Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», входящей в состав укрупненной группы 080000 «Экономика и управление»
Программа может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-.оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально- гуманитарного познания.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;
самостоятельная работа обучающегося 39 часов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по дисциплине "Обществознание" »
Министерство образования Республики Мордовия
ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И.Полежаева»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
14
1 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
1.1 Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 080114 «Экономика и бухгалтерский учёт (по отраслям)», входящей в состав укрупненной группы 080000 «Экономика и управление»
Программа может быть использована другими образовательными учреждениями профессионального и дополнительного образования, реализующими образовательную программу среднего (полного) общего образования.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к базовым общепрофессиональным дисциплинам общеобразовательного цикла.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
- анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
- объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
- раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
- осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
-.оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
- формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
- подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
- применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
в результате освоения учебной дисциплины обучающийся должензнать:
- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
- особенности социально- гуманитарного познания.
1.4 Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальная учебная нагрузка обучающегося 117 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 78 часов;
самостоятельная работа обучающегося 39 часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Обществознание
2.1 Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной нагрузки
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
117
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
78
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
39
в том числе:
индивидуальные задания
29
внеаудиторная самостоятельная работа
10
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта
2.2Тематический план и содержание учебной дисциплины «Обществознание»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся
Объём часов
Уровень освоения
Раздел 1 Начало философских и психологических знаний о человеке и обществе
28
Введение
Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.
2
1
Тема 1.1 Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид. Потребности, способности и интересы
12
2
Деятельность и сознание. Виды деятельности. Творчество.
Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.
2
Личность: познай себя. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение.
3
Свобода и ответственность: правила поведения. Выбор и ответственность за его последствия.
2
Человек и гражданин. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие в мире общения
2
Межличностные отношения. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты.
Самостоятельная работа
4
Цель и смысл человеческой жизни
Свобода как условие самореализации личности
1.2 Общество как сложная система
Общество – среда обитания человека. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.
8
2
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.
2
Общество во времени и пространстве. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).
2
Тенденции развития современного общества. Процессы глобализации. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Самостоятельная работа
2
Общество и его регуляторы
Раздел 2 Основы знаний о духовной культуре человека и общества
25
Тема 2.1 Духовная культура личности и общества
Культура: основные понятия.
Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества
Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде.
6
2
Культурная статика. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур.
2
Культурная динамика. Учреждения культуры
Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям. Современная культура и её разновидность.
3
Самостоятельная работа
2
Духовная культура личности и общества
Тема 2.2 Наука и образование в современном мире
Роль науки в жизни общества. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Ответственность ученого перед обществом.
4
2
Образование и его роль в обществе. Система образования в российской федерации. Государственные гарантии в получении образования. Профессиональное образование.
2
Самостоятельная работа
2
Роль образования в современного человека и общества
Тема 2.3 Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль. Основные принципы и нормы морали.
6
2
Религия как компонент культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести.
3
Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
2
Самостоятельная работа
5
Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности
Религия как феномен культуры
Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть
Раздел 3 Социальные отношения
30
Тема 3.1 Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность.
6
3
Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.
2
Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.
2
Самостоятельная работа
4
Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте
Престижность профессиональной деятельности
Тема 3.2 Социальные нормы и конфликты
Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль
6
3
Девиантное поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.
3
Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов.
2
Самостоятельная работа
6
Самоконтроль личности
Опасность наркомании и алкоголизма
Позитивное и деструктивное в конфликте
Тема 3.3 Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России.
8
3
Этносы и нации. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.
2
2
Межнациональные отношения,этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в российской федерации.
Семья как малая социальная группа и социальный институт. Семья и брак.
Раздел 4 Политика как общественное явление
34
Тема 4.1 Политика и власть. Государство в политической системе
Политическая организация общества. Понятие власти. Типы общественной власти. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты.
8
2
Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет.
Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.
2
Политический режим. Государственный режим.
Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство. Типология политических режимов.
3
Правовое государство, понятие и признаки.
2
Самостоятельная работа
6
Политические идеи русских мыслителей
Мыслители прошлого о политике и её роли в жизни людей
Тема 4.2 Участники политического процесса
Политическая элита и политическое лидерство.
12
2
Политическая культура, её функции, типы и компоненты
2
Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.
3
Политические партии и движения.
2
Избирательные системы. Мажоритарная и пропорциональная системы. Избирательная система в РФ.
2
Типы современных политических идеологий.
3
Самостоятельная работа
8
Политические лидеры и партии современной России
Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных компаний
Консерватизм, либерализм, социализм, коммунизм
Итого
117
3 УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам
Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.- М.: Издательский центр «Академия», 2005.
Певцова Е.А., Важенин А.Г. теория государства и права: учеб. пособие для УСПО.- Ростов н/Д: Феникс, 2006.
Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч.- М.: Русское слово, 2007.
Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.- М. Издательский центр «Академия», 2005.
.Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека.- М.: ООО "ТИД "Русское слово - РС", 2007.
Мушинский В.О. Обществознание – М.: Изд-во «Международные отношения, 2005
Яковлев А.И. Основы правоведения.- М.: Академия, 2006.
Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.- М.: Интеллект-центр , 2007.
Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
http:// history, standart. edu. ru/
Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию. Форма доступа. http:// www. openclass. ru/ communities/
4 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
1
2
Умения:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
Индивидуальная самостоятельная работа
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
Внеаудиторная самостоятельная работа
объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
Индивидуальная самостоятельная работа
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
Внеаудиторная самостоятельная работа
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
Индивидуальная самостоятельная работа
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
Индивидуальная самостоятельная работа
Формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
Подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа
Применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;
Самостоятельная работа обучающихся
Знания:
Биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
Внеаудиторная самостоятельная работа
Тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
Индивидуальная самостоятельная работа
Необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа