Рабочая программа
по обществознанию
для 7 класса
1 час в неделю (всего 35 часов)
Составитель:
учитель истории и обществознания
Скидан Наталья Евгеньевна
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию для 7 класса разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и примерной программой по обществознанию 5-9 классы. (Примерные программы
по учебным предметам. Обществознание. 5-9 классы. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2011. – Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
общеобразовательных учреждений /А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. - М. : ООО «Русское слово», 2014. (ФГОС. Инновационная школа).
Е.А.Певцовой «Обществознание» /7 класс / И.С. Хромова. - М. : 000 «Русское слово», 2014.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей и задач:
социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации;
в подростковом возрасте, повышению уровня её духовно-нравственной, политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка;
уровню знаний о нём и доступной по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений, которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;
для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач
в области социальных отношений. Для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а также в семейно-бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Общая характеристика учебного предмета, курса
Примерная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел
«Обществознание») и задаёт перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования. «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и
об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук (социология, экономическая теория, политология, культурология, правоведение, этика, социальная психология), а также на знании философии. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание» , многоаспектность изучения его предмета - общественной жизни- обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание. как
учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях. «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших
классах.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования предмет «Обществознание» изучается с 5 по 9 класс. В учебном плане предусмотрено обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 175 ч. Общая недельная нагрузка в каждом году обучения составляет 1 час
В том числе:
в 5 классе — 35 ч. (1 час в неделю);
в 6 классе — 35 ч. (1 час в неделю);
в 7 классе — 35 ч. (1 час в неделю);
в 8 классе — 35 ч. (1 час в неделю);
в 9 классе — 35 ч. (1 час в неделю).
В 7 классе программа включает проведение:
контрольной работы – 2;
практической работы – 1;
тест – 3;
зачет – 1.
Предусмотрены такие виды контроля : входной, текущий, итоговый, тематический. Формы контроля следующие: тестирования, зачета, контрольной и практической работы, собеседования, защиты сообщений и презентаций, проектов, эссе. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с уставом общеобразовательного учреждения в форме тестирования или итоговой контрольной работы.
Новизной данной рабочей программы является распределение тем по обществознанию: шестиклассники рассматриваются как относительно самостоятельная ступень в подготовке обучающихся и в то же время как звено в развёртывании целостной и относительно завершённой, т. е. охватывающей все основные элементы, социальной картины мира. Учебный материал объединен одним вопросом: как устроен мир людей? Поиск ответа
на поставленные вопросы позволит сформировать у шестиклассников: умение анализировать простые системы, факты, явления и понятия; научиться оценивать в т.ч. неоднозначные общественные поступки с разных точек зрения; объяснять отличия своих оценок от других; приучать себя действовать в соответствии с выбранными ценностями, понимать последствия своих общественных поступков.
При изучении содержания курса по обществознанию необходимо опираться на знания учащихся по смежным учебным предметам, прежде всего истории, литературы. Межпредметные связи позволяют включать в учебный процесс исторические факты, литературные образы и, что особенно важно, обобщения, сформулированные при изучении тем различных учебных дисциплин, которое может проходить одновременно с изучением обществознания или опережать его. В свою очередь, обществоведческая подготовка вносит свой вклад при изучении других учебных предметов знания и представления о мире и человеке, о способах познания и изменения действительности, а также в выработку универсальных учебных действий.
Достижение поставленных целей, успешное овладение учебным содержанием данного предмета предполагает использование разнообразных средств и методов обучения.
В основной школе особое значение приобретают методы, помогающие раскрытию и конкретизации рассматриваемых понятий и положений. А так же связи обобщённых знаний
с личным социальным опытом (пусть пока и небольшим), с собственными наблюдениями и
с их уже сложившимися представлениями о социальной жизни и поведении людей
в обществе. Развитию у обучающихся готовности к правомерному и нравственно одобряемому поведению поможет реконструкция и анализ с позиций норм морали и права типичных социальных ситуаций, сложившихся практик поведения.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. её интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания
школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие её социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения,
одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Всё это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения. Избежать опасного в нравственном просвещении ригоризма и дидактизма помогает заложенная в предмете установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному
опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них - способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для её обработки; умение при менять полученные знания для решения не только учебных задач, но и реальных проблем
собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса
Личностные УУД | Метапредметные УУД |
Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД |
знать основные права и обязанности гражданина России; уважать историческое прошлое ЯНАО; самостоятельно оценить возможные последствия своих действий; выбирать как поступить, в том числе в неоднозначных ситуациях (моральные проблемы) и отвечать за свой выбор; проявлять интерес к участию в самодеятельных видах искусств, активно впитывать опыт и знания своих руководителей. | выделять время и силы для реализации своих интересов в общем объёме дел; проявлять инициативу, пунктуальность, использовать образцы подражания положительных примеров поведения; сознательно проявлять необходимые для выполнения работы позитивные волевые качества, осознавать причины своих затруднений; искать альтернативные варианты решения проблемы; решать познавательные задачи, достигая познавательной цели; осуществлять самостоятельно усвоенные способы действий; осознанно предугадывать правильное направление действия, уверенно использует усвоенную схему действий, осознанно контролировать процесс решения учебной задачи; оценивать свои возможности по выполнению учебного задания, свои возможности по оценке работы товарища, содержательно обосновывая своё суждение; самостоятельно определять проблемы и ставить учебные и жизненно- практические цели, планировать пути достижения целей, работать по плану, сверяясь с поставленной целью; определять последователь-ность промежуточных целей с учетом конечного результата; составлять план и последователь-ность действий; ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще неизвестно; принимать решение в проблемной ситуации; прогнозировать результат собственной деятельности | осознанно планировать свой перспективный круг чтения, владеть навыками рефлексивного чтения; работать с метафорами -понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов; логично излагать материал межпредметного характера, взятый из различных дисциплин, при раскрытии одного вопроса; применять средства наглядности (ТСО, записи, чертежи, зарисовки) во время ответа; рецензировать учебный материал, ответы одноклассников (целостно); уметь самостоятельно работать с литературными источниками как основой научного исследования; уметь критически осмысливать материал, представленный в литературном источнике; владеть навыками оценочной самостоятельности составлять целое из частей (синтез), в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, подводить под понятие, выводить следствия. | устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор; обнаруживать несоответствия знакомой ситуации общения и усвоенного способа общения. |
Предметные результаты
Семиклассник научится | Семиклассник сможет научиться |
• работать с разными источниками информации и владеть основными способами её обработки и презентации. | • самостоятельно изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. |
Регулирование поведения людей в обществе |
• использовать накопленные знания об основных социальных нормах и правилах регулирования общественных отношений, усвоенные способы познавательной, коммуникативной и практической деятельности для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей нравственного человека и достойного гражданина; • на основе полученных знаний о социальных нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • критически осмысливать информацию правового и морально-нравствен-ного характера, полученную из разнообразных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для определения собственной позиции по отношению к социальным нормам, для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению в системе морали и важнейших отраслей права, самореализа-ции, самоконтролю. | • использовать элементы причинно-следственного анализа для понимания влияния моральных устоев на развитие общества и человека; • моделировать несложные ситуации нарушения прав человека, конституционных прав и обязанностей граждан Российской Федерации и давать им моральную и правовую оценку; • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный вклад в их становление и развитие. |
Основы российского законодательства |
• на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку; • характеризовать и иллюстрировать примерами установленные законом права собственности; права и обязанности супругов, родителей и детей; права, обязанности и ответственность работника и работодателя; предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы защиты прав собственности и разрешения гражданско-правовых споров; • анализировать несложные практические ситуации, связанные с гражданскими, семейными, трудовыми правоотношениями; в предлагаемых модельных ситуациях определять признаки правонарушения, проступка, преступления; • объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической ответственности несовершеннолетних; • находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом. | • оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие; • осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами; • использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю. |
Содержание учебного предмета, курса
Современное общество (35 часов)
V. Регулирование людей в обществе (16 часов)
Социальные нормы и правила общественной жизни. Социальные нормы и повседневность. Общественные нравы, традиции и обычаи.
Общественное сознание и общественные ценности
Нормы и принципы морали. Добро и зло. Законы и правила нравственности.
Влияние моральных устоев на развитие общества и человека. Моральный выбор.
Нравственный закон внутри нас.
Право, его роль в регуляции жизни человека, общества и государства. Основные признаки права. Нормы права. Взаимосвязь морали и права.
Дееспособность и правоспособность человека.
Субъекты права
Основные права и свободы, их неотчуждаемость. Личные права, социально-экономические и культурные права, политические права и свободы
Почему права человека необходимо защищать. Пост уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.
Судебная защита прав человека в Российской Федерации. Европейская и Международная система защиты прав человека.
Российские и международные правозащитные организации
Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации.
Обязанность платить налоги.
Обязанность бережно относиться к природным богатствам.
Защита Отечества – долг и обязанность гражданина.
Правоохранительные органы Российской Федерации.
Судебная система Российской Федерации.
VI. Основы российского законодательства (16 часов)
Право собственности и предусмотренные гражданским правом Российской Федерации механизмы его защиты.
Гражданско-правовые споры.
Семейный кодекс Российской Федерации.
Условия заключения брака. Права и обязанности супругов, родителей и детей.
Расторжение брака. Защита прав и интересов детей, оставшихся без родителей
Трудовой кодекс Российской Федерации.
Права, обязанности и ответственность работника и работодателя.
Особенности положения несовершеннолетних в трудовых правоотношениях.
Правонарушение как основание юридической ответственности.
Презумпция невиновности. Виновность. Юридическая ответственность. преступление.
Правовое регулирование ответственности несовершеннолетних
Законодательное регулирование экономии ческой деятельности
Уроки повторения (3 часа)
Учебно-тематический план
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | В том числе |
контр. работа | практич. работа | тест | зачет |
Раздел V. Регулирование людей в обществе | 16 | |
1. | Урок систематизации знаний по теме «Мораль и ее нормы» | | | | 1 | |
2. | Урок систематизации знаний по теме «Особенности и виды правовых норм» | | | | | |
3. | Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу «Регулирование поведения человека в обществе» | | 1 | | | |
Раздел VI. Основы российского законодательства | 16 | |
| Урок систематизации знаний по теме «Право собственности и порядок его защиты» | | | | 1 | |
-
| Урок систематизации знаний по теме «Трудовые правоотношения», «Подросток в трудовых правоотношениях» | | | 1 | 1 | |
| Урок контроля, коррекции и оценки знаний по разделу «Основы российского законодательства» | | 1 | | | |
. | Итоговое повторение. | 3 | | | | 1 |
Итого: | | 2 | 2 | 2 | 1 |
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся (КТП. Приложение).
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
№ п/п | Для учителя | Для учащихся |
Обязательная |
| Обществознание: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений /А.И. Кравченко, Е.А. Певцова. 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2014 – 232 с.: ил. - (ФГОС. Инновационная школа). (Электронное приложение к учебнику). ISNB 978-5-91218-908-1 |
| Рабочая тетрадь по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 7 класс/ И.С. Хромова – 9-е изд. - М.: ООО «Русское слово- учебник», 2014. – 104 с. ISNB 978-5-91218-836-7 |
Дополнительная |
| Поздеев А.В., Биянова Е.Б. поурочные разработки по обществознанию: 7 класс. – М.: ВАКО, 2001. – 320 с. – (В помощь школьному учителю). ISNB 978-5-408-00249-8 | Интернет-ресурсы. |
| Контрольно-измерительные материалы. Обществознание. 7 класс/ Сост. А.В. Поздеев. – 2-е изд., перераб. – М.: ВАКО, 2013. – 112 с. – (Контрольно-измерительные материалы) ISNB 978-5-408-00910-7 | |
| Тесты по обществознанию к учебнику А.И.Кравченко, Е.А.Певцовой «Обществознание». 7 класс. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008. – 40 с. ISNB 978-5-9932-0105-4 | |
Интернет-ресурсы
Википедия. Свободная энциклопедия [электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/catalog/teacher/?&subject[]=33
Российский общеобразовательный портал[электронный ресурс]. – Режим доступа: http://music.edu.ru/
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов[электронный ресурс]. Режим доступа: http://fcior.edu.ru/catalog/meta/3/mc/discipline%2000/mi/4.13/p/page.html
http://www.president.kremlin.ru/ — Президент Российской Федерации.
http://www.socionet.ru — Соционет: информационное пространство по общественным наукам.
http: //www.gks.ru — Федеральная служба государственной статистики: базы данных, статистическая информация.
http://www.alleng.ru/edu/social2.htm — Образовательные ресурсы Интернета — обществознание. http://www.subscribe.ru/catalog/economics.education.eidos6social — Обществознание в школе (дистанционное обучение). http://www.fom.ru — Фонд общественного мнения (социологические исследования). http://www.ug.ru/ug_pril/gv_index.html — Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». http://www.be.economicus.ru — Основы экономики. Вводныйкурс. http://www.hpo.opg — Права человека в России. http://www.uznay-prezidenta.ru — Президент России — гражданам школьного возраста.
ЛИТЕРАТУРА
Методические пособия для учителя.
1. Биянова, Е. А. Поурочные планы по обществознанию. 7 класс : к учебно-методическому
комплекту А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой / Е. А. Биянова. - М. : ВАКО, 2008.
2. Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголю-
бов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. - М. : Дрофа, 2008.
3. История. Обществознание. 5-11 классы: внеклассные мероприятия / авт.-СОСТ. Л. Л. Ко-
чергина. - Волгоград: Учитель, 2009.
4. Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие с ди-
дактическими материалами для учителя / А. 10. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
5. Обществознание. 7 класс: поурочные планы по уч. А. И. Кравченко / авт.-СОСТ. Н. С. Кочетов
[и др.] - Волгоград: Учитель, 2007.
6. Обществознание. 5-11 классы: развернутое тематическое планирование по программе
А. И. Кравченко / авт.-СОСТ. Г. А. Борознина. - Волгоград: Учитель, 2010.
7. Обществознание. 6-11 классы: проектная деятельность учащихся / авт.-СОСТ. О. А. Севе-
рина. - Волгоград: Учитель, 2011.
8. Обществознание. При мерные программы по обществознанию : Федеральный компонент
государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. -
М. : Дрофа, 2008. - (Сборник нормативных документов).
9. Правовое воспитание школьников. 5-9 классы: конспекты занятий / авт.-СОСТ. О. В. Летне-
ва. - Волгоград: Учитель, 2006.
10. Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. :
Просвещение, 2010.
11. Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упраж-
нения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое
агентство, 1996.
12. Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи ... : методические разработки социально-
психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
13. Прутченков, А. С. Школа жизни: метод. разработки социально-психологического тренин-
га / А. С. Прутченков. - М. : Международная педагогическая академия, 1998.
14. Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы: календарно-
тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся / авт.-СОСТ. Т. А. Корне-
ва. - М. : Глобус, 2008.
15. Сорокина, Е. Н. Поурочные планы по обществознанию. 7 класс: по учебнику А. И. Крав-
ченко : методическое пособие / Е. Н. Сорокина. - М. : Глобус, 2007.
Дополнительная литература для учителя.
Гражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс об административных право нарушениях .
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса
Личностными результатами семиклассников, формируемыми при изучении предмета «Обществознание», являются:
умение оценивать на основе общечеловеческих и российских ценностей однозначные и неоднозначные поступки.
умение разрешать моральные противоречия.
умение объяснять оценки поступков с позиции общечеловеческих и российских гражданских ценностей.
умение осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (улучшения черт характера, постановка ближайших целей в учёбе и вне её в соответствии со своими интересами)
умение самостоятельно поддерживать мир и любовь в семье:
– не только принимать, но и проявлять любовь и заботу о своих близких, старших и младших.
– замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества (друзья, одноклассники, земляки),своего народа (национальности) и своей Родины.
Метапредметные результаты изучения предмета «Обществознание» в седьмом классе проявляются в:
умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных младшим подросткам;
овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе
с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.
Предметные результаты семиклассников состоят в следующем:
в познавательной сфере:
Самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи, состоящей из нескольких шагов.
Самостоятельно отбирать для решения предметных учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски.
Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски).
Осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта и представлением их в пространственно-графической или знаково-символической форме.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
в ценностно-ориентационной сфере:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей этнической идентичнос-ти;
уважение к другим народам России и мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;
уважение к личности и её достоинствам, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении;
в коммуникативной сфере:
использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику общества;
проводить несложные социологические исследования.
в эстетической сфере:
характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;
распознавать и различать явления духовной культуры;
описывать различные средства массовой информации;
находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;
видеть различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.