kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» 9 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса и расчитана на 17 часов.

Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» 9 класс»

МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Международное гуманитар­ное право» предназначена для изучения учащимися 9 класса, рас­считана на 17 часов.

Международное Гуманитарное право (МГГГ) является отрас­лью международного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направлен­ных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением Правил, ограничи­вающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, яв­ляющихся прямым следствием международных и внутренних воо­руженных конфликтов. Эти нормы направлены на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, граждан­ского населения, медицинского и духовного Персонала. В мире, где имеют место региональные конфликты, необходимо знать правовые нормы, защищающие жизнь и достоинство человека.

Данный курс актуален сейчас потому, что Россией взят курс на гуманизацию идей образования, призван создать у учеников бо­лее завершенное» полное представление об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципах гуманности. Учащиеся должны получить знания об ос­новополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооружен­ных конфликтов. Программа реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), познаватель­ный и прикладной (алгоритмизированный) компоненты. Исходя из этих задач формируется система работы по данному курсу. По­этапно и систематически ведется работа по формированию соци­альных умений и навыков с опорой на собственный опыт учащихся. Идет обучение исследовательской работе, работе в парах, индивидуально, выполнение работ по заданному алгоритму, твор­ческие работы.

Особенность данного курса в том, что он углубляет знания учащихся, удовлетворяет интерес старшеклассников в освоении основ общественных наук, необходимых для будущего профессио­нального образования и самообразования.

Цели курса:

- содействие становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на сущест­вующие общественные и национальные проблемы;

- формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.

Задачи курса:

- воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;

- формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;

- развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.


Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля






Лек­ции

Прак­тичес­кие заня­тия

Се­мина­ры















История Международного гуманитарного права в России и за рубежом


3




1. Предпосылки воз­никновения и сущность МГП

1

Тест

2. Изучение историче­ских источников

1

Тестирование, опорный конспект

3. Анри Дюнан - человек-легенда

1

Исторический диктант, сообщения по теме занятия







Источники Международного гуманитарно­го права


1

4. Основные источники МГП, «Экспедиции в про­шлое»

1

Тестовые задания, понятийный диктант




Принципы Международного гуманитарно­го права


1

5. По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация»

1


















Основные нормы Международного гуманитарного права


3




6. Особая защита детей во время вооруженного конфликта

1

Тестирование


7. «Самые уязвимые»

1

8. «Картинная галерея»

1

Тесты на соответст­вие

9. Методы и средства ведения войны

1

1

Анализ литературного текста

Международные зна­ки, символы, эмблемы


1

10 . Международные знаки защиты


1

Тест на умение применять знаки













Право и ответственность


1

11 . Правомерность выбора средств в достижении целей. Какой ценой?

1

Тесты, проблемные задания с предложенной ситуацией

12 Каждый выбирает сам

1

Тестовые задания, проблемные задания



























Россия в системе современных международных отношений

1




13. Толерантность со­временного общества

1

Написание «синквейна» , тесты, символические рисунки







Международная за­щита прав человека

1


14 . Международная за­щита прав человека и ответственность за их нарушение (Декларация прав че­ловека и гражданина, Конвенции прав ребенка)

1

Изучение норматив­ных документов, на­писание творческих работ








Учимся строить отношения

3

.

15. Защита прав челове­ка в России

1

Сообщения

16. Права ребенка в со­временном обществе

1

Сообщение, реферат

17.. История моей семьи на карте истории Роди­ны

1

Защита творческих работ, реферата, плаката, эмблемы, альбома

Итоговое повторение

1


Игры, тестовые задания, решение логических задач, диагности­ка знаний и умений :

Итого: 17 часов.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

(3 часа)

1. Предпосылки возникновения и сущность МГП.

Лекция, просмотр видеофильма.

Цель: ознакомить учащихся с понятием МГП, его местом в правовом поле международного права, ознакомить учащихся с историей МГП, его особенностью и необходимостью для современного общества

Основные понятия: международный и немеждународный вооруженный конфликт, гуманность, гуманитарный, страдание и сострадание, правило, правила, ограничение, ответственность.

Форма контроля: тест, сочинение-рассуждение «Почему необходимо изучать МГП в современных условиях».

2. Изучение исторических источников.

Практическое занятие.

Цель: изучение исторических источников по проблеме необходимости следования принципам гуманности.

Основные знания: изучение исторических источников, мнения писателей, ученых, историков, общественных и культур­ах деятелей.

Форма контроля: опорный конспект, тестирование.


3. Анри Дюнан - человек-легенда.

Семинарское занятие.

Цель: показать влияние личности на общественное мнение.

Основные понятия: уважение, честь, индивидуаль­ность, личность, достоинство.

Форма контроля: исторический диктант, сообщения по теме занятия.


ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

(1 час)

Основные источники МГП. «Экспедиции в прошлое».

Практическое занятие.

Цель: показать целостность исторических источников по соблюдению нормативно-правовых актов МГП, формировать умение выявлять в художественном, историческом, публицистическом тексте факты, фрагменты и идеи, которые можно проанализировать исходя из основополагающих!,

принципов и норм МГП и приводить к ним комментарии, опираясь на положения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Основные понятия: Женевские конвенции, Гаагская конференция, Дополнительные протоколы, нормативные акты.

Основные умения: комментарии текстов с позиции МГП, правильность и полнота комментариев.

Форма контроля: задания с тестами, содержащие пред­намеренные ошибки «Страничка из задачника», понятийный диктант.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

(1 час)

По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуа­ция». Практическое занятие.

Цель: изучить принципы МГП, рассмотреть их действие в различных жизненных ситуациях, формировать умения участников анализировать ситуации исходя из принципов и норм МГП.

Основные умения: систематизировать знания о воен­ном и гражданском объекте, разрешенные и запрещенные дейст­вия, защита культурных ценностей и т. д.

Основные понятия: катастрофа, стихийное бедст­вие, конфликт, экстремальный, последствия, страдания, щадить, защита, помощь.


ОСНОВНЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (3 часа)

Особая защита детей во время вооруженного конфликта.

Семинарское занятие.

Цель: показать действие правового поля дня защиты детей во время вооруженного конфликта.

Основные умения: знать основные нормы междуна­родного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения.

Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.

Этический компонент: детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые послед­ствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во вре­мя войны продиктовано соображениями гуманности.


«Самые уязвимые».

Семинарское занятие.

Цель: показать действие правового поля для защиты детей во время водруженного конфликта на примере литературных про­изведений (привести хотя бы один пример), а также показать зна­чимость норм МГП для защиты детей.

Основные умения: знать основные нормы междуна­родного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения, уметь работать с художественным текстом и проводить его комплексный анализ в соответствии с нормами и правилами МГП.

Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.


«Картинная галерея».

Семинар-игра.

Цель: формировать умение учеников иллюстрировать принципы, термины и нормы МГП, обращаясь к сюжетам извест­ных картин, анализировать содержание картин, опираясь на автор­ский замысел художника; приводить комментарии в соответствии с принципами МГП к картинам военной тематики.

Основные умения: уметь обосновать ответ в соответ­ствии с конкретными принципами, нормами МГП, обратившись к выбранным вами репродукциям, уметь самим иллюстрировать символами и тематическими рисунками нормы и правила МГП.


МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

(1час)

Семинарское занятие

Цель: показать важность ограничения методов и средств для ведения военных действий.

Формы контроля: анализ лите­ратурного текста и нормативных документов.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ, ЭМБЛЕМЫ (1час)

Практическое занятие.


«Международные знаки защиты».

Цель: формирование знаний о международных знаках за­щиты, формирование знаний о международных знаках за­щиты, формирование умения извлекать необходимую информацию одновременно из ряда источников (текст, графическое изображе­ние, фотография), распознавать знаки, сравнивать, классифициро­вать, сопоставлять объекты, которые имеют право на защиту со­гласно нормам МГП и не подлежат этой защите.

Основные умения: решать ситуационные задачи, со­держащие информацию о Международных отличительных защит­ных знаках, систематизация материала, написа­ние опорного конспекта, умение подбирать информацию в соответствии с изображенным знаком и символом, уметь по памяти изображать защитные знаки (узнавание знака), выделять лица и объекты, находящиеся под защитой знаков и соотносить конкрет­ные знаки с соответствующими категориями лиц и объектов.

Основные понятия: знаки защиты.


ПРАВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(1 час)

Какой ценой? Каждый выбирает сам.

Семинарское занятие.

Цель: ответственность за выбор в достижении целей и формирование понимания, что в случае войны выбор методов и средств ведения военных действий не является неограниченным.

Основные умения: систематизировать и обобщать не­упорядоченную правовую информацию, уметь работать с различ­ными видами тестовых заданий, выявлять преднамеренно сделан­ные ошибки.

Форма контроля: тестирование, проблемные задания с предложенной ситуацией.


Этический компонент: необходимо, чтобы избирае­мые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальной конфликтной ситуации.

РОССИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1 час)

Толерантность современного общества.

Семинар-практикум.

Цель: показать многоаспектность понятий .«толерантность», ее проявление в различных жизненных ситуациях.

Основные умения: формирование чувства ответствен­ности.

Основные понятия: толерантность, толерантная личность.

Форма контроля: тесты, обзорные задания творческого характера (синквейн), символические рисунки.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение. (Декларация прав человека и гражданина в Конвенции прав ребенка)

Семинар.

Цель: показать значимость соблюдения прав человека в любых ситуациях.

Основные понятия: права человека, международные нормы, защита, соблюдение прав, Конвенция прав человека, Декла­рация прав человека и гражданина.

Форма контроля: написание творческих работ, изучение нормативных документов.

УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ (3 часа)

Защита прав человека в России.

Семинар.

Цель: формировать понятие «права человека» и понятие «защита прав» в современном обществе.

Основные понятия: выбор, ответственность, свобо­да, гражданская позиция, права человека.

Формы контроля: сообщения.

Права ребенка в современном обществе.

Практическое занятие.

Цель: формировать понятие «права ребенка» и понятие «защита прав» в современном обществе.

Основные понятия: выбор, ответственность, свобо­да, гражданская позиция, права человека, права ребенка.

Формы контроля: чтение рефератов, сообщений.

История моей семьи на карте истории Родины.

Семинар-практикум.

Цель: формировать приемы исследовательской работы, приемы самостоятельного определения целей и алгоритма исследо­вательской и творческой работы.

Формы контроля: защита творческих работ: реферата, плаката, эмблемы, памятки, альбома.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)







ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь. - М, 1997.

2. Вишневский, В. С. Дневник военных лет. - М.: Советская Россия,; 1979.

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обу­чения / под ред. С. Шехтера, И. Н. Вознесенской при участии А. Иоффе. - Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». - М., 1998.

4. Давид, Э. Принципы вооруженных конфликтов: курс лекций для" юридического факультета. - М.: МККК, 2000. - С. 37-47.

5. Декларация прав человека.

6. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительный протокол к ним. - М.: МККК, 1997.

7. Конвенция прав ребенка.

8. Международные движения Красного Креста и Красного Полуме­сяца: сборник уставов и др. документов. - М.: МККК, 1995.

9. Пикте, Ж. Развитие и принципы МГП. - М.: МККК, 1995.

10. Технология подготовки и проведения конкурса по международ­ному гуманитарному праву для старшеклассников. - М.: МККК, 2004.

11. Тихомиров, М. В., Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопе­дия.-М., 2001.

12. Томан, И. Россия. Красный Крест (1917-1945). - М.: МККК, 1998.-С. 11-

13. Уголовный кодекс РФ.

14. Этика: Энциклопедический словарь / под ред Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М., 2001.

Рекомендуемая художественная литература для учащихся

1. Айтматов, Ч. И дольше века длится день. .

2. Алексеев, С. Цинковые мальчики.

3. Бредбери, Р. Улыбка. ' ,. '

4. Гюго, В. Отверженные.

5. Екимова, Б. Ночь исцеления.

6. Искандер, Ф. Возмездие.

7. Некрасов, В. В окопах Сталинграда.

8. Сергеев-Ценский, С. Первая русская сестра.

9. Тургенев, И. Памяти Ю. П. Вревской.

10. Шекли, Р. Абсолютное оружие.

11. Шолохов, М. Судьба человека.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» 9 класс

Автор: Шпакова Галина Михайловна

Дата: 27.03.2021

Номер свидетельства: 576886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Элективный курс "МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО""
    ["seo_title"] => string(49) "eliektivnyikursmiezhdunarodnoiegumanitarnoiepravo"
    ["file_id"] => string(6) "267796"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450458077"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс "Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-konstitutsiia-rossiiskoi-fiedieratsii-v-voprosakh-i-otvietakh"
    ["file_id"] => string(6) "239043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444699442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая  программа по элективному курсу "Правоведение" 10 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-eliektivnomu-kursu-pravoviedieniie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112899"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408976485"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства