рабочая программа по обществознанию для 5-х классов ФГОС
Рабочая программа по обществознанию для 5-х классов ФГОС
Структура рабочей программы включает в себя следующие элементы:пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета, содержание учебного предмета, тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности, критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся, применительно к различным формам контроля знаний, планируемые результаты изучения учебного предмета, список литературы, календарно-тематическое планирование
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по обществознанию для 5-х классов ФГОС»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
Рассмотрено
Руководитель ШМО
______________
Г. Е. Шувалова
Протокол № 1
от «__» ________ 2015 г.
Согласовано
Заместитель директора
по УВР
_______________
Т.М. Патрушева
«__» _________ 2015 г.
Утверждено
Директор
МБОУ «СОШ №19»
_____________
И. А. Шевцова
«__» __________ 2015г.
Рабочая программа
по обществознанию
для 5 а, 5 б классов
Учитель: Назаркина Елена Александровна,
первая квалификационная категория
2015/2016 учебный год
Рабочая программа
по предмету «Обществознание», 5 класс
Пояснительная записка
Для разработки рабочей программы были использованы следующие материалы:
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 г. №1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897);
Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Тулуна «Средняя общеобразовательная школа № 19» (далее - МБОУ «СОШ №19»);
Учебный план МБОУ «СОШ №19» на 2015 – 2016 учебный год;
«Положение о рабочей программе учителя» (утверждено приказом директора МБОУ «СОШ № 19» от 13.01.2015 г № 2/2);
Рабочая программа по обществознанию (предметная линия учебников под редакцией Л. Н. Боголюбова) для 5-9 классов. Авторы: Л. Н. Боголюбов, Н. И. Городецкая… - М.: Просвещение, 2011 год
Рабочая программа конкретизирует содержание образовательного стандарта по данному предмету с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей школьников второй ступени. Программа способствует реализации целей и задач Основной образовательной программы МБОУ СОШ № 19.
Программа содержит распределение учебных часов по разделам курса.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;,
Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
Формированиеопыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, курс призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними. Каждая тема программы 5 класса разбита на 2 урока и предполагает выделение специальных уроков-практикумов, на которых учащиеся выполняют практические задания, развивают свои познавательные, коммуникативные умения, закрепляют на практике усвоенное содержание. Учебный план отводит на обществознание в 5 классе 1 ч в неделю, всего 35ч.
В рабочую программу внесены следующие изменения: « Вводный урок» объединён с темой « Загадка человека», урок-практикум по теме «Человек» включен в урок-практикум по теме «Семья», таким образом на тему «Человек» отводится 4 часа вместо 5 часов. На тему «Семья» вместо 5 часов отводится 7 часов из-за большого объёма материала, за счёт 2-х сэкономленных часов на теме «Человек»
Общая характеристика учебного предмета
«Обществознание» - учебный предмет, изучаемый в основной школе с 5 по 9 класс. Фундаментом курса являются научные знания об обществе и человеке. Обществознание изучает общественную жизнь многоаспектно, используя для этого комплекс общественных наук: философию, социологию, политологию, экономику, правоведение, социальную психологию, этику и культурологию. Это обуславливает специфику данного учебного предмета: его интерактивный характер, комплексное изучение современных социальных явлений и факторов и их влияние на жизнь человека.
Место и роль обществоведческого знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека.
Современное развитие, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к преподаванию в школе. Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по курсу должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни, поиску созидательных способов жизнедеятельности. Курс «Обществознание» даёт возможность подростку оценить себя как личность, найти свой путь, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде. Подросток приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.
Изучение обществознания в 5 классе опирается на курсы начальной школы «Окружающий мир» и «Основы религиозных культур и светской этики».
В 5 классе содержание курса носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков. На этом этапе необходимо обеспечить преемственность по отношению к курсу «Окружающий мир», изучаемому в начальной школе. Открывается курс темой «Человек», где рассматриваются важнейшие социальные свойства человека. Программа последовательно вводит ученика в расширяющийся круг социальных институтов: от самого близкого и эмоционально значимого – тема «Семья» и «Школа» через раскрытие важнейшей стороны человеческой жизни в теме «Труд» до самого общественно значимого – тема «Родина». Учащиеся расширяют круг сведений не только о важнейших социальных институтах и их общественном назначении, но и о качествах человека, проявляющихся во взаимодействии с ними.
Изучение обществознания в 5 классе направлено на достижение следующих целей:
1. Развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
2. Воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам: приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
3. Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.
4. Овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях.
5. Формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско - общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношений; семейно – бытовых отношений
Исходя из концептуальных подходов к современному обществоведческому образованию и особенностей учащихся отроческого (подросткового) возраста, предмет призван решить следующие задачи:
- создать содержательные и организационно - педагогические условия для усвоения подростками важных для становления личности элементов культуры (знаний, опыта практической и познавательной, коммуникативной, эмоционально-оценочной деятельности);
- способствовать усвоению на информационном, практическом и эмоциональном уровне идеалов и ценностей демократического общества (патриотизма, уважения гражданских прав и свобод, осознанного и ответственного выбора в условиях социальных альтернатив);
- помочь сориентироваться в основных этических и правовых нормах, в формировании рефлексивного отношения к правилам общежития, трудового и учебного взаимодействия, способствовать личностному самоопределению;
- содействовать освоению на информационном и эмпирическом уровне основных социальных ролей в пределах дееспособности личности в подростковом возрасте (член семьи, учащийся школы, труженик, собственник, потребитель, гражданин);
- обеспечить практическое владение способами получения адаптированной социальной информации из различных источников, включая анализ положения в своем регионе (городе, селе), рефлексию личного социального опыта, актуальной социальной практики, в том числе включенной в содержание курса;
- предоставить возможность учащимся существенно расширить активный словарь через включение в него основных обществоведческих терминов и понятий, которые могут быть освоены на уровне не ниже их распознавания (узнавания) и воспроизведения (называния), правильного употребления в различном контексте в процессе ориентировки в социальной информации;
- помочь формированию осведомленности и практическому освоению конструктивных способов учебной и социальной коммуникации, при котором достигается толерантное взаимоприятие партнера, гуманное поведение в социальных конфликтах;
- предоставить для практического освоения необходимую информацию о возможностях и особенностях получения образования, рефлексии своих склонностей, способностей и перспектив допрофессиональной подготовки.
Задача данной программы – закрепить и углубить эти знания на новом учебном материале, чтобы добиться свободного оперирования ими в познавательной и практической деятельности учащихся.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В учебном плане МБОУ «СОШ № 19» предмет «Обществознание» находится в предметной области «Общественно-научные предметы». На изучение обществознания в 5 классе отводится 1 час в неделю (35 учебные недель) – 35 часов за учебный год. 36 неделя отводится на проектно-исследовательскую деятельность.
Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностными результатами освоения обществознания пятиклассниками являются:
1. Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни общества;
2. Заинтересованность не только в личном успехе, но и в благополучии и процветании своей страны;
3. Ценностные ориентиры. Основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; необходимости поддержания гражданского мира и согласия; отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; стремление к укреплению исторически сложившегося государственного единства; признании равноправия народов, единства разнообразных культур; убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; осознании своей ответственности за страну перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания проявляются в:
1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
2. Умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
3. Способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
4. Овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
5. Умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельность на уроках и в доступной социальной практике, на:
- использование элементов причинно – следственного анализа;
- исследование несложных реальных связей и зависимостей;
- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления. Оценки объектов;
- поиск и извлечение нужной информации по заданной теме и адаптированных источниках различного типа;
- перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
- выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
- оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения. Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются:
1.Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности;
2. Умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источника; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку общественным явлениям с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
3. Понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
4. Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизм и гражданственность;
5. Понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
6. Понимание специфики познания мира средствами искусства в соответствии с другими способами познания;
7. Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения. Знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Человек. (4 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества. Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости. Практикум
Тема 2. Семья. (7 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы.
Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства. Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни. Практикум
Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования. Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс. Практикум
Тема 4. Труд (6ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве. Практикум
Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом. Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России. Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения. Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Практикум - 1 ч
Итоговый модуль (1 ч). Личностный опыт – социальный опыт. Значение курса в жизни каждого.
Тематическое планирование
№ п/п
Раздел,
тема
Формы
работы
ч
Характеристикадеятельности
Планируемые результаты
Форма
контроля
Предметные
УУД
1-2
Глава 1. Человек (4 часа)
Загадка человека
индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
2
Раскрывать на конкретных примерах цели и ценность человеческой жизни.
Характеризовать и конкретизировать конкретными примерами биологическое и социальное в природе человека. Сравнивать свойства человека и животных
Научатся: называть отличие человека от животного; работать с текстом учебника.
Получат возможность научиться: анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: осуществляют поиск необходимий информации; самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные: определяют цели и личностно значимую проблему урока; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров
Тестирование, устный опрос, проверочные работы
3-4
Отрочество- особая пора жизни
индивидуальная, фронтальная
2
Описывать отрочество как особую пору жизни. Раскрывать на конкретных примерах значение самостоятельности как показателя взрослости
Научатся: определять своё место среди сверстников и взрослых, понимать себя.
Получат возможность научиться: анализировать свои поступки, чувства, состояния, приобретаемый опыт; работать в группах и парах
Познавательные: воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; формулируют ответы на вопросы учителя; используют знаково-символические средства, в том числе схемы для решения задач
Коммуникативные: принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач
Регулятивные: планируют решение учебной задачи, выстраивают алгоритм действий; корректируют деятельность, вносят изменения в процесс с учетом возникших трудностей
5-6
Глава 2 «Семья» 7 часов
Семья и семейные отношения
индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
2
Показывать на конкретных примерах меры государственной поддержки семьи. Сравнивать двухпоколенные и трёхпоколенные семьи. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с отношениями в семье, типичными для разных стран и исторических периодов.
Выражать собственную точку зрения на значение семьи
Научатся: изучать историю своей семьи; определять её функции; характеризовать семейно-правовые отношения..
Получат возможность научиться: составлять генеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; самостоятельно выделяют и формулируют цель; составляют план и последовательность действий
Тестирование, проверочная работа, опрос
7-8
Семейное хозяйство
Индивидуальная, фронтальная
2
Характеризовать совместный труд членов семьи.
Сравнивать домашнее хозяйство городского и сельского жителя.
Описывать собственные обязанности в ведении семейного хозяйства
Научатся: характеризовать семейно-правовые отношения
Получат возможность научиться: анализировать важные признаки семьи, такие как совместный труд и ведение домашнего хозяйства; работать с текстом учебника; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: выделяют особенности и признаки объектов; приводят примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений
Коммуникативные взаимодействуют в ходе совместной работы, ведут диалог, участвуют в дискуссии; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала; принимают и сохраняют учебную задачу
9-10
Свободное время
Индивидуальная, фронтальная, групповая
2
Исследовать несложные практические ситуации, связанные с проведением подростками свободного времени. Описывать и оценивать собственные увлечения в контексте возможностей личностного развития. Характеризовать значимость здорового образа жизни
Научатся: организовывать своё свободное время
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами
Коммуникативные планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнёра, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнёром
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале
11
Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»
Индивидуальная, фронтальная
1
Научатся: организовывать своё свободное время, характеризовать семью как частичку общества, как первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы
Коммуникативные проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ( задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
12-13
Глава 3. « Школа» 6 часов
Образование в жизни человека»
Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
2
Исследовать несложные ситуации из жизни человека и общества, раскрывающие значимость образования в наше время и в прошлом.
Описывать ступени школьного образования
Научатся: определять мотивы обучения детей в школе
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознано и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
Тестирование, опрос, проверочная работа
14-15
Образование и самообразование
Индивидуальная, фронтальная
2
Характеризовать учёбу как основной труд школьника.
Опираясь на примеры из художественных произведений, выявлять позитивные результаты учения. С опорой на конкретные примеры характеризовать значение самообразования для человека. Оценивать собственное умение учиться и возможность его развития.
Выявлять возможности практического применения получаемых в школе знаний
Научатся: организовывать собственную учебную деятельность; познакомятся с формами самообразования.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
16
Одноклассники, сверстники, друзья
Индивидуальная, фронтальная, групповая, парная
1
Использовать элементы причинно-следственного анализа при характеристике социальных связей младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями.
Иллюстрировать примерами значимость товарищеской поддержки сверстников для человека.
Оценивать собственное умение общаться с одноклассниками и друзьями
Научатся: выстраивать свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: используют знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения познавательных задач.
Коммуникативные: аргументируют свою позицию и координируют её с позиции партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
:
17
Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа»
Индивидуальная, фронтальная
1
Научатся: организовывать своё свободное время; определять свои отношения с одноклассниками.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
18-19
Глава 4. «Труд».6 часов
Труд – основа жизни
Индивидуальная, фронтальная
2
Объяснять значение трудовой деятельности для личности и общества.
Характеризовать особенности труда как одного из основных видов деятельности человека.
Различать материальную и моральную оценку труда
Научатся: определять значение труда в жизни человека
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Тестирование, устный опрос, проверочные работы
20-21
Труд и творчество
Индивидуальная, фронтальная
2
Различать творчество и ремесло. Раскрывать признаки мастерства на примерах творений известных мастеров.
Научатся: определять значение труда в жизни человека
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблем различного характера;
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве; формулируют собственное мнение и позицию
Регулятивные: учитывают установленные правила в планировании и контроле способа решения; осуществляют пошаговый контроль
22-23
Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»
Индивидуальная, фронтальная
1
Научатся: организовывать свою трудовую деятельность; определять свои отношения с одноклассниками
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
24-25
Глава 5. « Родина». 10 часов Наша Родина – Россия.
Индивидуальная, фронтальная
2
Объяснять смысл понятия «субъект Российской Федерации»
Знать и называть статус субъекта Российской Федерации, в котором находится школа.
Характеризовать особенности России как многонационального государства.
Объяснять значение русского языка как государственного. Приводить примеры проявлений патриотизма
Научатся: определять понятие «Федерация», объяснять, что значит быть патриотом
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач
Коммуникативные: допускают возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентируется на позицию партнера в общении и взаимодействии.
Регулятивные: ставят учебную задачу; определяют последовательность промежуточных целей с учётом конечного результата; составляют план и последовательность действий.
Тестирование, устный опрос, проверочные работы
26-27
Государственные символы России
Индивидуальная, фронтальная
2
Описывать основные государственные символы Российской Федерации. Знать текст гимна РФ. Использовать дополнительные источники информации для создания коротких информационных материалов, посвященных государственным символам России.
Составлять собственные информационные материалы о Москве – столице России.
Научатся: определять государственные символы.
Получат возможность научиться:
Составлятьгенеалогическое древо; работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
28-29
Гражданин России
Индивидуальная, фронтальная
2
Объяснить и конкретизировать примерами смысл понятия «гражданин»
Называть и иллюстрировать примерами основные права граждан РФ.
Приводить примеры добросовестного выполнения гражданских обязанностей.
Приводить примеры и давать оценку проявлениям гражданственности, представленным в СМИ
Научатся: определять права и обязанности граждан РФ.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: выбирают наиболее эффективные способы решения задач; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности.
Коммуникативные: договариваются о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Регулятивные: адекватно воспринимают предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей
30-31
Мы – многонациональный народ
Индивидуальная, фронтальная
2
Характеризовать и конкретизировать примерами этнические и национальные различия.
Показывать на конкретных примерах исторического прошлого и современной жизни российского общества проявления толерантного отношения к людям разных национальностей
Научатся: с уважением относиться к образу жизни и культуре разных народов
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют проблему урока; самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы
Коммуникативные проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач ( задают вопросы, формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество)
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем
32-33
Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина»
Индивидуальная, фронтальная
2
Научатся: определять права и обязанности граждан РФ.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать таблицы; решать логические задачи; высказывать собственное мнение, суждения
Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера
Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения различных коммуникативных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане
34-35
Человек и общество (применение знаний и умений (защита проектов))
Индивидуальная, фронтальная
2
Научатся: проводить простейшие исследования, интервьюировать родителей, бабушек и дедушек, создавать иллюстративный текст или электронную презентацию на заданную тему; выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами.
Получат возможность научиться: обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения задач
Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действия
Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков учащихся
Критерии оценки устного ответа:
глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко).
Критерии оценки работы на уроке:
активное участие учащегося в процессе урока и безошибочное выполнение заданий оценивается пятью баллами;
активное участие в процессе урока с допущением каких-либо ошибок в процессе выполнения задания - четырьмя;
неуверенное участие в процессе урока и отсутствие самостоятельной активности – тремя баллами;
полное отсутствие активности - отметка «2»;
Критерии оценки тестового задания:
75-100% - отлично «5»;
60-74% - хорошо «4»
50-59% - удовлетворительно «3»;
менее 50% - неудовлетворительно «2»;
Критерии оценки сообщения или проекта:
глубокий, самостоятельный, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика, оценивается пятью баллами;
привлечение дополнительного материала, неуверенный ответ - четырьмя;
выполнена работа в письменном виде, отсутствие ответа, при этом ответы на дополнительные вопросы – тремя баллами;
полное отсутствие работы - отметка «2»;
Критерии выведения четвертных и годовых оценок:
Отметка «5» выводится при выполнении следующих требований:
- активная и правильная работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий в виде сообщений и проектов
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «4» выводится при выполнении следующих требований:
- активная, но иногда с ошибками работа учащегося на уроке;
- выполнение дополнительных заданий по желанию;
- высокий уровень знания базового материала;
Отметка «3» выводится при выполнении следующих требований:
- отсутствие самостоятельной активности на уроке;
- отсутствие выполнения дополнительных заданий;
- низкий уровень знания базового материала;
Планируемые результаты изучения учебного предмета
В результате изучения обществознания ученик должен Знать/понимать
социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми;
сущность общества как формы совместной деятельности людей;
характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;
содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения.
Уметь
описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни);
приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах
оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека
осуществлятьпоиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения; самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки и т.п.).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах; нравственной оценки конкретных поступков людей; осознанного выполнения гражданских обязанностей первичного анализа и использования социальной информации; сознательного неприятия антиобщественного поведения.
Перечень учебно-методического обеспечения
Книгопечатная продукция
Боголюбов Л.Н., Л. Ф. Иванова обществознание, 5 класс, М.: Просвещение, 2013.
3. http://www.teacher.syktsu.ru/05/index_pri Статьи журнала "Преподавание истории и обществознания в школе", посвященные вопросам методики преподавания.
4. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов
Буйволова И. Ю. Обществознание 5 класс, рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Боголюбова Л. Н. Ивановой Л. Ф.-Волгоград, 2013
Кравченко А.И. "Тесты по обществознанию». -М.: Русское слово, 2010 .
Кравченко А.И. Задачник по обществознанию-М.: Русское слово, 2009.
Список литературы для учащихся:
1. "Обществознание в вопросах и ответах", пособие-репетитор, под ред. О.С.Белокрыловой, Ростов, 2009.
Календарно-тематическое планирование уроков
по обществознанию
Классы: 5 а, б
Учитель: Назаркина Елена Александровна
Количество часов:
всего 35 часов; в неделю1 часа
Плановых контрольных уроков: 7 часов
№
Тема урока
Дата
Корректировка
1.
Загадка человека
08.09
2.
Загадка человека
15.09
3.
Отрочество – особая пора жизни
22.09
4.
Отрочество – особая пора жизни
29.09
5.
Семья и семейные отношения
06.10
6.
Семья и семейные отношения
13.10
7.
Семейное хозяйство
20.10
8.
Семейное хозяйство
27.10
9
Свободное время
10.11
10
Свободное время
17.11
11
Обобщение и систематизация знаний по теме «Семья»
24.11
12
Образование в жизни человека
01.12.
13
Образование в жизни человека
08.12
14
Образование и самообразование
15.12
15
Образование и самообразование
22.12
16
Одноклассники, сверстники, друзья
12.01
17
Обобщение и систематизация знаний по теме «Школа»
19.01
18
Труд- основа жизни
26.01
19
Труд- основа жизни
02.02
20
Труд и творчество
09.02
21
Труд и творчество
16.02
22
Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»
01.03
23
Обобщение и систематизация знаний по теме «Труд»
15.03
24
Наша Родина – Россия
22.03
25
Наша Родина – Россия
05.04
26
Государственные символы России
12.04
27
Государственные символы России
19.04
28
Гражданин России
26.04
29
Гражданин России
03.05
30
Мы – многонациональный народ
10.05
31
Мы – многонациональный народ
17.05
32
Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина»
24.05
33
Обобщение и систематизация знаний по теме «Родина»
31.05
34
Человек и общество ( применение знаний и умений (защита проектов))
35
Человек и общество ( применение знаний и умений (защита проектов))