Условия реализации программы учебной дисциплины....14
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной
дисциплины……………………………………………………………………16
4
1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по учебной дисциплине укрупненной специальности СПО 38.02.01 «Экономика и бухгалтерский учет» (ОГСЭ) согласно перечню специальностей СПО.
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям:
20336 Бухгалтер
23369 Кассир
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Учебнаядисциплина «Экономика» входит в обязательную часть специального цикла основной профессиональной образовательной программы.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Цель:
Приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в области экономики.
уметь:
- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
- описывать: действия рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
- объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
для получения и оценки экономической информации;
составления семейного бюджета;
оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена
семьи и гражданина;
5
знать:
- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно – правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студентов 108 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 72 часа;
самостоятельной работы студентов 36 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
108
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
72
в том числе:
практические занятия
20
контрольные работы
-
Самостоятельная работа студента (всего)
36
в том числе:
Домашняя работа(з/о)
Аттестация в форме экзамена 1
62.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЭКОНОМИКА
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная
работа обучающихся, курсовая работ (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Содержание дисциплины, ее связь с дисциплинами учебного курса; значение дисциплины в профессиональной подготовке по специальности.
1
1
Раздел 1. Экономика и экономическая наука
17
Тема 1.1. Предмет, структура, методология и функции экономики
Тема 1.2. История развития экономической теории
Понятие, предмет, функции, основные методы экономики как науки.
Исторические этапы развития экономической теории: основные положения меркантилистов, физиократов, английской классической школы.
1
2
Тема 1.3. Потребности. Свободные и экономические блага. Основные экономические проблемы. Ограниченность ресурсов
Потребности. Свободные экономические блага. Потребность как экономическая категория. Роль экономических потребностей в активизации производственной деятельности. Закон возрастания потребностей. Свободные и экономические блага общества.
Экономические ресурсы: труд, земля, капитал, предпринимательство. Ограниченность экономических ресурсов – главная проблема экономики. Границы производственных возможностей.
2
2
2
Тема 1.4. Факторы производства и факторные доходы
Факторы производства. Экономическая деятельность и ее основные фазы. Производство - процесс создания полезного продукта; воспроизводство, его фазы. Факторные доходы. Заработная плата. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда. Прибыль. Структура и виды прибыли. Планирование прибыли. Рентабельность. Земельная рента.
4
2
2
Практическое занятие №1.
Решение практических примеров по расчету факторных доходов.
2
3
Тема 1.5. Выбор и альтернативная стоимость
Экономический выбор. Метод научной абстракции. Стоимость. Потребительская и меновая стоимость. Альтернативная стоимость. Альтернативные затраты.
2
2
2
Тема 1.6. Типы экономических систем
Экономическая система как форма организации общества, ее основные элементы. Основные типы экономических систем: традиционная, командно – административная, рыночная и смешанная; их отличительные черты. Механизм свободного образования цен, принцип рациональности, основные государственные функции при рыночной экономике.
2
2
2
Тема 1.7. Собственность. Конкуренция
Собственность как основа социально – экономических отношений. Собственность как экономическая категория в современном понимании. Формы собственности: государственная, муниципальная, частная.
Конкуренция. Совершенная конкуренция. Условия совершенной конкуренции. Монополия. Монополистическая конкуренция. Олигополия. Антимонопольная политика государства.
4
2
2
2
2
Тема 1.8. Экономическая свобода. Значение специализации и обмена
Понятие экономической свободы. Специализация и ее значение для формирования рынка. Понятие обмена. Организованный и хаотичный обмен. Принудительный и добровольный обмен. Товарный обмен.
2
2
2
Раздел 2. Семейный бюджет
6
Тема 2.1. Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи. Сбережения населения. Страхование
Сбережения населения. Страхование.
Семейный бюджет. Источники доходов семьи. Основные статьи расходов. Личный располагаемый доход. Реальная и номинальная заработная плата и реальные и номинальные доходы. Сбережения населения. Страхование.
4
2
2
Практическое занятие №2
Расчет семейного бюджета.
2
3
Тема 2.2. Рациональный потребитель
Суверенитет потребителя. Рациональность потребителя и свобода выбора. Теория предельной полезности. Потребительское равновесие. Эффект замещения. Эффект дохода. Излишек потребителя. Бюджетная линия потребителя. Кривые безразличия.
2
2
2
Раздел 3. Рыночная экономика.
20
Тема 3.1. Рыночный механизм. Рыночное равновесие. Рыночные структуры
Рыночный механизм. Круговорот производства и обмена продукции в экономической системе. Закон спроса. Факторы, влияющие на спрос. Закон предложения. Концепция равновесия рынка. Устойчивость равновесия. Эластичность спроса по цене. Эластичность спроса по доходу. Перекрестная эластичность спроса. Эластичность предложения.
4
2
2
Практическое занятие №3.
Анализ спроса и предложения, рыночное равновесие.
2
3
Тема 3.2. Экономика фирмы: цели, организационные формы
Предпринимательство. Цели, виды предпринимательской деятельности. Предприятие (фирмы), его миссия. Основные признаки предприятия. Классификация предприятий. Организационно – правовые формы экономических субъектов.
Практическое занятие №4
Сравнительный анализ основных организационно-правовых форм деятельности экономических субъектов.
4
2
2
2
3
Тема 3.3. Производство, производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда
Производство, производительность труда.Общая производственная структура предприятия и инфраструктура предприятия. Нормирование труда. Производительность труда. Показатели уровня производительности труда.
Основной капитал. Классификация элементов основного капитала. Оборотный капитал. Роль оборотного капитала в процессе производства.
Практическое занятие №5.
Решение практических примеров по расчету длительности оборота и количества оборотов капитала; срока службы, нормы и суммы амортизации основного капитала.
4
2
2
2
3
Тема 3. 4. Издержки. Выручка
Издержки предприятия.Себестоимость продукции. Классификация издержек предприятия. Сметы затрат на производство. Факторы, влияющие на себестоимость. Предельные издержки производства. Ценообразование. Доход предприятия.
Практическое занятие №6.
Решение практических примеров по расчету показателей прибыли и рентабельности продукции предприятия.
4
2
2
2
3
Тема 3.5. Ценные бумаги: акции, облигации. Фондовый рынок
Фондовый рынок. Ценные бумаги и их виды. Акции. Номинальная стоимость курса акций. Рынок ценных бумаг. Первичный и вторичный рынок. Организованный и неорганизованный рынок. Фондовая биржа и ее функции. Аккумуляция капитала.
Тема 4.1. Труд. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда
Фактор труд и его цена. Проблемы спроса на экономические ресурсы. Цена труда. Понятие заработной платы. Номинальная и реальная заработная плата.
Организация оплаты труда. Формы оплаты труда. Поощрительные системы оплаты труда.
Практическое занятие №7.
Расчет заработной платы повременной и сдельной формам оплаты труда.
4
2
2
2
3
Тема 4.2. Безработица. Политика государства в области занятости. Профсоюзы
Безработица. Виды безработицы: фрикционная, структурная, циклическая. Управление занятостью. Политика государства в области занятости населения. Правовая основа деятельности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
2
2
2
Раздел 5. Деньги и банки
8
Тема 5.1. Понятие денег и их роль в экономике
Деньги: сущность и функции. Деньги как средство обращения, мера стоимости, средство накопления, средство платежа. Проблема ликвидности. Закон денежного обращения. Уравнение обмена. Денежный запас. Роль денег в экономике.
2
2
2
Тема 5.2. Банковская система. Финансовые институты
Банковская система. Двухуровневая банковская система. Правовое положение Центрального банка РФ. Основные функции и задачи ЦБ РФ. Понятие и функции коммерческих банков. Виды банковских операций. Специализированные кредитно – финансовые учреждения.
2
2
2
Тема 5.3. Инфляция и ее социальные последствия
Инфляция. Измерение уровня инфляции. Типы инфляции. Причины возникновения инфляции. Инфляция спроса. Инфляция предложения.
Семинарское занятие №2 «Социально – экономические последствия инфляции. Государственная система антиинфляционных мер».
4
2
2
2
3
Раздел 6. Государство и экономика
10
Тема 6.1. Роль государства в экономике. Общественные блага
Государство как рыночный субъект. Экономические функции государства. Принципы и цели государственного регулирования. Правовое регулирование экономики. Финансовое регулирование. Социальное регулирование. Общественные блага и спрос на них.
2
2
2
Тема 6.2. Налоги. Система и функции налоговых органов
Система налогообложения. Принципы и методы построения налоговой системы. Понятие налогов. Виды налогов. Элементы налога и способы его взимания. Системы и функции налоговых органов.
2
2
2
Тема 6.3. Государственный бюджет. Государственный долг
Семинарское занятие №3
«Государственный бюджет. Государственный долг».
Основные статьи доходов государственного бюджета. Структура бюджетных доходов. Дефицит и профицит государственного бюджета. Государственный долг и его структура.
2
2
3
Тема 6.4. Понятие ВВП. Экономический рост. Экономические циклы
Валовой внутренний продукт.Цели национального производства и состав ВВП. Методы расчета ВВП. Метод потока расходов. Метод потока доходов. Метод добавленной стоимости. Номинальный и реальный ВВП. Экономический цикл. Основные факторы экономического роста.
2
2
2
Тема 6.5. Основы денежной политики государства
Основы кредитно – денежной политики. Цели и задачи кредитно – денежной политики. Инструменты кредитно – денежной политики. Операции на открытом рынке. Политика изменения учетной ставки. Нормы обязательных резервов.
2
2
2
Раздел 7. Международная торговля
4
Тема 7.1. Международная торговля. Государственная политика в области международной торговли
Международная торговля и мировой рынок. Международное разделение труда. Элементы теории сравнительных преимуществ. Международная торговая политика. Протекционизм в международной торговой политике. Причины ограничений в международной торговле. Фритредерство. Таможенная пошлина.
2
2
2
Тема 7.2. Валюта. Обменные курсы валют. Глобальные экономические проблемы
Валютный курс. Понятие валюты. Спот – курс. Форвардный курс. Конвертируемость валюты. Динамика валютного курса. Факторы, определяющие валютные курсы: объем денежной массы, объем валового внутреннего продукта, паритет покупательской способности, колебания циклического характера, различия в процентных ставках и переливы капитала, ожидания относительно будущей динамики валютного курса.
2
2
2
Самостоятельная работа студентов
К разделу №1
Различия концептуальных положений основных экономических направлений: неоклассического, неокейнсианского, монетаристского.
Отличительные особенности экономического учения К.Маркса.
Научные подходы к категории процент. Основные теории процента.
2
2
2
3
3
3
К разделу №3
Механизм свободного образования цен, принцип рациональности, основные государственные функции при рыночной экономике.
Виды и формы страхования.
Рыночные структуры.
Некоммерческие организации.
Межотраслевые переливы капитала. Переход управления к эффективному собственнику.
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
К разделу №4
Основные права профсоюзов. Гарантии прав профсоюзов. Защита прав профсоюзов. Обязанности профсоюзов. Модели функционирования рынка труда с участием профсоюзов.
2
3
К разделу №5
Денежный запас. Инфляция и занятость. Кривая Филлипса.
2
3
К разделу №6
Роль государства в кругообороте доходов и расходов.
Неравенство доходов и его измерение.
Эффективность и границы денежно – кредитного регулирования.
Государственная политика в области международной торговле.
Политика «дорогих» и «дешевых» денег.
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
К разделу №7
Экономические реформы в России.
Экономический рост. Инвестиционный климат в современной России. Россия и мировая экономика.
Глобальные экономические проблемы.
2
2
2
3
3
3
К разделам 1-7
Подготовка рефератов по темам выбранного раздела
10
3
Подготовка сообщений, докладов на выбранную тему
15
3
Всего:
36
Экзамен
1
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – Ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – Репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – Продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
14
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация рабочей программы дисциплины предполагает наличие учебного кабинета «Экономика»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-наглядных пособий
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиа-
проектор;
- телевизор, DVD
3.2. Информационное обеспечение обучения
Основные источники:
1. Борисов Е.Ф. Основы экономики.Практикум. Задачи, тесты, ситуации: Учеб. Пособие/ Е.Ф.Борисов. – М.:Высш.шк., 2001. – 368 с.
2. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия. – М., 2002.
3. Гомола А.И. Гражданское право: учебник для студ. Сред.проф. учеб. заведений. 5-е изд., испр. и доп.. М.,2007.
4. Гомола А.И. Профессии в сфере экономики и управления: учеб. пособ.-М., 2007.
9. С.И. Иванов. Основы экономической теории: учебн. Пособие для 10-11кл. общеобразоват.учреж. с углубленным изучением экономики в 2-х кн./ гос.унив. Высшая школа экономики; под ред. С.И. Иванова.-М.:Вита-Пресс,1999.
6. Экономика организации (предприятия).: учебник/ под. Ред. Н.А. Сафонова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.,2007.
7. Экономика предприятия: Учебник/ под ред. Проф. В.Я.Горфинкеля, проф. В.А.Швандера. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.,2007
8. Экономическая теория / под ред. А.И.Добрынина, Л.С. Тарасевича, 3-е изд. – СПб.,2007.
16
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
По результатам освоения дисциплины должны быть сформированы следующие общие и профессиональные компетенции: 5.1. Бухгалтер должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Владеть информационной культурой, анализировать и оценивать информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
17
Контрольи оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
Умения:
приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ, российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;
описывать: действия рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статьи госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;
объяснять: взаимовыгодность добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для получения и оценки экономической информации; составления семейного бюджета; оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина
Формы контроля обучения:
-устный опрос;
-письменный опрос;
-письменное тестирование;
-по результатам работы практические занятия,
-домашнее задание творческого характера;
-проверочные работы;
-активность на занятиях (экспертное суждение, дополнение к ответам однокурсников и т.п.)
Знания:
функций денег, банковской системы, причин различий в уровне оплаты труда, основных видов налогов, организационно – правовых форм предпринимательства, видов ценных бумаг, факторов экономического роста.
Методы оценки результатов обучения:
-традиционная система выставления оценок в баллах за каждую выполненную работу (контрольная работа, домашняя работа, практические занятия, выполнение индивидуальных проектных заданий и др.)
-традиционная система оценок в баллах за каждую выполненную работу, на основе которых выставляется итоговая оценка.
19
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ, ПРЕЗЕНТАЦИЙ
Лауреаты Нобелевской премии по экономике и их вклад в развитие экономической мысли.
Организация предпринимательской деятельности. Проблемы ее реализации на современном этапе развития.
Роль малого бизнеса в развитии экономики РФ (региона, муниципального образования).
Фискальная (налоговая) политика и ее роль в стабилизации экономики.
Бюджетный дефицит и концепции его регулирования.
Уровень жизни: понятие и факторы, его определяющие.
Экономические кризисы в истории России.
Центральный банк и его роль.
Особенности миграционных процессов во 2-й половине ХХ в.
Проблемы вступления России в ВТО.
Россия на рынке технологий.
Финансовый кризис 1998 года в России.
Проблемы европейской интеграции: углубление и расширение ЕС.
Электронные рынки как феномен мировой экономики.
Оффшорный бизнес и его роль в экономике России.
Внешний долг России и проблемы его урегулирования.
Мировой опыт свободных экономических зон.
Возникновение и эволюция денег на Руси.
Международные валютно – финансовые организации.
Теории глобализации (Т. Левитт, Дж. Стиглиц, Ж.-П. Аллегре, П. Даниелс).