kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Элективный курс "МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа элективного курса «Международное гуманитар­ное право» предназначена для изучения учащимися 9 класса, рас­считана на 17 часов.

Международное Гуманитарное право (МГГГ) является отрас­лью международного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направлен­ных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением Правил, ограничи­вающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, яв­ляющихся прямым следствием международных и внутренних воо­руженных конфликтов. Эти нормы направлены на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, граждан­ского населения, медицинского и духовного Персонала. В мире, где имеют место региональные конфликты, необходимо знать правовые нормы, защищающие жизнь и достоинство человека.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО"»

Элективный курс


МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Программа элективного курса «Международное гуманитар­ное право» предназначена для изучения учащимися 9 класса, рас­считана на 17 часов.

Международное Гуманитарное право (МГГГ) является отрас­лью международного права. Оно представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направлен­ных на ограничение последствий вооруженных конфликтов. МГП соединяет в себе правовые и нравственные начала, ориентировано на нравственные нормы и ценности, на сострадание, помощь, защиту. Оно является систематизированным выражением Правил, ограничи­вающих чрезмерное насилие в период вооруженных конфликтов. Его нормы предназначены для решения гуманитарных проблем, яв­ляющихся прямым следствием международных и внутренних воо­руженных конфликтов. Эти нормы направлены на защиту раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных, граждан­ского населения, медицинского и духовного Персонала. В мире, где имеют место региональные конфликты, необходимо знать правовые нормы, защищающие жизнь и достоинство человека.

Данный курс актуален сейчас потому, что Россией взят курс на гуманизацию идей образования, призван создать у учеников бо­лее завершенное» полное представление об основных понятиях и нормах международного гуманитарного права, основанных на принципах гуманности. Учащиеся должны получить знания об ос­новополагающих принципах и нормах международного гуманитарного права, направленных на ограничение последствий вооружен­ных конфликтов. Программа реализуется в системе, включающей в себя мотивационный (ценностно-ориентированный), познаватель­ный и прикладной (алгоритмизированный) компоненты. Исходя из этих задач формируется система работы по данному курсу. По­этапно и систематически ведется работа по формированию соци­альных умений и навыков с опорой на собственный опыт учащихся. Идет обучение исследовательской работе, работе в парах, индивидуально, выполнение работ по заданному алгоритму, твор­ческие работы.

Особенность данного курса в том, что он углубляет знания учащихся, удовлетворяет интерес старшеклассников в освоении основ общественных наук, необходимых для будущего профессио­нального образования и самообразования.

Цели курса:

- содействие становлению системы нравственных ценностей, духовно-нравственной культуры, свободной, саморазвивающейся личности, терпимой к разнообразию взглядов и мнений на сущест­вующие общественные и национальные проблемы;

- формирование умения применять полученные знания для определения собственной позиции в общественно-политической жизни, для решения познавательных и практических задач.

Задачи курса:

- воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, толерантности;

- формирование у учащихся обобщенных знаний о человеке и обществе, об отношении к другим людям, обществу, государству, а также о нормах, регулирующих эти отношения;

- развитие умения получать необходимую информацию из разнообразных источников.


Содержание программы предоставляет возможность помимо формирования общеучебных умений на основе специфического обществоведческого материала развивать у учащихся специальные умения и навыки.







УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



Название тем курса

Всего часов

В том числе

Формы контроля






Лек­ции

Прак­тичес­кие заня­тия

Се­мина­ры















История Международного гуманитарного права в России и за рубежом


3




1. Предпосылки воз­никновения и сущность МГП

1

Тест

2. Изучение историче­ских источников

1

Тестирование, опорный конспект

3. Анри Дюнан - человек-легенда

1

Исторический диктант, сообщения по теме занятия







Источники Международного гуманитарно­го права


1

4. Основные источники МГП, «Экспедиции в про­шлое»

1

Тестовые задания, понятийный диктант




Принципы Международного гуманитарно­го права


1

5. По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуация»

1


















Основные нормы Международного гуманитарного права


3




6. Особая защита детей во время вооруженного конфликта

1

Тестирование


7. «Самые уязвимые»

1

8. «Картинная галерея»

1

Тесты на соответст­вие

9. Методы и средства ведения войны

1

1

Анализ литературного текста

Международные зна­ки, символы, эмблемы


1

10 . Международные знаки защиты


1

Тест на умение применять знаки













Право и ответственность


1

11 . Правомерность выбора средств в достижении целей. Какой ценой?

1

Тесты, проблемные задания с предложенной ситуацией

12 Каждый выбирает сам

1

Тестовые задания, проблемные задания



























Россия в системе современных международных отношений

1




13. Толерантность со­временного общества

1

Написание «синквейна» , тесты, символические рисунки







Международная за­щита прав человека

1


14 . Международная за­щита прав человека и ответственность за их нарушение (Декларация прав че­ловека и гражданина, Конвенции прав ребенка)

1

Изучение норматив­ных документов, на­писание творческих работ








Учимся строить отношения

3

.

15. Защита прав челове­ка в России

1

Сообщения

16. Права ребенка в со­временном обществе

1

Сообщение, реферат

17.. История моей семьи на карте истории Роди­ны

1

Защита творческих работ, реферата, плаката, эмблемы, альбома

Итоговое повторение

1


Игры, тестовые задания, решение логических задач, диагности­ка знаний и умений :

Итого: 17 часов.











СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

(3 часа)

1. Предпосылки возникновения и сущность МГП.

Лекция, просмотр видеофильма.

Цель: ознакомить учащихся с понятием МГП, его местом в правовом поле международного права, ознакомить учащихся с историей МГП, его особенностью и необходимостью для современного общества

Основные понятия: международный и немеждународный вооруженный конфликт, гуманность, гуманитарный, страдание и сострадание, правило, правила, ограничение, ответственность.

Форма контроля: тест, сочинение-рассуждение «Почему необходимо изучать МГП в современных условиях».

2. Изучение исторических источников.

Практическое занятие.

Цель: изучение исторических источников по проблеме необходимости следования принципам гуманности.

Основные знания: изучение исторических источников, мнения писателей, ученых, историков, общественных и культур­ах деятелей.

Форма контроля: опорный конспект, тестирование.


3. Анри Дюнан - человек-легенда.

Семинарское занятие.

Цель: показать влияние личности на общественное мнение.

Основные понятия: уважение, честь, индивидуаль­ность, личность, достоинство.

Форма контроля: исторический диктант, сообщения по теме занятия.


ИСТОЧНИКИ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

(1 час)

Основные источники МГП. «Экспедиции в прошлое».

Практическое занятие.

Цель: показать целостность исторических источников по соблюдению нормативно-правовых актов МГП, формировать умение выявлять в художественном, историческом, публицистическом тексте факты, фрагменты и идеи, которые можно проанализировать исходя из основополагающих!,

принципов и норм МГП и приводить к ним комментарии, опираясь на положения Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Основные понятия: Женевские конвенции, Гаагская конференция, Дополнительные протоколы, нормативные акты.

Основные умения: комментарии текстов с позиции МГП, правильность и полнота комментариев.

Форма контроля: задания с тестами, содержащие пред­намеренные ошибки «Страничка из задачника», понятийный диктант.

ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА

(1 час)

По принципу гуманности. «Вот такая сложилась ситуа­ция». Практическое занятие.

Цель: изучить принципы МГП, рассмотреть их действие в различных жизненных ситуациях, формировать умения участников анализировать ситуации исходя из принципов и норм МГП.

Основные умения: систематизировать знания о воен­ном и гражданском объекте, разрешенные и запрещенные дейст­вия, защита культурных ценностей и т. д.

Основные понятия: катастрофа, стихийное бедст­вие, конфликт, экстремальный, последствия, страдания, щадить, защита, помощь.


ОСНОВНЫЕ НОРМЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ГУМАНИТАРНОГО ПРАВА (3 часа)

Особая защита детей во время вооруженного конфликта.

Семинарское занятие.

Цель: показать действие правового поля дня защиты детей во время вооруженного конфликта.

Основные умения: знать основные нормы междуна­родного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения.

Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.

Этический компонент: детям всегда необходимы особые внимание и забота. В ситуации вооруженного конфликта они особенно уязвимы, так как могут испытывать тяжелые послед­ствия наравне со взрослыми. Уменьшение страданий детей во вре­мя войны продиктовано соображениями гуманности.


«Самые уязвимые».

Семинарское занятие.

Цель: показать действие правового поля для защиты детей во время водруженного конфликта на примере литературных про­изведений (привести хотя бы один пример), а также показать зна­чимость норм МГП для защиты детей.

Основные умения: знать основные нормы междуна­родного гуманитарного права по защите детей как особо уязвимой части гражданского населения, уметь работать с художественным текстом и проводить его комплексный анализ в соответствии с нормами и правилами МГП.

Основные понятия: дети как наиболее уязвимая часть гражданского населения.


«Картинная галерея».

Семинар-игра.

Цель: формировать умение учеников иллюстрировать принципы, термины и нормы МГП, обращаясь к сюжетам извест­ных картин, анализировать содержание картин, опираясь на автор­ский замысел художника; приводить комментарии в соответствии с принципами МГП к картинам военной тематики.

Основные умения: уметь обосновать ответ в соответ­ствии с конкретными принципами, нормами МГП, обратившись к выбранным вами репродукциям, уметь самим иллюстрировать символами и тематическими рисунками нормы и правила МГП.


МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ВЕДЕНИЯ ВОЙНЫ

(1час)

Семинарское занятие

Цель: показать важность ограничения методов и средств для ведения военных действий.

Формы контроля: анализ лите­ратурного текста и нормативных документов.


МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЗНАКИ, СИМВОЛЫ, ЭМБЛЕМЫ (1час)

Практическое занятие.


«Международные знаки защиты».

Цель: формирование знаний о международных знаках за­щиты, формирование знаний о международных знаках за­щиты, формирование умения извлекать необходимую информацию одновременно из ряда источников (текст, графическое изображе­ние, фотография), распознавать знаки, сравнивать, классифициро­вать, сопоставлять объекты, которые имеют право на защиту со­гласно нормам МГП и не подлежат этой защите.

Основные умения: решать ситуационные задачи, со­держащие информацию о Международных отличительных защит­ных знаках, систематизация материала, написа­ние опорного конспекта, умение подбирать информацию в соответствии с изображенным знаком и символом, уметь по памяти изображать защитные знаки (узнавание знака), выделять лица и объекты, находящиеся под защитой знаков и соотносить конкрет­ные знаки с соответствующими категориями лиц и объектов.

Основные понятия: знаки защиты.


ПРАВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

(1 час)

Какой ценой? Каждый выбирает сам.

Семинарское занятие.

Цель: ответственность за выбор в достижении целей и формирование понимания, что в случае войны выбор методов и средств ведения военных действий не является неограниченным.

Основные умения: систематизировать и обобщать не­упорядоченную правовую информацию, уметь работать с различ­ными видами тестовых заданий, выявлять преднамеренно сделан­ные ошибки.

Форма контроля: тестирование, проблемные задания с предложенной ситуацией.


Этический компонент: необходимо, чтобы избирае­мые средства были соразмерны достигаемой цели. Соразмерность цели и средств, избираемых для ее достижения, особенно важна в экстремальной конфликтной ситуации.

РОССИЯ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ (1 час)

Толерантность современного общества.

Семинар-практикум.

Цель: показать многоаспектность понятий .«толерантность», ее проявление в различных жизненных ситуациях.

Основные умения: формирование чувства ответствен­ности.

Основные понятия: толерантность, толерантная личность.

Форма контроля: тесты, обзорные задания творческого характера (синквейн), символические рисунки.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА (1 час)

Международная защита прав человека и ответственность за их нарушение. (Декларация прав человека и гражданина в Конвенции прав ребенка)

Семинар.

Цель: показать значимость соблюдения прав человека в любых ситуациях.

Основные понятия: права человека, международные нормы, защита, соблюдение прав, Конвенция прав человека, Декла­рация прав человека и гражданина.

Форма контроля: написание творческих работ, изучение нормативных документов.

УЧИМСЯ СТРОИТЬ ОТНОШЕНИЯ (3 часа)

Защита прав человека в России.

Семинар.

Цель: формировать понятие «права человека» и понятие «защита прав» в современном обществе.

Основные понятия: выбор, ответственность, свобо­да, гражданская позиция, права человека.

Формы контроля: сообщения.

Права ребенка в современном обществе.

Практическое занятие.

Цель: формировать понятие «права ребенка» и понятие «защита прав» в современном обществе.

Основные понятия: выбор, ответственность, свобо­да, гражданская позиция, права человека, права ребенка.

Формы контроля: чтение рефератов, сообщений.

История моей семьи на карте истории Родины.

Семинар-практикум.

Цель: формировать приемы исследовательской работы, приемы самостоятельного определения целей и алгоритма исследо­вательской и творческой работы.

Формы контроля: защита творческих работ: реферата, плаката, эмблемы, памятки, альбома.

ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (1 час)







ЛИТЕРАТУРА

1. Большой энциклопедический словарь. - М, 1997.

2. Вишневский, В. С. Дневник военных лет. - М.: Советская Россия,; 1979.

3. Гражданское образование: содержание и активные методы обу­чения / под ред. С. Шехтера, И. Н. Вознесенской при участии А. Иоффе. - Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование». - М., 1998.

4. Давид, Э. Принципы вооруженных конфликтов: курс лекций для" юридического факультета. - М.: МККК, 2000. - С. 37-47.

5. Декларация прав человека.

6. Женевские конвенции от 12 августа 1949 г. и Дополнительный протокол к ним. - М.: МККК, 1997.

7. Конвенция прав ребенка.

8. Международные движения Красного Креста и Красного Полуме­сяца: сборник уставов и др. документов. - М.: МККК, 1995.

9. Пикте, Ж. Развитие и принципы МГП. - М.: МККК, 1995.

10. Технология подготовки и проведения конкурса по международ­ному гуманитарному праву для старшеклассников. - М.: МККК, 2004.

11. Тихомиров, М. В., Тихомирова, Л. В. Юридическая энциклопе­дия.-М., 2001.

12. Томан, И. Россия. Красный Крест (1917-1945). - М.: МККК, 1998.-С. 11-

13. Уголовный кодекс РФ.

14. Этика: Энциклопедический словарь / под ред Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М., 2001.

Рекомендуемая художественная литература для учащихся

1. Айтматов, Ч. И дольше века длится день. .

2. Алексеев, С. Цинковые мальчики.

3. Бредбери, Р. Улыбка. ' ,. '

4. Гюго, В. Отверженные.

5. Екимова, Б. Ночь исцеления.

6. Искандер, Ф. Возмездие.

7. Некрасов, В. В окопах Сталинграда.

8. Сергеев-Ценский, С. Первая русская сестра.

9. Тургенев, И. Памяти Ю. П. Вревской.

10. Шекли, Р. Абсолютное оружие.

11. Шолохов, М. Судьба человека.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Элективный курс "МЕЖДУНАРОДНОЕ ГУМАНИТАРНОЕ ПРАВО"

Автор: Шпакова Галина Михайловна

Дата: 18.12.2015

Номер свидетельства: 267796

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Программа элективного курса «Международное гуманитарное право» 9 класс"
    ["seo_title"] => string(69) "programma_elektivnogo_kursa_mezhdunarodnoe_gumanitarnoe_pravo_9_klass"
    ["file_id"] => string(6) "576886"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1616838275"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Элективный курс "Конституция Российской Федерации в вопросах и ответах" "
    ["seo_title"] => string(78) "eliektivnyi-kurs-konstitutsiia-rossiiskoi-fiedieratsii-v-voprosakh-i-otvietakh"
    ["file_id"] => string(6) "239043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444699442"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая  программа по элективному курсу "Правоведение" 10 класс "
    ["seo_title"] => string(67) "rabochaia-proghramma-po-eliektivnomu-kursu-pravoviedieniie-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112899"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408976485"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства