Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» 9 класс»
МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» предназначена для изучения учащимися 9 класса, рассчитана на 17 часов.
Международное Гуманитарное право (МГГГ) является отраслью международного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением Правил, ограничивающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, являющихся прямым следствием международных и внутренних вооруженных конфликтов. Эти нормы направлены на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, гражданского населения, медицинского и духовного Персонала. В мире, где имеют место региональные конфликты, необходимо знать правовые нормы, защищающие жизнь и достоинство человека.
Данный курс актуален сейчас потому, что Россией взят курс на гуманизацию идей образования, призван создать у учеников более завершенное» полное представление об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципах гуманности. Учащиеся должны получить знания об основополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. Программа реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), познавательный и прикладной (алгоритмизированный) компоненты. Исходя из этих задач формируется система работы по данному курсу. Поэтапно и систематически ведется работа по формированию социальных умений и навыков с опорой на собственный опыт учащихся. Идет обучение исследовательской работе, работе в парах, индивидуально, выполнение работ по заданному алгоритму, творческие работы.
Особенность данного курса в том, что он углубляет знания учащихся, удовлетворяет интерес старшеклассников в освоении основ общественных наук, необходимых для будущего профессионального образования и самообразования.
Цели курса:
- содействие становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на существующие общественные и национальные проблемы;
- формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.
Задачи курса:
- воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;
- формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;
- развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.
Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем курса
Всего часов
В том числе
Формы контроля
Лекции
Практические занятия
Семинары
История Международного гуманитарного права в России и за рубежом
3
1. Предпосылки возникновения и сущность МГП
1
Тест
2. Изучение исторических источников
1
Тестирование, опорный конспект
3. Анри Дюнан - человек-легенда
1
Исторический диктант, сообщения по теме занятия
Источники Международного гуманитарного права
1
4. Основные источники МГП, «Экспедиции в прошлое»
1
Тестовые задания, понятийный диктант
Принципы Международного гуманитарного права
1
5. По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация»
1
Основные нормы Международного гуманитарного права
3
6. Особая защита детей во время вооруженного конфликта
1
Тестирование
7. «Самые уязвимые»
1
8. «Картинная галерея»
1
Тесты на соответствие
9. Методы и средства ведения войны
1
1
Анализ литературного текста
Международные знаки, символы, эмблемы
1
10 . Международные знаки защиты
1
Тест на умение применять знаки
Право и ответственность
1
11 . Правомерность выбора средств в достижении целей. Какой ценой?
1
Тесты, проблемные задания с предложенной ситуацией
12 Каждый выбирает сам
1
Тестовые задания, проблемные задания
Россия в системе современных международных отношений
14 . Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение (Декларация прав человека и гражданина, Конвенции прав ребенка)
1
Изучение нормативных документов, написание творческих работ
Учимся строить отношения
3
.
15. Защита прав человека в России
1
Сообщения
16. Права ребенка в современном обществе
1
Сообщение, реферат
17.. История моей семьи на карте истории Родины
1
Защита творческих работ, реферата, плаката, эмблемы, альбома
Итоговое повторение
1
Игры, тестовые задания, решение логических задач, диагностика знаний и умений :
Итого: 17 часов.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
(3 часа)
1. Предпосылки возникновения и сущность МГП.
Лекция, просмотр видеофильма.
Цель: ознакомить учащихся с понятием МГП, его местом в правовом поле международного права, ознакомить учащихся с историей МГП, его особенностью и необходимостью для современного общества
Основные понятия: международный и немеждународный вооруженный конфликт, гуманность, гуманитарный, страдание и сострадание, правило, правила, ограничение, ответственность.
Форма контроля: тест, сочинение-рассуждение «Почему необходимо изучать МГП в современных условиях».
2. Изучение исторических источников.
Практическое занятие.
Цель: изучение исторических источников по проблеме необходимости следования принципам гуманности.
Основные знания: изучение исторических источников, мнения писателей, ученых, историков, общественных и культурах деятелей.
Форма контроля: опорный конспект, тестирование.
3. Анри Дюнан - человек-легенда.
Семинарское занятие.
Цель: показать влияние личности на общественное мнение.
Основные понятия: уважение, честь, индивидуальность, личность, достоинство.
Форма контроля: исторический диктант, сообщения по теме занятия.
ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
(1 час)
Основные источники МГП. «Экспедиции в прошлое».
Практическое занятие.
Цель: показать целостность исторических источников по соблюдению нормативно-правовых актов МГП, формировать умение выявлять в художественном, историческом, публицистическом тексте факты, фрагменты и идеи, которые можно проанализировать исходя из основополагающих!,
принципов и норм МГП и приводить к ним комментарии, опираясь на положения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.
Основные понятия: Женевские конвенции, Гаагская конференция, Дополнительные протоколы, нормативные акты.
Основные умения: комментарии текстов с позиции МГП, правильность и полнота комментариев.
Форма контроля: задания с тестами, содержащие преднамеренные ошибки «Страничка из задачника», понятийный диктант.
ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА
(1 час)
По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация». Практическое занятие.
Цель: изучить принципы МГП, рассмотреть их действие в различных жизненных ситуациях, формировать умения участников анализировать ситуации исходя из принципов и норм МГП.
Основные умения: систематизировать знания о военном и гражданском объекте, разрешенные и запрещенные действия, защита культурных ценностей и т. д.
ОСНОВНЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (3 часа)
Особая защита детей во время вооруженного конфликта.
Семинарское занятие.
Цель: показать действие правового поля дня защиты детей во время вооруженного конфликта.
Основные умения: знать основные нормы международного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения.
Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.
Этический компонент: детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые последствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во время войны продиктовано соображениями гуманности.
«Самые уязвимые».
Семинарское занятие.
Цель: показать действие правового поля для защиты детей во время водруженного конфликта на примере литературных произведений (привести хотя бы один пример), а также показать значимость норм МГП для защиты детей.
Основные умения: знать основные нормы международного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения, уметь работать с художественным текстом и проводить его комплексный анализ в соответствии с нормами и правилами МГП.
Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.
«Картинная галерея».
Семинар-игра.
Цель: формировать умение учеников иллюстрировать принципы, термины и нормы МГП, обращаясь к сюжетам известных картин, анализировать содержание картин, опираясь на авторский замысел художника; приводить комментарии в соответствии с принципами МГП к картинам военной тематики.
Основные умения: уметь обосновать ответ в соответствии с конкретными принципами, нормами МГП, обратившись к выбранным вами репродукциям, уметь самим иллюстрировать символами и тематическими рисунками нормы и правила МГП.
МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ
(1час)
Семинарское занятие
Цель: показать важность ограничения методов и средств для ведения военных действий.
Формы контроля: анализ литературного текста и нормативных документов.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ, ЭМБЛЕМЫ (1час)
Практическое занятие.
«Международные знаки защиты».
Цель: формирование знаний о международных знаках защиты, формирование знаний о международных знаках защиты, формирование умения извлекать необходимую информацию одновременно из ряда источников (текст, графическое изображение, фотография), распознавать знаки, сравнивать, классифицировать, сопоставлять объекты, которые имеют право на защиту согласно нормам МГП и не подлежат этой защите.
Основные умения: решать ситуационные задачи, содержащие информацию о Международных отличительных защитных знаках, систематизация материала, написание опорного конспекта, умение подбирать информацию в соответствии с изображенным знаком и символом, уметь по памяти изображать защитные знаки (узнавание знака), выделять лица и объекты, находящиеся под защитой знаков и соотносить конкретные знаки с соответствующими категориями лиц и объектов.
Основные понятия: знаки защиты.
ПРАВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
(1 час)
Какой ценой? Каждый выбирает сам.
Семинарское занятие.
Цель: ответственность за выбор в достижении целей и формирование понимания, что в случае войны выбор методов и средств ведения военных действий не является неограниченным.
Основные умения: систематизировать и обобщать неупорядоченную правовую информацию, уметь работать с различными видами тестовых заданий, выявлять преднамеренно сделанные ошибки.
Форма контроля: тестирование, проблемные задания с предложенной ситуацией.
Этический компонент: необходимо, чтобы избираемые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальной конфликтной ситуации.
РОССИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1 час)
Толерантность современного общества.
Семинар-практикум.
Цель: показать многоаспектность понятий .«толерантность», ее проявление в различных жизненных ситуациях.
Основные умения: формирование чувства ответственности.
Основные понятия: толерантность, толерантная личность.
Форма контроля: тесты, обзорные задания творческого характера (синквейн), символические рисунки.
МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1 час)
Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение. (Декларация прав человека и гражданина в Конвенции прав ребенка)
Семинар.
Цель: показать значимость соблюдения прав человека в любых ситуациях.
Основные понятия: права человека, международные нормы, защита, соблюдение прав, Конвенция прав человека, Декларация прав человека и гражданина.
Форма контроля: написание творческих работ, изучение нормативных документов.
УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ (3 часа)
Защита прав человека в России.
Семинар.
Цель: формировать понятие «права человека» и понятие «защита прав» в современном обществе.
Основные понятия: выбор, ответственность, свобода, гражданская позиция, права человека.
Формы контроля: сообщения.
Права ребенка в современном обществе.
Практическое занятие.
Цель: формировать понятие «права ребенка» и понятие «защита прав» в современном обществе.
Основные понятия: выбор, ответственность, свобода, гражданская позиция, права человека, права ребенка.
Формы контроля: чтение рефератов, сообщений.
История моей семьи на карте истории Родины.
Семинар-практикум.
Цель: формировать приемы исследовательской работы, приемы самостоятельного определения целей и алгоритма исследовательской и творческой работы.
Формы контроля: защита творческих работ: реферата, плаката, эмблемы, памятки, альбома.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)
ЛИТЕРАТУРА
1. Большой энциклопедический словарь. - М, 1997.
2. Вишневский, В. С. Дневник военных лет. - М.: Советская Россия,; 1979.
3. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения / под ред. С. Шехтера, И. Н. Вознесенской при участии А. Иоффе. - Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». - М., 1998.
4. Давид, Э. Принципы вооруженных конфликтов: курс лекций для" юридического факультета. - М.: МККК, 2000. - С. 37-47.
5. Декларация прав человека.
6. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительный протокол к ним. - М.: МККК, 1997.
7. Конвенция прав ребенка.
8. Международные движения Красного Креста и Красного Полумесяца: сборник уставов и др. документов. - М.: МККК, 1995.
9. Пикте, Ж. Развитие и принципы МГП. - М.: МККК, 1995.
10. Технология подготовки и проведения конкурса по международному гуманитарному праву для старшеклассников. - М.: МККК, 2004.
11. Тихомиров, М. В., Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопедия.-М., 2001.
12. Томан, И. Россия. Красный Крест (1917-1945). - М.: МККК, 1998.-С. 11-
13. Уголовный кодекс РФ.
14. Этика: Энциклопедический словарь / под ред Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М., 2001.
Рекомендуемая художественная литература для учащихся