РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 5 «а», «б» класса
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 5 «а», «б» класса
Рабочая программа по истории составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.
приказа Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Рабочей программы. Обществознание 5-9 класы: учебно-методического пособия/ Т.И.Никитина М.: Дрофа, 2013, к УМК А.Ф.Никитина «Обществознание. 5-9 классы»
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 № 1067, зарегистрированный номер 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
Письма Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 5 «а», «б» класса »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Киселевского городского округа
«Основная общеобразовательная школа № 35»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
для 5 «а», «б» класса
Разработчик: Мещерякова Любовь Валерьевна
Должность:учитель истории и обществознания
Квалификационная категорияпервая________
Рабочая программа составлена на основе
Рабочей программы. Обществознание 5-9 класы: учебно-методического пособия/ Т.И.Никитина М.: Дрофа, 2013, к УМК А.Ф.Никитина «Обществознание. 5-9 классы»
2014 г.
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обусловливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека. Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Динамизм социальных и политических процессов в стране и мире в ХХI в., быстрорастущие информационные контакты, глобализация всех сфер жизни, взаимодействие представителей различных этнических, социальных и религиозных групп и др. предъявляют все новые требования к изучению обществознания в школе. Знания по курсу должны помочь ответить учащимся на наиболее значимые вопросы миропознания, миропонимания, мировоззрения: «Кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире г: и т. д. Учебный предмет «Обществознание. дает возможность подростку оценить себя как личность, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Изучение обществознания в основной школе опирается на знание учащимися учебного предмета «Окружающий мир» В начальной школе и продолжается затем в старших классах. При изучении курса Обществознание. В основной школе необходимо широко использовать межпредметные связи. Прежде всего следует опираться на знания учащихся по истории, литературе, искусству, географии. Последовательность материала курса в данной рабочей про грамме по обществознанию определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями построения и изучения учебного содержания курса для учащихся 5-9 классов. Учитывая возрастные особенности школьников, в рабочей программе выделены два самостоятельных этапа изучения курса: первый этап - 5-7 классы, второй этап - 8-9 классы. Курс «Обществознание» для 5-7 классов является пропедевтикой курса «Обществознание. для 8-9 и далее 10- 11 классов. Общая логика распределения в нем учебного материала - линейно-концентрическая. принцип, объединяющий большинство разделов всех курсов, - антропоцентрический, Одни темы являются оригинальными, другие служат введением к раскрытию родственных тем в последующих классах. Изучая курс «Обществознание», школьники получают образовательную информацию, которая, во-первых, помогает им легче, естественнее «войти» в содержание последующих курсов в конце основной и далее в средней школе и, во-вторых, имеет выраженное воспитательное значение. Дидактические особенности учебников разнообразны и соответствуют специфике возраста учащихся. Для каждого класса предусмотрены свои формы и приемы трансляции учебного материала. Однако во всех учебниках прослеживаются следующие принципы: максимально доступное изложение самых непростых положений с учетом «зоны ближайшего развития». Школьников (позволяющей забегать немного вперед, «подтягивая» интеллектуальные возможности учащихся к разумному максимуму); энциклопедизм (посильный) организации материала; опора на самостоятельное мышление учащихся; сдержанный плюрализм изложения точек зрения по вопросам общества и человека, возможность выбора материала, раскрывающего ту или иную тему; максимально доступная для учебника литературность текстов, несущих образовательно-воспитательную нагрузку.
Литературный текст, имеющий в своей глубинной основе диалог с учащимися, способен проникнуть в душу ребенка, оставить там благодатный след. В наше время, когда шум и гам развлекательных, легковесных радио- и телепередач заполонили все и вся, предложение задуматься о добре, смысле жизни, поисках истины оказывается в дефиците.
С учетом общей логики построения курса как пропедевтического и в определенной степени воспитательного, а также возрастных особенностей учащихся 5-7 классов и общедидактических принципов определены основные темы курса «Обществознание»: вопросы этики и нравственного становления человека, первоначальные знания об обществе, стране, государстве, взаимоотношениях между людьми, нравственно-правовых нормах и правилах общественной жизни, правах ребенка. Значительное внимание уделяется профилактике асоциальных явлений, таких, например, как правонарушения, алкоголизм и наркомания.
Учебники для 5-7 классов могут служить основой для разнообразных по форме занятий. Дидактический акцент делается на развитие самостоятельности учащихся, их творческих возможностей, умение нестандартно оценивать факты и явления действительности. Хорошо разработанный методический аппарат позволяет реализовать принципы системно - деятельностного подхода. Так, учебники содержат рубрики: «Вопросы и задания к параграфах; «Прочитайте, перескажите и обсудите»; «За кончите рассказ», «Поработайте с рисунками ь; «Подберите родственные слова»; «Поиграйте»; «Составьте таблицу»; «Заполните схему»; «Напишите эссе» и др. Задания могут выполняться как дома, так и на уроке.
Дополнительные тексты предлагается прочитать и обсудить в классе. Учащиеся могут обменяться своими вопросами, впечатлениями и комментариями. Оптимально работу по составлению определений понятий проводить в школе, корректируя ответы учащихся. Проведение игры и обсуждение предложенных вопросов в какой-то мере взаимозаменяемы. Тем не менее целесообразно осуществлять и то и другое. Предусмотрены также разноуровневые задания. Наиболее сложные из них отмечены звездочкой. Для закрепления материала и контроля знаний в каждый учебник включены пять практикумов.
В целом представленный материал дает возможность успешно решить на этом этапе проблему обществоведческого (и гражданского) образования школьников. Неоднозначность актуальных идей, составляющих содержание учебников, будет пробуждать у учащихся стремление к самостоятельному осмыслению жизненно важных проблем, поиску неординарных решений и в то же время формировать понимание длительности и значительности того пути, который пройден человечеством в познании тайн бытия, особенностей внутреннего мира человека и окружающей его действительности.
В курсе «Обществознание» для 8 и 9 классов основная цель - помочь учащимся пополнить свои знания о человеке, обществе и правилах жизни в нем, развить способность ориентироваться в различных жизненных ситуациях, оценивать действительность и поступать с позиций гражданственности. Материал учебников позволяет выпускникам основной школы успешно подготовиться к государственной итоговой аттестации по предмету. Непростые вопросы обществознания рассматриваются без излишнего теоретизирования. Вместе с тем курс включает темы, идеи, положения, которые могут стать основой глубоких теоретических размышлений. Предусматривается материал для разнообразных форм учебных занятий: основной и дополнительные тексты, выдержки из документов для анализа, задания для самостоятельной работы, практические советы для самопознания и социальных ориентаций, темы для проектной деятельности, рефератов и обсуждений, предметный словарь.
Рабочая программа по истории составлена на основе:
Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ (с изменениями и дополнениями);
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию.
приказа Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г. «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
Рабочей программы. Обществознание 5-9 класы: учебно-методического пособия/ Т.И.Никитина М.: Дрофа, 2013, к УМК А.Ф.Никитина «Обществознание. 5-9 классы»
приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2012 № 1067, зарегистрированный номер 26755 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013-2014 учебный год».
Письма Министерства образования и науки РФ от 29.04.2014 № 08-548 «О федеральном перечне учебников».
Постановление Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», с изменениями.
Учебник
Обществознание. 5класс: учебн. для общеобразоват. Учреждений, автор Никитин А.Ф. — М.: Дрофа, 2014.
Место предмета.
На изучение предмета отводится 1 час в неделю, итого 34 часов за учебный год, включая 5 резервных часов. Программа содержит 26. Остающиеся 8 учебных часов отводятся на практические задания, по повторению пройденного и контроль знаний учащихся по схеме:
3 часа – на повторение темы «О человеке»;
1 час – на повторение темы «Общение и окружение человека»;
1 час – на повторение темы «Наша Родина – Россия – Российская Федерация»;
4 часа- на обобщение пройденных тем и итоговое повторение.
В учебном плане образовательного учреждения на изучение обществознания отведено 34 часа.
Количество часов по авторской программе – 35 (1 час в неделю).
Количество часов по учебному плану – 34 (1 час в неделю).
Количество часов по рабочей программе – 34 (1 час в неделю).
Тематическое планирование.
№
урока
Тема
Кол-во
часов
Тема 1. О человеке
17 ч
1
Как первобытный человек стал разумным.
1
2
Человек – часть природы и член общества.
1
3
Что такое «Я»?
1
4
Как человек познает самого себя?
1
5
Возрастные периоды жизни человека.
1
6
Практикум № 1 по теме «О человеке».
1
7
Здоровье человека.
1
8
Вредные привычки.
1
9
Вера и неверие.
1
10
Добро и зло.
1
11
Что значит быть честным?
1
12
Практикум № 2 по теме «О человеке».
1
13
Что такое долг?
1
14
Что значит быть порядочным человеком?
1
15
Милосердие.
1
16
Как стать добрым человеком?
1
17
Практикум № 3 по теме «О человеке».
1
Тема 2. Общение и окружение человека.
8ч
18
Может ли человек жить в одиночестве?
1
19
Общение – большое умение.
1
20
Человек и его семья.
1
21
Мама – самый дорогой человек.
1
22
Школа, образование.
1
23
Что такое общество?
1
24
Каковы правила жизни в обществе?
1
25
Практикум № 4 по теме «Общение и окружение человека»
1
Тема № 3. Наша Родина – Россия – Российская федерация.
5ч
26
Малая и большая Родина.
1
27
Мы живем в России.
1
28
Символы России: герб и флаг.
1
29
Символы России: Государственный гимн Российской Федерации.
1
30.
Практикум № 4 по теме«Наша Родина – Россия – Российская федерация».
1
Тема № 4. Обобщение и повторение.
4ч
31
Обобщение и повторение по теме «О человеке».
1
32
Обобщение и повторение по теме «Общение и окружение человека».
1
33
Обобщение и повторение по теме «Наша Родина – Россия – Российская федерация».
1
34
Обобщение и повторение по курсу «Обществознание»,
5 класс
1
Основное содержание курса «Обществознание».
Тема 1. «О человеке» - 17 часов.
Как первобытный человек стал разумным? Жизнь и занятия первобытных людей. Как древний человек познавал мир. Роль труда в развитии человека. Человек умелый. Творчество первобытных людей.
Человек – часть природы и член общества. Значение общества для воспитания и развития человека. Роль природы в жизни человека, ее влияние. Основные занятия человека: труд, учение, общение, игра. Их характеристика.
Что такое «Я»? Внешние признаки человека. Внутренний мир человека, качества его характеризующие. Психика человека, наука, ее изучающая – психология.
Как человек познает самого себя? Умение оценивать себя - важное внутреннее качество человека.
Возрастные периоды жизни человека. Возраст человека. Возрастные периоды: детский, отроческий, юношеский, молодость, зрелость, преклонный и старческий возраст.
Здоровье человека. Как его беречь? Здоровый образ жизни. Умение управлять своим телом и психологическим состоянием, регулировать свое настроение. Что такое здоровье?
Вредные привычки. Курение. Алкоголизм. Токсикомания. Наркомания. В чем их опасность. Влияние вредных привычек на здоровье и жизнь человека. СПИД. Как бороться с вредными привычками.
Вера и неверие. Что такое вера? Вера в Бога, вера в науку, вера в человека, вера в самого себя. Внутренние запреты человека.
Добро и зло. Почему люди помнят и любят добрые дела? Добрые и злые поступки.
Что значит быть честным? Качества, характеризующие честного человека. Совесть. Кодекс чести. Нравственные нормы.
Что такое долг? Обязанности человека. Зашита Отечества - священный долг гражданина. Долг родителей перед детьми, долг детей перед родителями. Чувство ответственности. Обязанности гражданина по Конституции Российской Федерации. Почему так важно их выполнять?
Что значит быть порядочным человеком? Порядочность. Почему на порядочного человека можно положиться во всем?
Милосердие. Его проявление в жизни. Гуманизм. Милосердие – свидетельство высокой нравственности человека.
Как стать добрым человеком? Добрые поступки человека. Почему надо совершать добрые поступки?
Тема 2. «Общение и окружение человека» – 8 часов.
Может ли человек жить в одиночестве? Что такое одиночество? Внешнее и внутреннее одиночество. Для чего человек должен общаться? Что такое гармония в обществе?
Общение – большое умение. Что такое общение? Стили общения: дружеские, семейные, деловые. Их характеристики и признаки. Конфликты, виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способность прощать – одно из важных качеств человека.
Человек и его семья. Что такое семья? Семейные конфликты. Семейные обычаи и традиции.
Мама – самый дорогой человек. Чувство любви матери к своему ребенку. Любовь детей к матери и забота о ней. Родители. Роль женщины в семье.
Школа. Роль школы в жизни каждого человека. Образование. Школа – одна из ступеней в системе российского образования.
Что такое общество? Характеристики общества и его системы. Сферы жизни общества: политическая, экономическая, социальная, духовная. Их отличия и взаимосвязь.
Каковы правила в жизни общества? Для чего нужны правила поведения? Нравственные нормы и их значение в обществе. Обычаи. Законы. Какие права имеет человек в Российской Федерации и в каком документе они закреплены?
Тема 3. «Наша Родина – Россия – Российская Федерация» – 5 часов.
Малая и большая Родина. Что такое малая Родина? Большая Родина, отчизна – вся страна. Почему люди любят свою Отчизну?
Мы живем в России. Чем богата Россия? Народ - самое главное богатство. Российская Федерация – многонациональное государство. Россияне. Народы, проживающие в нашей стране. Единство и равноправие наций.
Символы России: флаг и герб. Государственные символы. Что к ним относится? Зачем они нужны? Герб государственный. Флаг государственный. Государственный флаг и герб Российской Федерации, их описание. Красное знамя победителей в Великой Отечественной войне. Символы России: гимн. Значение слова «гимн». Авторы слов и музыки гимна. Почему гимн является символом государства?
Тема 4. Обобщение и повторение – 4 часа.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса «Обществознание».
Личностными результатами обучающихся, при изучение содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность в личном успехе и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству.
Метапредметные результаты изучения обществознания:
умение сознательно организовать свою познавательную деятельность;
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций, рассматривать их комплексно;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия).
Предметными результатами содержания программы по обществознанию являются в сфере:
Познавательной:
относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни;
знание ряда ключевых понятий обществоведческих наук: социологии, политологии, культурологи, правоведения, этики; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
умения находить нужную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; обобщать, систематизировать конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями.
Ценностно-мотивационной:
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, их значение в жизни человека и развития общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающий регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к оценке реальных социальных ситуаций;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности.
Трудовой:
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание трудовой деятельности для личности и общества.
Эстетической:
понимание специфики познания мира средствами искусства;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества.
Коммуникативной:
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
понимание языка массовой коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию, умение различать факты, аргументы;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповых работ, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации:
Текущий контроль знаний – проверка знаний обучающихся через опросы, самостоятельные и контрольные работы, зачеты и т.п. в рамках урока.
Отметка за устный ответ обучающегося заносится в классный журнал в день проведения урока. Отметка за письменную самостоятельную, контрольную, зачетную и т.п. работу выставляется в классный журнал к следующему уроку.
2. Промежуточный контроль знаний обучающихся Промежуточный контроль знаний – контроль результативности обучения школьника, осуществляемый по окончании четверти (полугодия) на основе результатов текущего контроля.
Промежуточный контроль проводится в соответствии с установленным годовым календарным учебным графиком.
3. Итоговая аттестация
Итоговая аттестация обучающихся проводится по окончании учебного года на основе итогов промежуточного контроля.
Обществознание. 5 класс. Электронное приложение к учебнику.
Наглядные пособия «Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации», «Государственные символы Российской Федерации».
УТВЕРЖДЕНО:
на заседании МО
Протокол № _______
«__» _________ 2014 г.
Тематическое планирование по Обществознанию с определение основных видов учебной деятельности обучающихся (5 класс)
№
Наименование разделов курса, тем уроков
Кол-во
часов
Характеристика основных видов деятельности обучающихся
Планируемые результаты
дата
коррекция
предметные
Метапредметные (УУД)
Личностные
(УУД)
Тема 1. О человеке. 17 часов.
1
Как первобытный человек стал разумным?
1
Формирование умений построения и реализации новых знаний: изучение содержание параграфа, работа с понятиями.
Объяснять, как происходило развитие первобытного человека в человека разумного современного вида. Характеризовать особенности познания человеком окружающего мира. Раскрыть значение труда в развитии человека. Формулировать, что такое способности человека и какие способности проявляли первобытные люди.
Приводить примеры из истории Древнего мира, как труд влиял на развитие человека. Использовать дополнительную литературу и ресурсы Интернета и формулировать собственное определение понятия «труд». Уметь составлять рассказы по рисункам.
Усвоить, что труд является основой развития человека, научиться уважать свой и чужой труд.
Понимать, что учение и развитие своих способностей важны не только для достижения личного успеха, но и для процветания своей страны в будущем.
Научиться оценивать свои знания, способности и поступки, ценить время, понимать его важность.
Научиться уважать людей старшего возраста.
Формировать непримиримое отношение к проявлению нечестности и обману.
Научиться беречь здоровье, вести здоровый образ жизни и избегать вредных привычек
2
Человек – часть природы и член общества.
1
Формирование у учащихся умения построения и реализаций новых заданий: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать понятие «природа». Описывать человека как часть природы. Описывать человеческие качества. Выделять биологические качества. Обосновывать огромное значение общения для развития ребенка. Оценивать роль учения в жизни человека.
Использовать знания курса «Окружающий мир», для иллюстрации природной среды, ее влияние на человека. Показывать на примерах основные виды занятий человека. Систематизировать знания о занятиях человека в табличной форме. Оценивать свои результаты в учении делать выводы.
3
Что такое «Я»?
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов. Систематизация пройденного материала в табличной форме.
Характеризовать внутренний мир человека. Описывать внешние качества человека, показывать как они связаны с внутренним миром. Выделять внутренние качества человека.
Приводить примеры внешних качеств человека. Находить информацию в различных источниках, приводить и сравнивать примеры, свидетельствующие о внутренних качествах человека. Корректировать свое поведение, сравнивать свои поступки с поступками других людей.
4
Как человек познает самого себя?
1
Формирование у учащихся умения построения и реализаций новых заданий: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать необходимость и важность познания человеком самого себя. Обосновывать, почему правильная оценка себя - это важное условие успеха и самореализации в жизни.
Описывать портрет своего «Я». Оценивать собственные качества, умения, поступки и дела, сравнивать их с другими людьми. Приводить примеры из жизни или находить информацию в других источниках о результатах познания человека и самого себя.
5
Возрастные периоды жизни человека.
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов. Систематизация пройденного материала в табличной форме.
Объяснять понятие «возрастные периоды». Называть и характеризовать основные периоды жизни человека. Объяснять, почему подростковый возраст считается опасным.
Находить информацию в различных источниках, в том числе Интернете, для поведения статистических исследований и сравнения данных, например продолжительности жизни человека в России и других странах.
6
Практикум № 1 по теме «О человеке»
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
7
Здоровье человека.
1
Формирование у учащихся умения построения и реализаций новых заданий: коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать смысл понятия «здоровье». Называть основные слагаемые здоровья человека. Характеризовать его составляющее. Характеризовать самовнушение как прием управления самим собой.
Приводить примеры здорового образы жизни. Оценивать свое отношение к здоровому образу жизни. Анализировать конкретные ситуации, в которых проявляется умение или неумение управлять собственными эмоциями.
8
Вредные привычки.
1
Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, самостоятельная работа с текстом.
Характеризовать вредные привычки. Называть их виды. Объяснять, от чего зависит безопасность жизни человека. Рассказывать о методах борьбы с вредными привычками.
Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления вредных привычек , их последствий, а также негативного отношения к ним в обществе. Корректировать собственное поведение для обеспечения безопасности своей жизни.
9
Вера и неверие
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов. Систематизация пройденного материала в табличной форме.
Характеризовать понятие «вера». Описывать, во что верит человек. Объяснять, почему вера помогает человеку в сложных ситуациях.
Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры как вера помогает человеку. Объяснять, почему вы верите или не верите в Бога, что это дает вам, в чем помогает.
10
Добро и зло.
1
Коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать добро и зло как нравственные категории. Объяснять, что отличает добрые дела. Описывать качества доброго человека
Показывать на конкретных примерах добрые и злые дела, поступки, описывать их последствия.
11
Что значит быть честным?
1
Коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать нравственные нормы как общие правила поведения в обществе. Сравнивать честные и нечестные поступки.
Оценивать собственное поведение с позиции нравственных норм. Приводить примеры из жизни честных поступков.
12
Практикум № 2 по теме «О человеке»
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
13
Что такое долг?
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов.
Характеризовать обязанности граждан по Конституции Р.Ф. Описывать в чем состоит долг родителей перед детьми, а так же долг детей перед родителями. Описывать обязанности ученика в школе.
Показывать на конкретных примерах, как люди выполняют конституционные обязанности. Описывать собственные обязанности в школе.
14
Что значит быть порядочным человеком?
1
Систематизация пройденного материала в табличной форме.
Называть качества, свойственные порядочному человеку. Объяснять, как связаны порядочность и мораль.
Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления человеком порядочности. Корректировать свое поведение.
15
Милосердие.
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов.
Характеризовать качества гуманного человека. Давать характеристику составляющих понятия «милосердие»: сочувствие, сопереживание, сострадание.
Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между моральными устоями человека и проявления им милосердия, стремлением прийти на помощь в трудную минуту.
16
Как стать добрым человеком?
1
Систематизация пройденного материала в табличной форме.
Формулировать качества, характеризующие доброго человека. Описывать условия, почему надо давать нравственные оценки своим и чужим поступкам.
Приводить примеры добрых поступков в повседневной жизни. Давать нравственную оценку своим поступкам, сравнивать ее с мнением других людей.
17
Практикум № 3 по теме «О человеке»
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
Тема 2. «Общение и окружение человека» - 8 часов.
18
Может ли жить человек в одиночестве?
1
Коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Объяснять, почему человек не может жить в одиночестве, почему людям необходимо общение. Характеризовать одиночество.
Показывать на конкретных примерах, как одиночество влияет на характер и жизнь человека. Проанализировать и проиллюстрировать примерами влияние общения на развитие ребенка.
Воспитывать активную позицию в общественной жизни школы и класса, страны.
Формировать заинтересованность к учебе собственными успехами в образовании.
Научиться жить в обществе, коллективе, семье; создавать и поддерживать хорошую атмосферу в классе и доме; достойно вести себя пи возникновении конфликтов.
Продолжать семейные традиции.
Соблюдать правила поведения в обществе, не нарушать нравственные нормы и законы.
19
Общение – большое умение.
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов. Систематизация пройденного материала в табличной форме.
Описывать стили общения: деловое, дружеское, семейное. Сравнивать особенности, цели и средства различных стилей общения. Объяснять смысл понятия «конфликт».
Показывать на конкретных примерах разные стили общения. Оценивать собственное умение общаться с людьми в разных ситуациях. Оценивать собственное поведение в межличностных конфликтах.
20
Человек и его семья.
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал
Описывать совместный труд семьи. Сравнивать особенности семей современных и существовавших в России ранее, городских и деревенских. Называть основной документ, регулирующей семейные отношения – Семейный кодекс Р.Ф.
Показывать на конкретных примерах взаимодействие, поддержку, общий труд и помощь в семье. Исследовать конфликтные ситуации в семье, выявлять причины их возникновения и пути разрешения.
21
Мама – самый дорогой человек.
Коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать и сравнивать роли женщины и мужчины в семье. Раскрывать основное предназначение родителей, их главные обязанности.
Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления любви матери к своему ребенку. Исследовать конкретные ситуации проявления гендерных ролей в семье.
22
Школа, образование
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов. Систематизация пройденного материала в табличной форме
Рассказывать о значении школы в судьбе каждого человека. Раскрывать роль школы в развитии ребенка. Описывать возможности личного развития, которые предоставляет образование.
Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры о значимости школы для человека. Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления связи между хорошей учебой в школе и возможностью человека реализовать себя в профессии в будущем и построить карьеру.
23
Что такое общество?
1
Коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Выделять и описывать основные признаки общества. Классифицировать и характеризовать сферы жизни общества.
.Использовать элементы причинно-следственного анализа для выявления взаимосвязи сфер общества между собой.
24
Каковы правила в жизни общества?
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов. Систематизация пройденного материала в табличной форме
Характеризовать нравственные нормы. Раскрывать влияние обычаев на формирование норм поведения людей в различных ситуациях. Рассказывать об основных правах и свободах человека, называть Основной Закон Р.Ф. – Конституцию Р.Ф.
Показывать на конкретных примерах нарушение или соблюдение людьми нравственных норм. Исследовать конкретные ситуации нарушения прав человека.
25
Практикум № 4 по теме «Общение и окружение человека»
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
Тема 3. «Наша Родина – Россия – Российская Федерация» - 5 часов.
26
Малая и большая Родина.
1
Анализ текста, выдвижение собственных выводов.
Характеризовать понятие «малая родина». Описывать свою малую родину.
Приводить примеры описания малой родины. Приводить из жизни, литературы, кинофильмов конкретные примеры проявления любви к своей Родине, Отчизне.
Воспитывать любовь к своей малой родине и своему Отечеству.
Формировать толерантное и терпимое отношение к людям разных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации.
Воспитывать уважение к государственным символам России, патриотизм, чувство гордости за свою Родину
27
Мы живем в России.
1
Формирование деятельностных способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания, самостоятельная работа с текстом.
Характеризовать Россию как многонациональное государство. Раскрывать особенности многонационального государства.
Приводить из литературы, кинофильмов конкретные примеры отношения к России русских писателей и поэтов. Использовать информацию из Интернета для раскрытия основных признаков многонационального государства.
28
Символы России: герб, флаг.
1
Систематизация пройденного материала в табличной форме
Описывать Государственный герб Р.Ф. Описывать государственный флаг Р.Ф, над какими зданиями он постоянно. Объяснять, когда и почему были приняты Федеральные законы о государственных символах России.
Приводить из литературы, кинофильмов конкретные примеры отношения солдат к своему знамени во время Великой Отечественной войны.
29
Символы России: Государственный гимн Р.Ф.
1
Коллективная работа с текстом и иллюстрациями учебника.
Характеризовать значение и роль государственного гимна для страны. Рассказать об истории государственных гимнов в России, о создании Государственного гимна Р.Ф., его авторах. Объяснять в каких случаях исполняется Государственный гимн Р.Ф.
Иллюстрировать примерами ситуации исполнения Государственного гимна Р.Ф. Продемонстрировать свое знание слов и музыки Государственного Гимна Р.Ф.
30
Обобщение и повторение по теме «Наша Родина – Россия – Российская федерация».
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
Тема 4. Обобщение и повторение – 4 часа
31
Обобщение и повторение по теме «О человеке».
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
32
Обобщение и повторение по теме «Общение и окружение человека».
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
33
Обобщение и повторение по теме «Наша Родина – Россия – Российская федерация».
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.
34
Обобщение и повторение по курсу «Обществознание
5 класс
1
Систематизировать и анализировать пройденный материал.
Показать свое умение вести дискуссию, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. Формулировать собственные выводы. Составлять рассказы по картинкам. Обсуждать и анализировать прочитанный текст.